|
Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/02/10-02/18.htm
Дата изменения: Thu Jun 25 10:50:20 2009 Дата индексирования: Fri Feb 28 14:55:07 2014 Кодировка: Windows-1251 |
| ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ | 10-2002 |
БОГОСЛОВИЕ
Покаянная дисциплина христианской Церкви
в конце I тысячелетия
* * *
В докаролингский период (VI - середина VIII века) покаянную дисциплину на Западе характеризовало и определяло каноническое покаяние, которому подвергались все грешники, вне зависимости от того, получили или не получили публичную огласку их деяния. Тем не менее публичному покаянию подлежали не все возможные грехи, но только относившиеся к числу "грехов канонических", за совершение которых по церковным канонам полагалось покаяние или отлучение.* * *
История покаянной дисциплины в Византии во второй половине первого тысячелетия разделяется на два периода - доиконоборческий и послеиконоборческий, как и византийская литургическая традиция в целом. Судя по всему, в доиконоборческий период в Византии продолжала существовать древняя практика публичного покаяния, о чем может свидетельствовать, например, 87-е правило Трульского собора (692), где упомянуты все четыре степени кающихся, проходящих публичное покаяние, которые перечислены и в 11-м (12-м) правиле святителя Григория, архиепископа Неокесарийского (плачущие, слушающие, припадающие, стоящие с верными)13. Однако какие-либо чинопоследования, связанные с публичным покаянием и относящиеся к рассматриваемому периоду, не известны, что указывает если не на отсутствие этого типа покаяния в церковной практике VI-VII веков, то на его постепенное исчезновение. Судя по всему, решение архиепископа Нектария, который в конце IV века отменил должность "пресвитера над кающимися" (presbuteros epi ton metanoounton) или "покаянного пресвитера", предоставив каждому приступать к Причащению по суду собственной совести, оказало существенное влияние на практику публичного покаяния в Константинополе14.* * *
Таким образом, в IX-X столетиях покаянная дисциплина на Западе характеризовалась наличием двух типов покаяния - тайного и публичного, тогда как в Византийской Церкви главным образом существовало тайное покаяние. Однако только с XII века тайная исповедь в Византийской Церкви становится "церковно-иерархическим институтом, сопоставимым с аналогичным институтом на Западе"41.ПРИМЕЧАНИЯ
1 Суворов Н. С. К вопросу о тайной исповеди и духовниках в Восточной Церкви. М., 1906. 2-е изд. С. 160.