Пожалуйста, расскажите подробнее, если можно, про трение покоя в пятне контакта шины автомобиля с дорогой. Дано: едем по прямой БЕЗ проскальзывания колес. Допустим, даже не в повороте, а по прямой. Резкий поворот руля ( слишком быстро и на слишком большой угол) вызывает снос передних колес, т е срыв в скольжение - колеса повернуты вбок, а а/м скользит по прямой ( понятно, что теперь трение скольжения).
Вопрос основной - что значит "резко" ? можно ли подобрать критерий срыва ? Скажем, Если это движение не по прямой. а по дуге поворота, то годится ли в качестве критерия то, что угловая скорость поворота переднего колеса отн. вертикальной оси больше угловой скорости поворота а/м как целого на дуге ( V поступательного движения / R поворота)? Или сравниваем силы? Тогда какие? ( подозреваю, что второе)
Еще вопрос - сила трения покоя зависит ли от площади пятна контакта ? Допустим, если пятно контакта шины с дорогой овальное, то переход к скольжению при движении вдоль большой полуоси овала происходит ли позже , чем срыв в скольжение при движении поперек ( по малой полуоси ) ? То есть - еще упростим - столкнуть стоящий а/м ( колесо) вдоль - легче ли, чем поперек? На то, что коэфф. трения разный вдоль и поперек колеса из-за рисунка протектора, пока наплевать - пусть одинаковый.
Можете накидать ссылок - если совсем детский вопрос. То, что сила трения покоя = силе приложенной до тех пор, пока она не превышает значение силы трения скольжения kN - знаю. С силой трнния качения хуже, по памяти ~ 1/R где R- радиус колеса и ~ N ( силе реакции опоры).
Короче, просветите пожалуйста - 1) зависит или не зависит трение покоя от площади соприкосновения и 2) формулу для силы трения качения
п.с. на самом деле форма пятна контакта ближе к трапеции
Спасибо. Жду.