Цитата
Берется из кинетического уравнения с релаксационным членом вместо интеграла столкновений
Уравнение абсолютно неадекватное, так как нарушает законы сохранения энергии и импульса при столкновениях; в результате даже в нулевом приближении уравнения гидродинамики получить из него нельзя.
Надо использовать настоящее кинетическое уравнение Больцмана, а не коверкать его.
Цитата
а то, что написал Grosses Botan? его фраза, честно говоря, мне вообще непонятна...
+1
Цитата
Подобные формулы как правило берутся из опыта. И только затем обосновываются исходя из постулатов физических теорий...
А вот это как раз очень разумное соображение.
Цитата
Что-то я не очень себе представляю, как можно измерить поток теплоты
Первый опытный факт - закон остывания Ньютона (конец 17-го века), в соответствии с которым скорость остывания тела пропорциональна разности температуры тела и окружающей среды. Этот закон был далее обобщен Фурье (1822) на многомерные системы с непрерывной зависимостью температуры от координат. Действительно, в этом случае вместо скорости остывания следует рассмотреть плотность потока энергии (поток энергии, приходящийся на единицу площади), а вместо разности температур - градиент температуры. Можно дать нагладную иллюстрацию: малые участки неравномерно нагретого тела рассмотреть как однородные тела и применить к каждому из участков закон остывания Ньютона, учитывая потоки энергии во все стороны...
Кстати, именно при анализе уравнения теплопроводности Фурье и придумал свои ряды и интегралы Фурье... Без решения этой физической задачи этот математический аппарат так и не был бы придуман...
Цитата
что-то я запуталась... я думала термодинамика - это опыт, МКТ - это теория, и что формула эта из МКТ
Термодинамика - тоже теория, только макроскопическая, МКТ - микроскопическая теория, более сложная; до нее дорасти надо, а не изучать раньше термодинамики. Во времена Фурье и тем более Ньютона никакой кинетической теории не было и в помине. Кинетическая теория развивалась позже... Именно определенное из опыта значение коэффициента теплопроводности воздуха позволило найти значение такой важной физической величины, как длина свободного пробега (Клаузиус, 1858), что привело к первой оценке размеров и масс частиц (Лошмидт, 1865) по порядку величины.