НЕСКОЛЬКО КРИТИЧЕСКИХ СТРОК О БИОПОЛИТИКЕ И БИОСОЦИОЛОГИИ В СВЕТЕ ТРАДИЦИОННОЙ ЛИНГВИСТИКИ
В.В. Фадеев, Правительство Москвы, Управление Мэра Москвы, группа советников и помощников Мэра Москвы, консультант, ученый секретарь Объединенного научно-экспертного совета РАН и Правительства Москвы по устойчивому развитию и безопасности московского мегаполиса
Традиционные
связи лингвистики, биополитики и
биосоциологии охватывают такие проблемы,
как глоттогенез, особенности
речевого развития детей, речь при
определенных поражениях мозга, отличие
коммуникативного поведения животных от
другой естественной знаковой системы -
человеческого языка. Биополитика в число
функций языка включает функцию
маркирования, позволяющую отличать 'своих'
от 'чужих' (роль аналогичных маркеров
выполняют флаг, герб, гимн, религиозные
ритуалы). Если же рассматривать язык как
семиотическую систему (наряду с обрядом,
костюмом и другими системами), то функция
маркирования получает не только
биологическое, но и социальное обоснование.
Как семиотические системы, язык, обряд,
костюм передают накопленный социальный,
культурный, исторический опыт, причем
иногда требуя дополнительного толкования.
Можно привести пример из одного рассказа А.
Конан-Дойля, когда сложный обряд, которому
подвергались при совершеннолетии все
мужчины одного рода, в зашифрованном виде
передавал информацию о спрятанной
исторической реликвии.
Некоторые
фразеологизмы и поговорки тоже требуют
дополнительных историко-культурных
комментариев. Выражение 'Вот тебе, бабушка,
и Юрьев день...' напоминает о запрете для
крепостных крестьян переходить к другим
хозяевам, которое было возможно после
Юрьева дня. А выражение 'зарубить на носу'
связано с тем, что слово 'нос' обозначало
материал для письма. В
языке, мифологии и обрядах закреплен и
определенный биоцентризм, свойственный
народному мышлению. Это относится прежде
всего к календарно-бытовым обрядам,
например к Масленице, европейским
карнавалам и другим, восходящим к древнему
ритуалу умирания и воскрешения бога
растительности. Архетипические образы
матери земли, неба, моря, солнца бытуют в
фольклоре практически всех народов.
Следует признать, что
биополитика и биосоциология сужают, а
точнее недооценивают функции языка (в
значении языка, как его понимают в
лингвистике) или, во всяком случае, не
рассматривает их комплексно. Объективным
препятствием междисциплинарных
исследований является также отсутствие
единой терминологии. Представители одной
области знания весьма неохотно впускают в
свою епархию представителей других
областей, руководствуясь, по-видимому, все
теми же биологическими маркерами 'свой'-'чужой'.
Преодолением этой 'межвидовой'
разобщенности станет, очевидно, более
точное определение границ областей
междисциплинарных исследований,
разработка собственного
специализированного понятийного аппарата
и терминологии, уточнение как предмета, так
и инструментария и методов исследования.
Термин должен, в идеале, быть
однозначным, точным и объективным. Неточное
употребление терминов искажает научную
картину мира. Так, нет оснований называть
одним и тем же словом "язык"
речевую деятельность человека и
коммуникативную деятельность животных.
Нужен новый термин для обозначения
способности животных обмениваться
информацией (можно, например, предложить
термин "параязык",
имея в виду существенные отличия от "настоящего
языка"). В противном случае возникают
ложные аналогии. Человеческий язык
отличается от биологических
информационных сигналов функцией
именования, что предполагает способность
мышления к абстракции.
Нет также оснований для
доминирования единственной теории
происхождения языка - биологической.
Прочие теории (трудовая,
ономатопоэтическая и пр.) таким же образом
приближают нас к установлению истины,
которая, по-видимому, складывается из
продуктивных элементов различных теорий
глоттогенеза.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Бок Ф.К. Структура общества и структура
языка. // Новое в лингвистике. Вып. VII.
Социолингвистика. М.,
1975. С. 382-396).
2.
Олескин А.В. Биополитика. Политический
потенциал современной биологии:
философские, политологические и
практические аспекты. М.: Институт
философии РАН. 2001.
3.
Рождественский Ю.В. Принципы
современной риторики. М.: Фонд 'Новое
тысячелетие'.
|