![]() |
Астронет: "Физическая Энциклопедия"/Phys.Web.Ru Автомодельность http://variable-stars.ru/db/msg/1172228 |
1.08.2001 0:00 | "Физическая Энциклопедия"/Phys.Web.Ru
Автомодельность - особая симметрия физической системы,
состоящая в том, что изменение масштабов
независимых переменных может быть скомпенсировано преобразованием подобия других
динамических переменных. Автомодельность приводит
к эффективному
сокращению
числа независимых переменных. Например, если состояние системы характеризуется
функцией , где х - координата,
t - время, то условие инвариантности
относительно изменения масштабов
,
и преобразования подобия таково:
.
где - числа. Выбор
, где m - критерий
подобия (параметр), придаёт первоначальной
функции
автомодельный вид
Т. о., функция u при постоянном m зависит
только от комбинации . Автомодельность возможна,
если набор параметров, определяющих состояние
системы, не содержит характерных масштабов независимых переменных. Поскольку
в большинстве задач форма преобразования подобия
заранее неизвестна,
автомодельную
подстановку надо в каждом случае находить отдельно. Для этого имеются 3 способа:
- Анализ размерностей. Состояние системы
характеризуется набором размерных параметров и функций, зависящих от координат х,
у, z и времени
t.
Если один из безразмерных критериев подобия имеет вид m =
Х0/b
, где b - параметр, имеющий размерность [b] =
, X0, Т0 - характерные длина и промежуток времени, L, Т - единицы длины и времени соответственно, то в качестве автомодельных переменных можно выбрать безразмерные комбинации x/b
, y/b
, z/b
. В том случае, когда имеется не более двух определяющих параметров с независимыми размерностями, отличными от длины и времени, переход к автомодельным переменным превращает уравнение с частными производными в обыкновенное дифференциальное уравнение.
- Непосредственный подбор. Формально вводится автомодельная замена переменных
u=rf(x/
) или, в более общем виде, u=
,
. Уравнения, начальные и граничные условия должны иметь структуру, допускающую такую замену. Решение существует не для любых значений
,
и не для любых функций
и
. Для получения подходящих значений необходимо решить нелинейную задачу на собственные значения.
Исследование групповых свойств уравнений. Рассмотрим систему дифференциальных уравнений с частными производными 1-го порядка fj (хi, uk, pik) = 0, где хi - независимые переменные, uk - искомые функции, рik =
. Всевозможные замены переменных хi, uk, допускаемые системой, образуют группу Ли. Автомодельные замены являются ее однопараметрической подгруппой растяжений. В некоторых случаях найти такие замены позволяет следующая процедура.
В пространстве переменных хi, uk группа Ли задаётся своими генераторами, имеющими общий вид Х =
, где
- некоторые функции переменных х, и; по повторяющимся индексам производится суммирование. В пространстве переменных хi, uk, pik группа Ли задаётся генераторами
где
. Система уравнений fj = 0 определяет гиперповерхность в пространстве переменныххi, uk, pik, которая является инвариантом группы при условии Хfj = 0, когда fj = 0; эти условия служат для определения функций \xi_i (х, и) и \eta_k (х, u). Комбинации переменных, дающие искомую замену, являются первыми интегралами уравнения . Например, для двух независимых переменных х, t и одной искомой функции u оператор растяжений имеет вид X =
- числа. Набор первых интегралов уравнения
таков:
, поэтому автомодельное решение уравнений, допускающих группу растяжений, будет иметь вид
- новая искомая функция.
Рассмотрим, например, уравнение Кортевега-де Фриса
, где
- постоянный параметр; оно инвариантно относительно преобразования
. Генератор
- оператор растяжений, и автомодельное решение имеет вид
Подставляя это решение в исходное уравнение, получаем обыкновенное дифференциальное уравнение для функции:
Однопараметрическая группа растяжений абелева. Если система допускает решения, построенные на других однопараметрических абелевых подгруппах, то подходящей заменой этим решениям можно придать автомодельный вид, что является следствием подобия этих групп. В частности, автомодельные движения тесно связаны с нелинейными бегущими волнами, т. е. решениями вида
, для которых место преобразования подобия занимает преобразование сдвига. Замена
переводит волновое решение f в автомодельное:
Автомодельность, отражающая внутреннюю симметрию, присуща многим явлениям и используется при решении различных физических задач, особенно в механике сплошных сред (см. Автомодельное течение).
Метод ренормализационной группы в квантовой теории поля, по существу, также основан на использовании автомодельного преобразования переменных. Интересно, что в автомодельных переменных уравнение ренормгрушгы оказывается тождественным одномерному уравнению переноса излучения. В физике элементарных частиц автомодельность выражается в том, что сечения некоторых процессов при высоких энергиях зависят лишь от безразмерных автомодельных комбинаций импульсов. Общие принципы квантовой теории поля допускают широкий класс таких автомодельных асимптотик.