Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/01/04-01/04.htm
Дата изменения: Thu Jun 25 10:51:06 2009
Дата индексирования: Fri Feb 28 14:08:45 2014
Кодировка: Windows-1251
Журнал Московской Патриархии 04-2001
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
04-2001

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Церковь и государство: пути взаимодействия
Беседа главного редактора
"Журнала Московской Патриархии"
протоиерея Владимира Силовьева
с Вице-мэром Москвы В. П. Шанцевым

       23 марта 2001 года главный редактор "Журнала Московской Патриархии" протоиерей Владимир Силовьев встретился с Вице-мэром Москвы В. П. Шанцевым и имел с ним беседу по широкому кругу вопросов, относящихся к вопросам взаимодействия Церкви и столичных властей. Предлагаем вниманию наших читателей текст этой беседы.
      

       - Прежде всего разрешите поблагодарить Вас, Валерий Павлинович, за согласие дать эксклюзивное интервью "Журналу Московской Патриархии". Надеюсь, что наша беседа будет способствовать повышению уважения со стороны православного народа к тем, кто заботится о повседневных нуждах горожан. Прежде всего я попросил бы Вас немного рассказать о себе.
       - Я родился 29 июня 1947 года в селе Сусанино Костромской области, где жила моя бабушка и куда моя мама поехала из Москвы на лето. После восьми классов московской средней школы закончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики, отслужил в армии, работал сначала по специальности (был помощником мастера, технологом), затем перешел на управленческую работу. В то время эта деятельность была возможна только в рамках советско-партийной работы, и я последовательно прошел ряд ступеней - был председателем райисполкома, работал в партийных органах, всегда занимаясь экономическими вопросами - транспортом, машиностроением, координацией деятельности предприятий в области экономики. После 1991 года для таких, как я, началась новая жизнь. Несколько лет я работал в спортивном клубе "Динамо", а потом Юрий Михайлович Лужков пригласил меня работать в правительство Москвы на должность префекта Южного округа. В 1996 году был избран вице-мэром, в 1999 году - был избран вторично. С женой мы вместе учились в техникуме, у меня сын и дочь и уже двое внуков.
       - Долгое время Вы трудитесь в управленческих структурах Москвы. Церковнослужители хорошо помнят, как в начале эпохи улучшения церковно-государственных отношений Вы, в то время префект Южного округа, проводили первые, тогда еще непривычные встречи городских властей с настоятелями храмов и монастырей - встречи, которые имели очень большой резонанс в церковных кругах. Помню, какое сильное впечатление произвело на всех Ваше посещение Донского монастыря после покушения на Вас, в первый же день после выхода на работу. Есть у меня и яркое личное впечатление, когда Вы пригласили меня к себе в кабинет и вручили для храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, настоятелем которого я являюсь, Донскую икону Божией Матери - теперь она хранится в алтаре за престолом и выносится на каждом крестном ходе. Не ограничиваясь беседами, Вы оказывали значительную материальную поддержку в восстановлении многих церковных объектов на территории округа, имеющих большое культурно-историческое значение. В чем причина Вашего дружественного отношения к Церкви?
       - В наше непростое время многие люди находятся в довольно-таки сложных жизненных ситуациях, у них множество проблем, некоторым не хватает денег даже на то, чтобы нормально поесть, не говоря уже о том, чтобы одеться и прочее; все это вызывает у них смятение, подавленность, а иногда и озлобление. Люди ощущают себя брошенными, и, по сути дела, только Церковь дает им необходимую поддержку - духовную поддержку и утешение. Сегодня трудно переоценить работу Церкви в этом направлении, и потому все государственные органы просто обязаны помогать Церкви выполнять ее миссию. Ведь православные верующие составляют весьма значительную часть населения, и потому деятельность Церкви приводит к общему умиротворению, социальному благополучию в городе.
       - Вы возглавляете межведомственную комиссию по финансированию объектов исторической памяти, каковыми являются, в частности, храмы Русской Православной Церкви. Какие Вы видите проблемы, а также положительные моменты и перспективы в такой сложной области работы московского правительства? Существуют ли какие-то планы воссоздания исторических святынь в Москве?
       - Проблема одна - не хватает финансовых ресурсов. Тем не менее правительство Москвы ежегодно выделяет на эти цели 30-40 млн. рублей. Все вопросы, связанные с восстановлением храмов, мы предварительно согласовываем с Патриархией: какие храмы восстанавливать, на что именно тратить средства, выделенные в бюджете. А уж задача городских властей - наиболее эффективно использовать эти средства. Такая практика в последние годы себя хорошо оправдала, мы шаг за шагом восстанавливаем наши святыни. Будет больше денег - будем и делать еще больше.
       - Отношение властей столицы к Русской Православной Церкви ярче всего характеризуется воссозданием в Москве Храма Христа Спасителя, которое явилось воодушевляющим примером обретения исторической памяти для властей предержащих всей страны. Можно ли считать строительство главного храма России полностью законченным или остались еще какие-то незавершенные дела по нему?
       - В основном все работы завершены, храм введен в действие и по гражданским законам (сдан строителями приемочной комиссии), и по церковным (освящен). Не завершены еще некоторые росписи, но и их совсем немного.
       - До революции в Москве храмов было, как известно, "сорок сороков", за советское время их число уменьшилось до 43-х, сейчас в Москве более 500 православных храмов и часовен. И все же 35 храмов сегодня еще занимают посторонние организации, которым пока некуда выезжать. Какова позиция московских властей по этому вопросу, существует ли какой-то план или программа возвращения Церкви ее храмов?
       - Вопрос о возвращении Церкви храмов зависит только от ее готовности принимать эти храмы. Если Церковь ставит вопрос о том или ином храме, то мы принимаем меры к тому, чтобы переместить организации, которые на данный момент в ней находятся, в какие-то другие помещения. Если же у Церкви пока нет возможности использовать этот храм (нет прихода), то он продолжает использоваться светскими учреждениями, потому что надо ведь поддерживать его - никакое здание не должно стоять бесхозным, оно тогда вообще разрушится. У нас не было ни одного случая, когда бы мы не пошли навстречу просьбам возникшей уже общины. За последнее время мы передали Церкви много храмов, и они уже реставрируются, вводятся в действие.
       - До революции Церковь имела не только храмы, в которых совершались богослужения, но и собственность другого характера, необходимую для социального (в первую очередь просветительного и благотворительного) служения Церкви. Так, Церковь имела свои музеи, свои библиотеки, свои училища и так далее. В частности, в Москве Церковь имела свою Синодальную типографию*, отсутствие которой мы как издательская структура Русской Православной Церкви ощущаем ныне особенно остро. Можно ли в принципе надеяться на то, что собственность, не имеющая непосредственного богослужебного значения, также будет постепенно возвращаться Церкви?
      
       * Московская Синодальная типография имеет древнее происхождение, являясь самой первой типографией в Москве. Ее здание рядом с Никольским греческим монастырем построил еще Иоанн Грозный. Затем в этом здании располагался Московский Печатный двор. В 1721 году император Петр I передал все духовные типографии в ведение Святейшего Синода. Непосредственно перед революцией 1917 года в здании Московской Синодальной типографии помимо технической части (производственных цехов) помещалась также Правильная палата (аналог современного редакционно-корректорского комплекса), древние палаты печатного двора (музей, архив и библиотека), оптовая и розничная книжные лавки, врачебная часть и школа. В 1918 году пришедшие к власти большевики экспроприировали типографию, переплавив при этом богатейший набор старославянских, церковнославянских и старорусских шрифтов. В 1944 году Сталин разрешил Церкви иметь свою типографию, однако необходимое помещение не было выделено, и приобретенное типографское оборудование лежало в бездействии на территории Новодевичьего монастыря, пока в 1960 году не было списано. Ныне в здании Московской Синодальной типографии (Никольская, 15) размещается Российский государственный гуманитарный университет (научно-учебный историко-архивный институт). - Прим. ред.
      
       - Понимаю справедливость Вашей просьбы, однако не следует думать, что все здания в Москве являются городской собственностью. Надо посмотреть: если указанное здание не принадлежит Москве, а является российской собственностью, то необходимое решение должно быть принято на общегосударственном уровне.
       - Какие направления сотрудничества Церкви и общества представляются Вам наиболее актуальными и перспективными? В частности, Церковь ведет работу по оказанию благотворительной помощи бездомным, детям-беспризорникам и другим категориям социально обездоленных людей, устраивая приюты, бесплатные столовые и т. п., но одной ей трудно справиться с этой очень тяжелой проблемой. Видите ли Вы в этой области перспективы совместной работы городских властей и Церкви?
       - Безусловно, эту весьма важную работу нам надо делать совместно. Дело ведь не только в том, чтобы выделить необходимые финансовые ресурсы, создать необходимые структуры - все это мы делаем, однако важно еще создать в благотворительных учреждениях соответствующий духовный климат. И здесь участие Церкви будет решающим. Люди, а особенно обездоленные люди, очень хорошо чувствуют, кто оказывает им помощь "за зарплату", а кто по движению сердца - такая помощь и воспринимается совсем по-другому. Я хорошо знаком с благотворительной деятельностью православных сестер милосердия - они работают сейчас в наших городских больницах, выхаживают самых тяжелых больных, не получая за это никакого вознаграждения. Многие из них имеют и другую профессию. Я знаю одну такую сестру милосердия, которая работает актрисой в театре, а в свободное время приходит в клинику и ухаживает за больными. При этом ее не надо заставлять что-то делать - для нее это духовная потребность. Я думаю, что церковно-государственные отношения здесь должны заключаться в том, чтобы Церковь имела возможность больше использовать государственные ресурсы, а государство - опираться на духовный ресурс Православной Церкви.
       - После беседы с Вами нам хотелось бы также познакомить православных верующих с другими руководителями столицы. С кем из них, на Ваш взгляд, мы могли бы встретиться?
       - Все руководители правительства Москвы тесно контактируют с Православной Церковью. Я думаю, в первую очередь Вы могли бы встретиться с Владимиром Иосифовичем Ресиным, Владимиром Ивановичем Малышковым, Александром Ильичем Музыкантским. Можно поговорить и с нашими префектами, в частности с Виктором Александровичем Козловым (Северо-Западный округ), Владимиром Борисовичем Зотовым (Юго-Восточный округ).
       - И в заключение: что бы Вы хотели пожелать читателям "Журнала Московской Патриархии" в преддверии Пасхи?
       - Пасха - величайший православный праздник, и я хотел бы, чтобы все православные верующие хорошо встретили этот праздник, чтобы они почувствовали, что жизнь улучшается, что совместными усилиями Православной Церкви и Государства Российского наше общество выходит из того кризиса, в котором оно долгие годы находилось.