|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 03-2004 |
ПРОПОВЕДЬ
Поучение в Неделю Крестопоклонную
Ныне Святая Церковь положила совершать поклонение Честному Кресту, который для этого с особыми священными обрядами, с нарочитою торжественностью износится ныне священником на средину храма.
Для чего это установлено Церковью?
Прежде всего для того, чтобы ободрить нас, изнемогающих под бременем поста и усиленной молитвы. Предлагается Крест - наглядное изображение Божественного Страдальца Христа, ради нас, человек, и нашего ради спасения подъявшего такую ужасную, невыразимо тяжелую кончину, взяв на Себя грехи всего человечества. Если Он так пострадал, то неужели настолько велик наш подвиг постный, что мы изнемогаем и уже готовы оставить его? Ободримся! Не дастся нам испытания свыше сил, стало быть, можем и мы докончить вторую половину постного подвига, укрепляемые Крестом во имя Распятого на нем.
Святая Церковь сравнивает ныне выносимый Крест с деревом раскидистым и тенистым среди жаркой бесплодной пустыни. Путники изнемогли от пустынного жара и сухости, жажда их морит, они совсем ослабели. Но вот, видят вдали это насажденное посреди дерево. Какая радость охватывает их! С неизвестно откуда явившейся силой спешат они под спасительное древо и, отдохнув, подкрепившись пищей и питием под животворной тению его, весело и бодро совершают остаток пути.
Еще сравнивает Церковь Крест с тем древом, которое Моисей бросил по Божию повелению в горькие воды Мерры - источника, найденного измученным израильским народом в пустыне. Из него, увы, кажется, было невозможно пить, так он был горек. Какова же была радость израильтян, когда после вложения в источник дерева, указанного Богом, воды Мерры сделались сладкими и приятными, вполне пригодными для утоления жажды.
Еще Церковь дает нам ныне достопоклоняемый Крест Христов для того, чтобы лучше приготовить к принятию Воскресшего Христа.
Так всегда бывает. Когда вождь, великий победитель и благодетель народный, возвращается с места славной своей победы, пред ним несут знаки его достоинства, трофеи его, его знамя. Так и Царь царствующих, Победитель смерти, шествуя к нам в светлом и всерадостном дне Воскресения, задолго до Своего появления посылает нам скипетр Свой, знамя Свое, Крест Пречестной и Животворящий. На нем Он искупил грехи всего мира, на нем пригвоздил их, убил вражду нашу с Богом. На нем попрал смерть и мертвой главе Адамовой с главами и костями всего его потомства дал великую силу облечься в последний день плотию, явиться в обновленном, тонком и лучезарном теле для вечной жизни с Ним - Избавителем нашим Христом. Воистину это новое древо жизни насаждено посреди рая Божия вторым Адамом - Господом Иисусом для того, чтобы даровать им бесконечную жизнь всему человечеству.
Церковь ныне велит нарочито покланяться Святому Кресту и для того, чтобы напомнить нам сильнее великое его значение в нашей личной жизни и в жизни всего человечества, даже больше скажу - всей твари живой и неодушевленной. Четырьмя своими концами Честный Крест освящает все четверочастное в нашей жизни:
четыре стихии: воздух, огонь, воду, землю;
четыре времени года: весну, лето, осень, зиму;
четыре времени суток: утро, день, вечер, ночь;
четыре времени жизни: младенчество, юность, зрелость, старость;
четыре стороны света: восток, юг, запад, север;
четыре наши внутренние: ум, сердце, волю и мускульные силы.
Невозможно перечислить всего, проще и короче сказать: всех и все освящает и укрепляет Крест Христов силою Распятого на Нем.
Будем же ныне с особым благодарным, радостным и благоговейным чувством поклоняться Кресту Господню и лобызать его. И да подаст Распятый на нем Господь бодрость и крепость нам, грешникам, изнемогающим от тяжести постного подвига.
Да подаст нам такое же утешение, какое видят путешественники под раскидистыми древами оазиса, у источника вод, силою Божию из горьких сделавшихся сладкими.
Да подаст нам Господь, падшим от вкушения плода древесного, восстать и обновиться поклонением и лобызанием нового Древа Жизни посреди рая небесного.
Да дарует нам Господь, поклонившимся ныне знамению Его победы над грехом и смертию, самим побеждать в себе грех и уготовать себя к достойной встрече грядущего к нам Воскресшего Христа Спасителя. Аминь.Протоиерей Анатолий ПРАВДОЛЮБОВ (Љ 1981)