|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 10-2007 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Синодальная библиотека Русской Православной Церкви
1 октября 1987 года в стенах Московского Данилова монастыря в соответствии с распоряжением Управляющего делами Московской Патриархии митрополита Одесского и Херсонского Сергия (Петрова, Љ 1990) к работе приступил небольшой, состоявший из четырех сотрудников коллектив Библиотеки Духовно-административного центра Русской Православной Церкви.
Это событие было связано с рядом обстоятельств, имевших отношение как к истории духовных библиотек нашей страны, так и к последующей их судьбе.
После известного декрета Совета народных комиссаров об отделении Церкви от государства от 20 января 1918 года фонды библиотек Духовного ведомства подлежали национализации. Это касалось и общецерковных книжных собраний, таких, как архив и библиотека Святейшего Синода в Петрограде и Московская синодальная библиотека, и епархиальных, таких, как библиотеки Духовных консисторий, семинарий и училищ. Монастырские библиотеки, имевшие, как правило, имущественный статус частных коллекций, также изымались в пользу государства.
По мере упразднения Духовных школ, начало которым было положено еще в XVII столетии, а окончательное становление произошло в XIX столетии, их поистине бесценные фонды были частично введены в состав государственных архивов, библиотек и музеев, частично распроданы через систему государственной книжной торговли. По этой причине значительная часть книг из академических и монастырских собраний дореволюционной России оказалась в частных руках.
Некоторые деятели и идеологи новой власти, стяжавшие впоследствии печальную славу 'воинствующих атеистов', смогли удачно укомплектовать свои частные библиотеки, участвуя в этом экспроприационном процессе. Многие издания со штампами учреждений Духовного ведомства оказались за границами СССР. При содействии таких структур, как акционерное общество 'Международная книга', созданное на основании декрета Совнаркома и получившего лицензию на деятельность от Наркомата внешней торговли в 1923 году, церковные книжные коллекции иногда целиком выставлялись на продажу и впоследствии оказывались в Европе. Так, например, была укомплектована библиотека Папского Восточного института в Риме. |
Храм Воскресения Христова, что в Пленницах |
|
Колокольня с храмом апостола и евангелиста Иоанна Богослова |
|
Храм мученика Андрея Стратилата |
Позднее, в годы, когда в нашей стране даже разговоры о духовном образовании и просвещении стали опасными, церковные библиотеки существовали лишь как домашние собрания духовенства и мирян. С начала 1930-х годов, в период активизации репрессий по отношению к представителям бывшего духовного сословия, при арестах такие домашние библиотеки часто изымались или опечатывались. В конце Великой Отечественной войны в отношениях между лидерами советского государства и иерархами Русской Православной Церкви наметились известные изменения, вследствие чего открылся целый ряд православных Духовных учебных заведений в Москве, Ленинграде, Киеве, а также в областных центрах Советского Союза. До второй половины 80-х годов прошлого века лишь библиотеки этих учебных заведений (а их численность после 'хрущевской оттепели', оказавшейся для верующих граждан страны 'заморозками', была сведена к трем), имели официальный статус. Причем этот статус определял их как 'библиотеки учебных пособий'. При церковных учреждениях, имевших статус Синодальных отделов, таких, как Издательский отдел или Отдел внешних церковных сношений, при некоторых Епархиальных управлениях тоже собирались небольшие библиотеки, но об их существовании предпочитали молчать, ведь законодательно распространение религиозных знаний посредством литературы в Советском Союзе было недопустимо, и лишь 'служебная необходимость' давала право властям предержащим закрывать глаза на факт такого несоответствия закона и 'существующей практики'.
25 апреля 1985 года почил о Господе один из просвещеннейших иерархов своего времени - архиепископ Михаил (Чуб), возглавлявший Тамбовскую кафедру. Ученый-патролог, блестящий проповедник, полиглот, владевший почти дюжиной новых и древних языков, Владыка Михаил еще в юности начал собирать свою библиотеку. Уже будучи преподавателем Ленинградской Духовной академии, преемником по кафедре истории Древней Церкви профессора А. И. Сагарды (Љ 1950), он смог приобрести уникальные издания богословской и церковно-исторической литературы. |
Архиепископ Михаил (Чуб) |
Зарубежные поездки в составе делегаций Русской Православной Церкви (архиепископ Михаил принимал участие во многих межконфессиональных собеседованиях), а также научные контакты, поддерживавшиеся им со многими европейскими учеными, имели своим результатом пополнение его библиотеки почти недоступными в СССР научными и церковными изданиями. Однако самой дорогой частью библиотеки Владыки Михаила оставалась для него та, что принадлежала его отцу, протоиерею Андрею Чубу (Љ 1960), бывшему с 1913 года настоятелем Константино-Еленинского госпитального храма в Царском Селе под Петроградом и принадлежавшему к кругу старого столичного духовенства, противостоявшего и волнам безбожия, обрушившимся на нашу страну с начала XX века, и разрушительным стремлениям обновленчества, пытавшегося под видом поиска 'новых путей' разрушить церковные устои.
После кончины Владыки Михаила секретарь Тамбовского Епархиального управления протоиерей Вячеслав Столярчук (Љ 1992) обратился с просьбой помочь сохранить библиотеку к духовному чаду почившего - диакону Борису Даниленко, занимавшему в то время должность референта по вопросам библиографии Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Понимая, что уникальное по своей важности для церковной истории собрание почившего иерарха, насчитывающее более двух с половиной тысяч книг и множество архивных документов, может распасться еще до назначения нового управляющего Тамбовской епархией, отец Вячеслав надеялся на решение вопроса о статусе этого собрания Священноначалием Русской Православной Церкви.
В силу неопределенности ситуации как в правовом отношении (имущество почившего иерарха, не имевшего прямых наследников, должно было быть определено как 'выморочное' и подлежало продаже в пользу государства), так и в отношении церковной практики (до этого времени книги почивших иерархов нашей Церкви разбирались 'на молитвенную память' их родственниками и близкими, что противоречило древним каноническим принципам - см. 22-е правило IV Вселенского Собора), было решено обратиться к занимавшему тогда должность Управляющего делами Московской Патриархии митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию, ныне здравствующему Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси.
Для автора этих строк неожиданной оказалась реакция Его Святейшества на рассказ о книжном собрании архиепископа Михаила. Выяснилось, что знакомы два святителя были уже с 1947 года, когда оба поступили в Духовные школы города на Неве, первый - в семинарию, а второй - сразу в академию. Еще до этого отец Святейшего Патриарха протоиерей Михаил Ридигер (Љ 1988) хорошо знал и самого архиепископа Михаила, и его родителей.
Для Святейшего Патриарха почивший иерарх был хорошим знакомым. Его Святейшество не только ценил его как церковного ученого, блестящего лектора и педагога, настоящего русского интеллигента, но и относился к нему как к весьма близкому собрату и сослужителю. Участие будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви в дальнейшей судьбе книжного собрания Владыки Михаила было предопределено этим отношением. На уровне Управления делами Московской Патриархии было решено перевезти библиотеку архиепископа Михаила из Тамбова в Москву. Все вопросы, согласовать которые в связи с этим требовалось в Совете по делам религий, были решены самим митрополитом Алексием. Перевоз библиотеки был поручен помощнику Управляющего делами И. Н. Экономцеву (впоследствии архимандриту Иоанну), референту по вопросам библиографии Отдела внешних церковных сношений диакону Борису Даниленко и насельнику Данилова монастыря иеродиакону Кириллу (Сахарову, ныне игумену). В конце мая 1985 года библиотека, включавшая книги, архивные материалы и мемориальную часть, в сорока двух больших ящиках была доставлена в Москву и размещена в Даниловом монастыре.
В рамках работы Ответственной комиссии по реставрации и строительству в Даниловом монастыре, председателем которой являлся Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Алексий, было решено поручить разбор библиотеки архиепископа Михаила и составление первоначального ее описания диакону Борису Даниленко. Тогда же был поднят вопрос о статусе этой книжной коллекции. Обсуждая все 'за' и 'против' создания новой самостоятельной библиотеки, Высокопреосвященнейшие члены Священного Синода пытались найти обоснование для уже намечавшегося решения. Ведь по сути был создан прецедент - впервые за многие годы книжное собрание почившего иерарха поступило в распоряжение Московской Патриархии. Однако хранение ее могло быть поручено лишь библиотеке, имеющей общецерковный статус.
'До поры, до времени' наследие Владыки Михаила хранилось в Даниловом монастыре, сначала в здании Отдела внешних церковных сношений, затем - в подклете Троицкого собора, но в начале 1987 года было выделено небольшое помещение площадью 150 квадратных метров в так называемом Больничном корпусе, примыкающем с западной стороны к надвратному храму преподобного Симеона Столпника, где и началась работа по обустройству хранения книжного фонда и крошечного читального зала.
Вскоре была обоснована необходимость создания новой библиотеки: в восстанавливаемом монастыре организовывался Духовно-административный центр Московского Патриархата, и его сотрудникам, включая насельников обители, нужна была для работы литература как духовного, так и научного содержания. Такое обоснование определяло статус новой библиотеки, получившей наименование 'Библиотека Духовно-административного центра Русской Православной Церкви'. Впоследствии, на Архиерейском Соборе 1988 года, библиотека была наименована Синодальной и было определено ее место в структуре Московского Патриархата. Начальный штат библиотеки состоял из заведующего (впоследствии директора) священника Бориса Даниленко, А. Н. Троицкого, Е. В. Хиловской и иеродиакона Кирилла (Сахарова).
Вскоре новая библиотека стала объектом внимания как со стороны многих православных иерархов, так и со стороны научного и библиотечного сообществ как в России, так и за рубежом. Передать после своей кончины Синодальной библиотеке свое личное книжное собрание завещал митрополит Антоний (Мельников, Љ 1986), занимавший Ленинградскую и Новгородскую кафедру. Около четырех тысяч книг Владыки Антония поступили в ее фонд в апреле 1987 года. |
Митрополит Антоний (Мельников) |
|
Андреевский монастырь |
Сотрудники ряда государственных библиотек и музеев Москвы и Ленинграда оказали Синодальной библиотеке неоценимую помощь, организовав передачу ей из резервно-обменных фондов своих организаций книг и журналов, принадлежавших некогда православным церковным учреждениям. Одним из первых поступлений такого рода стали переданные в 1990 году Государственным музеем истории религии по инициативе его директора С. А. Кучинского и заведующей библиотекой Г. Д. Калиничевой книги, большинство из которых имели штампы Духовных семинарий. К 1000-летию Крещения Руси библиотека получила значительный дар Константинопольского Патриархата, приобретенный на средства греческой диаспоры США и состоявший из 53 тысяч микрофиш с копиями русских дореволюционных и зарубежных церковных периодических изданий, а также церковно-исторической и справочной литературы вместе с оборудованием для их хранения и использования. Одним из инициаторов этого дара был директор Библиотеки Конгресса США д-р Джеймс Биллингтон, ставший с тех пор другом Синодальной библиотеки.
Поток читателей уже по прошествии малого времени с начала работы библиотеки был столь значителен, что это вызывало беспокойство у наместника Данилова монастыря архимандрита Тихона (Емельянова, ныне архиепископ Новосибирский и Бердский). Фонд библиотеки рос буквально на глазах. К двум с половиной тысячам книг архиепископа Михаила (Чуба) к концу 1988 года прибавилось еще семнадцать тысяч. Следовало говорить не о расширении библиотечных площадей внутри Даниловой обители, а о подыскании как минимум нового здания для Синодальной библиотеки. |
1994 год |
Именно в то время, стоя у выходившего на монастырскую площадь окна в маленьком читальном зале, выдающийся отечественный славист академик Н. И. Толстой (Љ 1996) впервые сказал автору этих строк о возможности перевода Синодальной библиотеки в комплекс бывшего Андреевского монастыря, стоящего на берегу Москвы-реки рядом с новым зданием Президиума Академии наук СССР. Тогда эти слова казались несбыточными, но по прошествии совсем немногого времени оказалось, что расположение Синодальной библиотеки в обители, именующейся колыбелью отечественной гуманитарной науки, представляется вполне естественным.
В 1990 году на Московский первосвятительский престол был возведен Святейший Патриарх Алексий II. Для Синодальной библиотеки, как и для всех без исключения учреждений Русской Православной Церкви, с этого момента началась новая пора. 14 августа 1991 года Святейший Патриарх подписал указ о создании Патриаршего подворья в стенах бывшего Андреевского монастыря, размещении в нем Синодальной библиотеки и назначении настоятелем этого подворья ее директора. |
Вход в читальные залы Синодальной библиотеки |
История Московского Андреевского монастыря восходит к древним временам, но наиболее заметен его след в XVII столетии. Именно тогда, во времена Государя Алексея Михайловича, в его стенах было основано Учительное братство, ставшее прообразом и основой для Славяно-греко-латинской академии, две ветви которой - Московская Духовная академия и Московский государственный университет - до сих пор занимают достойное место среди академических школ современной России.
Боярин Федор Ртищев (Љ 1673) собрал в небольшой, тогда еще пригородной обители ученых монахов, прибывших 'на Москву' из Киева. Осознанная им необходимость 'книжного учения' для московского люда привела к расцвету книжного дела не только в самой Москве, но во всех церковных центрах тогдашней России. В отличие от других московских монастырей, большинство из которых строились не только как обители молитвы, но и как фортификационные сооружения, Андреевский монастырь всегда был мал и не слишком приметен. Лишь со стороны Воробьевых гор и набережных Москвы-реки, а теперь с Метромоста и моста Московской окружной железной дороги открывается его выразительный силуэт, обозначенный взметнувшимися ввысь навершиями трех однокупольных храмов.
После упразднения мужского монастыря в середине XVIII века в Андреевской обители находились различные богоугодные заведения, последним из которых стала открытая в начале XIX века богадельня, учрежденная Московским купеческим обществом. Но все это время не прекращалось служение в обстроенных за столетие корпусами богадельни монастырских храмах. Они были закрыты лишь в первые годы советской власти, когда в комплексе строений бывшего Андреевского монастыря - с 1918 года - разместились общежитие и квартиры рабочих и служащих фабрики Гознак.
Размышляя о будущем Андреевской обители, Его Святейшество не раз высказывал мнение о создании в ее стенах научно-образовательной церковной структуры, указывая на желательность восстановления монашеского жительства в тех московских обителях, которые были действующими в начале XX века. Ко времени выхода упомянутого указа Святейшего Патриарха Алексия в обители размещался Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологической службы Госстандарта СССР.
Немало сил потребовалось для того, чтобы этот указ был выполнен. Большие усилия были предприняты не только руководством Синодальной библиотеки, но и целым рядом церковных и светских лиц, среди которых особо следует отметить викария Святейшего Патриарха архиепископа Истринского Арсения и академика РАН Е. П. Челышева. На основании постановления правительства Москвы ? 1004 от 17 декабря (день памяти святителя Геннадия Новгородского) 1996 года комплекс Андреевского монастыря был полностью передан Русской Православной Церкви в безвозмездное бессрочное пользование.
Окончательная передача комплекса состоялась в 1996 году, но уже 8 марта 1992 года в храме Воскресения Христова, что в Пленницах (так именуется главный храм Андреевской обители) было совершено первое после многолетнего перерыва богослужение. Знаменательно, что с тех пор главной храмовой святыней обители стала Казанская икона Пресвятой Богородицы, принадлежавшая архиепископу Михаилу (Чубу), которая вместе с книгами покойного иерарха в 1985 году была доставлена из Тамбова в Москву. По назначении в начале 1955 года епископа Михаила (Чуба) управляющим Смоленской епархией эта икона была преподнесена ему в дар клириками и мирянами города Вязьмы.
Владыка Михаил очень почитал этот образ, не раз указывая на то, что и ему, страдавшему глазными недугами, икона, как и прежним ее владельцам, была 'в отраду и утешение'. Икона сопутствовала его святительскому служению и была его келейным образом, перед которым он обычно совершал молитвословия. В час кончины этот образ был рядом с его смертным одром. Сегодня этот образ Пресвятой Богородицы почитается прихожанами Андреевского монастыря и сотрудниками Синодальной библиотеки как главная храмовая святыня.
1 сентября 1993 года, в день памяти святого мученика Андрея Стратилата, давшего имя обители, ее впервые посетил Святейший Патриарх Алексий. Поводом для этого визита послужило открытие в ее стенах читального зала Синодальной библиотеки. Его Святейшество, поклонившись святыням храма Воскресения, окропил святой водой стены временно оборудованного для обслуживания читателей помещения и выразил надежду, что постепенно деятельность библиотеки примет новые масштабы. С этого дня работа Синодальной библиотеки, прерванная ненадолго в связи с переездом, была возобновлена. |
Протоиерей Борис Даниленко в своем рабочем кабинете |
За последующие годы в Синодальной библиотеке произошли многие изменения. Сегодня ее фонд насчитывает около 200 тысяч единиц хранения. Новые читальные залы и помещения для хранения фондов, оснащенные современным оборудованием, были открыты 24 сентября 2001 года в присутствии представителей научной и церковной общественности Святейшим Патриархом Алексием. Завершается подготовка к открытию отдела редкой книги и именных коллекций.
Кроме упомянутых выше собраний архиепископа Михаила (Чуба) и митрополита Антония (Мельникова), составивших первоначальную основу фонда Синодальной библиотеки, в различное время были получены коллекции книг и архивных материалов и других иерархов и клириков Русской Православной Церкви. Среди них два собрания священномученика архиепископа Дамиана (Воскресенского, Љ 1937), прославленного в лике святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года, и его сына архиепископа Михаила (Воскресенского, Љ 1976). Обе коллекции - около 150 и 100 единиц хранения - содержат как редкие церковные издания, так и уникальные архивные материалы, относящиеся к новейшему периоду церковной истории.
Замечательным по своему составу является собрание книг архимандрита Бориса (Холчева, Љ 1971), в составе которого есть редкие издания религиозных философов, в том числе с автографами священника Павла Флоренского, В. Ф. Эрна, Н. А. Бердяева.
Стоит упомянуть собрание книг митрополита Николая (Еремина, Љ 1985), бывшего Патриаршего экзарха в Западной Европе, погребенного в Париже, переданное в библиотеку в 2003 году гражданином Франции И. А. Лопатинским. Еще юношей Игорь Александрович был иподиаконом Владыки Николая, а после его кончины хранил более пятисот его книг и журналов, желая передать их в Россию. Это собрание интересно в первую очередь авторскими и владельческими записями на дореволюционных изданиях и изданиях русского зарубежья, в числе которых автографы митрополита Макария (Булгакова), архиепископа Иоанна (Шаховского) и Н. Н. Глубоковского.
Особый интерес для исследователей православной певческой традиции и регентов церковных хоров представляет собрание нот Святейшего Патриарха Пимена (Љ 1990), переданное в Синодальную библиотеку из Патриаршей резиденции в Чистом переулке в 1995 году самим его преемником Святейшим Патриархом Алексием. Это уникальное собрание включает партитуры церковных песнопений, многие из которых дополнены отдельными хоровыми партиями. В основном это рукописный материал 10- 70-х годов XX века, содержащий автографы таких церковных композиторов и регентов, как А. Д. Кастальский, Н. И. Озеров, В. В. Локтев и протоиерей Борис Писарев. Собрание включает и печатные издания нот - от 'Бахметьевского обихода' середины XIX века до изданий П. И. Юргенсона начала XX века. Эта коллекция, включающая более трех тысяч единиц хранения, несомненно представляет интерес не только для музыкантов, но и для историков новейшего периода Русской Церкви.
Наряду с мемориальными собраниями книг иерархов и духовенства Синодальная библиотека с особым почтением относится и к входящему в ее фонд собранию академика Н. И. Толстого, который, как было отмечено выше, оставил особый след в ее истории. По прошествии нескольких лет после кончины ученого, воспитавшего целую плеяду филологов и во многом предопределившего основные направления развития современной славистики, его вдова и дочери передали в библиотеку часть его книг, общим числом около восьми тысяч. Эта коллекция размещена в отдельном зале, именуемом 'славянским' или 'толстовским'. В нем не раз собирались коллеги и близкие Никиты Ильича, вспоминая о нем как о добром христианине и выдающемся ученом.
С особым тщанием относятся сотрудники Синодальной библиотеки к редким и, в частности, старопечатным изданиям, хранящимся в ее фонде. И хотя представленная в нем коллекция изданий XVI-XVII веков в численном отношении вряд ли может конкурировать с подобными коллекциями крупных государственных библиотек России, в ее составе встречаются поистине уникальные экземпляры. Достаточно вспомнить хотя бы экземпляр московского издания Лествицы 1647 года с полистовой записью, свидетельствующей о его принадлежности преподобному Елеазару Анзерскому (Љ 1656).
В фонде библиотеки хорошо представлены издания русского зарубежья, многие из которых приобретены в последние годы в Европе при упразднении ряда издательств и христианских учреждений.
Особое внимание специалистов привлекает в фонде Синодальной библиотеки коллекция периодических церковных изданий. Число экземпляров дореволюционных православных журналов и газет в фонде библиотеки невелико (если не считать изданий на микрофишах), но с ее коллекцией отечественных христианских периодических изданий последних двух десятилетий в отношении полноты не могут конкурировать ни светские, ни духовные библиотеки современной России.
С момента возрождения перед Синодальной библиотекой была поставлена задача, связанная с созданием полной коллекции отечественных церковных печатных изданий, включающей кириллические издания XVI- ХХ веков, а также издания гражданской печати всех видов, начиная с изданий XVIII столетия. Наиболее актуальной частью решения этой задачи представляется собирание всех новых профильных изданий.
Являясь общецерковным хранилищем печатных изданий и рукописных материалов, Синодальная библиотека в значительной мере комплектует свои фонды благодаря пожертвованиям книг и периодических изданий, поступающим из епархий Русской Православной Церкви, Украинской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, а также зарубежных приходов Московского Патриархата. Многие епархии усердием Преосвященных архиереев и епархиальных издательских отделов снабжают библиотеку своими новыми изданиями регулярно. С сожалением следует отметить, что большинство современных православных издателей пренебрегает возможностью пополнить своими новыми книгами фонды общецерковной библиотеки. В некоторой степени это компенсируется помощью сотрудников Всероссийской книжной палаты, уже на протяжении многих лет направляющих в Синодальную библиотеку религиозные издания, поступающие к ним из типографий и издательств в качестве обязательных экземпляров.
Труды многих современных отечественных ученых, чьи научные и исследовательские интересы лежат в области философии, истории и филологии, продолжателей традиции русской гуманитарной науки, не знавшей деления на церковную и светскую, сделали их авторов настоящими друзьями Синодальной библиотеки. Этому способствовал целый ряд научных конференций, проведенных в библиотеке за последние годы.
Уже первая из них - 'Священное Писание в русских переводах', организованная совместно с Синодальной Патриаршей библейской комиссией в июне 1996 года, дала серьезный импульс новому этапу соработничества отечественных и зарубежных специалистов в области библейских исследований. Впоследствии библеистика не раз становилась предметом обсуждения на многих научных мероприятиях, проходивших в Синодальной библиотеке. Этому несомненно способствовало решение Святейшего Патриарха Алексия разместить с сентября 1997 года в библиотеке Московское отделение Института перевода Библии, основанного в Стокгольме в 1973 году. В последние годы уже в качестве самостоятельного научного учреждения эта структура успешно реализует вместе с учреждениями Московского Патриархата более семидесяти проектов перевода отдельных частей Ветхого и Нового Завета на языки народов бывшей Российской Империи. |
Святейший Патриарх Алексий в Андреевском монастыре в день подъема колоколов 27 мая 1997 года |
В декабре 1999 года в стенах библиотеки прошла конференция '500 лет Геннадиевской Библии', главные темы которой были связаны с историей Священного Писания в славянской лингвистической и культурной традициях. Одной из самых значительных в этом ряду стала международная научная конференция 'Проблемы славянской библейской филологии', прошедшая в Синодальной библиотеке в сентябре 2002 года. |
Открытие конференции '500 лет Геннадиевской Библии' в Синодальной библиотеке 17 декабря 1999 года |
Из целого ряда научных встреч и мероприятий, связанных собственно с библиотечной и библиографической работой, проведенных Синодальной библиотекой, следует прежде всего выделить семинар 'Библиографическая деятельность российских библиотек по раскрытию фондов богословской литературы' (сентябрь-октябрь 1997 года) и конференция 'Рукописные собрания церковного происхождения в библиотеках и музеях России' (ноябрь 1998 года).
Среди научно-исторических форумов, состоявшихся в Синодальной библиотеке, особое место заняла прошедшая в ноябре 2002 года международная конференция 'История Русской Православной Церкви в ХХ веке: 1930-1948 годы'. Ее работа, организованная по благословению Священноначалия Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви заграницей, предварила состоявшееся в нынешнем году примирение и литургическое единение двух частей расторгнутой событиями прошедшего века Матери-Церкви.
Важное место в деятельности Синодальной библиотеки занимает самостоятельная издательская деятельность. Еще на 'закате перестройки', в 1990-1991 годах, ею был предпринят ряд изданий, многие из которых стяжали особую популярность в православной читательской среде. В их числе следует отметить 'Мысли христианина о Покаянии и Причащении' святого праведного Иоанна Кронштадтского, Соловецкий патерик, 'Поучения огласительные и тайноводственные' святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского, Акафист святителю Игнатию (Брянчанинову).
Выпущенные кажущимися в наши дни огромными тиражами, эти издания поистине утоляли духовную жажду отечественного читателя и стали высоко прибыльными для Синодальной библиотеки. Последнее обстоятельство оказалось весьма своевременным. Именно на средства, полученные от реализации основной части указанных книг, был осуществлен ее переезд и первоначальное оборудование ее помещений в Андреевском монастыре.
В последующие годы библиотека наряду с полиграфическими изданиями осуществила совместно с голландской фирмой Inter Documentation Company воспроизведение на аналоговых носителях (микрофишах) целого ряда дореволюционных книг агиографического и церковно-исторического содержания, а также начала с 1998 года издавать в цифровом формате 'Библиотеку русской религиозно-философской и церковно-исторической мысли: На исходе XX века'. В настоящее время увидели свет четыре выпуска этой серии: 1) журнал 'Путь' (Paris, 1925- 1940), 2) 12-томная Православная богословская энциклопедия (СПб., 1900- 1911), 3-4) Описание славянских и греческих рукописей Московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки, вызвавшие заметный интерес со стороны российских и западных ученых.
Результатом многолетней исследовательской работы стало осуществленное совместно с американским издательством Norman Ross Publishing Inc. издание трехтомного справочника 'Христианская периодическая печать на русском языке 1801-1917 гг.: Библиографический указатель' (составитель Г. Л. Андреев; ответственный редактор священник Александр Троицкий. N. Y., 1998). Уникальность этого издания, содержащего библиографические описания 832 христианских журналов и газет, большинство из которых являются синодальными и епархиальными изданиями Русской Православной Церкви, заключается в том, что все они расписаны по наличию их отдельных номеров в фондах одиннадцати библиотек современной России, в том числе Синодальной библиотеки и библиотек Московской и Санкт-Петербургской Духовных академий. К сожалению, это малотиражное издание, осуществленное по техническим причинам за рубежом, относится к числу особо редких, но, несмотря на это, сам факт его появления делает честь не только Синодальной библиотеке, но и национальной библиографии.
Недавним результатом совместной работы с Московской Духовной академией стало посвященное ее 320-летию издание материалов недавно открытого Софийского архива выдающегося богослова и историка Церкви профессора Н. Н. Глубоковского (Љ 1937). Том, озаглавленный 'Академические обеты и заветы' (М.: Синодальная библиотека, 2005), содержит тексты вводных лекций, читанных ученым с 1891 по 1918 год в рамках курса Нового Завета, публикуемые впервые автобиографические материалы, очерк и полную библиографию его прижизненных зарубежных трудов, а также уникальные фотоматериалы.
Следует отметить, что деятельность Синодальной библиотеки не ограничена стенами Андреевского монастыря. В мае нынешнего года в Вологде, на здании, где прежде располагалась Духовная семинария, была открыта мемориальная доска в память о том, что в ней обучался Н. Н. Глубоковский. Эта доска, автором которой является московский скульптор Сергей Антонов, - дар Синодальной библиотеки жителям Вологодчины, землякам светоча и корифея православной церковно-академической науки. |
24 сентября 2001 года |
* * *
С начала исторического бытия Церкви Христовой библиотеки играли важную роль в системе христианского образования и духовного просвещения. Коллектив возрожденной двадцать лет назад Синодальной библиотеки Русской Православной Церкви в меру сил стремится в своей практической и научно-исследовательской работе сделать доступными для современных читателей сокровища Божественной премудрости, собранные в книгах, над созданием которых потрудились многие поколения христиан.
Различные издания Священного Писания, богослужебные книги, творения отцов Церкви, гимнографические и церковно-певческие сборники, работы православных богословов и историков, церковная периодическая печать, представленные в рукописях, древних и новых печатных изданиях, а также в виде переизданий на аналоговых и цифровых носителях, - все это делается достоянием каждого переступающего порог этого синодального учреждения.
Девизом Синодальной библиотеки стал призыв Спасителя расточеная собрати (Ин. 11, 52). Как нам представляется, в нем точно выражена задача, стоящая перед всеми, кто несет свое церковное послушание в ее стенах. Несомненно, обрести сокровища, потерянные на перепутьях истории, нелегко, но еще труднее, найдя, сохранить их и передать тем, кто идет вслед за нами.Протоиерей Борис Даниленко,
директор Синодальной библиотеки,
настоятель Патриаршего подворья
в бывшем Андреевском монастыре