Astronet Астронет: Станислав Михаль/НиТ Часы. От гномона до атомных часов
http://variable-stars.ru/db/msg/1172786/chp.htm
С.Михаль "Часы. От гномона до атомных часов", Знание/НиТ
<< Титульный лист | Оглавление | Солнечные часы >>

Предисловие

Предлагаемая читателю книга чешского инженера, известного автора книг о часах Станислава Михаля посвящена истории часов и приборов измерения времени – одной из основных физических величин.

Время наряду с пространством составляет сущность нашего мира, образует арену общественно-исторической деятельности людей, является основным предметом их познания. С осознанием понятия времени связаны такие глубокие личные переживания каждого человека, как осознание безвозвратности прошлого, мимолетности настоящего, непознаваемости будущего. Наши возможности движения и изменения, воспитания и развития, размеры утраченных нами или открывающихся перед нами возможностей, весь тот опыт, из которого в конечном счете состоит наша жизнь, тесно связаны со временем.

Так же как человек не может освободиться от времени или управлять им, он не может жить, действовать, развиваться – быть человеком без ориентации во времени, без синхронизации своего поведения с изменениями окружающей среды, с поведением других людей и иных объектов. Показательно, что природа, создавшая человека, скупо отбирая в процессе естественного отбора лишь то, что необходимо для его существования и развития, снабдила его, как и большинство других живых организмов, специальным биологическим механизмом для ориентировочной интуитивной оценки времени – так называемыми биологическими часами.

Несовершенство этих естественных часов заставило человека придумывать и создавать искусственные устройства, более эффективно выполняющие функции измерения времени, – различные часы и другие приборы времени.

Мы все что-то знаем о часах. Почти у каждого современного человека, с детских лет окруженного различными образцами часовой техники и с годами неизбежно познающего какие-то отдельные факты их истории, применения, устройства и т.п., как правило, в конце концов складывается о часах более глубокое представление, чем первое расхожее мнение о них, как об удобных бытовых приборах, позволяющих упорядочить, а иногда и украсить нашу жизнь. Однако за исключением специалистов мы имеем обычно лишь некоторое общее представление о часах как о первых измерительных устройствах, сыгравших заметную роль в истории материальной культуры человечества, в развитии искусств и ремесел.

Нам мало что известно о их выдающейся роли в возникновении и развитии не только таких важных отраслей техники, как точная механика и прецизионное приборостроение, но и всего современного станочного производства, ведущего свою историю от первого делительного устройства и токарного станка часовых дел мастера XVIII в., об их роли в становлении таких научных дисциплин, как механика, теория колебаний и теория автоматического регулирования, об их роли в создании навигационных устройств, начавших "эпоху великих географических открытий".

Мало кто знает, что часы являются сегодня самым массовым измерительным прибором – их годовое производство в мире превышает 300 млн штук, а измерение времени – самым массовым измерением: ежедневно на земном шаре производится несколько десятков миллиардов таких измерений. Кроме того, измерение времени является в наши дни и самым точным видом измерений: предельная точность измерения времени определяется сейчас немыслимо малой величиной – погрешностью порядка $1\cdot 10^{-11}\;$\% или 1 с за 300 тыс. лет. Даже обычные бытовые часы с погрешностью 20 с в сутки ($\approx 0.02\;$\%) сравнимы по точности с образцовыми измерительными приборами в других видах измерений, например в электроизмерениях.

Еще менее известна вторая, столь же фундаментальная сторона часовой техники, уходящая своими корнями в ту же глубокую историю и имеющая столь же важное и всестороннее значение в наши дни – использование часов в качестве средств программно-временного управления.

Действительно, роль часов в истории автоматики и автоматического управления носит, даже формально, основополагающий характер. Сам термин "автомат", заимствованный из греческого языка и означающий дословно "самодвижущееся устройство", был введен впервые в XVIII в. для обозначения движущихся механических игрушек, управляемых по определенной временной программе часовым механизмом. Так, еще в середине прошлого века в энциклопедическом словаре автоматами назывались "...такие машины, которые подражают произвольным движениям и действиям одушевленных существ. В частности, называют андроидом машину, производящую движения, похожие на человеческие". Последнее наименование (андроид) возникло от имени популярных швейцарских часовщиков того времени Пьера-Жака Дро и его сына Анри, прославившихся изготовлением наиболее сложных и эффективных автоматических часовых игрушек такого рода, состоящих подчас из групп людей и животных, весьма точно воспроизводящих целые сцены: люди читают, играют на музыкальных инструментах, пишут несколько фраз, собаки бегают и лают и т.п. (наглядное представление о таких устройствах дают, например, известные часы "Павлин" в ленинградском Эрмитаже).

Время рождения термина "автомат" не было, однако, временем рождения первых таких автоматов – история не только обычных часов, но и управляющих ведет свою родословную из глубины веков. Еще задолго до появления механических часов, в эпоху водяных часов, клепсидр, и солнечных часов – гномонов, в Европе раннего средневековья, еще раньше – в античном мире, и еще раньше – в Древнем Китае и Египте наряду с часами, указывающими время, создавались и действовали часы, управляющие свершением в заданный момент тех или иных действий, связанных главным образом с отправлением религиозных ритуалов и приписываемых действию "божественных сил": "сами собой" открывались в определенный момент двери храмов, зажигались огни, звонили колокола и т.п.

Судьба управляющих часов, как и многих других великих и невеликих изобретений, родившихся раньше своего времени, складывалась трудно и порой нелепо – наше время, время автоматов, было еще далеко. Однако все началось с этого.

Если не считать особо практическими применениями указанные религиозные "чудеса" и светские развлечения, то, по-видимому, впервые управляющие часы стали с пользой работать на человека в качестве будильников, конструкция которых по своей идее приблизилась к современной лишь с момента создания в XV в. н.э. первого известного механического будильника с сигнальным колоколом. До этого будильники были более разнообразны и более суровы в способах подъема спящих – известен, например, будильник Леонардо да Винчи, построенный на базе большой водяной клепсидры и в заданный момент с помощью специального рычага переворачивающий постель со спящим на ней владельцем будильника.

Сегодняшние применения управляющих часов практически столь же необозримы, как и современные области использования обычных часов и приборов измерения времени. Трудно назвать такую сферу человеческой деятельности, в которой эти устройства не находили бы того или иного применения. Это – программно-временное управление основным и вспомогательным оборудованием в самых различных отраслях промышленности, аналогичные системы в разных областях сельскохозяйственного производства (для управления ирригационными сооружениями, дождевальными установками, системами микроклимата), программно-временное управление научными экспериментами (автоматическими научными приборами, установками, станциями и системами), программно-временное управление движением транспорта – обычного и специального (трубопроводного, канатного, транспортерного), программное управление автоматическими метеостанциями, радиотрансляторами, космическими лабораториями а так далее – вплоть до управления многочисленными приборами, помогающими в быту.

Медицина и здравоохранение, различные виды спорта, радиовещание и телевидение, большинство других сфер социальной и культурной жизни общества строят свою деятельность и развиваются, измеряя и контролируя время.

В своей совокупности обычные и управляющие часы, измерительные и управляющие приборы времени автоматически или с помощью людей обеспечивают совместную синхронную работу сотен тысяч различных производств, средств транспорта, систем связи и энергоснабжения, обеспечивая согласованную по времени работу народного хозяйства, ритмичность экономики страны. Более того, часы и приборы времени поддерживают и контролируют ритм жизни общества, обслуживая его как в целом, так и любые его группы, позволяя им ориентироваться и управлять своим поведением во времени.

Сказанное определяет и тот естественный интерес, который должна вызвать тема этой книги, а также широкий круг ее возможных читателей – она практически предназначена для каждого из нас.

По сравнению с оригиналом настоящее издание несколько сокращено: опущен материал по системам счисления времени, не являющийся основной темой книги и, кроме того, достаточно хорошо и полно изложенный в ряде отечественных популярных изданий 1, а также сокращен материал по электрический и электронным часам, несколько выпадающий по характеру изложения из общего стиля книги. По-видимому, все же требуется большая дистанция во времени, чтобы взглянуть на проблемы последних десятилетий, родивших электронные часы, и на дела многовековой давности одинаково бесстрастным взглядом, чтобы увидеть картину в целом, чтобы оценить итоги проверки временем различных принципов, схем и конструкций.

Сокращение иллюстративного материала в виду общего уменьшения объема перевода не позволило донести до читателя многие интересные формы и конструкции часов, описанных в книге. Восполнить этот пробел можно путем знакомства с оригиналом книги.

В своей фактической части книга написана в основном по чехословацким и западноевропейским материалам, в силу чего слабо отражает историю развития часов в России. Этот пробел может быть восполнен читателем путем знакомства с достаточно полной популярной книгой отечественных авторов В.Н. Пипунырова и Б.М. Чернягина, специально посвященной данному вопросу2.

При переводе сохранены жаргонные выражения и термины старых часовщиков, такие, как "шварцвальдки", "пенделевки", "шпинделевки" и т.п., отражающие определенный "аромат" эпохи и в то же время созвучные некоторым терминам современного часового жаргона.

В целом книга С. Михаля насыщена интереснейшими, подчас малоизвестными сведениями по истории самых разных видов часов с момента их появления до наших дней, содержит ряд оригинальных мыслей о путях развития часов на разных исторических этапах, в ней много фактического материала по устройству и способам изготовления часов в разных странах и в разные времена. Она, без сомнения, будет с интересом встречена широким кругом читателей – любителей истории науки и техники, искусств и ремесел, и также теми, к кому чаще всего обращается автор, – коллекционерами старинных часов и часовщиками, имеющими дело с восстановлением и реставрацией этих удивительных памятников материальной культуры человечества.

В.А. Шполянский, доктор технических наук, профессор


1 См., например: Селешников С.И. История календаря и хронология. М., Наука, 1977, с. 224.
2 См.: Пипуныров В. Н., Чернягин Б.М. Развитие хронометрии в России. М., Наука, 1977.


<< Титульный лист | Оглавление | Солнечные часы >>

Rambler's Top100 Яндекс цитирования