Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/74.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:10:01 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:00:29 2012
Кодировка: koi8-r

М.Н. Ерохин
Вице-президент Ассоциации
образовательных
учреждений АПК и рыболовства,
Ректор Московского государственного
агроинженерного университета
имени В.П. Горячкина

Роль международного сотрудничества
в повышении качества высшего агроинженерного образования

Как известно, знания не знают границ и народов, недаром китайская
поговорка гласит: «Знания бесконечны». В условиях глобализации и расширения
международных связей в сфере экономки, науки, культуры особое значение
приобретает сотрудничество в области высшего образования. Обмен знаниями и
опытом позволяет не только повысить качество образования в каждой из стран,
но и укрепить их экономику.
Сельское хозяйство является отраслью, обеспечивающей продовольственную
безопасность государства. В связи с этим система высшего аграрного
образования приобретает особое, можно сказать, стратегическое значение в
экономике каждой страны. Деятельность специалистов сельского хозяйства
направлена на то, чтобы обеспечить продуктами питания как население
собственной страны, так и жителей других государств. В этой связи можно
утверждать, что профессия агрария является интернациональной, так как
обеспечение населения качественными продуктами - приоритетная задача любого
правительства.
Наш университет - старейший агроинженерный вуз России, осуществляющий
подготовку специалистов: инженеров, экономистов, педагогов, а также научных
кадров для сельского хозяйства. Сегодня в университете обучается более 5
тысяч студентов. Профессионально-педагогический состав университета,
насчитывающий свыше 400 человек, ведет большую, серьезную и кропотливую
работу по повышению качества учебно-методической и научной деятельности в
вузе.
Именно поэтому Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,
в ведении которого находится 57 вузов, избрало наш университет (в числе 15
других вузов) в качестве базовой экспериментальной площадки по подготовке
агроинженерных кадров в соответствии с международными стандартами, в том
числе и с Болонской декларацией - по трехуровневой системе подготовки:
бакалавр - специалист - магистр.
Мы стараемся идти в ногу со временем, поэтому следим за передовым
опытом как внутри страны, так и за рубежом. Работая в этом направлении, мы
(как, наверное, и многие другие вузы), прошли через самые различные формы
сотрудничества, начиная от зарубежных стажировок студентов и
преподавателей, приглашения ведущих зарубежных ученых и профессоров для
чтения лекций и проведения семинаров, устанавливая тесное сотрудничество с
зарубежными предприятиями и университетами. Одни из них являются
поставщиками новых кадров, а другие, естественно, их рынком потребления и
одновременно, экспертами оценки качества подготовки, их востребованности на
рынке труда, и эффективности работы самих систем подготовки этих кадров.
География наших связей велика и охватывает почти все континенты.
Первые иностранные студенты, начали поступать в наш вуз еще в начале 1950-х
годов, среди которых были граждане Китайской Народной Республики. В
настоящее время ежегодно у нас обучается около 100 иностранных граждан из
стран Восточной Европы, США, Африки, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии,
в том числе, конечно, Китая.
Популярность МГАУ за границей объясняется рядом причин. Это не только
знание за рубежом научных школ и направлений, по которым работают
преподаватели и ученые нашего университета, но их личная известность во
многих странах, где они принимали участие в становлении и организации
учебного процесса в высших учебных заведениях. Они и сейчас приглашаются
для чтения учебных курсов или выполнения научной работы в Германию,
Францию, Китай, США и другие страны.
Из международных академических программ МГАУ наибольший успех и
известность получила в настоящее время система совместной подготовки
российских и американских студентов по специальности «Международное
сельское хозяйство».
Возвращаясь к истории создания этой программы, отметим, что еще в 1997
году с целью системного сравнительного анализа подготовки специалистов в
России и США был проведен Российско-Американский семинар. В нем приняли
участие представители 6 американских и 18 российских университетов, ведущих
подготовку по специальностям «Механизация сельского хозяйства» и «
Профессиональное обучение», работники Министерства сельского хозяйства,
посольства США и других организаций (в целом около 50 человек).
Таким образом, результатом данного семинара стало признание
эквивалентности уровня подготовки бакалавров в американских университетах и
четырехлетней системы обучения в российских агроинженерных вузах, причем
как по содержанию, так и по объему изучаемых дисциплин. Кроме того,
признавалось возможным для российских выпускников продолжение обучения в
магистратуре университетов США.
В итоге в МГАУ был создан международный факультет, на котором с 1999
года в кооперации с государственным университетом штата Пенсильвания (США)
начала осуществляться программа совместного обучения российских и
американских студентов по специализации «Международное сельское хозяйство».
Сегодня с американской стороны ее поддерживают уже 7 университетов
(Небраска, Мэриленд, Техас, и др.)
Основными принципами построения указанной программы являются
следующие: продолжительность - один семестр; модульный принцип обучения,
включающий интенсивные 3-хкредитные курсы; преподавание только на
английском языке американскими и российскими преподавателями; участие в
учебном процессе от 15 до 20 российских и зарубежных предприятий;
разработка и апробация новых совместных курсов; аккредитация в американских
университетах.
В целом российско-американская программа обучения аккредитована как
специализация, общим объемом 17-19 кредитных часов, что полностью
соответствует семестровой программе обучения и требованиям системы
аттестации в 6-ти американских университетах.
Восьмилетний опыт работы показал, что российские студенты, прошедшие
подготовку по данной программе, востребованы как на ведущих российских, так
и на зарубежных предприятиях. Так, сегодня многие из нихработают на
зарубежных фирмах: Джон Дир, Клаас, ДеЛаваль, Цеппелин, Эко-Нива, Матрикс,
Данон, Зерно-Суфле-Рус, Рено, Ауди .
По аналогии с программой российско-американского обучения в
университете была создана совместная российско-французская программа
«Менеджмент в агроинженерной сфере». (В данной работе также принимают
участие университеты Челябинска и Красноярска).
Исторически создание этой программы началось с адаптации и
последующего использования в учебном процессе французской платформы
«FORM@GRI», разработанной в кооперации с сельскохозяйственным университетом
Дижона (Франция) и предназначенной для установки курсов в системе
дистанционного обучения по специальности «Механизация сельского хозяйства».
Французская сторона позволила нам реализовать опыт, накопленный МГАУ в
сотрудничестве с другими странами, включая стажировку на фермах и
предприятиях, обучение по магистерским программам в 4-х университетах
Франции (Париже, Дижоне, Анже и Тулузе).
Работа с французскими коллегами по дистанционному обучению подсказала
идею создания новой образовательной программы, также реализуемой в рамках
Болонской декларации. На основе согласования учебных планов по подготовке
инженеров сельского хозяйства мы разработали международную программу
подготовки магистров техники и технологии по специальности «Менеджмент в
агроинженерной сфере», получив лицензии на обучение как в России, так и во
Франции.
График учебного процесса (он представлен в таблице) составлен в
соответствии с российским образовательным стандартом на обучение в
магистратуре по направлению «Агроинженерия», и при этом он также
удовлетворяет требованиям первой магистерской программы, реализуемой в
университете в Дижоне.
Программа предусматривает изучение одних и тех же дисциплин
французскими и российскими студентами (причем только на французском языке)
с посеместровым изменением места обучения (Дижон ? Москва). Чтение курсов
обеспечивается французскими и российскими преподавателями.

Таблица.
График учебного процесса «Менеджмент в агроинженерной сфере»

|Семест|Всего |В том числе на |
|р |недель | |
| | |аудит. |экзамены |итоговую|практики |канику|
| | |занятия | |аттестац| |лы |
| | | | |ию | | |
|I |25 |17 |2 |- |4 |2 |
| | | | | |(производственная) | |
|II |27 |14 |2 |- |6 |5 |
| | | | | |(научно-исследов.) | |
|III |23 |14 |3 |- |4 (педагогическая) |2 |
|IV |29 |- |- |21 |- |8 |
|Всего |104 |45 |7 |21 |14 |17 |

По завершении двух лет обучения предусмотрены аттестация выпускников
дипломами двух университетов и их трудоустройство на предприятиях как
Франции, так и России. Первые группы наших студентов были направлены в
Дижон на обучение по данной программе в 2004 году.
В перспективе мы планируем сделать программу подготовки магистров
техники и технологии по специальности «Менеджмент в агроинженерной сфере»
общероссийской, поскольку полагаем, что она будет интересна и для других
вузов, осуществляющих инженерную подготовку. Сегодня же, например, мы уже
имеем и представляем на нашем сервере не только свои разработки, но и
используем французскую платформу для представления учебных курсов,
разработанных коллегами из Челябинского и Красноярского университетов. В
дальнейшем предполагается создание общих курсов дисциплин для как
французских, так и российских вузов и представление их в Интернете для
полной доступности.
Как уже указывалось выше, одной из форм международного сотрудничества
вуза является направление наших студентов на обучение в Германию, Францию,
США, Китай и ряд других стран. В каждой из них мы имеем 2-3 вуза-партнера,
которые ежегодно принимают наших студентов на обучение, используя различное
финансирование (предприятий, фондов или государства). Крепкие и прочные
отношения сложились у нас с университетами штатов Пенсильвания и Мэриленд
(Америка), с университетами в Манхейме, Дрездене и Вайнштейне (Германия), с
университетами в Дижоне, Париже и Анже (Франция). В свою очередь, наши
партнеры, например, из США, Франции и Китая, реально оценивая результаты
учебно-методической и научной деятельности МГАУ, готовы направлять своих
студентов на некоторые циклы обучения к нам .
В рамках международного сотрудничества, наш университет предпринял
также вполне успешную попытку организовать систему многоуровневых практик
студентов (с постепенным повышением квалификации и уровня выполняемых ими
работ).
Значительных результатов в рамках этой деятельности мы достигли,
сотрудничая с Германией. Там в проведении сельскохозяйственных практик
задействованы сельскохозяйственные фермы в районах наших вузов-партнеров:
Хоенхейм, Манхейм, Дрезден, Триездорф. Обязательным требованием этих
практик на I-м уровне является изучение российскими студентами современных
сельскохозяйственных технологий и получение навыков работы на современной
сельскохозяйственной технике.
Второй уровень практик - это стажировки на промышленных предприятиях
таких компаний, как Фендт, Джон Дир, Клаас и др., где наши студенты
работают не только рабочими на конвейерах, но и техниками в бюро испытаний;
они проходят специальную подготовку в учебных центрах этих заводов,
получают знания, умения и навыки по техническому обслуживанию машин и
маркетингу соответствующей продукции.
Лучшим из студентов предоставляется возможность продолжить в
дальнейшем этот цикл студенческой мобильности обучением в перечисленных
выше университетах Германии. Это могут быть и кратковременный цикл
обучения, и «полновесная» подготовка, например, по магистерской программе.
Отметим, что рассмотренная выше система зарубежных практик и обучения
постепенно становится частью академической программы подготовки в нашем
вузе.
Характеризуя потенциальные возможности организации подготовки
специалистов в рамках международного сотрудничества, следует сказать и о
том, что семь лет назад наш университет - вместе с 17 другими вузами России
- подписал соглашение (через посредничество ООО «Интеробразование») об
организации подготовки наших бакалавров на завершающем этапе обучения (4-ом
году) в трех зарубежных вузах: Интерколледже на Кипре, Лондонском
университете Метрополитен и Американском университете Индианаполис.
Согласно соглашению по данной программе, наши зарубежные партнеры признают
три года обучения в России как соответствующие их учебным планам, а
четвертый год обучения российские студенты должны проходить за рубежом. В
итоге по завершении обучения студенты получают дипломы как российского, так
и зарубежного университета. Однако это соглашение остается пока лишь на
бумаге, т.е. формально действующим, из-за высокой стоимости обучения и
проживания за рубежом для наших студентов.
Ведущие зарубежные фирмы очень хорошо понимают, как важно для новых
специалистов, вчерашних выпускников вузов, приходящих на производство,
знание современной техники и технологий, используемых ведущими
предприятиями отрасли. С целью оказания помощи в овладении нашими
студентами - будущими инженерами новейшей зарубежной техникой, четыре года
назад на базе МГАУ был создан Центр подготовки фирмы Джон Дир. Университет
предоставил помещения и некоторое оборудование, а фирма поставила основные
узлы тракторов, комбайнов, а также одну из моделей тракторов серии 8420. На
базе этого центра организуются семинары по конструкции и обслуживанию
техники Джон Дир для специалистов фирмы, дилеров, клиентов. В свою очередь,
университет использует центр для обучения наших студентов и для повышения
квалификации преподавателей.
По аналогичному пути мы начали строить свои отношения и с фирмой Клаас
(Германия). Однако в отличие от фирмы Джон Дир немецкая фирма не только
оснащает наши классы оборудованием, но и предоставляет действующие образцы
техники. Так, в прошлом году нам был подарен трактор Ксерион. В этом году в
конструкторском бюро Клаас на основном производстве, расположенном в
Германии, два студента-пятикурсника нашего вуза под совместным руководством
представителей компании и профессоров МГАУ будут выполнять дипломные
проекты. Это, несомненно, новый и значительный шаг в развитии нашего
сотрудничества с иностранными партнерами.
Говоря о перспективах подобных центров, укажем, что у них есть еще
один пока не реализованный на практике потенциал. Он связан с организацией
на базе центров курсов повышения квалификации преподавателей из других
сельскохозяйственных вузов. Мы считаем такую форму работы очень полезной и
открыты для сотрудничества.
Для изучения опыта подготовки профессиональных и научных кадров в
зарубежных вузах и научно-исследовательских учреждениях мы направляем за
границу наших ученых и преподавателей. Так, в последнее время сотрудники
вуза побывали в Америке, Голландии, Франции, Германии, Индии, Китае и др.
странах, выполнив ряд научно-образовательных программ.
Большим подспорьем в организации международных контактов становятся
технологии дистанционного образования. Так, например, практика проведения
видеоконференций через Интернет стала элементом нашего общения в
академических и научных программах с США.
Мы могли бы привести еще немало примеров международного сотрудничества
университета, однако хочется отдельно остановиться на наших отношениях с
Китайской Народной Республикой.
Как уже было сказано, наше сотрудничество началось в 50-е годы
прошлого века. Всего за это время в вузе получили высшее профессиональное
образование, прошли стажировку, повысили свою квалификацию, защитили
кандидатские диссертации около тысячи граждан Китая. Многие из них стали
известными учеными, другие успешно применяют свои знания в производственной
деятельности. Со многими выпускниками преподаватели нашего вуза
поддерживают связь, с удовольствием встречаясь как в стенах родного
университета, так и будучи в командировках в Китае.
Сегодня на подготовительном отделении университета китайские учащиеся
изучают русский язык, а также математику и физику. Успешно окончившим
подготовительное отделение МГАУ предоставляется возможность обучаться по
одному из 12 направлений и 28 специализаций. Например, на настоящий момнент
студенты из КНР успешно учатся на инженерно-экономическом, энергетическом и
инженерно-педагогическом факультетах, осваивая секреты избранных ими
профессии экономистов, менеджеров, инженеров и педагогов профессионального
обучения. Они также принимают участие в студенческих научно-практических
конференциях, выступая с докладами и сообщениями. Например, доклад
«Пекинское произношение и тонирование устной книжной речи», подготовленный
китайским студентом в рамках работы секции «Русский язык» (2007 г.), был
удостоен 2-го места.
Помимо учебы, студенты из КНР активно задействованы в общественной
жизни университета, участвуя в культмассовой, спортивной деятельности. Так,
студент 4-го курса инженерно-экономического факультета Гао Лэй -
замечательный певец, он уже который год радует своим талантом студентов и
сотрудников нашего вуза, участвуя в различных вечерах и концертах. Гао Лэй
хорошо известен и за стенами университета, он лауреат нескольких российских
и международных конкурсов студенческого и молодежного творчества.
Мы чтим о исторические и культурные ценности Китайского народа. Уже
регулярными стали вечера китайско-российской дружбы, проводимые 1 октября в
день Независимости Китая.
Отмечая успехи молодых ученых из Китайской Народной Республики,
укажем, что только за с 2004 по 2006 гг. три преподавателя-стажера и
аспиранта из КНР (Хэ Сяоган, Лю Сяофань и Хоу Дун) успешно защитили
кандидатские диссертации по научному направлению «Педагогической науки».
Как уже было сказано, отношения с выпускниками-иностранцами
продолжаются и после завершения обучения в России. Например, в этом году
кандидат педагогических наук Лю Сяофань совместно со своим научным
руководителем, профессором Л.З. Тенчуриной, подготовила к публикации на
русском и китайском языке монографию, посвященную сравнительному анализу
педагогического наследия известных в России и Китае педагогов - К.Д.
Ушинского и Тао Синчжи. На наш взгляд, особенно важно, что в монографии
наряду со сравнением осуществлена экстраполяция идей выдающихся русского и
китайского ученых-педагогов на современное развитие школы и педагогики,
причем как в контексте диалога российской и китайской культур, так и
общемировом масштабе.
Следует также указать, что в определенной мере символичен тот факт,
что защита диссертации Лю Сяофань состоялась в 2006 году, официально
признанном Годом России в Китае, а монография на русском языке выходит в
Год Китая в России (2007).
Возвращаясь к характеристике российско-китайских связей, укажем, что
специалистам из Китая (как, впрочем и из других стран) наш университет
также предоставляет возможность пройти стажировку на одной из 40 кафедр
вуза, причем как инженерных, так и гуманитарных. За последние 5 лет этой
возможностью воспользовались более 10 стажеров из КНР.
Нельзя не отметить и наши профессиональные контакты с Пекинским и
Хэбейским сельскохозяйственными университетами. Наибольших успехов мы
достигли в сотрудничестве с нашим старейшим китайским партнером - Пекинским
сельхозуниверситетом. Эти отношения начались благодаря усилиям выпускника
российского сельхозвуза, директора Института кормления сельскохозяйственных
животных, технологии и механизации животноводства Пекинского
сельхозуниверститета профессора Тан Найлиня и профессора МГАУ Д.Н.
Марусидзе.
Первоначально связи строились на взаимных профессиональных визитах,
затем они переросли в совместные научные исследования. Наиболее ярким
примером их совместной научной деятельности стала разработка машины для
измельчения грубых кормов, которая по своим техническим характеристикам
превосходит все мировые аналоги. Очередным этапом в этом сотрудничестве
было создание Евро-Азиатского культурно-лингвистического центра, одной из
задач которого стало знакомство студентов и сотрудников с образовательными
традициями и культурой стран-партнеров.
В рамках этой программы для студентов университетов МГАУ и Пекинского
сельхозуниверситета организованы циклы включенного обучения в вузе-
партнере, а для преподавателей - прохождение научных стажировок по
профилирующим кафедрам.
Планируется, что следующим шагом будет организация совместной
российско-китайской программы обучения с аттестацией ее выпускников двумя
дипломами.
В заключение отметим, что мы надеемся на расширение и укрепление
международного сотрудничества, поскольку оно, безусловно, полезно для всех
участников, как говорят китайцы, «сердца соединятся - горы превратятся в
яшму, силы сложатся - земля превратится в золото».