Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://wasp.phys.msu.ru/forum/index.php/?showtopic=8067
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 08:29:34 2016
Кодировка: Windows-1251
Как учить на физфаке и как учиться - Студенческий форум Физфака МГУ
IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

56 страниц V   1 2 3 > »   
Reply to this topicStart new topic
Как учить на физфаке и как учиться, Преподавателю атомной физики от преподавателя общей физики
Mitin
сообщение 12.1.2007, 15:43
Сообщение #1


живу здесь
*******

Группа: Гуру
Сообщений: 220
Репутация: 138

Предупреждения:
(0%) -----


Уважаемый Плазматик! Я решил обратиться к Вам, прочитав следующее Ваше высказывание
Цитата(плазматик @ 28.12.2006, 16:14) *
Нет. Вас просто не научили и не приучили работать. В этом, в том числе, вина и учебного отдела деканата, и кафедры математики, и кафедры общей физики. В ряде случаев процесс настолько запущен, что ничего поправить уже нельзя. Идти снова на первый курс надо...

Мы с Вами лично не знакомы, но я считаю, что давно знаю Вас, читая Ваши сообщения на форуме, уважаю Вас за честность и искренность, и с многими Вашими сообщениями согласен. Я не собираюсь высказывать какие-либо претензии по приведенному выше сообщению, просто хочу изложить свое видение ситуации, а в конце спросить у Вас совета. Боюсь, что послание будет довольно длинным, но так уж у меня выстраивается логическая цепочка (что-то буду тезисно, что-то подробно).
Итак.
1. На мой взгляд, уровень знаний по физике поступающих на физфак снижается год от года, и это ОБЪЕКТИВНАЯ реальность, которую никакими реформами не исправить. Всего один аргумент. Вспомните, что нас с Вами (мы примерно одного возраста) в школьные годы могло отвлекать от физики? Два канала официального ТВ, радиостанция 'Маяк' с советской эстрадой, может, танцы по субботам и футбол во дворе. А что сейчас, надеюсь, перечислять не надо. И что выберет молодое поколение? По-моему, сейчас Интернет полностью изменил стиль взаимоотношений людей во всем мире и к чему это приведет :.
2.Почему школьники стремятся на физфак? Здесь, я думаю, ничего не изменилось: им просто НРАВИТСЯ физика как школьный предмет, и они просто хотят больше знать. Большинство из них не задумывается о последствиях (а те, кто подумал о своей зарплате по окончании, уже и не собираются на физфак).
3. И вот они поступили и пришли на первые занятия. Вы когда-нибудь читали лекции, чтобы присутствовал ВЕСЬ поток (250 человек без 3-5 больных)? Я это делаю уже десять лет для обоих потоков первого курса и так себе представляю их состояние: вот сейчас войдет : , и я столько узнаю, и я : , и я:.
4. И что же студенты получают? Предлагаю вернуться лет на десять назад, когда начались реформы в высшей школе (в том числе и в юридическом плане, что, на мой взгляд, было необходимо). Были разработаны Государственные образовательные стандарты, в области физики их можно найти на сайте УМО (кстати, всем советую почитать, особенно участникам бурной весенней дискуссии по госэкзамену, найдете много интересного, что вы должны знать и уметь по окончании). Подписал их к тому же наш декан как председатель. И началась катавасия с учебными планами. Кто-то подсчитал, что на факультете мы сильно перегружаем студентов аудиторными занятиями и недогружаем самостоятельной работой. И началось повальное сокращение числа часов на общих курсах (в частности для механики вместо двух лекций и одного семинара в неделю в течение полутора семестров осталось полторы лекции и один семинар в неделю в течение одного семестра). Но при этом никто и не подумал сократить программу курса. А она по сравнению с указанной в Стандарте раздута неимоверно. И у преподавателей началась бешеная гонка: как бы успеть все рассказать на лекциях и на семинарах (ах, не успел, ну, посмотрите и изучите самостоятельно).
5. И вот ошарашенный первыми днями учебы студент после семинара, где он мало что понял (помним про школьный уровень) садится за домашнее задание, практически ничего не может сделать, со страхом идет на семинар (вдруг, как в школе, вызовут к доске) и видит, что и не вызывают и не повторяют, а начинают новую тему (иначе не успеть). И все незнание и непонимание для студента растет как снежный ком. Конечно, я немного утрирую, в последнее время многие (и я тоже) стали в начале семинара устраивать миниконтрольные, и что-то объяснять еще раз, но в результате не успеваешь рассказать новую тему (ну, посмотрите дома). И у преподавателей свой снежный ком неуспевания.
6. В итоге студент ничего не понимает на семинарах (но, к счастью, ходит), на лекциях (а их можно и прогулять, и ничего за это не будет). Конечно, не все такие, но в той или иной степени через это проходят многие. Преподаватели это видят и понимают, но что делать? Кто-то устраивает дополнительные семинары, кто-то проводит консультации во внеурочное время (я как-то пошел попросить аудиторию для семинара, а мне: а зачем, у вас пропал семинар? Нет? Тогда нельзя, студентов перегрузите, да и аудиторий нет).
7. И вот худо-бедно добрались до сессии. Открывает студент билеты и, о Боже, там есть ВСЕ (было, не было на занятиях, по программе положено). Почитайте реакцию на билеты на форуме. Начинаются лихорадочные поиски массы мудреных слов, естественно, школьный материал повторять некогда (а, я его помню).
8. И на экзамене начинается кошмар, причем для преподавателей тоже. Даже те, кто хорошо учился, не помнят, что рассказывалось на семинарах (личный опыт последнего экзамена). Начинаешь потихоньку наводящие вопросы: о, вспомнил! Быстро вспомнил, сообразил - отл,, называешь момент инерции векторной величиной, но после настойчивых подсказок исправляешься - удовл, говоришь, что работа - векторная величина, и несмотря на подсказки, настаиваешь на этом, и даже указываешь направление вектора работы - извини, неуд (тоже опыт последнего экзамена). Наверное, неправильно, надо всем двойки (а при письменной форме так бы и было, как на комиссии), половину курса отчислить?
Извините, устал, можно чуть-чуть передохну и продолжу.
Go to the top of the page Вставить ник
+
White
сообщение 12.1.2007, 16:18
Сообщение #2


Nameless
**********

Группа: VIP
Сообщений: 1,967
Репутация: 226

Предупреждения:
(0%) -----


Уважаемый Игорь Владимирович!
Можно ли сделать некоторые комментарии по поводу Вашего открытого послания?
Цитата(Mitin @ 12.1.2007, 15:43)
2.Почему школьники стремятся на физфак? Здесь, я думаю, ничего не изменилось: им просто НРАВИТСЯ физика как школьный предмет, и они просто хотят больше знать. Большинство из них не задумывается о последствиях (а те, кто подумал о своей зарплате по окончании, уже и не собираются на физфак).
*

Неужели школьники, а особенно их родители НАСТОЛЬКО наивны, особенно что касается зарплаты? Да все все наверняка знают, но идут же...
Цитата(Mitin @ 12.1.2007, 15:43)
5. И вот ошарашенный первыми днями учебы студент после семинара, где он мало что понял (помним про школьный уровень) садится за домашнее задание, практически ничего не может сделать, со страхом идет на семинар (вдруг, как в школе, вызовут к доске) и видит, что и не вызывают и не повторяют, а начинают новую тему (иначе не успеть).
*

А мне наоборот показалось, что я вернулся в 9-10 класс школы: домашнее задание не только задают, но даже иногда и проверяют!

А еще я не сразу нашел отличия университетской механики от школьной...

Цитата(Mitin @ 12.1.2007, 15:43)
И вот худо-бедно добрались до сессии. Открывает студент билеты
*


Я, конечно, сдал пока только один экзамен, но... Кажется, сессия - не такой уж кошмар (в процессе подготовки, по крайней мере biggrin.gif), т.к. :
1). Можно выспаться! smile.gif Да-да-да! smile.gif))
2). Поскольку время не уходит на гоняние-цифырей-с-места-на-место-для-подсчета-погрешностей-по-громоздким-формулам-на-физпраке grin.gif и прочее, можно как следует повторить материал (особенно лекционный курс - плотность потока информации не такая уж маленькая, что-то может забыться), а то даже и почитать литературу...


Цитата(Mitin @ 12.1.2007, 15:43)
Вы когда-нибудь читали лекции, чтобы присутствовал ВЕСЬ поток
*

Прошу меня простить, но лекции по обработке результатов физ. эксперимента большой популярностью и правда не пользуются... Уж не вспомню, сколько было на Ваших 5-8 лекциях (факультативных), но процент какой-то вообще смехотворный...


PS Все написанное - личные впечатления.


--------------------
Здесь могла быть ваша реклама.