Уважаемые студенты Физфака !
В связи с обсуждением в течении ряда лет моего стиля преподавания
и приема экзаменов по математике хочу сообщить следующее.
1. Я являюсь сторонником жизни "по закону", а не "по понятиям",
что в России не очень популярно.
2. Применительно к приему экзаменов по математике это означает
именно оценку знаний студента по математике, а не каких-то его
других качеств. Хотя я и не могу себе представить внутреннего мира
студента физфака, не способного освоить (достаточно простой на мой
взгляд) курс математики физфака на твердую тройку (после успешной
сдачи вступительных экзаменов), однако я допускаю существование
такого достаточно богатого мира.
Вы можете быть знатоком китайской философии, японской поэзии,
экспериментальной физики и/или просто приятным в общении
(белым и пушистым) человеком, но, в идеале, это не должно никак
влиять на оценку ваших конкретных знаний по математики.
3. Отсюда следует, в частности, что оценка по математике это
просто оценка по математике и не более того. Если я ставлю оценку,
не удовлетворяющую экзаменуемого, или критикую отношение
конкретного студента к изучению математики, то это не следует
рассматривать как попытку унизить данного студента как личность.
4. Людям вообще (и мне, в частности) свойственно ошибаться и
трудно всегда сохранять объективность, но я стараюсь. Физикам
следует помнить, что нельзя гарантировать, что ошибка
измерительного прибора будет меньше цены деления, а цена деления
"измерителя знаний студентов", т.е. экзаменатора - один балл.
5. На мой взгляд было бы неплохо, если бы экзамены проводились
письменно и анонимно (как вступительные экзамены) или, хотя бы,
комиссией из двух человек. В первом случае известная шутка о том,
что на младших курсах студент "работает на зачетку", а потом она
"работает на него", потеряет смысл.
6. Если кому-то показалось, что он сумел подобрать ко мне "ключик"
для улучшения своей оценки на экзамене (отличный от улучшения
собственных знаний) и написал об этом на одном из форумов, то я не
советую никому другому повторять такой опыт с таким же или другим
"ключом, т.к. результат может быть неожиданным и даже обратным
желаемому, поскольку мне (как и большинству людей) не нравиться быть объектом
манипулирования.
7. Оценки своей внешности, тембра голоса и т.п. я оставляю на совести их
авторов. Вообще-то хотелось бы, что бы, даже прячась за
анонимностью, студенты все таки сохраняли ли бы такт в обсуждении
личных качеств преподавателей на форуме, помня, что они тоже живые
люди и некоторые из них тоже заходят в Интернет. Кроме того, вряд ли
грубые выпады в адрес преподавателя улучшат в будущем его отношение
к студентам в целом.
Также мне неприятно, проходя по коридору, слышать
нецензурную речь от студентов, и (даже !) студенток.
8. Я отношусь плохо к двум категориям студентов. Первая это те, кто мешает
проведению занятий постоянными разговорами с соседями. К счастью, в последние
годы таких злостных нарушителей стало мало, что я связываю с
усилением воспитательной работы школ в русле укрепления вертикали
власти. Возможно поэтому и отзывы обо мне на форуме улучшились,
т.к. меньше стало трений по поводу дисциплины, а может быть просто
звезды временно расположились нестандартно

.
Ко второй относятся те, кто возвел в принцип свое нежелание изучать математику
даже в рамках программы физфака.
9. Учебные группы на факультете очень разные. Принцип их формирования
мне неизвестен. Мне довелось быть куратором в группе, сформированной из набравших
полупроходной балл. К пятому семестру в этой группе осталось 13 человек и только
один был отчислен из-за математики.
В то же время есть группы, состоящие в значительной степени из
выпускников физматшкол. К сожалению слабые группы попадаются часто и надолго, а сильные
редко и на один семестр.
Однако программа и требования к этим группам одинаковы.
Естественно, что интерес к учебе, результаты и, как следствие, отношение к
преподавателю в таких группах сильно разнятся.
Не надо возводить свой личный опыт в абсолют.
10. Я советую не "ботать", а учиться математике. В частности, это
означает, что хорошо бы стараться понять математику в течении
семестра, а не только готовиться к экзаменам.
Неплохо бы почитать на досуге какую-нибудь внепрограммную литературу,
чтобы понять, что математика не везде такая как на физфаке хотя бы по
форме. Например:
Арнольд В.И. Математические методы классической механики. М.:
Наука, 1989.
У. Масси, Алгебраическая топология. Введение. М.: Мир, 1977
Дж. Брус, П. Джиблин, Кривые и особенности. М.: Мир, 1988
Все вышесказанное является моим личным мнением, которое может не
совпадать полностью или частично с мнением других сотрудников
кафедры математики по затронутым вопросам.
А.В. Щепетилов