Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://wasp.phys.msu.ru/forum/lofiversion/index.php?t13233.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 13:19:23 2016
Кодировка: Windows-1251
Студенческий форум Физфака МГУ > Экзамены и пересдачи по физике ядра и частиц
Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Экзамены и пересдачи по физике ядра и частиц
Студенческий форум Физфака МГУ > Физфак и учеба > Экзамены, зачеты, лекции, семинары, физпраки
Страницы: 1, 2, 3
Robson
Дамы и господа!

Так как экзаменационная сессия уже в самом разгаре (мы ведь не станем делать вид, что она начинается 8-го января, да?), а 5-й семестр по традиции считается одним из самых сложных за все время обучения на факультете, считаю, настало время вспомнить все о предстоящих после новогодней попойки экзаменах. На фоне иных "атомов" и "ммфов", где штормит будь здоров, "йедро" может показаться легким и ненавязчивым утренним бризом. Тем не менее, в этом году не всем удалось получить хотя бы зачет по нашей дисциплине, что говорит, скорее, о проблемах с оценкой значимости предмета, чем о сложности излагаемого материала. Однако же у многих, наверняка, возникли вопросы и по самому курсу, и по пройденным в семестре задачам, и по другим связанным вопросам.

В связи со всем вышесказанным, я открываю эту тему, где предлагаю задавать вопросы, получать ответы и обсуждать все происходящее с "Введением в физику ядра и частиц". Я постараюсь в меру своих сил отвечать на поступающие вопросы, возможно не всегда оперативно. Уверен, evs также присоединится к данному начинанию. Наконец, прежде чем задавать вопрос, загляните, пожалуйста, сюда: http://forum.dubinushka.ru/index.php?showtopic=7844
evs
Цитата(Bellew @ 2.1.2008, 17:50) *
будут ли задачи на темы "Нуклеосинтез"," Взаимодействие частиц с веществом", "Источники гамма-излучения"?

нет, на эти темы задач не будет
Mute
А задачки будут из тех, что выложены на сайте кафедры с решениями? И сколько надо будет решить на зачет?
Dawka
Будут ли (полагаю, да) общекурсовые/потоковые консультации по ядерке и когда они будут? Имеются в виду консультации к экзамену.
DELIRIUM
Цитата(Mute @ 3.01.2008, 1:15) *
А задачки будут из тех, что выложены на сайте кафедры с решениями?

Да. В прошлом году было так.

Настоятельно рекомендую отнестись серьезно и не считать, что ядро=халява =) Не атомка, конечно, но я сдал с последней комиссии и то, только благодаря лояльности и пониманию уважаемого evs . Рекомендую учебник Ишханова, горазддо лучше выдваемого по дефолту Капитонова.
Dawka
Спасибо, про учебник знаю, зачет уже сдала вроде, и пренебрежительно к этому предмету относиться не собиралась (скорее не потому, что сложно, а потому, что интересно, еще с лекции про частицы в ИТЭФе... Кажется, в 10 классе:)) Интересует конкретная информация (даты, кто проводит, где), ибо у нас экзамен 8 (перед ним, наверное, только конс. нашей группы с М. Е. 6го влезет), но меня, скорее всего, 8го сдавать не пустят, и потому меня интересуют и более поздние консультации. Не поготовиться - так послушать, что интересного расскажут:)
chica
Готовиться к экзамену (2ой поток) нужно по этим вопросам http://nuclphys.sinp.msu.ru/seminar/basic.htm ? Все верно? Я хочу удостовериться smile.gif
evs
о консультациях..IMHO, более логично обратиться с этим вопросом к семинаристу..

Цитата(chica @ 3.1.2008, 16:21) *
Готовиться к экзамену (2ой поток) нужно по этим вопросам http://nuclphys.sinp.msu.ru/seminar/basic.htm ? Все верно?..

да, перечень вопросов вполне соответствует этому списку
Dawka
Обращалась:) М.Е. сказал, что никакой информации по этому поводу у него нет, потому мы и делаем свою консультацию. Дальнейшие консультации (после 6го) остальной группе, надеюсь, не понадобятся (тьфу-тьфу fool.gif <-"тук-тук-тук"), поэтому и семинариста вряд ли интересуют..
evs
Цитата(Bellew @ 3.1.2008, 23:40) *
А какова статистика? Сколько с первой попытки сдало, сколько тянуло до последней? Сколько всего было на комиссии, и сколько отчислено из-за ядерки?

видите ли..если человек попал на комиссию по "ядерке", то уже с букетом других комиссий..и самое "вкусное" у него(нее) будет там.. 197.gif
Dawka
А таких, которые попадают только на ядерку, не бывает? smile.gif
Robson
Цитата(DELIRIUM @ 3.01.2008, 2:36) *
Настоятельно рекомендую отнестись серьезно и не считать, что ядро=халява =)


К сожалению, людей, относящихся к "ядру" серьезно, даже среди достаточно сильных студентов не так уж и много. Итоговый результат (комиссия/не комиссия, оценка на экзамене) не дает объективной картины в плане отношения обучающихся к предмету. Многие видят "игрушечность" курса и думают, что спрашивать также будут "по-игрушечному". В какой-то степени я такую позицию понимаю (верно было указано, что резкое повышение строгости спроса при неизменной "строгости" изложения абсурдно), но принять целиком не могу.

Часто слышу такую формулировку: "Ну, я не успел(а) подготовиться к зачету. Вы же должны понять - у меня сегодня еще зачет по атому (электроду, ммфу) был. А к ним очень сложно готовиться". Слышать немного обидно с одной стороны и весьма поучительно - с другой. Нет, я прекрасно понимаю, что сдавать те же атому или электрод объективно сложнее, но это не повод не готовиться к зачету по другому предмету. Успевать надо все или не обижаться, если преподавателя не устраивает уровень готовности студента. А дальше начинаются обиды...

Цитата(DELIRIUM @ 3.01.2008, 2:36) *
Рекомендую учебник Ишханова, горазддо лучше выдваемого по дефолту Капитонова.


Я бы еще посоветовал трехтомник Мухина. Очень полезен и для тех, кто собирается на ядерное отделение, и для "простых сдающих".

Цитата(Dawka @ 3.01.2008, 22:45) *
сказал, что никакой информации по этому поводу у него нет, потому мы и делаем свою консультацию.


Можно воспользоваться случаем и задать вопрос здесь...

Цитата(Bellew @ 3.01.2008, 23:40) *
А какова статистика?


На практике на комиссию по ядру попадают единицы. Для этого действительно нужно не знать ничего. А уж отчисления из-за ядерной физики и вовсе бывают исключительно редко. Хотя точную статистику стоит спросить у evsа...

Цитата(плазматик @ 4.01.2008, 0:00) *
Может человек маленько "ядерку" недоучил, а с остальными курсами все "тип-топ"?


К сожалению, обычно на комиссию по ядру попадают те, кто и в других предметах не силен.

Приведу пример того, как люди попадают в переплет. Задаю вопрос - "Закон радиоактивного распада в интегральной форме". С большим трудом выписывается выражение для числа уже распавшихся атомов (для правильного ответа нужно это число вычесть из единицы). После продолжительных мучений вместе получаем правильный вид формулы. Дальше прошу получить выражение для закона рад. распада в дифференциальной форме. Выясняется, что человек не может взять производную от экспоненты.

Второй вопрос: кварковая диаграмма для распада свободного нейтрона. Из шпаргалки срисовывается диаграмма. На вопрос "А где на диаграмме бозоны?" палец уверен тычет в ... u- и d-кварки, объясняя, что "на самом деле все фермионы состоят из бозонов". Вердикт - комиссия.
Dawka
Цитата
Можно воспользоваться случаем и задать вопрос здесь...

с того и начали.. 13.gif Итак, дубль два:
Цитата
Будут ли (полагаю, да) общекурсовые/потоковые консультации по ядерке и когда они будут? Имеются в виду консультации к экзамену.
Шеф
Можно будет на экзамене пользоваться учебником или нет? smile.gif
Dawka
хотела бы я такой экзамен...
Gonchiy pes
2 Dawka
ММФ. можно будет взять учебник и сравнить ту ли формулу ты вывел или нет. Во всяком случае на нашем потоке будет так.
Dawka
не флуди, тема про ядерку;) Хотя на ядре таблицами вроде можно пользоваться, а там почти все есть.
Lexus
Цитата(Gonchiy pes @ 5.1.2008, 17:53) *
2 Dawka
ММФ. можно будет взять учебник и сравнить ту ли формулу ты вывел или нет. Во всяком случае на нашем потоке будет так.

2 Gonchiy pes:
Реально? Что за бред? Кто тебе такое сказал?
Katerina
Списки с вопросами к экзамену отличаются все-таки... их 31,32,36 и 38...

например, вопрос такой:эффект Мессбауэра- будет? Его нету в лекциях, а вот в одном их списков вопросов есть.
sKyForADreaM
Цитата(Katerina @ 5.1.2008, 18:13) *
Списки с вопросами к экзамену отличаются все-таки... их 31,32,36 и 38...

например, вопрос такой:эффект Мессбауэра- будет? Его нету в лекциях, а вот в одном их списков вопросов есть.

Если мне не изменяет память, то в лекциях Ишханова Б.С. этот вопрос разобран.
ЛИС
Для первого и второго потоков вопросы к экзамену отличаются?
Gonchiy pes
2 Lexus
Лектор по ММФ 13.gif
Katerina
Цитата(sKyForADreaM @ 5.1.2008, 18:53) *
Цитата(Katerina @ 5.1.2008, 18:13) *
Списки с вопросами к экзамену отличаются все-таки... их 31,32,36 и 38...

например, вопрос такой:эффект Мессбауэра- будет? Его нету в лекциях, а вот в одном их списков вопросов есть.

Если мне не изменяет память, то в лекциях Ишханова Б.С. этот вопрос разобран.


я про лекции Капитонова.. Так что- надо или как?

Похоже все-таки немного разные программы у 1 и 2 потока
AndreY
Цитата(Katerina @ 5.01.2008, 20:39) *
я про лекции Капитонова.. Так что- надо или как?

Капитонов сказал, что нужно пользоваться вопросами с сайта.
DeepKeeper
Про экзамен - в нашем году по крайней мере многие преподователи, в частности Капитонов, любили задавать доп. вопросы в духе: масса и время жизни W,Z+- и подобное. Связь времени жизни с массой или что-то в таком духе, не помню уже.(=
DELIRIUM
Вроде раньше можно было пользоваться учебниками, но с прошлого года это отменили =) Ну правда как-то мы с этим справились и сдали 13.gif
Dawka
Есть текстовый электронный вариант ишхановского учебника?
grin_lady
Вопрос: будут ли на экзамене задачи? (Включенные в ответ или спрошенные дополнительно)

Еще про билет. Правильно я понимаю, что это будут 2 вопроса, выдернутые рандомом из списка http://nuclphys.sinp.msu.ru/seminar/basic.htm ?

Где узнать (или есть ли смысл спрашивать тут smile.gif ) кто из преподавателей придет к нам в группу на экзамен?
Robson
Цитата(Dawka @ 4.01.2008, 0:35) *
Будут ли (полагаю, да) общекурсовые/потоковые консультации по ядерке и когда они будут? Имеются в виду консультации к экзамену.


1. Нет, общепотоковых/курсовых консультаций не будет. Но, при желании соответствующего преподавателя, возможно проведение групповых консультаций семинаристами. Я, например, не провожу.

Под консультацией, однако, подразумеваются и вопросы по предмету, и ответы на них в рамках данной темы, т.е. я жду от вас вопросы не только по особенностям проведения экзамена, но и по пройденному/непройденному материалу.

Цитата(Шеф @ 5.01.2008, 15:55) *
Можно будет на экзамене пользоваться учебником или нет?


2. Нет, пользоваться учебником будет нельзя. Нельзя будет также пользоваться собственными записями, тетрадками, конспектами лекций и т.д. Что касается таблиц частиц, то, если честно, ответа на этот вопрос я не знаю. Некоторые экзаменаторы их разрешают, другие - нет.

Что касается меня, то я таблицы частиц запрещаю, но разрешаю задать вопрос, например, о кварковом составе какого-нибудь резонанса или по таблице Менделеева или по точному значению какой-либо константы и т.д. Понятно, что учить это наизусть бессмысленно. Если говорить о частицах, то я требую знания всех фундаментальных частиц, т.е. переносчиков взаимодействий, кварков и лептонов, а также значения их квантовых чисел (спин, заряды, какое взаимодействие переносят и т.п.).

Цитата(Katerina @ 5.01.2008, 18:13) *
эффект Мессбауэра- будет? Его нету в лекциях, а вот в одном их списков вопросов есть.


3. Ориентироваться необходимо на тот список вопросов, который вам выдал ваш лектор. Если он дал ссылку на одну из страниц кафедры, то надо будет учить по списку вопросов, размещенному на этой странице.

Совет: если имеется несколько различных программ курса и экзаменационных вопросов, а четкого понимания "чего учить" нет, то имеет смысл "слить" все вопросы в единое целое. Т.к. программы на 90-95% совпадают, практически ничего нового учить не придется.

Цитата(ЛИС @ 5.01.2008, 18:57) *
Для первого и второго потоков вопросы к экзамену отличаются?


4. Обычно лишь в формулировках, но не по фактическому содержанию.

Цитата(Bellew @ 5.01.2008, 22:39) *
У кого как, но у нас на зачете нельзя было пользоваться ничем, сидели, зубрили кварковые структуры частиц


5. Во-первых, это зачет, а не экзамен. Во-вторых, все зависит от конкретного преподавателя. Кстати, а кто был у вас?

Цитата(Dawka @ 5.01.2008, 23:52) *
Есть текстовый электронный вариант ишхановского учебника?


6. Учебник Ишханова: http://nuclphys.sinp.msu.ru/introduction/index.html
Лекции Ишханова: http://nuclphys.sinp.msu.ru/lect/index.html

Цитата(grin_lady @ 6.01.2008, 0:35) *
будут ли на экзамене задачи? (Включенные в ответ или спрошенные дополнительно)


7. В билет задачки не включаются, но в процессе сдачи экзамена они могут быть заданы. Подразумеваются, конечно, не расчетные задачи, а вопросы теоретического характера. Например, нарисовать кварковую диаграмму для распада нейтрона или, скажем, вычислить скорость частицы, кинетическая энергия которой в два раза больше ее массы покоя или рассчитать спин-четность какого-либо элементарного ядра (например, Na-23, хы-хы... 15.gif )

Цитата(grin_lady @ 6.01.2008, 0:35) *
Правильно я понимаю, что 2 вопроса, выдернутые рандомом из списка http://nuclphys.sinp.msu.ru/seminar/basic.htm ?


8. Нет, неправильно. Вопросы будут отбираться из того списка, который указан лектором. И, главное, не рандомно, а так, чтобы один вопрос был по "ядру", а другой - по "частицам".

Цитата(grin_lady @ 6.01.2008, 0:35) *
Где узнать (или есть ли смысл спрашивать тут smile.gif ) кто из преподавателей придет к нам в группу на экзамен?


9. Спросить у семинариста. Может, evs ответит, т.к. я такой инфой не владею.
Шеф
Поясните пожалуйста терминологию. Читая Капитонова заметил кучу несостыковок (или опечаток, или измененный смысл) про взаимодействия. Собственно как соотносятся сильное, слабое, ядерное и нуклон-нуклонное взаимодействия? (ну что сильное и слабое - не одно и тоже я конечно понял, а вот ядерное = сильное или нет??) А то встречаем фразы "ядерное(сильное) взаимодействие", либо "мы видим, что ядерное взаимодействие - это некий остаток сильного взаимодействия". Я запутался, помогите 198.gif
Jagz
забавный учебник,что сказать preved.gif
Robson
2 Шеф

Помогаю.

1. "Сильное взаимодействие" - одно из 4-х фундаментальных взаимодействий (наряду со слабым, электромагнитным и гравитационным), переносчиками которого являются глюоны (всего 8 типов, J = 1, нулевая масса), радиус действия которого 10^(-13) см). В сильном взаимодействии участвуют только кварки (по определению). Заряд сильного взаимодействия - цвет.

2. "Ядерное взаимодействие" - низкоэнергетический "остаток" сильного взаимодействия, не являющееся фундаментальным типом взаимодействия. В первом (по энергии) приближении переносчиком является нестабильная массивная (~ 140 МэВ) скалярная (J = 0) элементарная частица - пион. В следующих приближениях возможен обмен векторными частицами (\rho и \omega). Суть взаимодействия - переход нуклона из одного состояния ("протон") в другое ("нейтрон") и обратно за счет перегруппировки кварков. При этом общее число кварков каждого типа не меняется (в отличие от слабого взаимодействия), т.к. перегруппировка происходит в процессе сильного взаимодействия (за счет обмена глюонами). А вот и диаграммка: http://nuclphys.sinp.msu.ru/problems/072.htm

3. "Нуклон-нуклонное взаимодействие" - частный случай ядерного, когда объектами взаимодействия являются два нуклона.
Mute
На прошлой комиссии были эти задачи: http://nuclphys.sinp.msu.ru/problems/index.html ? Сколько было всего и сколько надо было решить на зачет? И можно ли будет чем-нибудь пользоваться?
Robson
Цитата(плазматик @ 6.01.2008, 23:10) *
А не много? 193.gif


Спасибо за поправку 13.gif
Linker
Допустим, или 3S0? smile.gif Как я понимаю это стандартная записть, как для атомки так и для ядерки: 2S+1LJ. S - спин, L - орбитальный момент, J - суммарный момент. На месте L пишется буква, соответствующая данному значению, т.е. S=0, P=1, D=2, GF=3 и т.д. Так что существование приведенного вами состояния мне кажется сомнительным...
Mitin
В 1975 году сдал ядерку и больше с ней сталкиваться не довелось. А сейчас прочитал вот это:
Цитата(Robson @ 6.1.2008, 22:53) *
1. "Сильное взаимодействие" - одно из 4-х фундаментальных взаимодействий (наряду со слабым, электромагнитным и гравитационным), переносчиками которого являются глюоны (всего 8 типов, J = 1, нулевая масса), радиус действия которого 10^(-13) см). В сильном взаимодействии участвуют только кварки (по определению). Заряд сильного взаимодействия - цвет.
2. "Ядерное взаимодействие" - низкоэнергетический "остаток" сильного взаимодействия, не являющееся фундаментальным типом взаимодействия. В первом (по энергии) приближении переносчиком является нестабильная массивная (~ 140 МэВ) скалярная (J = 0) элементарная частица - пион. В следующих приближениях возможен обмен векторными частицами (\rho и \omega). Суть взаимодействия - переход нуклона из одного состояния ("протон") в другое ("нейтрон") и обратно за счет перегруппировки кварков. При этом общее число кварков каждого типа не меняется (в отличие от слабого взаимодействия), т.к. перегруппировка происходит в процессе сильного взаимодействия (за счет обмена глюонами). А вот и диаграммка: http://nuclphys.sinp.msu.ru/problems/072.htm

и чувствую, что для меня это звучит как молитва, которую надо учить, учить и учить. Особенно впечатляет фраза: Заряд сильного взаимодействия - цвет.
Dawka
1).
Цитата(Linker @ 7.01.2008, 0:38) *
S=0, P=1, D=2, G=3 и т.д.

Разве не F=3, а G=4 и т.д.?

2). Вопрос: как получается 8 глюонов? В смысле, почему их 8?
Тимофеич
Цитата
1975 году сдал ядерку и больше с ней сталкиваться не довелось. А сейчас прочитал вот это:


А ведь с того года многое, наверное, поменялось rolleyes.gif Где-то недавно читал о неких преонах, из которых якобы состоят кварки - типа гипотеза
Robson
Цитата(Bellew @ 7.01.2008, 0:29) *
У нас Свертилов.


Не повезло... Этот преподаватель спрашивает строго и без поблажек. А его любимая тема, смею предположить: космические лучи и астрофизика.

Цитата(Bellew @ 7.01.2008, 0:29) *
У меня вопрос, как записывается состояние системы [например, протон-нейтрон]?

Цитата(Bellew @ 7.01.2008, 0:29) *
То есть дано, допустим, состояние 3S0. Что здесь подразумевает что?


На самом деле, прав плазматик:

Цитата(плазматик @ 7.01.2008, 1:00) *
Поэтому конструкция вида 3S1 странно выглядит.


Дело в том, что в ядре приближение Рассела-Сондерса (LS-связи) не работает, т.к. спин-орбитальное взаимодействие нуклонов в связанном состоянии намного сильнее аналогичного для электронов в оболочке атома. Вместо него следует использовать редко встречающееся в атомной физике приближение jj-связи (там оно действует в относительно чистом виде, если я правильно помню, только для внутренних оболочек тяжелых атомов - в районе свинца и выше).

В приближении jj-связи считается, что влияние релятивистских эффектов (спин-спин, спин-орбита) на сферически-симметричный потенциал не мало. В результате, говорить о полном спиновом (S) моменте систем нуклонов некорректно (можно говорить лишь о полном орбитальном моменте L). Сначала складываются спиновый s и орбитальный l момент каждого нуклона, а затем происходит сложение полных моментов j всех нуклонов связанной структуры.

В плане оболочечной структуры последнее означает, что после стандартного (если нет случайного вырождения) снятия вырождения по квантовым числам n и l, при включении Ls-взаимодействия снимается вырождение по полному моменту j, и каждая подоболочка расщепляется на две - с j+1/2 и j-1/2, причем первая расположена ниже второй. Таким образом, нуклон на уже расщепленной подоболочке характеризуется главным квантовым число n, орбитальным l и полным моментом j. Отсюда возможны следующие формы записи:

1. Нуклонная конфигурация: |nL_{j}>

2. Состояние ядра: J^{P}

Мультиплетность (т.е. S) в указанном выше смысле - некорректное понятие для ядерной спектрометрии. Однако его можно использовать, например, в физике высоких энергий для характеристики связанных состояний q \bar{q} систем - скажем, чармония или боттомония. Спектроскопия таких систем очень близка спектроскопии позитрония, и там используются те же обозначения.

Цитата(Mitin @ 7.01.2008, 1:12) *
Заряд сильного взаимодействия - цвет.


Я сам, когда пытался осознать этот нюанс, испытывал некоторые "суеверные страхи". Подсознательно сидело, что есть только два заряда "+" и "-", а тут целых три, да еще и цветных. Но ведь взаимодействовать определенным образом могут лишь те частицы, которые обладают определенными свойствами. Т.е. заряд - своего рода индикатор способности некоего класса частиц (в частности, кварков и глюонов) к данному (сильному) взаимодействию.

А вот, кстати, и универсальная формула: \alpha_{i} = \frac{charge^{2}_{i}}{hc}

Цитата(Dawka @ 7.01.2008, 1:24) *
Вопрос: как получается 8 глюонов? В смысле, почему их 8?


Логика такова:

1. Существуют 3 вида цветов и 3 вида антицветов. Глюоны способны менять цвета кварков => они должны обладать цветом и антицветом одновременно.

2. Записываем таблицу 3х3, где по вертикали - К, З, С, а по горизонтали - их антицвета. На пересечении будет 9 клеток. 6 глюонов сразу получаются, если посмотреть за пределы диагонали. По диагонали остаются 3 вырожденных сочетания.

3. Находим три ортогональные комбинации диагональных глюонов и, отбрасывая полностью симметричную относительно поворотов в цветовом пространстве конструкцию, получаем еще два глюона. Итого - 8.
Dawka
Цитата(Robson @ 7.01.2008, 3:14) *
Подсознательно сидело, что есть только два заряда "+" и "-", а тут целых три, да еще и цветных.

Разве два? "-" - не антизаряд "+"?

Цитата(Robson @ 7.01.2008, 3:14) *
3. Находим три ортогональные комбинации диагональных нуклонов и, отбрасывая полностью симметричную относительно поворотов в цветовом пространстве конструкцию, получаем еще два глюона. Итого - 8.

Ммм... а можно совсем разжевать?
По диагонали получаем С-неС, К-неК и З-неЗ. И что с этим дальше делать?
Nacht-Wandler
Цитата(Robson @ 7.1.2008, 3:14) *
Цитата(Dawka @ 7.01.2008, 1:24) *
Вопрос: как получается 8 глюонов? В смысле, почему их 8?

Логика такова:

1. Существуют 3 вида цветов и 3 вида антицветов. Глюоны способны менять цвета кварков => они должны обладать цветом и антицветом одновременно.

2. Записываем таблицу 3х3, где по вертикали - К, З, С, а по горизонтали - их антицвета. На пересечении будет 9 клеток. 6 глюонов сразу получаются, если посмотреть за пределы диагонали. По диагонали остаются 3 вырожденных сочетания.

3. Находим три ортогональные комбинации диагональных нуклонов и, отбрасывая полностью симметричную относительно поворотов в цветовом пространстве конструкцию, получаем еще два глюона. Итого - 8.
А почему отбрасываем "полностью симметричную" конструкцию, а "частично симметричные" оставляем? 197.gif

AFAIK, наиболее "прямое" обоснование количества глюонов - число генераторов группы SU(3), т.е. матриц Гелл-Манна...
Linker
Здорово smile.gif Значит записи 3S0 в ядерке быть не может, я был неправ только наполовину mr47_06.gif

Спасибо за напоминания о различии атома и ядра smile.gif
Katerina
такой вопрос: Электромагнитные взаимодействия.Структура нуклона.

что именно надо отвечать по этому вопросу?
Шеф
2 Robson
спасибо, теперь все понял
Dawka
Цитата(плазматик @ 7.01.2008, 12:18) *
Вот, кстати, еще хороший вопрос. В атомах, как правило, бывает наоборот: состояние с минимальным J лежит ниже по энергии (нормальный мультиплет). Почему?
ermm.gif
Все-таки я не знаю атомку: мне казалось, что состояние с минимальным J лежит ниже по энергии меньше, чем в половине случаев... (Т.к. возможен обратный мультиплет и вообще отсутствие расщепления, когда оболочка наполовину заполнена). Встречный вопрос: что неправильно?

Цитата(Nacht-Wandler @ 7.01.2008, 10:00) *
AFAIK, наиболее "прямое" обоснование количества глюонов - число генераторов группы SU(3), т.е. матриц Гелл-Манна...

так, конечно, гораздо понятнее... scratch_one-s_head.gif
grin_lady
Интересуют мнения про Гончарову Н. Г. - как она принимает (и вообще ведет себя) на экзамене?
Robson
Цитата(плазматик @ 7.01.2008, 12:18) *
Выделенный фрагмент не ясен. Если мы говорим о приближении jj связи, то полного орбитального момента частиц L в стационарном состоянии ввести нельзя.


Полностью согласен и хочу поблагодарить плазматика за поправки. Также приношу извинение всем тем, кого невольно ввел в заблуждение. blush.gif К сожалению, ответы на вопросы лучше проводить до полуночи, а не в 3 часа ночи. Последнее приводит к досадным "невынужденным ошибкам" (иногда грубым), вроде "нуклонов по диагонали" и "мультипольности" вместо "мультиплетности".

Поэтому вместо: "В результате, говорить о полном спиновом (S) моменте систем нуклонов некорректно (можно говорить лишь о полном орбитальном моменте L)" следует читать: "В результате, говорить о полном спиновом (S) и полном орбитальном (L) моментах системы нуклонов некорректно (хотя, в определенных случаях, использование полного орбитального момента L является корректным)".

Поясню. Нуклон-нуклонный (не общий ядерный) потенциал в общем случае имеет следующий вид:

V = V_{1}( r ) + V_{2}( r ) s_{1}s_{2}) + V_{3}( r )(3(s_{1}n)(s_{2}n) - s_{1}s_{2}) + (1+2+3) \cdot R

Последний член - сумма первых трех слагаемых, домноженный на оператор перестановки частиц (т.к. взаимодействие - обменное). Второй и третий член нерелятивистские и существенно не малы. При этом их можно выразить через полный спин S. Однако, если второе слагаемое его сохраняет (квадрат S коммутативен с S), то третье (тензорное) нарушает: член вида (Sn) в квадрате не будет коммутировать с S. Т.е. полный спиновый момент (S) не сохраняется.

В приближении jj-связи не сохраняются ни S, ни L. Однако, т.к. имеется еще и четность R (или однозначно с ней связанный изоспин I), то в ряде случаев абсолютное значение L определяется точно из законов сохранения. Именно это я имел в виду "в определенных случаях".

Стоит, однако, заметить, что запись вида  ^{2S+1}L_{J} все-таки может быть корректна и в ядерной физике, но только если речь идет о самых легких ядрах, т.к. для них выполняется приближение LS-связи, или если выполняется указанное выше. Например, система из протона и нейтрона принципиально может находиться в бесконечно большом числе различных состояний, если не задано конкретное L. Если же оно задано, то могли бы быть доступны возможности  ^{1}L_{L} и  ^{3}L_{L-1, L, L+1}.

На практике система "протон"-"нейтрон" существует, называется "дейтроном", в основном состоянии имеет J=1 и P=+1. Отсюда видно, что L=0,2, а спины нейтрона и протона сонаправлены. Поэтому реализуется 2 возможности:  ^{3}S_{1} и  ^{3}D_{1}. Примесь второго мала. Если бы состояние было нечетным, то L=1, а о направлении спинов нельзя бы было сказать что-то определенное. Кстати, состояния  ^{3}S_{0} не может быть в принципе.

Стоит, впрочем, заметить, что указанная "атомная" форма записи, ИМХО, не является общепринятой. (Я сам ее никогда не использую).

Цитата(плазматик @ 7.01.2008, 12:18) *
Вот, кстати, еще хороший вопрос. В атомах, как правило, бывает наоборот: состояние с минимальным J лежит ниже по энергии (нормальный мультиплет). Почему?


Меня, как и Dawkу, немного смутила фраза "как правило". Принцип же, как я его понимаю, такой:

1. В приближении самосогласованного поля оператор спин-орбитального взаимодействия имеет вид:

V = Sum \alpha_{i} l_{i} s_{i}

При этом \alpha = const \cdot \frac{dU}{dr} и, т.к. U( r ) растет при удалении от центра ядра (падая по модулю), \alpha > 0.

2. Усредняя по электронному состоянию в приближении LS-связи, получаем:

V = A L S

3. Переходя к собственным значениям операторов, получим:

 E' = \frac{A(L,S)}{2} \frac{J(J+1) - L(L+1) - S(S+1)}{2J}

Отсюда, при фиксированных L и S, имеем следующую разность по энергии между двумя соседними уровнями при снятии вырождения по J:

\Delta E = A \cdot J

По-моему, это называется правилом Ланде.

4. Теперь все зависит от знака А.

Для нормальных мультиплетов оболочка заполнена меньше чем наполовину. По предыдущему правилу Хунда все электроны сонаправлены по спину, и полный спин равен S = n/2. Поэтому из 1. выходит, что A = \frac{\alpha}{2S} > 0 -> чем меньше J, тем ниже уровень. Для обращенных мультиплетов нужно дополнить оболочку до полной, прибавив и отняв недостающее число электронов (т.е. дырки). Сумма даст 0 (замкнутая оболочка не расщепляется), а вычитаемое меньше 0 и приводит к тому же значению A, но противоположного знака -> чем больше J, тем ниже уровень.

Это и есть обоснование соответствующего правила Хунда. Меня, кстати, всегда интересовал вопрос: сколько всего этих Правил? При том, что содержание одинаковое, в разных источниках приводится разная группировка этого содержания по правилам.

-------------------

В ядре действует не LS-, а, в большинстве случаев, jj-связь (первая, а не вторая поправка по beta). Однако, можно показать, что выражение 1. имеет место и в этом случае, а, значит, формула 3. (выражение для квадрата суммы) также справедлива, но вместо L, S, J нужно понимать l, s и j. При этом снимается вырождение по значениям j (по проекции сохраняется), и каждый уровень разбивается на 2: j-1/2, j+1/2. Для первого ls = f( r )\frac{l+1}{2}, а для второго просто половина -fl.

Остается определиться только со знаком коэффициента a = -f( r ). Последний, вообще говоря, зависит от r. Если бы ядерная материя не имела бы концов, то не было бы выделенных направлений и спин-орбитального взаимодействия тоже. Т.к. у ядра есть границы, то спин-орбита должна убывать к центру ядру, т.е. f>0. Из опыта следует, что перед функцией должен быть минус. -> уровень с большим j падает вниз.

Цитата(Nacht-Wandler @ 7.01.2008, 10:00) *
А почему отбрасываем "полностью симметричную" конструкцию, а "частично симметричные" оставляем? 197.gif

AFAIK, наиболее "прямое" обоснование количества глюонов - число генераторов группы SU(3), т.е. матриц Гелл-Манна...


Потому что не "частично симметричная", а "антисимметричная". Вообще говоря, цветовое пространство - аналог изоспинового, т.е. является векторным. Указанный октет глюонов представляет собой набор антисимметричных (по цвету) функций, отвечающих векторам и обладающих не равным 0 цветовым зарядом.

9 "глюон" - цветовой скаляр, соответствующий синглетному состоянию, является симметричной функцией и обладает равным 0 цветовым зарядом.

Теперь самое интересное. Почему используется вывод "на пальцах", а не через теорию групп. Дело в том, что на 3-м курсе людей, в достаточной мере знающих теорию групп, очень мало - 2-3 человека на группу максимум. Если я правильно помню, в курсе линала по теории групп общая теория специальных унитарных групп SU(n) не проходится. Да и в курсе атомной физике (да что там - даже в квантовой механике) стараются обходиться скорее схемами Юнга или подобными наглядными конструкциями, а не строгими выводами.

Цитата(Katerina @ 7.01.2008, 13:13) *
что именно надо отвечать по этому вопросу?


Я бы отвечал так. Сначала бы рассказал о том, что э/м взаимодействие является одним из 4-х фундаментальных и указал бы, чем оно отличается от других. Нарисовал бы простейшую вершину с испусканием виртуального гамма-кванта. Сказал бы, какие виды частиц участвуют в э/м взаимодействии. Объяснил бы, в чем преимущество фотонов для исследования структуры протяженных объектов. Рассказал бы от 3-поколениях опыта Резерфорда (ядро -> нуклон - > кварк. Далее, можно рассказать о формуле Резерфорда, формуле Мотта, и о том, как последняя связана с реальными экспериментальными данными. Здесь стоит рассказать о форм-факторах. Затем сказать, что плотность заряда - суть фурье-образ формфакторов. А затем уже интерпретировать результаты данных по глубоконеупругому рассеянию лептонов на нуклонах и сделать вывод о существовании партонов. Рассказать о то, что такое струи, что бывают трехструйные процессы, а значит партоны могут быть и глюонами. Наконец, обобщить все сказанное и сформулировать основные составляющие нуклона - валентные и морские кварки и глюоны. Жалко, что в курсе ядра нельзя сказать про такой красивый механизм как бьеркеновский скейлинг...


P.S. Приношу извинения, если формулы выглядят нечитабельно - нет времени править код.
Dawka
Just_Cuz_21.gif
2 Robson спасибо! 169.gif
хотя с глюонами я так и не поняла blush2.gif Ладно, завтра М.Е. спрошу.
DeepKeeper
оффтопиком - свежий комикс с баша blush.gif
grin_lady
Сдала, Гончаровой. Отл. smile.gif Теперь атомка...
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2016 IPS, Inc.