Астронет: Г.С. Яхно Содержание и методика проведения практических работ и моделирование астрономических явлений в курсе астрономии средней школы http://variable-stars.ru/db/msg/1173351/chapter12.html |
<< Предыдущая |
1.2. Состояние материальной базы для проведения практических занятий по астрономии.
Немаловажную роль играет в правильной постановке обучения астрономии, а особенно в организации наблюдений и других практических работ, наличие в школах определенного минимума астрономического оборудования. Проведенный в 1964 году анкетный опрос через Горьковский областной институт усовершенствования учителей позволяет сделать и по этому вопросу вполне определенный вывод.
Из 50 средних школ, приславших свои ответы, 16 совсем не имеют никаких оптических средств для астрономических наблюдений, а 4 школы располагают только биноклями. Следовательно, около 40% опрошенных школ не имеют телескопов. То же подтверждает и анкетный опрос выпускников школ, поступивших на 1 курс пединститута. Из 125 человек около половины ответило, что у них в школе телескопа нет. Не получили пока распространения и теодолиты, крайне необходимые школам для целого ряда практических работ по астрономии. Их всего в указанных юколах оказалось только 6. Имеющиеся в школах другие угломерные приборы (типа школьной астролябии) по словам самих руководителей школ и учителей астрономии, подписавших анкеты, почти не используются.
Как известно, много полезного оборудования для практических занятий по астрономии может быть установлено на астрономической или совмещенной астрономо-географической площадке. Но из тех же 50 школ только 10 имеют географические площадки с некоторым астрономическим оборудованием (гномон, ось мира, солнечные часы и др.). По результатам опроса выпускников школ число географических площадок составляет и того менее, около 10% к числу школ. И ни в одной школе нет комплексной астрономо-географической площадки-вышки с астрономической обсерваторией, типовой проект которой еще в 1958 году по эскизам Н.К. Семакина, А.Д. Могилко и др. [129] разработан Гипропросом и принят Министерством просвещения РСФСР. Как видно, хорошая идея создания школьных обсерваторий была положена под сукно и не получила своего практического воплощения. А жаль! Эти небольшие обсерватории, которые можно было оборудовать хотя бы в школах-новостройках, были бы не только учебными площадками, но и могли служить культурно-просветительными центрами как на селе, так и в городе. Известно, с каким интересом относится молодежь (да и не только молодежь) к телескопическим наблюдениям неба. Сколько было бы рассеяно ложных представлений об окружающем нас мире и на сколько упрочились бы знания наших школьников.
Здесь уместно указать на постановку астрономических наблюдений в некоторых зарубежных странах, например, в Чехословакии и Германской Демократической Республике. По программе у них специальных часов на наблюдения не предусматривается, однако эту работу школы с успехом проводят на так называемых народных обсерваториях, имеющих широкое распространение в этих странах и оснащенных довольно совершенными телескопами (рефракторы с объективом до 200 мм., рефлекторы с диаметром зеркала до 600 мм.). Как правило, наблюдения на этих обсерваториях школы проводят во внеурочное время, не опасаясь перегрузки школьников или трудностей с посещением вечерних занятий. Хорошо известно, что также занятия ученики посещают с удовольствием и относятся к ним с повышенным интересом. Да и кому из молодых пытливых умов не захочется своими глазами увидеть соседний с нами мир - Луну, Марс, Венеру или ближайшую к нам звездную систему?
Поскольку в большинстве школ оборудования для астрономических наблюдений нет, то и практические занятия в них фактически не проводятся. В 22 школах из 50, (т.е. в 44% школ) по словам самих учителей астрономии, "никаких наблюдений и практических работ не проводилось". Только 6 человек написали, что проводят наблюдения в соответствии с требованиями программы (это 12% от общего числа школ!). Остальные 44% опрошенных указали, что они проводили только некоторые наблюдения, например, наблюдение звездного неба невооруженным глазом, или наблюдение Луны и планет, или проведение полуденной линии и ориентирование по небесным светилам и т.д. Еще более низкий процент школ, где проводились хоть какие-то практические занятия по астрономии, дает опрос выпускников. Из 125 человек ответили положительно на этот вопрос только 17, т.е. 14%.
<< Предыдущая |