Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/429.doc
Дата изменения: Thu Oct 29 18:25:03 2009
Дата индексирования: Tue Oct 2 03:12:30 2012
Кодировка: koi8-r

[pic]


Общие комментарии к разделу «Образование»

проекта федерального закона «О федеральном бюджете

на 2010 год и плановый период 201 и 2012 годов»

1. Несмотря на существенное падение доходов, вызванное финансово-
экономическим кризисом, общие расходы консолидированного бюджета и в 2009,
и в 2010 годах остаются почти на одном уровне - 14 566,3 млрд. руб. и
14 592,9 млрд. руб. соответственно. Государство при этом усиливает свою
распределительную функцию по отношению к регионам. Доля расходов
федеральной составляющей повышается по отношению к расходам субъектов РФ с
58,1% в нынешнем году до 60% в предстоящем.

2. Абсолютные цифры расходов на образование в консолидированном
бюджете тоже изменяются очень незначительно: с 1691,9 млрд. руб. в этом
году до 1662,5 млрд. рублей в следующем, доля федеральных расходов при этом
падает с 24,4% до 23,9%. В финансировании образования государство несколько
усиливает нагрузку на региональные бюджеты.

3. Если в текущем году консолидированные расходы на образование
находятся по объемам на третьем месте вслед за национальной экономикой
(2877,5 млрд. руб.) и межбюджетными трансфертами бюджетам государственных
внебюджетных фондов (2341,4 млрд. руб.), то в предстоящем году два лидера
меняются местами (2237,4 млрд. руб. и 2868,1 млрд. руб. соответственно), а
финансирование общегосударственных вопросов обгоняет образование (1710,5
млрд. руб. вместо 1429,8 млрд. руб. в текущем году). Смена лидеров
происходит в первую очередь из-за того, что государство трансформирует
пенсионную систему и выполняет свои обязательства по повышению пенсий. А
рост общегосударственных расходов происходит за счет обслуживания
государственного долга РФ и решения других неотложных задач.

Расходы федерального бюджета по разделу «Образование» составляют 413,1
млрд. руб. в текущем году и 398,7 млрд. руб. в 2010 году, что,
соответственно, составляет 4,2% и 4,0% расходной части. Еще часть расходов
на образование содержится в разделе межбюджетных трансфертов, что, к
сожалении, затрудняет сравнение (об этом речь будет идти далее, при анализе
финансирования ПНПО). Основное сокращение расходов происходит по
подразделам на финансирование НПО и СПО (на 10 млрд. руб. и 6 млрд. руб.
соответственно). Но если уменьшение финансирования НПО объясняется в
пояснительной записке к проекту закона передачей большинства из
остававшихся на федеральном бюджете ОУ НПО на региональный уровень, то
сокращение финансирования деятельности системы СПО на 4,7 млрд. руб., или
на 13,3%, объясняется просто «оптимизацией расходов». Такая формулировка
очень настораживает, особенно в сочетании с направленным недавно директорам
ссузов письмом, подписанным заместителями министров финансов и образования
и науки, в котором рекомендовалось рассмотреть вопрос о возможности
перехода с федерального на региональный уровень. Причем данная рекомендация
сопровождается явным «финансовым нажимом»: при условии, если такой переход
будет осуществлен в 2010 году, его проведут с сохранением общего объема
финансирования, а если в последующие 2011 и 2012 годы, то он будет
обеспечен уже сокращенным финансированием до 80% и 60% соответственно.

Финансирование подраздела «Переподготовка и повышение квалификации»
сокращается на 5,7%, в основном, за счет оптимизации расходов на повышение
квалификации и переподготовку госслужащих и оптимизации расходов самих
федеральных образовательных учреждений дополнительного профессионального
образования.

Финансирование высшего и послевузовского профессионального
образования, составляющее в этом году 79,6% всех федеральных расходов
раздела «Образование», возрастет в соответствии с проектом Закона о ФБ-2010
на 204 млн. руб., или на 0,1%, претерпев при этом перераспределение по
отдельным составляющим. Сокращение финансирования деятельности самих вузов
за счет оптимизации расходов почти на 8 млрд. руб., финансирования ПНПО на
3,37 млрд. руб. и непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной
программы (ФАИП) на 2,1 млрд. руб. будет компенсироваться 12-миллиардным
ростом расходов на федеральные целевые программы. Причем среди последних
основной рост финансирования произойдет по двум подпрограммам: «Развитие г.
Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-
Тихоокеанском регионе (увеличение на 6,6 млрд. руб.) и «Гражданская
авиация» (увеличение на 3,64 млрд. руб.). К сожалению, в описаниях ФЦП
иногда трудно выделить ту часть, которая идет именно по подразделу высшего
образования.

Подраздел «Молодежная политика и оздоровление детей» по проекту Закона
о ФБ-2010 сокращается примерно на треть, в абсолютных цифрах - на 304 млн.
руб., в основном, за счет сокращения средств на организационно-
воспитательную работу в рамках реализации Стратегии государственной
молодежной политики.

Финансирование подраздела «Прикладные научные исследования в области
образования» предполагается увеличить на 56,4% или на 3,8 млрд. руб. по
сравнению с текущим годом, в основном, за счет роста средств, направляемых
на реализацию ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной
России». Именно по этой ФЦП предполагается осуществлять в 2010 году
финансирование сети национальных исследовательских университетов.

На протяжении последних трех лет существенную поддержку развитию
системы образования составляло осуществление ПНПО, которое проводилось по
многим направлениям. Часть из них финансировались полностью из федерального
бюджета, финансирование других велось на условиях софинансирования из
федерального, региональных, муниципальных и даже бюджетов самих
образовательных учреждений. На такой основе, например, осуществлялось
финансирование инновационных вузов. Такие совместные проекты претворялись в
жизнь путем включения в федеральный бюджет части расходов, описываемых в
виде межбюджетных трансфертов и субсидий. Смешение бюджетных потоков разных
уровней происходит и в случае, когда регион подключается к выполнению каких-
либо ФЦП, осуществляемых на его территории и в реализации которых сам
регион крайне заинтересован. Наличие большого количества смешанных
направлений ПНПО и порой прекращаемых или перетекающих друг в друга
федеральных целевых программ существенно затрудняет представление об их
доле в проекте бюджета-2010 даже для тех, кто уже много лет занимается
анализом проектов федеральных бюджетов. Дополнительные трудности вносит и
почти ежегодная корректировка бюджетной классификации.