Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://xray.sai.msu.ru/~lipunov/text/bsrp.txt
Дата изменения: Sat May 24 15:19:07 1997
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:58:35 2012
Кодировка: koi8-r


Библиотечка современной русской прозы.



"Библиотечка современной русской прозы" представляет небольшие,
но яркие произведения современных авторов, заявивших о себе в
толстых и не толстых журналах. Составитель серии видит свою задачу
в том, чтобы познакомить читателя с новыми именами
в нашей литературе за минимальные деньги и время. Конечно, несмотря
на все старания составителя его литературные пристрастия скажутся
на содержании серии. В чем они состоят? Не буду поддаваться
литературоведческому искушению, а приведу два эпизода из прошлых лет.

Лев Толстой, рассуждая о ценности литературных
произведений Достоевского, как-то написал:

"Читая иного писателя, ловишь себя на мысли - как искусстно и
талантливо написано, и даже завидуешь его мастерству. Читая же
Достоевского совершенно забываешь о том как это все сделано,
потому что все это не написано, а выстрадано и живет уже само
по себе."

И другой случай. Как-то Рембрандта посетил его старинный друг
и ученик Ян Ливенс, долгое время проработавший при английском
дворе. Посмотрев полотна Ван Рейна, вышедшего к тому времени
из моды, написанные в жесткой
пастозной манере, принялся поучать друга:

"Теперь уже так никто не пишет, ты отстал, и полотна твои никогда не
продадутся. Сейчас популярна гладкая лессированная поверхность,
а твои грубые жирные мазки безнадежно устарели."

Кто теперь помнит Яна Ливенса?

Короче, составитель не признает ни жанров,
ни так называемых "последних веяний", ни литературных
красот...

Кстати, о красотах языка. Здесь
я ничего читателю - особенно с литературными наклонностями -
гарантировать не могу. Более того, стою как раз на обратном, что
прежде всего должна быть идея, а латиноамериканские красоты или красоты
нашего серебряного века, - увы, я к ним почти равнодушен, -
никакого отношения к литературе не имеют. Да еще и как посмотреть,
что есть на самом деле наша российская красота. Я так думаю,
она, конечно, есть, и мир ею после девятнадцатого века совершенно
изумился, а вот мы-то сами ее прошлепали, промотали, предпочли
набоковскую симметрию собственному
эпохальному открытию, то есть тому единственному, что Россия и
может предложить образованному человечеству. То, что Достоевский
всегда стремился разрушить, - холодную отточенность письма, эту самую
настоящую мертвечину, - мы в двадцатом веке, наоборот, за редким
исключением, возвели в ранг искусства. Да в таком случае
это не искусство, а литературная игра, потому как
человеческое, живое, искреннее слово содержит в себе гораздо больше,
чем любая искрометная литературная находка.



Вот и все крэдо. Впрочем, составитель вовсе его не навязывает и,
более того, сам не сможет удержаться в его рамках.

В.М.Липунов