Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/02/03-02/14.htm
Дата изменения: Thu Jun 25 10:50:18 2009
Дата индексирования: Fri Feb 28 14:53:34 2014
Кодировка: Windows-1251
Журнал Московской Патриархии 03-2002
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
03-2002

ПРОПОВЕДЬ

Слово в Неделю Торжества Православия

       Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
       В первое воскресенье Великого поста мы празднуем Торжество Православия. Что это такое? Что мы сегодня празднуем? В первую очередь - то конкретное историческое событие, которое довольно далеко по времени отстоит от наших дней, но которое неразрывно связано с тех пор с историческими судьбами Православия вплоть до наших дней и будет сохранять свое значение во все грядущие века. Это событие произошло в девятом столетии: в 842 году императрица Феодора, управлявшая Восточной империей от имени своего малолетнего сына и наследника Михаила III, торжественно провозгласила восстановление иконопочитания, в церковном учении догматически закрепленное в предыдущем веке отцами VII Вселенского (Никейского) Собора. Тяжело и болезненно Церковь переживала борьбу против искажения истины Божией, против правды. Почти 150 лет в Церкви бушевало иконоборчество, царили волнения и смуты, воздвигались жестокие гонения на почитателей святых икон, мощей и других вещественных святынь. И наконец произошло это долгожданное событие, когда восторжествовала Правда Божия, лучшими православными умами того бурного времени постигнутая, и были сформулированы четкие правила, как относиться к иконе, и был дан исчерпывающий, соборным разумом Церкви утвержденный ответ на вопрос, является ли она образом, молитвы перед которым восходят к первообразу, или это идол.
       Восторжествовала православное отношение к иконе, и тогда в древнем Константинополе свершилось поистине всенародное Торжество Православия. И именно его мы сегодня вспоминаем и празднуем и благодарим древних отцов Церкви за истинно православную радость молиться перед святыми иконами, припадать к святым мощам, с верой и любовью лобызать Крест и прославлять его как честное орудие нашего спасения. Благодарим святых отцов за то, что спасли они нас от голых стен храмовых или стен, украшенных цветочками, орнаментами и другими сюжетами светской живописи. Потому в память о том событии и как свидетельство нашей верности Православию мы полагаем посреди храма на аналоях иконы и поклоняемся им, твердо веруя, что любовь нашу, веру нашу, поклонение наше приемлют Сам Господь Иисус Христос, Матерь Божия и все святые граждане Царства Небесного. И это значит, что мы празднуем поистине великое Торжество Православия в наших душах, победу Правды Божией над нашим мятущимся рассудочным своеволием, которое, раз поддавшись внушению духа нечистого, способно уклонить - и многих уклонило и уклоняет - от истинного, а значит, православного исповедания Бога.
       А что же во внешней жизни? Люди нецерковные, услышав, что мы сегодня празднуем Торжество Православия, пожалуй, могут спросить: "И где же оно, ваше торжество?" Но Православие никогда не утверждало, что оно победит весь мир, что весь мир будет православным. Церковь всегда, во все времена была гонима тайно или явно. Даже при самых благоприятных обстоятельствах приходилось защищать Церковь от всевозможных влияний и давлений.
       Возьмите любое столетие нашей истории - везде обнаружится скрытая или явная борьба, открытое или явное гонение на Церковь. И история России не исключение, потому что не может не сбыться обетование Христово: в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33). Нужно всегда помнить: Церковь Христова, Церковь Православная - это не человеческое устройство и не человеческое общество, усилиями людей созданное, которое своими силами и средствами сохраняет свое постоянство и свою православность. Нет, это дело рук Божиих. Церковь - таинственный организм, непостижимый, Богочеловеческий, ибо в Церкви живет Дух Святой. И если Церковь живет, и Дух в ней живет, то даже если есть в ней неправильности, искажения, грехи и ошибки - все равно она живет и все равно Дух Святой ее спасает. Как бы мы ни относились к Церкви - не нам ее судить.
       Мы свято верим и свято держим Православие в душах наших и не хотим торжества всемирного. Я уже говорил вам не раз и еще раз повторю: Сам Господь сказал, что когда Он придет на землю в конце времен, то вряд ли найдет верующих на земле - Он Сам сказал это. А ведь мог бы сказать, что Его учение победит весь мир, как говорили другие "учителя": пролетариям терять нечего, кроме своих цепей, приобретут же они весь мир - это мы в школе проходили. Ничего подобного Христос не сказал! Он сказал совершенно противоположное: когда Я приду на землю еще раз, то я вряд ли и веру-то найду там. Но Он же сказал такие слова: ...создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). И вот этого понимания Церкви Православной нет почти ни у кого из современных критиков, которые нападают на нашу Церковь, смеются над нами, нас презирают и критикуют. И если мы скажем или напечатаем в газете, что мы сегодня празднуем Торжество Православия, сколько обидных и резких слов мы услышим в свой адрес! Нападать на Церковь, Церковь критиковать, Церковь поучать стало сейчас модным. Церковь поддержала президента - плохая Церковь, Церковь возвысила свой голос против властей предержащих - опять Церковь не права: что бы мы ни делали - мы всегда будем делать не так, как того требует мир.
       Если так думают люди нецерковные, внешние, это еще полбеды, - беда если соблазняются люди верующие. Не соблазняйтесь и не думайте, что Церковь подчиняется земным законам и земному бытию. Она - таинственный организм, Небесный, живущий на земле. Дух Святой живет в ней. Это - истина, истина Божия, к которой мы опять-таки относимся неправильно. В церковной же среде восстают ревнители и реформаторы. Восстают люди, которые хотят сделать так, чтобы все было понятно, удобно, комфортно. С другой стороны, говорят, что Церковь неправильная - надо служить только по древнему чину, всю ночь молиться, петь только в один голос, в унисон. Третьих Священноначалие, духовенство чем-то смущают. Слова-то комсомольские в их устах звучат - послушайте, почитайте! Штампы советские! И так, по их мнению, они борются за Православие! Но если мы действительно православные, то должны твердо знать и исповедовать непреложную истину: Дух Святой живет в Церкви, и Он ее не покинет до скончания века. Дух Святой в Церкви выражает Себя через Соборы архиереев. Архиереи собираются вместе, обсуждают все вопросы и приходят к общему, единому решению. И это голос Церкви, и это Дух Святой глаголет устами архиереев. Я особенно на это обращаю ваше внимание, имейте это в виду. У нас иногда удивительное легкомыслие проявляется по отношению к голосу Церкви. Мы даже не всегда знаем, что решил Архиерейский Собор, что обсуждал Синод. А ведь Собор говорит не от себя, не от людей, а именно от Бога, Духом Святым...
       Нет у нас другого способа услышать голос Бога, как только услышать его через голос Церкви, и голос этот есть истина. И не нужно бояться нападок слева и справа, изнутри и снаружи. Это было всегда, во все времена. Откройте учебник церковной истории - и увидите, и поймете. Открываем учебник... IV век. Читаем крылатые, учебные, школьные, семинарские слова. Золотой век Православия - Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский - лучшие святители, каких не было никогда после. И что же мы читаем у Григория Богослова? Он пишет: "Церковь погибла". Он не говорит: погибает, а говорит: погибла Церковь. Корабль терпит кораблекрушение, он разваливается, идет ко дну. Что творится - Церковь погибла! А мы читаем в учебнике: золотой век Православия. Сколько было ересей, сколько было нападок, сколько было страшной борьбы. И сейчас, когда нападают на Церковь, - что вы смущаетесь! По сравнению с четвертым веком у нас тихое и благополучное бытие. Нет у нас ни арианства, ни неоарианства, иконоборцы на нас не наступают. У нас были гонения на веру, были мученики, но в вере православной единство сохраняется. И не надо нам бояться нападок и мелких искушений, которые бывают и есть сейчас. Радуйтесь и берегите Православие, которое в Церкви нашей. И детей так воспитывайте, и сами бережно к этому относитесь, не бросайтесь в политику и критику, вспоминая свои комсомольские собрания в юности.
       Будем беречь наше родное Православие и хранить единство церковное, всегда помня о том, что Церковь - это Тело Христово и тем она свята во все века. Господи, сколько великих подвижников, сколько православных богословов, сколько простых и смиренных людей берегли Православие, о которых мы сегодня вспоминаем с благодарностью. Да поможет и нам Бог сохранить, уберечь дарованное нам сокровище веры православной и детям нашим передать его неповрежденным, чтобы до скончания века это сокровище торжествовало в душах верных Христовых - не для торжества земного, а для будущего вечного торжества его в Небесном Царстве. Аминь.

Протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ