Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/73.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:10:01 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:00:15 2012
Кодировка: koi8-r

Ю.В. НОВИКОВ
Председатель Совета ректоров вузов
Ярославской области,
Ректор Ярославской государственной
медицинской академии


ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
ВУЗОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Мировое сообщество интенсивно ищет пути сближения подходов различных
стран к организации и совершенствованию систем образования и процессов
обучения своих граждан и, соответственно, к взаимному признанию
образовательных документов. В сфере образования нет такой страны, где
была бы система, которую можно взять за образец. С целью улучшения
качества образования возникает потребность изучения имеющихся отечественных
и зарубежных моделей, выявление их особенностей, затем объединение их в
региональные системы и определение параметров взаимного признания
образовательных документов.
Несмотря на бурное развитие средств связи, основным эффективным
способом «доставки» знаний через границы является перемещение учащихся и
учителей. При этом кроме обмена информацией здесь играет большую роль
фактор межличностного общения. В вузах Ярославской области международные
контакты стали развиваться за последние 15-17 лет со многими странами
мира, но в основном в рамках партнерских отношений г. Ярославля с городами
побратимами: Берлингтон (США), Кассель и земля Гессен (Германия), Пуатье
(Франция), Эксетер (Англия).
В основе этих обменов можно проследить четыре типа запросов на
образование: цивилизационный, экономический, социальный и научно-
образовательный.
Цивилизационный запрос исходит от государства и связан с
воспроизводством культурных норм и некоторого базового объема знаний.
Врастание человека в культуру - это государственная задача, которая
решается через образование. Не случайно во многих странах важнейшим пунктом
иммиграционной политики является условие, по которому все беженцы и
мигранты в первую очередь обязаны выучить язык данной страны.
Экономический запрос исходит от государства и от бизнеса. Государство
заинтересовано в том, чтобы на смену специалистам, на которых держится
инфраструктура, приходили новые. Без квалифицированных кадров невозможно
гарантированное пополнение бюджета страны и развитие конкурентноспособной
экономики. В высококвалифицированных кадрах заинтересован и бизнес.
Наш опыт показывает, что значительная часть запроса бизнеса - это
запрос не на базовое образование, а на человеческий ресурс, который
приобретает профессиональные навыки. При этом бизнес рассматривает людей
просто как кадры, чьи навыки надо развивать или как ресурс развития, в
образование которого надо вкладывать деньги.
В определенной степени на развитие контактов влияет социальный и
научно-образовательный запросы, которые направлены на воспроизводство и
развитие, то есть на создание социальных условий для того, чтобы в науку и
образование приходили новые люди, которые через несколько лет после этого
не эмигрируют или не уйдут в бизнес.
Часть стажеров, которые направлялись за границу учиться в начале-
середине 90-х, остались там и обрели социальный статус в том обществе.
Другая часть специалистов после возвращения приспособилась к российским
условиям, и приносит пользу нашему обществу.
В международных связях более привлекательной оказалась система
последипломного образования в форме тренингов, семинаров, стажировок,
курсов повышения квалификации и т.п. Так на базе Ярославской медицинской
академии успешно была проведена 5-летняя программа повышения квалификации
медицинских сестер палат интенсивной терапии при участии преподавателей
академии и американских медицинских сестер. В ходе этой программы
медицинские сестры больниц Ярославской области получили возможность не
только повысить свой теоретический и практический уровень, но и поработать
совместно с американскими сестрами в медицинском центре г. Берлингтона.
В последние годы Администрация и вузы Ярославской области пытаются
изыскать возможности развития контактов в сфере образования не только с
западными странами, но и вузами Китайской Народной Республики. Так
благодаря совместным усилиям подписаны меморандумы о сотрудничестве с
провинциями Цзянси и Гуандун КНР, которые предусматривают сотрудничество и
обмены в области образования между высшими, средними и профессионально-
техническими учебными заведениями, а также научно-исследовательскими
учреждениями.
Я с большим удовольствием вспоминаю поездку в КНР в 2000г. в составе
делегации Российского Союза ректоров, которую возглавлял ректор МГУ
академик В.А. Садовничий. Во время пребывания в КНР нам удалось ощутить
атмосферу дружбы между нашими странами, познакомиться с моделями
образования высшей школы Китая 7 ведущих университетов, подходами к
проблеме единого государственного экзамена и отметить, что в КНР
сохраняется высокий престиж российской высшей школы. Нас поразил
комплексный подход к решению вопросов совершенствования качества высшего
образования, который включает развитие материальной базы университетов,
заботу о преподавательских кадрах, решение социальных задач, включая и
достойное пенсионное обеспечение преподавателей.
Мы представляем, древний русский г. Ярославль, который известен своими
культурными, научными и образовательными традициями, город устремленный в
будущее и готовящийся отметить свое 1000-летие в 2010 г. Накопленный опыт
международных связей вузов Ярославской области, может в полной мере
использоваться для взаимовыгодных связей с учебными и научными заведениями
Китайской Народной Республики.