Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.sai.msu.su/EAAS/rus/guest/shatovskaya.mht
Дата изменения: Fri Dec 5 15:08:58 2008 Дата индексирования: Thu Jan 15 00:43:14 2009 Кодировка: koi8-r |
35.4pt'>
style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>
l'>
style=3D'font-size:16.0pt'>Занимат=
;ельные
задачи в
игровом
контексте.
language:
EN-US'>
35.4pt'>
style=3D'font-size:14.0pt'>Н.Е.Шато
=
74;ская
lang=3DEN-US style=3D'font-size:14.0pt;mso-ansi-language:EN-US'>
35.4pt'>
style=3D'font-size:14.0pt'>
style=3D'mso-spacerun:yes'> МПГУ.
/o:p>
style=3D'font-size:14.0pt'>
35.4pt'>
style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>
style=3D'font-size:14.0pt'>В
астрономичk=
7;ском
образованиl=
0;
школьников
важную роль
играют
задачи.
style=3D'mso-spacerun:yes'> Решая=
; задачи,
учащиеся
закрепляют
новые знани=
03;,
учатся
применять и
=
93;
в различных
ситуациях,
используют
физические
законы,
геометричеl=
9;кие
формулы,
алгебраичеl=
9;кие
преобразовk=
2;ния,
обращаются
=
82;
справочным
=
76;анным
и т.п. Без реше=
ния
задач форми
=
88;ование
у учащихся
систематичk=
7;ских
знаний было
бы
невозможно.
style=3D'font-size:14.0pt'>Однако
большинствl=
6;
задач в
сборниках
адресованы
старшекласl=
9;никам,
хотя опыт кр=
091;жковой
работы по
астрономии
убедительнl=
6;
доказывает,
что
астрономичk=
7;ские
знания могу
=
90;
передаватьl=
9;я
школьникам
=
80;
в средних, и
даже в
младших
классах. При
работе с мал=
077;нькими
астрономамl=
0;
задачи тоже
необходимы,
но их
содержание,
степень сло
=
78;ности
и формулиро
=
74;ка
условия
должны
соответствl=
6;вать
возрасту
учащихся.
Прежде всег
=
86;,
эти задачи
должны быть
интереснымl=
0;,
активизироk=
4;ать
воображениk=
7;
детей,
побуждать и
=
93;
прилагать
умственные
усилия. Иным=
080;
словами, это
должны быть =
занимательl=
5;ые
задачи.
style=3D'font-size:14.0pt'>В рамкаm=
3; диссертаци=
1086;нного
исследованl=
0;я
об игровых
методах в ас=
090;рономическ&=
#1086;м
образованиl=
0;
детей мы
особо
изучили
вопрос о
психологичk=
7;ской
природе
занимательl=
5;ости
задач. В этой
статье мы
познакомим
коллег с
нашими
выводами.
style=3D'font-size:14.0pt'>
35.4pt'>
style=3D'font-size:14.0pt'>*
* *
span>
35.4pt'>
style=3D'font-size:14.0pt'>
und:
white;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'>
ize:
14.0pt;color:black'>Одна из
древнейших
интеллектуk=
2;льных
игр – это
загадки.
Испытанию в
виде загадо
=
82;
подвергаютl=
9;я
персонажи
мифологичеl=
9;ких
сюжетов и
герои
фольклорныm=
3;
сказок.
Способностn=
0;
разгадать
загадку
свидетельсm=
0;вует
не только об
уме
персонажа, н=
086;
и о его
включённосm=
0;и
в
определённm=
9;й
культурный
контекст. За=
075;адка
и отгадка –
это своего
рода пароль =
080;
отзыв, позво=
083;яющие
отличить
«своего» от
«чужого», он=
080;
несут
коммуникатl=
0;вную
функцию и,
возможно,
именно
поэтому не
утратили
популярносm=
0;и
до наших
дней.
t-grid-align:
none;text-autospace:none'>
style=3D'mso-tab-count:1'> &=
nbsp; Среди
русских
народных
загадок
немалое чис
=
83;о
посвящено
небесным
телам и
явлениям, и,
конечно, при
работе с
детьми их
можно и нужн=
086;
использоваm=
0;ь.
Загадки обы
=
95;но
описывают
какой-либо
характерныl=
1;
признак
загаданногl=
6;
объекта,
содержат
аналогию и
т.п.
Разгадать
загадку
значит
понять зало
=
78;енную
в ней идею. В
сущности, за=
гадки
представляn=
2;т
собой
простейшие
занимательl=
5;ые
задачи, и
педагогу
следует
максимальнl=
6;
использоваm=
0;ь
их
дидактичесl=
2;ий
потенциал.
und:
white;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'>
ize:
14.0pt;color:black'>Например=
;,
изучение
лунных фаз с
юными астро
=
85;омами
3-5 классов
целесообраk=
9;но
начать имен
=
85;о
с народных
загадок о
Луне. При
этом следуе
=
90;
обсудить с
учащимися
свойства
лунных фаз, «=
1079;ашифрованн=
ые»
в каждой
загадке.
style=3D'font-size:14.0pt'>Примеры
приведены в
таблице. Раз=
084;ышляя
над
вопросами,
дети
проходят вс
=
77;
этапы
познавателn=
0;ного
процесса.
Однако, с
точки зрени=
03;
ребёнка, он
просто
разгадываеm=
0;
загадки – то
есть играет.
Подобные
задания не
просто
помогают уч
=
77;никам
развить
мышление и
воображениk=
7;
и приобрест
=
80;
новые знани=
03;.
Они дают
детям опыт у=
095;ения
с
удовольствl=
0;ем
и опыт игры с
пользой.
.4pt;
background:white;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'>
style=3D'font-size:14.0pt'>
35.4pt;
background:white;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'>
style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'>
xt 1.0pt;
mso-border-alt:solid windowtext .5pt;padding:1.4pt 5.4pt 1.4pt 5.4pt'>
ne;
|
ext 1.0pt;
border-left:none;mso-border-left-alt:solid windowtext .5pt;mso-border-alt: solid windowtext .5pt;padding:1.4pt 5.4pt 1.4pt 5.4pt'>
ne;
|
ext 1.0pt;
border-left:none;mso-border-left-alt:solid windowtext .5pt;mso-border-alt: solid windowtext .5pt;padding:1.4pt 5.4pt 1.4pt 5.4pt'>
ne;
|
xt 1.0pt;
border-top:none;mso-border-top-alt:solid windowtext .5pt;mso-border-alt:s= olid windowtext .5pt; padding:1.4pt 5.4pt 1.4pt 5.4pt'> То
ne;
|
er-left:
none;border-bottom:solid windowtext 1.0pt;border-right:solid windowtext 1= .0pt; mso-border-top-alt:solid windowtext .5pt;mso-border-left-alt:solid window= text .5pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt;padding:1.4pt 5.4pt 1.4pt 5.4pt'>
one'>
style=3D'font-size:13.0pt'>Луна
|
er-left:
none;border-bottom:solid windowtext 1.0pt;border-right:solid windowtext 1= .0pt; mso-border-top-alt:solid windowtext .5pt;mso-border-left-alt:solid window= text .5pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt;padding:1.4pt 5.4pt 1.4pt 5.4pt'>
one'>
style=3D'font-size:13.0pt'>Какой
|
xt 1.0pt;
border-top:none;mso-border-top-alt:solid windowtext .5pt;mso-border-alt:s= olid windowtext .5pt; padding:1.4pt 5.4pt 1.4pt 5.4pt'> То
ne;
|
er-left:
none;border-bottom:solid windowtext 1.0pt;border-right:solid windowtext 1= .0pt; mso-border-top-alt:solid windowtext .5pt;mso-border-left-alt:solid window= text .5pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt;padding:1.4pt 5.4pt 1.4pt 5.4pt'>
one'>
style=3D'font-size:13.0pt'>Фазы
one'>
style=3D'font-size:13.0pt'>в
|
er-left:
none;border-bottom:solid windowtext 1.0pt;border-right:solid windowtext 1= .0pt; mso-border-top-alt:solid windowtext .5pt;mso-border-left-alt:solid window= text .5pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt;padding:1.4pt 5.4pt 1.4pt 5.4pt'>
one'>
style=3D'font-size:13.0pt'>Как
|
xt 1.0pt;
border-top:none;mso-border-top-alt:solid windowtext .5pt;mso-border-alt:s= olid windowtext .5pt; padding:1.4pt 5.4pt 1.4pt 5.4pt'>
ze:13.0pt'>Две
ne;
|
er-left:
none;border-bottom:solid windowtext 1.0pt;border-right:solid windowtext 1= .0pt; mso-border-top-alt:solid windowtext .5pt;mso-border-left-alt:solid window= text .5pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt;padding:1.4pt 5.4pt 1.4pt 5.4pt'>
one'>
style=3D'font-size:13.0pt'>Фазы
one'>
style=3D'font-size:13.0pt'>за
|
er-left:
none;border-bottom:solid windowtext 1.0pt;border-right:solid windowtext 1= .0pt; mso-border-top-alt:solid windowtext .5pt;mso-border-left-alt:solid window= text .5pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt;padding:1.4pt 5.4pt 1.4pt 5.4pt'>
one'>
style=3D'font-size:13.0pt'>Как
|
xt 1.0pt;
border-top:none;mso-border-top-alt:solid windowtext .5pt;mso-border-alt:s= olid windowtext .5pt; padding:1.4pt 5.4pt 1.4pt 5.4pt'>
ze:13.0pt'>Над
виl=
ne;
ne;
|
er-left:
none;border-bottom:solid windowtext 1.0pt;border-right:solid windowtext 1= .0pt; mso-border-top-alt:solid windowtext .5pt;mso-border-left-alt:solid window= text .5pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt;padding:1.4pt 5.4pt 1.4pt 5.4pt'>
one'>
style=3D'font-size:13.0pt'>Луна в
one'>
style=3D'font-size:13.0pt'>бывает
one'>
style=3D'font-size:13.0pt'>над
|
er-left:
none;border-bottom:solid windowtext 1.0pt;border-right:solid windowtext 1= .0pt; mso-border-top-alt:solid windowtext .5pt;mso-border-left-alt:solid window= text .5pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt;padding:1.4pt 5.4pt 1.4pt 5.4pt'>
one'>
style=3D'font-size:13.0pt'>Почему
|
xt 1.0pt;
border-top:none;mso-border-top-alt:solid windowtext .5pt;mso-border-alt:s= olid windowtext .5pt; padding:1.4pt 5.4pt 1.4pt 5.4pt'> С
в
в
ze:13.0pt'>через
|
er-left:
none;border-bottom:solid windowtext 1.0pt;border-right:solid windowtext 1= .0pt; mso-border-top-alt:solid windowtext .5pt;mso-border-left-alt:solid window= text .5pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt;padding:1.4pt 5.4pt 1.4pt 5.4pt'>
one'>
style=3D'font-size:13.0pt'>Полная
|
er-left:
none;border-bottom:solid windowtext 1.0pt;border-right:solid windowtext 1= .0pt; mso-border-top-alt:solid windowtext .5pt;mso-border-left-alt:solid window= text .5pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt;padding:1.4pt 5.4pt 1.4pt 5.4pt'>
one'>
style=3D'font-size:13.0pt'>Почему
|
xt 1.0pt;
border-top:none;mso-border-top-alt:solid windowtext .5pt;mso-border-alt:s= olid windowtext .5pt; padding:1.4pt 5.4pt 1.4pt 5.4pt'>
ze:13.0pt'>Золот
ze:13.0pt'>с
|
er-left:
none;border-bottom:solid windowtext 1.0pt;border-right:solid windowtext 1= .0pt; mso-border-top-alt:solid windowtext .5pt;mso-border-left-alt:solid window= text .5pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt;padding:1.4pt 5.4pt 1.4pt 5.4pt'>
one'>
style=3D'font-size:13.0pt'>Солнце
one'>
style=3D'font-size:13.0pt'>полная
|
er-left:
none;border-bottom:solid windowtext 1.0pt;border-right:solid windowtext 1= .0pt; mso-border-top-alt:solid windowtext .5pt;mso-border-left-alt:solid window= text .5pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt;padding:1.4pt 5.4pt 1.4pt 5.4pt'>
one'>
style=3D'font-size:13.0pt'>Почему
|
xt 1.0pt;
border-top:none;mso-border-top-alt:solid windowtext .5pt;mso-border-alt:s= olid windowtext .5pt; padding:1.4pt 5.4pt 1.4pt 5.4pt'> Трl=
ze:14.0pt'>днём
|
er-left:
none;border-bottom:solid windowtext 1.0pt;border-right:solid windowtext 1= .0pt; mso-border-top-alt:solid windowtext .5pt;mso-border-left-alt:solid window= text .5pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt;padding:1.4pt 5.4pt 1.4pt 5.4pt'>
one'>
style=3D'font-size:13.0pt'>Это не
|
er-left:
none;border-bottom:solid windowtext 1.0pt;border-right:solid windowtext 1= .0pt; mso-border-top-alt:solid windowtext .5pt;mso-border-left-alt:solid window= text .5pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt;padding:1.4pt 5.4pt 1.4pt 5.4pt'>
one'>
style=3D'font-size:13.0pt'>Скольк
=
|
xt 1.0pt;
border-top:none;mso-border-top-alt:solid windowtext .5pt;mso-border-alt:s= olid windowtext .5pt; padding:1.4pt 5.4pt 1.4pt 5.4pt'>
ze:13.0pt'>Всю
ze:13.0pt'>Светил
ze:13.0pt'>с
|
er-left:
none;border-bottom:solid windowtext 1.0pt;border-right:solid windowtext 1= .0pt; mso-border-top-alt:solid windowtext .5pt;mso-border-left-alt:solid window= text .5pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt;padding:1.4pt 5.4pt 1.4pt 5.4pt'>
one'>
style=3D'font-size:13.0pt'>А это
|
er-left:
none;border-bottom:solid windowtext 1.0pt;border-right:solid windowtext 1= .0pt; mso-border-top-alt:solid windowtext .5pt;mso-border-left-alt:solid window= text .5pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt;padding:1.4pt 5.4pt 1.4pt 5.4pt'>
one'>
style=3D'font-size:13.0pt'>Что
one'>
style=3D'font-size:13.0pt'>в
|
t-grid-align:
none;text-autospace:none'>
t-grid-align:
none;text-autospace:none'>
35.4pt;
background:white;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'>
style=3D'font-size:14.0pt;color:black'>*
style=3D'mso-spacerun:yes'> *
style=3D'mso-spacerun:yes'> *
und:
white;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'>
ize:
14.0pt;color:black'>
und:
white;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'>
ize:
14.0pt;color:black'>При
работе с
более
взрослыми
учениками
загадки
уступают
своё место
занимательl=
5;ым
задачам. Как
показывает
практика, уч=
072;щиеся
любого
возраста
охотно
размышляют
над этими
задачами. В
чём же их
секрет?
und:
white;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'>
ize:
14.0pt;color:black'>Во-первыm=
3;,
процесс
составлениn=
3;
задачи авто
=
88;ом
и решения её
учеником
есть ничто
иное, как
nt-weight:
normal'>«игра в
загадки
ont-weight:
normal'>». Сначала
автор задач
=
80;
обнаруживаk=
7;т
в исходном
материале
style=3D'mso-spacerun:yes'> - будь
то
литературнk=
2;я
цитата,
картина или
ситуация из
реальной
жизни - некую
идею,
представляn=
2;щую
интерес для
него самого.
Затем он
формулируеm=
0;
задачу так,
чтобы
заинтересоk=
4;ать
ребёнка –
своего
партнёра по
игре. Ученик,
решающий
задачу, как
бы
соревнуетсn=
3;
с её автором
в умении
нестандартl=
5;о
мыслить и
получает, по=
084;имо
развития
интеллекта,
ещё и опыт
заинтересоk=
4;анного,
творческогl=
6;
отношения к =
087;роблеме.
und:
white;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'>
ize:
14.0pt;color:black'>Во-вторыm=
3;,
что сама
«занимателn=
0;ность»
подобных
задач имеет =
игровую
природу.
Проанализиl=
8;овав
большое
количество
занимательl=
5;ых
задач по
астрономии,
мы смогли вы=
076;елить
пять их
типов, по
используемm=
9;м
игровым
элементам.
und:
white;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'>
ize:
14.0pt;color:black'>1.
Большинствl=
6;
занимательl=
5;ых
задач имеют =
085;еобычную,
интригующуn=
2;
формулировl=
2;у.
Например,
условие
может
содержать
стихотворнm=
9;е
строки.
14.0pt'>
style=3D'mso-tab-count:1'> &=
nbsp;
style=3D'color:black'>
ft-alt:
solid windowtext .5pt;padding:0cm;mso-padding-alt:0cm 0cm 0cm 4.0pt'>
style=3D'font-size:14.0pt'>У
Валерия
Брюсова
читаем:
ft-alt:
solid windowtext .5pt;padding:0cm;mso-padding-alt:0cm 0cm 0cm 4.0pt'>
style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>i=
7;вой
круг рисуя
всё ясней,
ft-alt:
solid windowtext .5pt;padding:0cm;mso-padding-alt:0cm 0cm 0cm 4.0pt'>
style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>i=
3;ад
морем Солнц
=
77;
опускалось,
ft-alt:
solid windowtext .5pt;padding:0cm;mso-padding-alt:0cm 0cm 0cm 4.0pt'>
style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>h=
0;
в море полос=
072;
огней,
ft-alt:
solid windowtext .5pt;padding:0cm;mso-padding-alt:0cm 0cm 0cm 4.0pt'>
style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>h=
5;му
ответных,
уменьшаласn=
0;.
ft-alt:
solid windowtext .5pt;padding:0cm;mso-padding-alt:0cm 0cm 0cm 4.0pt'>
style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>h=
3;де
чары сумрак
=
72;
и сна
ft-alt:
solid windowtext .5pt;padding:0cm;mso-padding-alt:0cm 0cm 0cm 4.0pt'>
style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>i=
9;же
дышали над
востоком,
ft-alt:
solid windowtext .5pt;padding:0cm;mso-padding-alt:0cm 0cm 0cm 4.0pt'>
style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>h=
2;сходила
мёртвая лун
=
72;
style=3D'mso-tab-count:1'> &=
nbsp;
ft-alt:
solid windowtext .5pt;padding:0cm;mso-padding-alt:0cm 0cm 0cm 4.0pt'>
style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>i=
0;аким-то
жаждущим
упрёком...
/p>
ft-alt:
solid windowtext .5pt;padding:0cm;mso-padding-alt:0cm 0cm 0cm 4.0pt'>
style=3D'font-size:14.0pt'>По
тексту
установите, =
074;
какой фазе
восходила
Луна.
ft-alt:
solid windowtext .5pt;padding:0cm;mso-padding-alt:0cm 0cm 0cm 4.0pt'>
style=3D'font-size:14.0pt'>
style=3D'font-size:14.0pt;mso-bidi-font-weight:bold'>В
прозе
условие
задачи
звучало бы
так: «Какова
фаза Луны,
если она
восходит на
востоке, в то
время как
Солнце
заходит на
западе?» Оче=
074;идно,
стихотворнk=
2;я
формулировl=
2;а
гораздо
привлекатеl=
3;ьнее.
style=3D'font-size:14.0pt;mso-bidi-font-weight:bold'>2.
Формулировl=
2;а
занимательl=
5;ой
задачи част
=
86;
содержит
неявное,
скрытое
условие.
:none;
mso-border-left-alt:solid windowtext .5pt;padding:0cm;mso-padding-alt:0cm 0=
cm 0cm 4.0pt'>
style=3D'font-size:14.0pt'>Кремлёв=
;ские
куранты
показывали 0
часов 22 минут&=
#1099;,
когда
началась
теневая
(частная)
фаза лунног
=
86;
затмения, и 4
часа 46 минут –
когда она
закончиласn=
0;.
В каком созв=
077;здии
находилась
Луна во врем=
103;
затмения?
style=3D'font-size:14.0pt'>На
первый
взгляд
кажется, что
ответить на =
074;опрос
невозможно,
style=3D'mso-spacerun:yes'>
поскольку
между продо
=
83;жительност=
1100;ю
затмения и
положением
Луны на
эклиптике
прямой связ
=
80;
нет. Ключом к
разгадке яв
=
83;яется
тот факт, что
наибольшая
возможная
продолжитеl=
3;ьность
теневой фаз
=
99;
затмения
составляет
чуть более
трёх с
половиной
часов.
Получается,
что во время
затмения бы
=
83;
произведён
переход на
летнее врем=
03;,
что даёт
узкий
интервал
возможных
дат и единст=
074;енное
возможное
созвездие.
style=3D'font-size:14.0pt'>Оригина=
;льная
формулировl=
2;а
условия зад
=
72;чи
и наличие в
нём скрытой
информации
роднят
занимательl=
5;ые
задачи двух
этих типов с =
1079;агадками.
und:
white;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'>
ize:
14.0pt;color:black'>3. Ещё один
тип задач
имеет
признаки
ролевого
моделироваl=
5;ия.
Задача
формулируеm=
0;ся
таким
образом, что
ученик може
=
90;
представитn=
0;
себя
участником
описанной
ситуации и
посмотреть
на проблему
изнутри. Вот
характерныl=
1;
пример зани
=
84;ательной
задачи для
самых
маленьких
юных
астрономов.
ound:
white;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none;border:none;mso-border=
-left-alt:
solid windowtext .5pt;padding:0cm;mso-padding-alt:0cm 0cm 0cm 4.0pt'>
style=3D'font-size:14.0pt;color:black'>Старш&=
#1080;й
брат загада
=
83;
загадку
младшему: ра=
079;резал
название
одной из
планет на от=
076;ельные
буквы и
предложил
заново
сложить это
название.
Думая над
загадкой,
младший бра
=
90;
уронил на по=
083;
две буквы, но,
что самое уд=
080;вительное,
из
оставшихся
букв
название пл
=
72;неты
у него
всё-таки
получилось!
Какую плане
=
90;у
загадал
старший бра
=
90;?
Название
какой плане
=
90;ы
сложил
младший?
und:
white;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'>
ize:
14.0pt;color:black'>Задача
сформулироk=
4;ана
как реальна=
03;
ситуация, и
школьники
style=3D'mso-spacerun:yes'> 3-4
классов
охотно реша=
02;т
её, хотя
предложениk=
7;
проанализиl=
8;овать
буквенных
состав
названий
планет вне к=
086;нтекста
задачи едва
ли вызвало б=
099;
в них энтузи=
072;зм.
und:
white;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'>
ize:
14.0pt;color:black'>4.
Неизменной
популярносm=
0;ью
пользуются
задачи, в
которых пре
=
76;лагается
найти ошибк
=
91;
в
художествеl=
5;ном
тексте или в
рисунке.
Отыскав
ошибку,
ученик демо
=
85;стрирует
своё
превосходсm=
0;во
над её «авто=
088;ом»
в
астрономичk=
7;ских
познаниях. В =
1101;том
случае
используетl=
9;я
игровой
мотив – удов=
083;етворение
личного
честолюбия.
ayout-grid-align:
none;text-autospace:none;border:none;mso-border-left-alt:solid windowtext .=
5pt;
padding:0cm;mso-padding-alt:0cm 0cm 0cm 4.0pt'>
0pt'>У
Александра
Блока есть
такие строк
=
80;:
ayout-grid-align:
none;text-autospace:none;border:none;mso-border-left-alt:solid windowtext .=
5pt;
padding:0cm;mso-padding-alt:0cm 0cm 0cm 4.0pt'>
0pt'>
style=3D'mso-tab-count:2'> &=
nbsp;
style=3D'mso-bidi-font-style:normal'>Окрай
небес -
звезда омег
=
72;,
ayout-grid-align:
none;text-autospace:none;border:none;mso-border-left-alt:solid windowtext .=
5pt;
padding:0cm;mso-padding-alt:0cm 0cm 0cm 4.0pt'>
yle:
normal'>&n=
bsp;  =
; Весь
в искрах,
Сириус
цветной.
ayout-grid-align:
none;text-autospace:none;border:none;mso-border-left-alt:solid windowtext .=
5pt;
padding:0cm;mso-padding-alt:0cm 0cm 0cm 4.0pt'>
yle:
normal'>&n=
bsp;  =
; Над
головой -
немая Вега
ayout-grid-align:
none;text-autospace:none;border:none;mso-border-left-alt:solid windowtext .=
5pt;
padding:0cm;mso-padding-alt:0cm 0cm 0cm 4.0pt'>
yle:
normal'>&n=
bsp;  =
; Из
царства
сумрака и
style=3D'mso-spacerun:yes'> снега=
;
ayout-grid-align:
none;text-autospace:none;border:none;mso-border-left-alt:solid windowtext .=
5pt;
padding:0cm;mso-padding-alt:0cm 0cm 0cm 4.0pt'>
yle:
normal'>&n=
bsp;  =
; Олед=
1077;нела
над землёй...
ayout-grid-align:
none;text-autospace:none;border:none;mso-border-left-alt:solid windowtext .=
5pt;
padding:0cm;mso-padding-alt:0cm 0cm 0cm 4.0pt'>
0pt'>Возможна
ли описанна=
03;
астрономичk=
7;ская
ситуация?
Почему?
und:
white;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'>
ize:
14.0pt;color:black'>Воспольз=
;овавшись
подвижной
звёздной ка
=
88;той,
учащиеся
устанавливk=
2;ют,
что данная с=
080;туация
невозможна.
Если Вега
расположенk=
2;
вблизи
зенита, то
Сириус
находится
под горизон
=
90;ом.
Обе звезды
могут быть
видны однов
=
88;еменно
только в
одном случа
=
77;
- если Вега
расположенk=
2;
над северны
=
84;
горизонтом, =
072;
Сириус – над
южным.
und:
white;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'>
ize:
14.0pt;color:black'>5. К
особому тип
=
91;
занимательl=
5;ых
астрономичk=
7;ских
задач
следует
отнести те и=
079;
них, условие
которых
задаётся не =
074;
виде текста,
а в виде
рисунка.
Наблюдения R=
11;
главный
метод астро
=
85;омии
как науки, и
решение
подобных
задач
помогает
юным астрон
=
86;мам
стать
внимательнm=
9;ми
наблюдателn=
3;ми.
ound:
white;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none;border:none;mso-border=
-left-alt:
solid windowtext .5pt;padding:0cm;mso-padding-alt:0cm 0cm 0cm 4.0pt'>
style=3D'font-size:14.0pt;color:black'>В
рисунке,
иллюстрируn=
2;щем
смену фаз
Луны в учебн=
080;ке
"Природа
живая и
неживая" длn=
3; 5
класса обще
=
86;бразовател=
1100;ных
учреждений,
написанном
В.М.Пакулово=
081;
и
Н.В.Ивановой
(издательст
=
74;о
«Дрофа», 2005 гоk=
6;,
стр.22),
допущена
астрономичk=
7;ская
ошибка.
Найдите её
(рис.9).
und:
white;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'>
ize:
14.0pt;color:black'>
t-grid-align:
none;text-autospace:none'>
src=3D"shatovskaya.files/image003.jpg" v:shapes=3D"_x0000_i1025">=
14.0pt;
color:black'> =
Решая
задачу,
учащиеся
опираются н
=
72;
свой наблюд
=
72;тельный
опыт и
приходят к
выводу, что с=
span>
style=3D'font-size:14.0pt'>обствен=
;но
лунные фазы
показаны
правильно.
Однако
художник
нанёс на
освещённое
Солнцем
полушарие
Луны
условный
рельеф, один=
072;ковый
во всех
фазах. Это
означает,
что, по мнени=
1102;
художника,
Луна
постоянно
повёрнута о
=
76;ной
стороной к
Солнцу. На
самом деле
Луна повёрн
=
91;та
одной
стороной к
Земле, и
рельеф осве
=
97;ённого
полушария
style=3D'mso-bidi-font-weight:normal'> всле
=
76;ствие
вращения Лу
=
85;ы
должен
изменяться.
14.0pt'>
style=3D'font-size:14.0pt'>*
* *
span>
style=3D'font-size:14.0pt'>
und:
white;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'>
ize:
14.0pt;color:black'>Использо=
;вание
загадок и
занимательl=
5;ых
задач
является
важной
частью
предлагаемl=
6;й
нами
методическl=
6;й
системы
обучения шк
=
86;льников
основам
астрономии.
Эти загадки =
080;
задачи можн
=
86;
считать
разновидноl=
9;тью
упражнений
=
74;
игровой фор
=
84;е.
Их
применениk=
7;
позволяет
выстроить п&=
#1086;следовател=
;ьную
методическm=
1;ю
линию от азо=
074;
науки к боле=
077;
сложному
материалу и
перенести =
style=3D'font-size:14.0pt'>сформир=
;ованную
в игре
мотивацию
учащихся на
собственно
учебную
деятельносm=
0;ь.
style=3D'color:black'>
MIME-Version: 1.0
Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01C956EB.651F6770"
Данный документ является веб-страницей в одном файле, также называемой файлом веб-архива. Если вы видите это сообщение, значит данный обозреватель или редактор не поддерживает файлы веб-архива. Загрузите обозреватель, поддерживающий веб-архивы, например Microsoft Internet Explorer.
------=_NextPart_01C956EB.651F6770
Content-Location: file:///C:/B3671381/shatovskaya.htm
Content-Transfer-Encoding: quoted-printable
Content-Type: text/html; charset="us-ascii"
xmlns:o=3D"urn:schemas-microsoft-com:office:office"
xmlns:w=3D"urn:schemas-microsoft-com:office:word"
xmlns=3D"http://www.w3.org/TR/REC-html40">