Астронет: В. Г. Сурдин/ГАИШ Звездные войны http://variable-stars.ru/db/msg/1173134/ch5.html |
<< Системы поиска целей | Оглавление | Аббревиатуры | Транспортные системы >>
ВОЙНА СУПЕРКОМПЬЮТЕРОВ?
Может показаться, что с передачей функций управления оружием от человека к ЭВМ надежность системы в целом возрастает. Это не совсем так. Возрастает быстродействие и точность системы, но сохраняется ее надежность, связанная с тем, что программированием современных ЭВМ занимаются люди. К тому же жизненно важные для человека как биологического вида функции нашего мозга зарезервированы в нем с огромной избыточностью (понятие о гуманности, материнский инстинкт не исчезают даже при полной потере памяти), но при программировании ЭВМ такая избыточность никогда не используется.
Программное обеспечение космической системы ПРО будет содержать от 10 до 100 млн. строк (в терминах языка Фортран) [18, 43]. В то время как для повышения надежности материальной части ЭВМ существуют специальные методы (дублирование элементов, самоконтроль, корректирующие коды), для повышения надежности математического обеспечения ЭВМ есть лишь один способ - полномасштабные испытания во всех возможных ситуациях. Ясно, что такие испытания для системы ПРО невозможны: чтобы узнать поведение противника, необходимо начать войну. Практически подобные испытания невозможны даже для более скромных систем, поэтому ошибки программирования обходятся иногда очень дорого. Достаточно вспомнить обстоятельства гибели английского эсминца "Шеффилд" во время фолклендского конфликта. Согласно одному из сообщений об этом случае, установленные на корабле радислокационные системы обнаружения были запрограммированы таким образом, что ракеты типа "Экзосет" они принимали за "свои", поскольку такие ракеты состояли на вооружении в Великобритании [13]. Не менее поучителен пример гибели межпланетного аппарата НАСА "Марс Климат Орбитер" в сентябре 1999 г., слишком углубившегося в атмосферу Марса при проведении аэродинамического торможения: причиной этого послужила ошибка интернациональной команды программистов, использовавших в одной части программы в качестве единицы длины километры, в другой ее части - мили.
Ошибочное срабатывание крупных стратегических систем, связанное с неверным программированием, удавалось до сих пор предотвращать. Например, 3 июня 1980 г. система НОРАД выдала ложное сообщение, что. на США движутся советские ракеты. В результате были приведены в повышенную готовность стратегические бомбардировщики с ядерным оружием на борту, запущены их двигатели, заняли свои места в кабинах члены экипажа [3]. Виной ошибки была неисправность компьютера, которую не учли разработчики программного обеспечения. Особенно опасно, что такие ошибки происходят все чаще. У той же системы НОРАД число сбоев возрасло с 25 за первую половину 1978 г. почти до 250 за первую половину 1983 г. [22]. Причину этого нетрудно понять.
Если в первые годы "ядерной эры" средства нападения были однотипными и сравнительно легко отождествимыми (тяжелые бомбардировщики и мощные МБР), то сейчас они стали чрезвычайно разнообразными и изощренными (ракеты различных типов, самолеты любого веса, крылатые ракеты, ядерная артиллерия, а в перспективе возможны "космические мины", наземные мобильные носители и т. п.). Поэтому порог дискриминации, т. е. граница между носителями ядерного оружия: и всеми иными подвижными объектами, постоянно понижается, и соответственно уменьшается устойчивость военно-стратегического равновесия. Понижение порога дискриминации выражается в увеличении числа ложных срабатываний в системах раннего обнаружения.
Но ведь предотвращали ошибочные решения ЭВМ до сих пор люди, время реакции у которых (минуты) было короче подлетного времени ракет (десятки минут). В случае же перспективной системы космической ПРО перехват ракет должен производиться на активном участке их полета, длительность которого может быть сокращена до 100 с. В этом случае вмешательство человека исключается, и ошибочное решение ЭВМ об "ответном ударе" в действительности может стать решением о начале третьей мировой войны.
<< Системы поиска целей | Оглавление | Аббревиатуры | Тосмические транспортные >>