Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/02/06-02/13.htm
Дата изменения: Thu Jun 25 10:50:18 2009
Дата индексирования: Fri Feb 28 14:35:24 2014
Кодировка: Windows-1251
Журнал Московской Патриархии 06-2002
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
06-2002

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

Юридические консультации

Новые правила регистрации религиозных организаций

       В нынешнем году начали действовать законы, некоторые из которых неблагоприятны для религиозных организаций. Это относится, например, к Земельному кодексу, в котором не предусмотрены льготы по землепользованию для религиозных организаций, также появился закон с новыми правилами регистрации религиозных организаций в качестве юридических лиц, в котором действующие ныне правила усложняются и подгоняются под общий стандарт без учета особенностей создания и деятельности этих организаций.
       Впору подумать: не следует ли Русской Православной Церкви организовать в Государственной Думе на постоянной основе небольшую рабочую группу из священнослужителей и юристов, сведущих в церковно-государственных отношениях, для помощи и консультаций Думским комитетам и Правовому управлению при разработке законопроектов, затрагивающих права и интересы религиозных организаций.
       Дело в том, что и депутаты, и специалисты, помогающие в подготовке законопроектов, во многих случаях не имеют информации о нуждах и проблемах нашей Церкви и других религиозных организаций. Такие контакты ни в коей мере не нарушали бы принцип отделения Церкви от государства.
       Напомним, что действующий закон о свободе совести представляет религиозным организациям возможность участвовать в работе органов государственной власти при рассмотрении вопросов, касающихся сферы их деятельности, а значит, иметь там своих представителей. Таким образом могло бы реализоваться законоположение о соблюдении уважения со стороны государства внутренних установлений религиозных организаций. Иным конфессиям не следует усматривать в этом предложении привилегий для Русской Православной Церкви, поскольку законодательные решения в равной мере относятся к большинству действующих в России религиозных организаций. Возможно, тогда удалось бы избежать внесения изменений и дополнений в уже принятые законы.
       Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" от 8 августа 2001 года, вводимый в действие со второго полугодия, то есть с 1 июля сего года, установил возможность введения специального порядка регистрации юридических лиц. Такой порядок установлен Федеральным законом "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" от 21 марта 2002 года (опубликован в "Российской газете" 26 марта 2002 года).
       Итак, каков теперь, в соответствии с вышеупомянутыми законами, порядок регистрации для вновь создаваемых религиозных организаций?
       Во-первых, православные религиозные организации - канонические подразделения Русской Православной Церкви, зарегистрированные до 1 июля сего года, то есть до вступления в действие закона о регистрации юридических лиц, должны представить во втором полугодии текущего года в орган, регистрирующий юридические лица, ряд сведений (ст. 26, п. 3 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц"). По этому вопросу требуются дополнительные разъяснения, так как вряд ли целесообразно, чтобы 20 тысяч уже зарегистрированных Министерством юстиции религиозных организаций фактически проходили перерегистрацию, да еще в столь короткий срок.
       Вот такой "сюрприз" преподнесло религиозным организациям Минэкономразвития через Правительство, "сюрприз", принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации.
       Для исполнения подразделениями Русской Православной Церкви требования о представлении соответствующих сведений, что можно считать подтверждением прежней регистрации, должно последовать указание Священноначалия, очевидно, согласованное с органами юстиции и регистрирующим органом.
       Суть перемен в порядке регистрации религиозных организаций состоит в том, что она становится двухступенчатой: документы на регистрацию подаются в соответствующий орган юстиции, который принимает решение о государственной регистрации, а затем, на этом основании, уполномоченный регистрирующий орган исполнительной власти (Министерство по налогам и сборам) вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о создании, реорганизации или ликвидации религиозной организации.
       Впредь за государственную регистрацию религиозной организации, а также за изменения, вносимые в ее устав, будет взиматься государственная пошлина в порядке и размерах, предусмотренных законодательством.
       Изложить изменения, вносимые в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", представляется весьма затруднительным. Ниже приводится извлечение из Федерального закона "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц"", по которому вносятся изменения и дополнения в закон 1997 года.
       Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года ? 319 установлено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2003 года государственную регистрацию юридических лиц.
       Есть основание предполагать, что относительно представления сведений в реестр юридических лиц последуют соответствующие указания регистрирующих органов и Церковного Священноначалия.

В. КАЛИНИН,
заслуженный юрист России,
советник-юрист Московской Патриархии