(видео)
Уважаемые коллеги!
Сегодня - международный день студентов, вот о них давайте и поговорим.
Начну с того, что в Европе, Северной Америке, Восточной Азии студенты - одна из самых активных групп населения. В частности, в Чехии и Польше они активно выступают против размещения противоракетных систем Соединенных Штатов и НАТО, фактически выступают как союзники нашей дипломатии.
Пользуясь случаем, обращаю ваше внимание на статью лидера Компартии Российской Федерации Геннадия Зюганова "Зачем России вступать в Североатлантический Альянс?". Эта статья, в частности, указывает на изменение главных целей Североатлантического блока: при создании главной целью было: держать Америку в Европе, Германию в подчинении а Россию вне Европе. Сейчас главные цели изменились и звучат так: держать США в Европе, а Германию и Россию в подчиненном положении. Надеюсь, что стремясь к улучшению отношений с США и готовясь к Лиссабону, российское руководство и российская дипломатия, говоря словами Штирлица, не позволит держать нашу страну за болванов в старом польском преферансе и не подведут своих союзников - европейских студентов.
Однако вернемся к студентам российским. Должен сказать, что власти с ними повезло не по заслугам, ибо доверием студентов она явно злоупотребляет. Вот лишь некоторые тому подтверждения.
Первое: доступ к высшему образованию. Сейчас в России студентов 525 на 10 тысяч населения - рекорд - но при этом меньше 40% учатся за бюджетные деньги, это меньше, чем в Советском Союзе. В социальных государствах Европы за бюджет учатся 80-90% и более студентов, в странах с либеральной моделью экономики типа Соединенных Штатов Америки или Великобритании, где доля студентов на бюджете примерно такая же, как у нас, но существует развитая система образовательного кредитования (мы до сих пор такую систему создать не удосужились). Вывод: условия доступа к высшему образованию в России несравненно хуже, чем в развитых странах Европы и Америки. Высокие показатели численности студентов достигнуты не благодаря, а во многом вопреки политике государственной власти
Второе: социальная поддержка студентов. В так называемую эпоху застоя стипендия составляла 80% от прожиточного минимума, в технических ВУЗах - выше. Сейчас расчетная стипендия студента около 20% от прожиточного минимума. Поэтому прежде студент учился и подрабатывал, теперь - работает и подучивается. Бюджет [19]11 года обещает студенту так называемое повышение стипендии с 1 сентября на 6,5 %, то есть на 2% за год, это в 3 раза ниже инфляции, которая планируется. Вывод: курс политики направлен на дальнейшее обнищание студента как общественной группы.
Третье: качество образования. В результате принятия закона о так называемом двухуровневом высшем образовании большинство студентов будут учиться 4 года вместо 5 и, кроме того, они получат специальных занятий в рамках бакалаврской программы на 20% меньше, чем в рамках специалиста. Таким образом, в общей сложности бакалавр специальными предметами занимается на 40% меньше, чем традиционный специалист. Вывод: уровень профессионального образования, а значит и конкурентоспособность отечественной экономики, значительно упадут.
Четвертое и главное: перспективы. Уважаемые коллеги, как говорят, ягодки впереди. Недавно Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу развития образования, которую можно было бы назвать Федеральной целевой программой разгрома высшего образования. Этот документ, в частности, предусматривает, что общая численность получающих профессиональное образование студентов сейчас составляет 71%, а будет составлять 50%. С учетом демографической ямы, количество студентов предполагается сократить вдвое.
Не могу назвать это решение иначе как безумным. Вот лишь некоторые его последствия. Нарастание отставания от наиболее развитых стран, в которых доля людей, получающих высшее образование, составляет не 70%, а 80-90 и даже более. Далее: рост безработицы среди молодежи: люди, ориентированные на высшее образование, не пойдут в ПТУ. Далее: рост безработицы среди ВУЗовской интеллигенции: министр образования и науки прогнозирует увольнения 100 тысяч вузовских профессоров или предлагает пойти им преподавать в ПТУ (интересно, кто бы из министерства пробовал сделать это сам).
В итоге провал программы модернизации, которая может базироваться только на человеческом потенциале, и рост социального напряжения: чаша терпения может переполниться.
Уверен, коллеги, вы все заинтересованы в стабильности в нашей стране.
Я хочу сказать, что в этом зале почти каждый получил бесплатное и качественное высшее образование. Давайте же позаботимся о том, чтобы такая возможность была у наших детей и внуков!