Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/68.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:10:00 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 01:53:10 2012
Кодировка: koi8-r

Единство - во имя высшей школы


И.Б.Федоров, Председатель Совета ректоров вузов

Москвы и Московской области, Ректор МГТУ имени Н.Э.Баумана,

член-корреспондент РАН


Есть даты, мимо которых нельзя пройти, не замедлив шага, они позволяют
заново осмыслить события, которые спустя многие годы все еще сохраняют
огромное значение. Так, когда 35 лет назад, в июле 1972-го, было принято
решение о создании советов ректоров высших учебных заведений, наверняка
мало кто мог себе представить, какую весомую роль оно сыграет в дальнейшей
жизни страны. Более того, даже в высшей школе многие оценили то решение
скептически: мол, что толку в еще одной общественной структуре, которая
будет отвлекать и время, и силы?
Первый шаг сделала столица, и ее пример оказался столь вдохновляющим,
что ему вскоре последовали другие города. Московский совет ректоров (позже
в него вошли вузы Московской области) с самого начала продемонстрировал,
что представляет собой совершенно не типичное для своего времени
общественное объединение. Он был создан при горкоме партии - в соответствии
с правилами того времени, но, несмотря на такие организационные рамки,
сумел в значительной мере сохранить самостоятельность и независимость. Об
этом можно судить хотя бы по любопытному эпизоду, который рассказал самый
первый ученый секретарь Совета ректоров, доктор физико-математических наук
Анатолий Петрухин. В те годы, как многие, наверное, помнят выступления на
мало-мальски крупных собраниях полагалось согласовывать с партийными
инстанциями. Так вот, когда из горкома у Анатолия Афанасьевича затребовали
тезисы выступающих от Совета ректоров, тот спокойно ответил, сто такими
сведениями не располагает и расспрашивать ректоров не собирается, они
скажут то, что сочтут нужным. И горком не стал настаивать! Неслыханная по
тем временам ситуация.
Что работало на авторитет Совета ректоров? Во-первых, то, что его в разные
годы возглавляли такие выдающиеся личности, как Виктор Григорьевич Кириллов-
Угрюмов, Георгий Александрович Николаев, Владимир Николаевич Виноградов,
которые всегда могли рассчитывать на своих коллег-ректоров. Во-вторых,
Совет действовал по собственным правилам, что добавляло ему немалый вес: он
работал практически без административного аппарата, решения принимались
теми же людьми, которые сами брались за их осуществление, причем работали
на общественных началах. Первоначально Совет создал десять комиссий, а в
пору его наивысшего расцвета их было уже тридцать, и они по существу
охватывали все стороны вузовской жизни. Такая организация работы помогла
сплотить ректоров, ведь до этого каждый вуз был фактически сам по себе.
Совет по-настоящему объединил ректоров, он стал союзом единомышленников,
чей голос уже нельзя было не услышать. С мнением Совета ректоров считались,
его позицию уважали, что не раз позволяло ему ставить перед руководством
страны самые острые вопросы. И это приносило результаты. После письма к
Михаилу Горбачеву, например, было подготовлено государственное
постановление по высшей школе, которое в свою очередь вылилось в пять
отдельных постановлений.
Эта сплоченность сыграла важную роль и тогда, когда страна оказалась в
жесточайшем экономическом кризисе. Именно тогда, в начале 1990-х, был
сформирован Российский Союз ректоров, созданию которого во многом
способствовал Совет ректоров Москвы. С тех пор прошло 15 лет, и все эти
годы мы неизменно действовали вместе, в едином русле. Можно без
преувеличения сказать, что такое объединение ректоров всей страны помогло
сохранить отечественную высшую школу в самый тяжелый для нее период, когда
приходилось противостоять не только экономическим трудностям, но и попыткам
изменить статус вузов. Твердая позиция ректоров фактически спасла тогда
высшую школу от неумолимо надвигавшейся на нее приватизации.
Я мог бы привести еще немало других примеров, когда ректорское сообщество
единодушно отстаивало важнейшие вопросы образования. Скажем, тот же единый
экзамен, организация которого и по сей день вызывает немало споров,
первоначально предлагался в гораздо более жесткой и несправедливой, на наш
взгляд, форме, он увязывался, в частности, с так называемым ГИФО -
государственными именными финансовыми обязательствами. Мы доказали, что
этот вариант фактически запирает двери в вуз большому числу абитуриентов, и
добились, чтобы ЕГЭ не вводился в одночасье без экспериментальной проверки
знаний, оставляющие абитуриентам выбор.
Есть у нас четкая позиция и по введению двухуровневой системы высшего
образования (бакалавр - магистр). Мы доказываем правомерность более гибкого
подхода, при котором сохраняется и такая ступень, как «специалист». Кроме
того, считаем, что диплом по ряду специальностей можно получить по
прошествии не менее четырех лет, а не трех, как это допускается принятыми
решениями. Такая «ускоренная» подготовка неизбежно понизит уровень
образования. Ректоры последовательно отстаивают вопросы, связанные с
автономией высших учебных заведений.
Могу с удовлетворением отметить, что наши сомнения, наши предложения
не остаются без внимания. Российский Союз ректоров во главе с академиком
Виктором Антоновичем Садовничим и его составная часть - московский Совет
ректоров ведут конструктивный диалог с разными ветвями власти вплоть до
Президента страны. Обмен мнениями не всегда проходит гладко, но есть
главное: мы находим понимание. И это еще раз говорит о том, что традиции,
заложенные при создании Совета ректоров, живы, что авторитет этого
общественного института по-прежнему достаточно высок.
Особо хотел бы отметить плодотворные контакты, сложившиеся у Совета
ректоров с Правительством Москвы. Поддержка московских властей, мэра нашего
города Юрия Михайловича Лужкова не раз выручала вузы, когда им, например,
угрожали отключением света и воды за неуплату коммунальных платежей. А ведь
это были годы, когда платить было нечем, средств из бюджета на эти цели у
нас не было! Москва установила вузам льготные тарифы, помогла отстоять
общежития, которые у нас грозились отнять, ввела систему грантов для
преподавателей, студентов, молодых исследователей. С 1993 года продолжается
практика принятия совместных постановлений московского правительства и
Совета ректоров. Это дает вузам не только дополнительные деньги на доплату
преподавателям, на ремонт общежитий и т. д., но и позволяет полноценно
участвовать в решении городских проблем. Наше сотрудничество
предусматривает использование с этой целью результатов научных
исследований, привлечение студенческих строительных отрядов. Кстати,
движение ССО возродилось во многом благодаря Совету ректоров и
правительству Москвы. При нашей поддержке получил широкую известность
ежегодный студенческий фестиваль «Фестос», стал развиваться в студенческой
среде спорт.
Совет ректоров берет на себя очень большой объем работы, а аппарат его
по-прежнему минимальный, большой груз обязанностей ложится на людей,
которые непосредственно связаны с вузом, как, например, нынешний (и второй
за всю историю Совета) ученый секретарь Валерий Семенович Гаврилов, доцент
Бауманского университета. Ректоры и президенты вузов по-прежнему на
общественных началах возглавляют комиссии, которые помогают обмениваться
опытом, решать общие для всех вопросы, касаются ли они налогообложения
(спасибо Москве, она освободила вузы от налога на землю) или студенческих
общежитий, студенческого питания. А в том, что такое настоящая
взаимовыручка вузов, мы не раз могли убедиться, когда у кого-то случалась
беда. Так было, например, с Академией приборостроения, пострадавшей от
пожара, тогда через Совет ректоров ей была оказана посильная помощь.
Как видите, ректорское сообщество берет на себя самые разные вопросы,
помогающие развитию высшей школы, - от законодательных проблем до тех,
которые касаются повседневной жизни вуза. Из этой повседневной жизни как
раз и складываются те самые годы, которые дают образование нашим студентам,
определяют будущее каждого нового поколения, которое тянется к знаниям.
Совет ректоров, надеюсь, будет и впредь делать все от него зависящее, чтобы
эта дорога к знаниям была доступна молодежи.















«Аргументы недели»,
В.М.Егикова