Выше уже была открыта тема с обсуждением олимпиады школьников по физике г.Москвы, которая приравнивается по статусу к 4-му федеральному окружному этапу Всероссийской олимпиады школьников по физике. Наряду с олимпиадой г.Москвы, проводится и настоящий 4-й федеральный окружной этап, и о нем речь - в этой теме.

Задачи для 4-го этапа составляет методическая комиссия по физике Центрального оргкомитета Всероссийских олимпиад Министерства образования и науки, в которую вхожу и я. Остальные авторы задач в этом году: по теоретическому туру - В.П.Слободянин (зам. декана ФОПФ МФТИ), Д.А.Александров (зам.зав. кафедрой общей физики МФТИ), Д.Подлесный, А.Воронов (аспирант МФТИ), А.Варгин (доцент МИФИ), В.И.Чивилев (доцент МФТИ), А.Шеронов (МФТИ), И.И.Воробьев (НГУ); по экспериментальному туру - В.Муравьев (студент МФТИ), С.М.Дунин (физический факультет МГПУ), В.П.Слободянин.

Олимпиада обычно проходит в весенние каникулы. В этом году она проходила: по Северо-Западному федеральному округу - в Пскове, по Южному - в Майкопе, по Центральному - в Твери, по Приволжскому - в Перми, по Уральскому и Сибирскому - в Новосибирске, по Дальневосточному - в Хабаровске.

Я участвовал в проведении олимпиады в Новосибирске - в качестве представителя Центральной методической комиссии.

А вот и фотографии Новосибирска. Там можно увидеть как пейзажи, характерные для крупных городов, так и сельские дома - прямо в центре города!

Нажмите для просмотра прикрепленного файлаНажмите для просмотра прикрепленного файлаНажмите для просмотра прикрепленного файла

Эмблема олимпиады получилась на фото не очень красивой:

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Вместе со студентом МФТИ Евгением Милютиным мы разместились в гостинице Новосибирского института повышения квалификации работников образования. С виду эта гостиница оченть напоминает обычный жилой дом. Вот как надо уметь конспирироваться! Вместе с нами проживали школьники и руководители делегаций - представители Уральского округа: Курганской области, Тюменской области, Ямало-Ненецкого АО, Ханты-Мансийского АО.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Условия у нас были очень неплохие. А вот остальным школьникам повезло меньше: они размещались в других местах - в гостинице рядом со стадионом "Сибирь" (там тренируется одноименная хоккейная команда), а также в детском лагере имени Олега Кошевого (это за городом, на пустынной территории, даже посмотреть достопримечательности нельзя) и в лицее-интернате города Бердска, что за 30 километров от Новосибирска.

Не самое последнее дело на любом мероприятии - правильное питание. И в этом нам очень помог лицей 200, в столовой которого мы и питались.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Лицей интересен тем, что учащиеся там сами проводят выборы "дублера директора" - школьника, полномочия которого в части учебного процесса совпадают с полномочиями директора. Вроде бы он даже увольнять преподавателей может - пока на посту!

Сама олимпиада по физике прозодила на базе Новосибирского государственного педагогического университета.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Олимпиады по остальным предметам - математике, химии, информатике - проходили в других вузах: по химии - в Новосибирском государственном университете в Академгородке, по математике - в Новосибирском университете экономики и управления, по информатике - в одном из колледжей.

Открылась олимпиада 22 марта в здании Администрации области.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Школьники на открытии.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Теоретический и экспериментальный туры проходили 23-го и 24-го марта. Проверку работ школьников мы осуществляли в те же дни, а, поскольку сроки были слишком сжатые, апелляцию пришлось делать 24-го вечером! С большим трудом, глубокой ночью с 24-го на 25-е, мы наконец-то подвели итоги олимпиады, определили делегатов на заключительный этап, победителей и призеров, а также обладателей почетных грамот и специальных призов.

Закрытие олимпиады проходило в ДК "Прогресс".

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

На закрытии:

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Остальные фотографии в это сообщение не влезают - придется включать в следующие сообщения.

Список участников 4-го федерального окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике формируется следующим образом: от каждого региона РФ предусмотрена определенная квота на участие. Она тем выше, чем больше количество обучающихся в общеобразовательных учреждениях данного региона. При этом минимальная квота (от мелких регионов) установлена в 3 человека (по одному представителю от каждой параллели с 9-го по 11-й классы). По Уралу и Сибири это Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Хакасия, Курганская область, Омская область, Томская область, Тюменская область, Читинская область, Агинский Бурятский АО, Таймырский АО, Эвенкийский АО, Усть-Ордынский Бурятский АО, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО. Более крупные регионы - Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область - представлены 4 участниками. Самое большое представительство - 6 человек - у Свердловской области.

Дополнительно к квоте в олимпиаде принимают участие прошлогодние победители 4-го федерального окружного этапа.

К сожалению, не все регионы направляют участников в полном объеме даже при таких маленьких квотах. Из года в год упорно не желают направлять своих представителей Республика Алтай, Республика Тыва, Таймырский АО, Эвенкийский АО. Читинская область представлена только одним участником 11 класса вместо трех, Республика Хакасия вновь не выбрала квоту (2 вместо 3)... В результате пострадали остальные участники, так как количество призеров не должно превышать 45 процетов - и многие ребята, достойно выступившие на олимпиаде, остались без дипломов - и все из-за безответственной политики отдельных регионов.

В итоге в олимпиаде приняли участие 20 девятиклассников, 21 десятиклассник и 27 одиннадцатиклассников.

А вот и школьники на фото - на теоретическом туре









Поскольку по Москве я привел информацию по 9-му классу, аналогичную информацию я приведу и здесь - чтобы участники форума могли сравнить уровень задач на олимпиаде г.Москвы и на 4-м этапе Всероссийской олимпиады.

На теоретическом туре школьникам были предложены четыре задачи на 4 часа.



1. (автор - В.П.Слободянин). С линии старта одновременно в момент t=0 ушли две гоночные машины с ускорениями
a_1(t) = a_0 (1+ sqrt(2-t/t_1)), a_2(t) = a_0 sqrt(2-t/t_1)
соответственно. Начиная с момента времени t_1 скорость первой машины не изменялась, а вторая машина продолжила разгоняться с постоянным ускорением, пока в момент t_2 ее скорость не сравнялась со скоростью первой машины. Каково расстояние delta S между автомобилями в этот момент времени?

2. (автор - Д.Александров). Небольшая шайба, движущаяся со скоростью v_1 по гладкой горизонтальной поверхности, налетает на вторую шайбу, лежащую неподвижно, и после абсолютно упругого удара отскакивает со скоростью v_2 в противоположном направлении. Найдите скорость V второй шайбы после удара. Массы шайб не заданы, но известно, что они различны.

3. (автор - Д.Подлесный). Ракета массой m, летящая в космическом пространстве с выключенным двигателем со скоростью v_0, попадает в облако пыли средней плотностью rho, имеющее протяженность L в направлении движения ракеты. Пылинки неподвижны и прилипают к ракете при столкновении с ней. Площадь поперечного сечения ракеты S. Какую скорость v_1 будет иметь ракета при вылете из облака пыли? Сколько времени tau займет пролет через это облако?

4. (автор - О.Шведов). В стакан с водой с начальной температурой t_1 = 20 градусов поместили электронагреватель и включили его в сеть. Вода стала нагреваться со скоростью mu_1 = 0.03 градуса/мин, однако с течением врмеени скорость mu уменьшилась, и вода нагрелась только до температуры t_2 = 80 градусов. Нагреватель выключили. Вода начала остывать со скоростью mu_2 = - 0.04 градуса/мин. Чему равна температура окружающей среды t_0? Во сколько раз нужно увеличить мощность электронагревателя, чтобы все-таки довести воду до кипения? Считайте, что теплоотдача в окружающую среду пропорциональна разности температур тела и среды.


С задачей 1 полностью справились 3 человека из 20, с задачей 2 - 13, с задачей 3 - 2, с задачей 4 - 5 школьников.