Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/04/09-04/11.htm
Дата изменения: Thu Jun 25 10:25:24 2009
Дата индексирования: Fri Feb 28 15:18:08 2014
Кодировка: Windows-1251
Журнал Московской Патриархии 09-2004
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
09-2004

ПРОПОВЕДЬ

Жить по воле Божией

       Много было, есть и будет таких богачей, о которых рассказывает повесть о бедном Лазаре (см.: Лк. 16, 19-31). Этот человек жил, веселился, одевался в порфиру и виссон, но имени его не донесло до нас Священное Писание. И жил в то же время также некто нищий, именем Лазарь. Заслуга Лазаря не в его положении, а в том, что он был благочестивый человек: верующий, соблюдающий верность Богу, хранящий Его заповеди. С благодарением принимал он скорби, посылаемые ему Промыслом Божиим. Он был болен, лежал при входе в чертоги богача, желая напитаться крошками с его стола, и утешался только тем, что псы приходили иногда и лизали его струпья. Богатый же ходил мимо него ежедневно, словно не замечая, не подавая и куска хлеба.
       Перед нами два образа жизни: один человек живет для богатства, купается в роскоши и золоте, наслаждается всеми благами. Другой человек оказался, как сейчас говорят, за бортом жизни. По причине каких-то обстоятельств он стал бедным, несчастным нищим, но при этом сохранил богатство веры, главное сокровище которого - надежда на Бога. Все, что посылал ему Господь, Лазарь принимал с благодарением и терпением.
       Всегда были люди, смысл жизни которых заключался в служении богатству и в наслаждении благами века сего. Всегда были люди, которые хотели бы так жить, но не имели такой возможности. И всегда были люди, избравшие добровольную нищету. Они могли бы заработать себе средства на безбедную жизнь, но оставили эту возможность, предпочитая чаще ходить в храм, молиться. Многие из них свой скудный заработок отдавали еще нуждавшимся более их самих. Люди, ставшие на путь добровольного нищенства, ничего не теряли, так как Господь обещал нам давать все необходимое в нашей земной жизни. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, - говорил Он, - и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Слово Господне истинно: православный христианин имеет все, что ему нужно.
       Бедный Лазарь терпел большие скорби и за это особо прославлен Богом. Праотец Авраам был, напротив, богатым человеком, но при этом оставался праведником. Свое богатство он воспринимал как некое послушание Божие. Господь даровал ему богатство для того, чтобы он распределял его между нуждающимися, и он творил милостыню, помогая всем, кому мог. Писание говорит, что трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19, 23), то есть трудно надеющемуся только на свое богатство обрести спасение. Авраам же не был привязан к богатству, и если бы переменились обстоятельства и он стал бы нищим, как праведный Иов или как бедный Лазарь, то с честью выдержал бы испытания и все равно вошел бы в Небесное Царство.
       Каждый из нас стоит перед выбором: жить для Бога или для мамоны. Попытка идти двумя путями не удается: никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть (Лк. 16, 13), иначе не бывает. Жизнь - это возможность сделать свой выбор. Никакие красивые слова о вере в Бога не оправдают человека, если он посвящает себя богатству и роскоши. Со временем он все реже заходит в храм. Ставя свечу, он просит у Бога богатств земных, а отнюдь не богатств духовных, потому что Небесное Царство такого человека мало интересует.
       Человек, который привязывается к богатству, губит свою душу. Поэтому бедность, наверное, можно считать даром Божиим. Человек, лишенный чего-то, невольно начинает думать о Боге, ему постепенно становится понятна истина, что не в роскоши, богатстве и наслаждении заключается смысл земной жизни, когда в любую минуту богач может стать бедным, а бедный - богатым. Настоящий христианин богатым быть не захочет еще и потому, что богатство связано с множеством попечений и искушений. В этом отношении бедный человек гораздо свободней, и жизнь его гораздо проще.
       Еще Соломон писал: "Избавь меня, Господи, от двух вещей: от богатства и от нищеты" (см.: Прем. 30, 8); потому что и богатство, и нищета - это наказание Божие. Не грех потрудиться, чтобы жить в достатке, чтобы в достатке жила наша семья, но излишняя забота о богатстве - уже грех. Человек должен выбрать, для чего он живет, что для него ценнее. Преподобный Иоанн Лествичник сказал, что стяжавший любовь расточил богатство. Настоящий христианин просто не может быть богатым, ведь рядом с ним всегда есть нуждающиеся люди. Он не сможет пройти мимо бедных и нуждающихся; он не сможет пройти мимо строящегося храма, зная, какое великое и доброе дело - строительство дома Божия. Мера богатства - это мера неверия человека, это мера упования его на земное, хотя нужно все предать в руки Божии и заботиться только о своей душе.
       По словам святителя Иоанна Златоуста, даже те люди, которые откладывают себе деньги на похороны, погрешают. Если ты, говорит святитель, хочешь, чтобы Господь тебя похоронил, отдай эти деньги Богу, отдай нищим, отдай в храм, отдай на какие-то добрые дела. Тогда Господь Сам позаботится о том, чтобы и смерть, и похороны твои были достойными.
       Каждый из нас всю жизнь решает, для чего он существует: для Бога или для мамоны. И блажен тот человек, который ответил себе на этот вопрос, ведь рано или поздно наше земное бытие окончится. И кто знает, когда это произойдет - через двадцать, пятьдесят, шестьдесят лет или через десять минут.

Иеромонах Сергий (Рыбко)