Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.sevin.ru/bioresrus/situations/forests.html
Дата изменения: Wed Mar 29 16:45:27 2006
Дата индексирования: Tue Oct 2 16:16:29 2012
Кодировка: Windows-1251
Биологические ресурсы Российской Федерации: Ситуации, возникающие в процессе обращения с лесными ресурсами
Заглавная страница
 
 Поиск по информационной системе
Цели и задачи программы
Основные направления
Гранты
Классификация биоресурсов
Методология обобщенной БД по биоресурсам
Биоресурсы: информационная система
Законодательство
Оценка ущерба и воздействий
Типовые ситуации и решения
Организации
Специалисты

Биологические ресурсы Российской Федерации
www.sevin.ru
Карта сайта

Ситуации, возникающие в процессе обращения с лесными ресурсами


Разделение лесного фонда по группам лесов

Субъект: Правительство Российской Федерации, лесопромышленники и их объединения, природоохранные организации.

Акт: 'Лесной кодекс Российской Федерации' от 29.01.97 ? 22-ФЗ (ред. от 30.12.2001) (ст. 55); постановления Правительства РФ.

В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда и выполняемыми им функциями производится разделение лесного фонда по группам лесов.

Конфликт: В зависимости от группы лесов устанавливается порядок ведения лесного хозяйства в них и использования лесного фонда. Лесопромышленники заинтересованы в отнесении к эксплуатационным лесам массивов спелых и выгодно расположенных лесов. Природоохранные организации стремятся к отнесению экологически значимых лесных массивов к первой группе (охраняемых) лесов.

Трудности и проблемы сопровождаются усилиями по сбалансированию необходимости охраны лесов в староосвоенных районах и экономической неэффективности заготовки древесины в многолесных районах Севера и Сибири, не имеющих развитой инфраструктуры заготовки и вывоза.

Решение: Учет и массовая оценка всех функций и экономически доступных полезностей леса, в т.ч. оценка природного потенциала лесного фонда.


Ведение Государственного учета лесного фонда и лесного кадастра

Субъекты: Федеральный орган управления лесным хозяйством, его территориальные органы и органы государственной статистики, осуществляющие ведение государственного учета лесного фонда и лесного кадастра.

Акт: 'Лесной кодекс Российской Федерации' от 29.01.97 ? 22-ФЗ (ред. от 30.12.2001).

Конфликт: Экономическая оценка лесов, неадекватная их реальному и полному значению в жизни и хозяйстве страны, ведет к принятию стратегически ошибочных решений в сфере управления развитием.

Проблема связана с преобладанием в экономических оценках акцентов на роль лесов как источников заготовки древесины.

Решение: Необходимым условием этой деятельности является экономическая оценка всех свойств и функций лесов вплоть до способности к депонированию углекислого газа.


Аренда участка лесного фонда

Субъекты: Арендатор и лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством.

Акт: 'Лесной кодекс Российской Федерации' от 29.01.97 ? 22-ФЗ (ред. от 30.12.2001) (ст. 31); акты федерального органа управления лесным хозяйством.

Участок лесного фонда предоставляется для осуществления одного или нескольких видов лесопользования на основании договора аренды.

Конфликт: Арендатор заинтересован в минимизации своих выплат за право лесопользования (заготовки древесины), органы управления стремятся к увеличению лесных доходов, поступающих в бюджет.

Трудности связаны с массовым принципом установления лесных платежей, при котором сложно оптимизировать доходы бюджета за счет разных источников (плата за лес, подоходные налоги, НДС с предприятий лесопользователей).

Решение: Выполняется оценка всех видов природной ценности лесного фонда субъектов Российской Федерации и определяется возможная плата за аренду лесных участков с разным уровнем развития общей и специальной лесозаготовительной инфраструктуры.


Предоставление в пользование участка лесного фонда по договору концессии

Субъекты: Правительство РФ органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, выставляющие на аукционы и конкурсы участки лесного фонда, передаваемые на концессию. Другой стороной являются соискатели права концессии.

Акт: 'Лесной кодекс Российской Федерации' от 29.01.97 ? 22-ФЗ (ред. от 30.12.2001) (ст. 37); Федеральный закон 'Об иностранных инвестициях' от 09.07.99 ? 160-ФЗ и иные федеральные законы.

Договор концессии предусматривает возмездное пользование на определенных условиях лесными ресурсами на соответствующем участке лесного фонда.

Конфликт: По договору концессии предоставляются в пользование участки лесного фонда, как правило, не освоенные, без сложившейся инфраструктуры. В этих условиях концессионер заинтересован в минимизации своих обязательств, прямо не связанных с извлечением дохода от эксплуатации леса. Правительство РФ и орган государственной власти субъекта РФ стремятся к балансу выгод от выплат по концессии и создания инфраструктуры в неосвоенных районах.

Трудности вызывают необходимость соизмерения оперативных разовых выплат и долговременных социально-экономических и экологических последствий, связанных как с развитием инфраструктуры, так и с возможностью разрушения (трансформации) лесных экосистем.

Решение: Проводится оценка полезности лесных ресурсов данного участка с целью определения вариантов его использования и оценка средств, необходимых для вовлечения этих участков в эксплуатацию, последствий развития сети дорог и поселений, привлечения не местных контингентов рабочей силы. Размер платы за пользование участком лесного фонда определяется с учетом всего комплекса факторов.


Перевод лесных земель в нелесные земли и изъятие земель лесного фонда

Субъекты: Перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, и изъятие земель лесного фонда осуществляется:

  • в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации;
  • в лесах второй и третьей группы - органом государственной власти субъекта РФ.

Акт: 'Лесной кодекс Российской Федерации' от 29.01.97 ? 22-ФЗ (ред. от 30.12.2001) (ст. 63); постановления Правительства РФ и акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

Перевод лесных земель в нелесные регламентируется ст. 63 Лесного кодекса Российской Федерации. При переводе лесных земель в нелесные или изъятии земель лесного фонда у граждан или юридических лиц, в интересах которых осуществляется указанный перевод или изъятие, взимается плата, размер которой устанавливается органом государственной власти субъекта РФ на основании кадастровой оценки переводимого или изымаемого участка лесного фонда.

Конфликт связан с тем, что при переводе лесных земель в нелесные появляется возможность извлечения нового спектра частных выгод (застройка, полигоны отходов и др.), сопряженных с утратой общественно значимых или экологических полезностей.

Трудности и проблемы связаны с полноценной экономической оценкой именно общественных полезностей и экологических свойств, в т.ч. внешних эффектов, которые обычно лежат вне прямого учета проектов использования лесных земель.

Решение: Органы исполнительной власти должны иметь экономические расчеты последствий от перевода лесных земель в нелесные, в т.ч. оценки по общественной доходности земли (изменения всех категорий налогов) и экономической цене экстерналий (внешних эффектов). Кроме этого, необходимо провести оценку убытков лесопользователя, связанную с изъятием земель лесного фонда.


Разработка программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов

Субъекты: Федеральные органы управления лесным хозяйством с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые разрабатывают и реализуют Федеральные государственные программы использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

Акт: 'Лесной кодекс Российской Федерации' от 29.01.97 ? 22-ФЗ (ред. от 30.12.2001); акты исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

Конфликт: Стремление разработчиков программы получить больше средств для ее выполнения конкурирует с другими формами расходования средств соответствующих бюджетов. Лоббисты программ заинтересованы в максимизации затрат на планируемые мероприятия. Органы государственной власти, принимающие программы, ограничены бюджетными возможностями.

Трудности и проблемы связаны с комплексным характером проявления позитивных эффектов от сохранения лесов и сложностью объединения экономических оценок предполагаемых эффектов для разных секторов, особенно в части перевода натуральных показателей эффекта в стоимостные.

Решение: При разработке программ целесообразно производить экономическую оценку лесов, а также сопоставление выгод от их охраны, лесовосстановления и необходимых затрат на реализацию предлагаемых мероприятий. Эффективность программы целесообразно оценивать в широком контексте развития соответствующей территории с учетом эффекта в разных секторах (лесном и сельском хозяйстве, рекреации, охотничьем и рыбном хозяйствах).



Источник: Принципы и методы экономической оценки земель и живой природы: Аналитический справочник / Под ред. О.А.Нестеровой и А.А. Тишкова


Для корректной работы портала Ваш браузер должен поддерживать JavaScript и должны быть разрешены Cookies.
    Наверх Наверх Наверх
Группа Биоинформатики и моделирования биологических процессов
Web-портал по Биологическим ресурсам Российской Федерации разработан и поддерживается
группой 'Биоинформатики и моделирования биологических процессов' ИПЭЭ РАН.