Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/00/07-00/15.htm
Дата изменения: Thu Jun 25 10:52:02 2009
Дата индексирования: Fri Feb 28 14:32:05 2014
Кодировка: Windows-1251
Журнал Московской Патриархии 07-2000
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
07-2000

БИБЛИОГРАФИЯ

Монахиня Игнатия. Старчество на Руси
М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999.
Серия "Библиотека журнала "Альфа и Омега"".

       В конце прошлого года в Издательстве Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры вышла в свет книга "Старчество на Руси". Ее автор монахиня Игнатия - доктор биологических наук, профессор и православный гимнограф - в 1920-е годы приняла тайный постриг от старцев знаменитой Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. С 1940-х годов, не оставляя своей научной деятельности, она работала для Церкви. В частности, "она писала заметки, которые складывались в большие и малые книги, - писала без надежды на публикацию, "в стол", для себя" (с. 11). "Старчество на Руси" - одна из этих книг.
       "Старчество на Руси" написано на переломе эпох - в годы, когда Русская Церковь праздновала великий юбилей 1000-летия Крещения Руси. В эти же годы, размышляя "о том типе наставничества, который сформировал ее внутреннего человека" (с. 17), монахиня Игнатия подводила итог своего личного духовного пути. Замечательно, что монахиня Игнатия - верная дочь Русской Церкви - мыслит свою личную судьбу нераздельно от ее судьбы.
       Книга "Старчество на Руси" состоит из трех частей. Первая часть - очерки из истории русского старчества. Начав со святых Киевской Руси, отметив элементы старчества в духовном облике Преподобного Сергия, монахиня Игнатия подробно останавливается на подвиге восстановителя старчества - преподобного Паисия Величковского и завершает свой обзор портретами подвижников XIX - начала XX века, старцев Оптиной и Зосимовой пустыней. Очерки из истории старчества предваряет глава "Основы старчества", в которой автор кратко и доступно объясняет "механизм" духовного руководства.
       Во второй части своей книги монахиня Игнатия пишет об отдельных трудниках старческого делания. Среди них - прославленные святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, маститые старцы - преподобные Макарий и Амвросий Оптинские и менее известные: духовный писатель-странник Иоанн Троицкий, игумения Арсения (Себрякова), старец Зосимовой пустыни, исповедник схиархимандрит Игнатий (Лебедев), духовный отец монахини Игнатии. Духовный облик этих подвижников автор воссоздает по их письмам, в которых личность пишущего проявляется более непосредственно.
       Третья часть "Старчества на Руси"- вклад в книгу ее составителя А. Л. Беглова. Здесь опубликованы редкие документы, относящиеся к истории русского старчества. Это письмо духовного писателя второй половины XIX века Иоанна Троицкого. Это письма преподобного Гавриила (Зырянова), старца Казанской Седмиезерной и Псковской Спасо-Елиазаровой пустыней, недавно прославленного в лике местночтимых святых Казанской епархии, насельницам Марфо-Мариинской обители милосердия и их настоятельнице - преподобномученице Елисавете Феодоровне. А также потрясающий документ эпохи гонений - письма из лагеря схиархимандрита Игнатия (Лебедева), впервые напечатанные в "Старчестве на Руси" почти в полном объеме. Письма преподобного Гавриила в "Старчестве на Руси" напечатаны также впервые.
       Книга монахини Игнатии издана очень вовремя. Сейчас найдется немного трудов, в которых святоотеческое учение излагалось бы доступно для современного человека. Обычно нам предлагаются трудно читаемые репринты, сделанные с небезупречных дореволюционных переводов. В отличие от них на страницах "Старчества на Руси" мы встречаем множество святоотеческих речений, которые любовно отобраны и объяснены нашим современником, безусловно имеющим глубокий личный духовный опыт и, что не менее важно, опыт жизни в Церкви, жизни в традиции, воспринятой от Российских новомучеников.
       Другое очевидное преимущество этой книги - тот уважительный, можно сказать, благоговейный подход к помещенным в ней текстам, который продемонстрировал ее составитель А. Л. Беглов. Так, письма, опубликованные в третьей части, им тщательно прокомментированы. Это значительно облегчает их восприятие, полнее раскрывает личность писавших их подвижников благочестия. Благодаря этим комментариям мы можем отчетливо представить себе, что читали эти люди, в каких исторических и бытовых условиях они жили, с кем из современников были близки. В связи с этим "Старчество на Руси" можно назвать примером церковного академического издания.
       Хотелось бы надеяться, что в будущем издатели с большим вниманием отнесутся к художественному оформлению книги, не пленяясь возможностью представить серьезный труд как некое популярное издание. Стоит отметить труд настоятеля Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры игумена Лонгина (Корчагина), чья духовная чуткость помогает Издательству найти верные ориентиры в выборе издаваемой литературы. Отрадно видеть, что сотрудничество Издательства Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры и авторитетного православного журнала "Альфа и Омега" дало возможность выпускать книги, нужные современному читателю. Надеемся, что выход в свет "Старчества на Руси" положит начало изданию трудов, авторы которых работали для Церкви в эпоху гонений, но в те годы не могли рассчитывать на публикацию и признание. Время таких книг пришло.

Священник Валерий СТЕПАНОВ