Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/428.doc
Дата изменения: Fri Oct 23 12:53:19 2009
Дата индексирования: Tue Oct 2 03:15:36 2012
Кодировка: koi8-r



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Российского Союза ректоров



|О состоянии и перспективах |от 26 июня 2007 г. ? 4 |
|развития студенческого спортивного | |
|движения в Российской Федерации | |


Рассмотрев вопрос о состоянии и перспективах развития студенческого
спортивного движения Российской Федерации, Президиум Российского Союза
ректоров постановляет:

1. Поддержать предложения Российского студенческого спортивного
союза, Ассоциации содействия развитию образовательных учреждений
физической культуры и спорта Российской Федерации

и Ассоциации студенческого баскетбола Российской Федерации

по стимулированию студенчества к занятиям физической культурой

и спортом, содействию оздоровлению молодежи (Приложения ? 1, 2).

2. Просить Совет при Президенте Российской Федерации

по физической культуре и спорту рассмотреть вопросы развития
студенческого спортивного движения как одного из приоритетных
направлений государственной молодежной политики.

3. Просить Министерство образования и науки Российской Федерации
при аттестации, государственной аккредитации и лицензировании
образовательной деятельности учитывать показатели развития
спортивной инфраструктуры высших учебных заведений и
обеспеченности студентов бесплатным доступом к спортивным
объектам.







4. Просить Ассоциацию содействия развитию образовательных
учреждений физической культуры и спорта подготовить предложения

по восстановлению системы всероссийских зимних и летних
универсиад,

включая вопросы организации чествования студентов-спортсменов по
итогам

их проведения.

5. Просить советы ректоров вузов федеральных округов, субъектов
Российской Федерации (муниципальных образований) рассмотреть
вопросы стимулирования студенчества к занятиям физической
культурой

и спортом, содействия оздоровлению молодежи.

6. Просить членов Российского Союза ректоров оказать
организационную и информационную поддержку деятельности
Российского студенческого спортивного союза, Ассоциации
содействия развитию образовательных учреждений физической
культуры и спорта Российской Федерации и Ассоциации
студенческого баскетбола Российской Федерации

в возглавляемых ими высших учебных заведениях.

7. Направить настоящее Постановление членам Российского Союза
ректоров, в Совет при Президенте Российской Федерации по
физической культуре и спорту, Министерство образования и науки
Российской Федерации, Федеральное агентство по физической
культуре и спорту, Российский студенческий спортивный союз,
Ассоциацию содействия развитию образовательных учреждений
физической культуры и спорта Российской Федерации и Ассоциацию
студенческого баскетбола

Российской Федерации.



Президент Российского Союза ректоров
Ректор МГУ имени М.В.Ломоносова
академик РАН
В.А. Садовничий










[pic]
ПРИЛОЖЕНИЕ ?1

к Постановлению Президиума
Российского Союза ректоров
от 26 июня 2007 г. ? 4


ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО
СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Студенческий спорт в России имеет более чем вековую историю развития.
Его зарождение происходило в начале XX века. В своем становлении
отечественный студенческий спорт прошел несколько этапов становления.
Современный этап, начавшийся в связи с периодом реформирования общественных
устоев и переходом экономики страны к рыночным отношениям, характеризуется
появлением новых задач физического воспитания в высшей школе, направленных
не только на развитие физических способностей студентов, но и
стимулирование их интереса к занятиям физической культурой и спортом,
формирование ценностей здорового образа жизни, в которых двигательная
активность является необходимым условием.

В октябре 1993 года по инициативе Минобразования России, Госкомспорта
России и Олимпийского комитета России был образован Российский студенческий
спортивный союз как правопреемник упраздненного в 1987 году студенческого
добровольного спортивного общества «Буревестник».

С этого времени в работе РССС основной акцент был сделан на
объединении усилий кафедр физического воспитания высших учебных заведений
страны. Такой подход оправдал себя. Стали постепенно возобновляться
традиции проведения чемпионатов России по многим видам спорта, и в
международном плане усилия Союза стали приносить свои плоды. Если в 1993
году наша студенческая команда на Всемирной Универсиаде заняла только 27-е
место, и многие стали поговаривать

о закате студенческого спорта в России, то уже с 1995 года отечественные
спортсмены достойно представляют страну на международных соревнованиях,
неизменно оказываясь в призерах в личном и общекомандном зачетах.

Президент РССС - Олег Васильевич Матыцин, президент Ассоциации вузов
физической культуры и спорта Российской Федерации.

Основной целью деятельности РССС является содействие государству в
реализации стратегии молодежной политики посредством эффективной
организации системы студенческого спорта в Российской Федерации и развития
международного сотрудничества в данной области.



Главными партнерами РССС являются Министерство образования и науки
Российской Федерации, Росспорт, Рособразование, Олимпийский Комитет России,
Национальные федерации по видам спорта, Российский Союз Ректоров,
Российский студенческий союз.

Российский студенческий спортивный союз, являющийся официально
признанной организацией по руководству студенческим спортом в нашей стране,
организует свою деятельность в тесном взаимодействии с государственными,
общественными и спортивными организациями, с органами управления вузов,
средних специальных учебных заведений, администрацией, кафедрами и
руководителями подразделений физического воспитания, спортивными клубами
учебных заведений, профсоюзными и другими организациями. Он содействует
консолидации усилий всех заинтересованных учреждений и организаций в
развитии физкультурно-оздоровительной работы с молодежью, студенческого
спорта, гармонизации физического и духовного воспитания, укрепления
здоровья студенческой молодежи в высших и средних специальных учебных
заведениях и подготовке студентов-спортсменов - членов Союза для участия в
спортивных соревнованиях различного уровня.

При этом РССС стремится продолжать традиции и идеи ДСО «Буревестник»,
который вывел отечественный студенческий спорт на передовые позиции в мире
и сделал студенческое спортивное движение в стране по истине массовым. Но
если «Буревестник» был на государственном обеспечении как всего штата
сотрудников, так и спортивного календаря внутрироссийских и международных
соревнований, то РССС является общественной организацией, нуждающейся в
поддержке государства для решения стоящих перед ним задач, носящих
общенациональных характер и имеющих особое значение для страны в целом.

Укрепление деловых связей РССС с федеральными и территориальными
организациями, студенческими объединениями и непосредственно с вузами и
ссузами позволило в значительной мере повысить эффективность спортивно-
массовой работы с учащейся молодежью. Ведется активная работа по созданию в
округах и регионах России отделений РССС. Сейчас межрегиональные отделения
Союза созданы во всех федеральных округах.

РССС объединяет спортивные клубы и физкультурные организации более чем
700 высших и 2500 средних специальных учебных заведений страны. На данный
момент с Союзом сотрудничают 15 студенческих лиг и федераций по видам
спорта. Около 10 тысяч специалистов ведут регулярные занятия по физической
культуре и спорту со студентами.

В высших учебных заведениях России культивируется более 60 видов спорта,
наиболее массовыми из них являются бадминтон, баскетбол, бокс, гимнастика,
лыжный спорт, легкая атлетика, плавание, отдельные виды спортивного
единоборства, фехтование, футбол, шахматы. Именно по этим и многим другим
видам спорта с 1994 года Российский студенческий спортивный союз проводит
массовые соревнования для студенческой и учащейся молодежи - Чемпионаты
России среди студентов.

План Всероссийской Универсиады-2007 включает больше семидесяти
спортивных мероприятий в разных городах России. О масштабах
вовлеченности учащихся вузов в подобные соревнования свидетельствует
обширная география мест проведения чемпионатов страны среди
студентов: Волгоград, Екатеринбург, Златоуст, Москва, Нижний Новгород,
Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Старый Оскол, Ставрополь, Стерлитамак,
Тюмень, Томск, Уфа, Челябинск и другие. Календарь студенческих спортивных
мероприятий включает в себя чемпионаты России по таким видам спорта, как
бокс, волейбол, дзюдо, легкая атлетика, спортивная, художественная и
эстетическая гимнастика, плавание, полиатлон, а также маунтинбайк,
спортивное ориентирование, лыжное туристическое многоборье и т.д. Всего
более 50 видов. О мастерстве участников студенческих стартов страны
свидетельствуют объективно регистрируемые в ходе состязаний результаты на
уровне национальных сборных команд. Каждое соревнование становится
настоящим праздником молодости, спорта и здоровья.

Существенную материальную поддержку студенческим соревнованиям
последнее время оказывают Федеральное агентство по физической культуре и
спорту и Федеральное агентство по образованию.

Союз неоднократно выступал с рядом предложений, которые повысили бы
эффективность проведения национальных чемпионатов среди студентов и
способствовали популяризации студенческого спорта.

В частности, ввести централизованное государственное финансирование
Всероссийской Универсиады, включить студенческие спортивные соревнования,
утвержденные Российским студенческим спортивным союзом, в Единый
календарный план всероссийских и международных спортивных мероприятий,
присваивать спортивные разряды и звания спортсменам, показавшим высокие
результаты в индивидуальных видах спорта, а также в составах команд по
видам спорта, на студенческих соревнованиях.

Плановое финансирование студенческого спорта в России позволит
привлечь к занятиям спортом сотни тысяч учащихся высших и средних
специальных учебных заведений, оптимизировать структуру всероссийского
календаря соревнований, создать полноценную систему подготовки
отечественных студентов-спортсменов и участие их во внутрироссийских и
крупнейших международных соревнованиях.





Всемирные Универсиады всегда являлись главными студенческими
соревнованиями. Это вторые по зрелищности, значимости, популярности и
масштабности международные комплексные спортивные мероприятия после
Олимпийских игр.

Количество российских студентов, принимающих участие во Всемирных
Студенческих Играх, постоянно увеличивается. В 2007 г. на зимней
Универсиаде в Турине российская команда состояла из 217 спортсменов, на
летней Универсиаде 2005 в Измире - из 415. На летней Универсиаде в г.
Бангкок в августе 2007 г. ожидаемый количественный состав российской
сборной - 495 чел.

Начиная с 1995 года, российские студенты-спортсмены успешно выступают
на Всемирных Универсиадах и в неофициальном командном зачете стабильно
входят в тройку сильнейших команд. В августе 2005 года, впервые в истории
на летней Универсиаде российская команда одержала триумфальную победу,
заняв I место в общекомандном зачете и по количеству завоеванных золотых
медалей.






Результаты выступления российской студенческой сборной
(с 1995 по 2007 г.)

|Год - место |Количество медалей |Место |
|проведения | | |
| |Золото |Серебро |Бронза |ВСЕГО | |
|1995 - Хака, |7 |4 |3 |14 |1 |
|Испания | | | | | |
|1995 - Фукуока, |15 |13 |22 |50 |3 |
|Япония | | | | | |
|1997 - |9 |9 |7 |25 |1-2 |
|Чоньджу-Муджу, | | | | | |
|Южная Корея | | | | | |
|1997 - Сицилия, |10 |14 |10 |34 |4-5 |
|Италия | | | | | |
|1999 - |8 |11 |10 |29 |1 |
|Попрад-Тарту, | | | | | |
|Словакия | | | | | |
|1999 - |14 |18 |11 |43 |1 |
|Пальма-де-Мальорк| | | | | |
|а, Испания | | | | | |
|2001 - Закопане, |14 |9 |8 |31 |1 |
|Польша | | | | | |
|2001 - Пекин, |14 |19 |20 |52 |3 |
|Китай | | | | | |
|2003 - Тарвизио, |12 |10 |9 |31 |1 |
|Италия | | | | | |
|2003 - Даегу, |26 |22 |34 |82 |2 |
|Корея | | | | | |
|2005 - Инсбрук, |8 |5 |9 |22 |3 |
|Австрия | | | | | |
|2005 - Измир, |26 |16 |23 |65 |1 |
|Турция | | | | | |
|2007 - Турин, |9 |14 |11 |34 |2 |
|Италия | | | | | |

То, какое внимание уделяют развитию студенческого спорта руководство
Росспорта, Россобразования и федераций по видам спорта, позволяет
рассчитывать на успех российских студентов на предстоящей в 2007 году
летней Всемирной Универсиаде - в Бангкоке (Таиланд). Примечательно, что
сроки проведения и климатические условия Универсиады в Бангкоке максимально
приближены к тем, которые будут на Олимпиаде в Пекине. Поэтому РССС вышел с
предложением рассматривать летнюю Универсиаду-2007 как один из основных
этапов подготовки к Олимпийским Играм. Это в свою очередь обеспечит
членство в студенческой сборной сильнейших отечественных спортсменов, а
значит, гарантирует победное выступление России.

Помимо Всемирных Студенческих Игр сборные команды Российской Федерации
достойно представляют страну на чемпионатах Европы и мира среди студентов.

Ежегодно Европейская ассоциация студенческого спорта (EUSA) организует
чемпионаты Европы. На сегодняшний день их программа включает в себя десять
видов спорта. Под эгидой Международной федерации студенческого спорта
(FISU) каждые два года проходят чемпионаты мира среди студентов по 33 видам
спорта. Наиболее успешно выступают отечественные спортсмены на турнирах по
шахматам, дзюдо, карате, водным лыжам, академической гребле, борьбе,
гандболу, мини-футболу, бадминтону. Состав национальных сборных,
направляемых на чемпионаты мира среди студентов, согласуются с федерациями
по видам спорта и РССС. Всего с 1994 года отечественные студенты завоевали
около 164 медалей различного достоинства. Наиболее успешным для россиян на
настоящий момент стал 2006 г., когда на международных студенческих
соревнованиях российские студенты-спортсмены завоевали 53 медали.


Результаты участия российских спортсменов
на чемпионатах мира среди студентов (с 1994 по 2004 гг.)

|Год |Количество |Количество |Количество медалей |
| |чемпионатов, |российских | |
| | |спортсменов, | |
| |в которых |участвовавших в| |
| |приняли |чемпионатах | |
| |участие |мира среди | |
| |российские |студентов | |
| |спортсмены | | |
| | | |Золото|Серебро|Бронза|ВСЕГО |
|1994 |10 |108 |3 |1 |6 |10 |
|1996 |13 |106 |4 |4 |12 |20 |
|1998 |14 |118 |5 |10 |9 |24 |
|2000 |14 |120 |9 |7 |11 |27 |
|2002 |15 |80 |1 |9 |7 |17 |
|2004 |15 |115 |7 |3 |21 |31 |




Результаты участия российских спортсменов

в международных студенческих мероприятиях в 2006 г.

|Наименование |Вид спорта |Медали |
|соревнования | | |
| | |Золото |Серебро|Бронза|Всего |
|Чемпионат мира |Тхеквондо | | |3 |3 |
| |Борьба |1 | |5 |6 |
| |Гандбол |1 | | |1 |
| |Настольный теннис | |1 |1 |2 |
| |Карате |1 | |3 |4 |
| |Спортивное | |1 |1 |2 |
| |ориентирование | | | | |
| |Футзал |1 | | |1 |
| |Гольф | |1 |1 |2 |
| |Бокс |2 |4 | | |
| |Бадминтон | |1 |1 |2 |
| |Дзюдо | | |1 |1 |
|Чемпионат |Волейбол | |1 | |1 |
|Европы | | | | | |
| |Водное поло |1 | | |1 |
| |Бадминтон |4 |4 |3 |11 |
| |Гребля |1 | | |1 |
|XXII |Бадминтон |3 |3 | |6 |
|Студенческие | | | | | |
|спортивные игры| | | | | |
| | | | | | |
|(XXII Sell | | | | | |
|Games), Тарту | | | | | |
|Эстония | | | | | |
| |Шахматы |2 | | |2 |
| |Эстетическая |1 | | |1 |
| |гимнастика | | | | |
|ИТОГО | |18 |16 |19 |53 |

Несмотря на блестящие достижения отечественных студентов-спортсменов
на международной спортивной арене, наша страна не принимала активного
участия в организации студенческих мероприятий мирового масштаба.
Активизация деятельности России в этом направлении наблюдается с 2004 года.
Именно тогда Российская Федерация принимала чемпионаты мира среди студентов
по гандболу (Челябинск), дзюдо (Москва), водным лыжам (Балаково). В этом
году в Москве на базе Российского государственного университета физической
культуры, спорта и туризма проходило заседание исполнительного комитета
Европейской ассоциации студенческого спорта (EUSA). Также в текущем году в
России запланированы чемпионаты Европы среди студентов по теннису (Москва)
и бадминтону (Санкт-Петербург). В 2008 года в России пройдут Чемпионаты
Мира среди студентов по боксу и шахматам.

Одним из центральных проектов в области студенческого спорта в России
на сегодняшний день является выдвижение города Казани в качестве столицы
Всемирной летней Универсиады-2013. Наша страна принимала Всемирную
Универсиаду лишь однажды, в 1973 году. По уровню организации и успешности
московские Студенческие Игры вошли в историю как одни из лучших. Всемирная
летняя Универсиада в Казани станет знаковым событием для развития
студенческого спорта в нашей стране.

Одной из основных целей РССС является развитие и укрепление связей со
студенческими и молодежными спортивными организациями зарубежных стран,
международным федерациями студенческого спорта. РССС является единственной
организацией, представляющей российское студенчество в EUSA и FISU.

Российские представители активно участвуют в деятельности
международных спортивных организаций. Президент РССС О.Матыцин входит в
состав исполнительного комитета Европейской ассоциации студенческого
спорта.

С 2006 года при поддержке Российского студенческого спортивного союза
в стране реализуется EUSA Volunteer Training Program, которая предоставляет
возможность студентам из стран Европы участвовать в международных
студенческих чемпионатах в качестве волонтеров. Программа за несколько лет
успела не только приобрести популярность среди студентов, но и нашла
поддержку у организаторов европейских студенческих турниров. Впервые от
России в чемпионатах Европы в качестве волонтеров приняли участие трое
студентов Российского государственного университета физической культуры,
спорта и туризма в 2006 году. Активное участие отечественных студентов в
этой международной программе, в целом, положительно отражается на имидже
России, демонстрируя ее заинтересованность в развитии международных связей
в области студенческого спорта.

Современный этап развития студенческого спортивного движения в России
характеризуется появлением новых задач физического воспитания в высшей
школе, направленных не только на развитие физических способностей
студентов, но и стимулирование их интереса к занятиям физической культурой
и спортом, формирование ценностей здорового образа жизни, реализацию задач
по профилактике социально-негативных явлений в молодежной среде.

Однако нельзя не отметить существование объективных проблем, не
позволяющих в настоящий момент студенческому спортивному движению стать
фундаментом в формировании здорового образа жизни молодежи и развитии
российского спорта.

Приведенные ниже направления и методы возрождения спортивного
студенческого движения в Российской Федерации призваны способствовать
разрешению целого ряда проблем, связанных с развитием студенческого спорта,
определить принципы и меры государственной поддержки студенческого спорта,
его статус и место в физкультурно-спортивном движении.

Вместе с детско-юношеским спортом студенческий спорт составляет основу
концепции непрерывного физического воспитания в системе образования РФ.
Данные рекомендации целесообразно рассматривать как необходимые предпосылки
в решении задач социального, финансового, материально-технического
обеспечения развития студенческого спортивного движения и проведения
государственной молодежной политики.

Выполнение поставленной комплексной задачи возрождения спортивного
студенческого движения в Российской Федерации достигается путем планомерной
работы по следующим основным направлениям:

. нормативно-правовое;
. организационное;
. финансово-экономическое;
. материально-техническое;
. информационное.

1. Создание нормативно-правовой базы развития студенческого спорта.

Одной из основных проблем развития студенческого спорта в РФ является
отсутствие действующей нормативного правовой базы. В настоящий момент
существующее законодательство оставляет студенческий спорт за рамками
правового регулирования.

В «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы»
не прописаны вопросы реализации учебных программ физического воспитания
студенческой молодежи, обеспечения потребностей студентов в физическом
развитии личности и укрепления здоровья. «Федеральная целевая программа
развития физической культуры и спорта в Российской Федерации» оставляет без
внимания вопросы развития массового студенческого спорта.

Для решения данной проблемы, по нашему мнению, необходимо:

- подготовить предложения по внесению в Федеральный закон

«О физической культуре и спорте в Российской Федерации» изменений
(поправок), отражающих потребности развития студенческого спорта и
обеспечивающих создание условий для полной реализации возможностей
в укреплении здоровья, организации досуга, повышении спортивного
мастерства студентов;

- разработать Концепцию развития студенческого спорта как часть
стратегии молодежной политики в Российской Федерации. Определить
цели, задачи, стратегические направления ее деятельности и
источники финансирования;

- Совместно с Росспортом решить вопрос о проведении мониторинга
уровня физической подготовленности студентов. Ввести ежегодное
тестирование и проверку физической подготовленности студентов в
соответствии с установленными государственными нормативами.

- Совместно с Росспортом и Минздравом разработать и утвердить
«Паспорт здоровья» для студентов вузов РФ.

2. Реализация комплекса организационных мер по созданию эффективно
работающей системы развития студенческого спорта в масштабе РФ

- Воссоздание в структуре вузов спортивных клубов, осуществляющих
свою деятельность во взаимодействии с администрацией
образовательного учреждения, кафедрой физического воспитания,
профсоюзной и студенческой организациями и являющимися основным
звеном системы студенческого спорта. Обеспечение государственного
бюджетного финансирования спортивных клубов вузов.

- Построение мощной структуры Российского студенческого спортивного
союза - активно действующих первичных организаций в вузах ,
местных, региональных, межрегиональных отделений, что позволит
значительно повысить эффективность спортивно-массовой работы с
учащейся молодежью, объединить усилия регионов по развитию
студенческого спорта в стране, сделать студенческое спортивное
движение в стране поистине массовым. В этой связи считаем
целесообразным рассмотреть возможность преобразования РССС в
государственную общественную организацию.

- Решение вопроса о создании в структуре Министерства образования и
науки РФ отдела по организации физического воспитания и спортивно-
массовой работы в средних и высших учебных заведениях РФ.

- Совместно с Росспортом рассмотреть вопрос о создании межвузовских
центров по развитию студенческого спорта в федеральных округах на
базе крупных университетских комплексов при активном взаимодействии
с советами ректоров вузов федеральных округов РФ и аппаратом
полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

- Решение проблемы отсутствия заинтересованности в развитии
студенческого спорта со стороны руководства вузов путем внесения в
перечень аккредитационных показателей деятельности вуза при
прохождении процедуры аттестации пункта «Эффективность системы
физического воспитания студентов и организации спортивно-массовой
работы».

3. Реализация комплекса мер, способствующих популяризации студенческого
спорта в РФ

Актуальной проблемой развития студенческого спортивного движения в
России является отсутствие интереса у молодежи к систематическим занятиям
спортом, развитие в студенческой среде социально-негативных явлений, таких
как наркомания, алкоголизм, участие студентов в деятельности радикальных
экстремистских объединений. Решением проблемы является принятие комплекса
мер по продвижению и популяризации студенческого спорта, повышение его
престижа среди молодежи. Высокая эффективность средств физической культуры
и спорта в деятельности по профилактике негативных явлений в молодежной
среде подтверждается результатами исследований отечественных и зарубежных
специалистов.

В рамках решения вопроса необходимо:

- Совместно с Росспортом и РССС организовать проведение раз в два
года Всероссийских Универсиад по зимним и летним видам спорта -
комплексных спортивно-массовых мероприятий студентов и аспирантов.
В проведении Всероссийских Универсиад необходимо учесть
положительный опыт Москвы в проведении за последние два года
Московских Универсиад.

- Совместно с федеральными органами исполнительной власти, в чьем
ведении находятся вузы, организовать проведение ежегодного
всероссийского смотра-конкурса на лучшую организацию спортивно-
массовой работы среди студентов.

- Разработать концепцию информационной поддержки студенческого
спорта. Учредить совместно с Росспортом и Рособразованием
специализированное печатное издание по информационному обеспечению
и популяризации студенческого спортивного движения в РФ.

4. Реализация комплекса мер по материально-техническому обеспечению
студенческого спорта

Укрепление и развитие материально-технической базы - стадионов,
спортивных залов, плавательных бассейнов, лыжных баз, спортивных площадок и
т.д., необходимых для учебных, учебно-тренировочных занятий в учебном
процессе студентов, а также факультативных занятий во внеучебное время.
Выделение бюджетных и иных средств на строительство, развитие и содержание
материально-технической базы, установление налоговых льгот собственникам
материально-технической базы позволит решить проблему отсутствия
современных технически оснащенных спортивных комплексов в вузах РФ.

5. Реализация комплекса мер по финансово-экономическому обеспечению
студенческого спорта.

Плановое финансирование студенческого спорта в России позволит
привлечь к занятиям спортом сотни тысяч учащихся высших и средних
специальных учебных заведений, оптимизировать структуру всероссийского
календаря соревнований, создать полноценную систему подготовки
отечественных студентов-спортсменов и участие их во внутрироссийских и
крупнейших международных соревнованиях.

Для решения вопроса необходимо:

- Обеспечить финансирование ежегодных студенческих спортивных
мероприятий, Всероссийских Универсиад, подготовку и участие
студенческой сборной России во Всемирных Универсиадах.

- Разработать и утвердить систему ежегодных грантов Министерства
образования и науки РФ для студентов-спортсменов, победителей
Чемпионатов России по видам спорта, перечень которых согласуется
Росспортом и РССС.

- В целях привлечения инвестиций в систему студенческого спорта
предложить введение специальной системы налоговых льгот для
образовательных учреждений, юридических и физических лиц,
вкладывающих свои средства в любой форме в развитие студенческого
спорта.

6. Активное взаимодействие с международными студенческими спортивными
организациями

В большинстве развитых зарубежных стран студенческий спорт является
основой национальной спортивной и образовательной политики. Большую часть
членов сборных команд этих стран по многим видам спорта составляют
спортсмены-студенты. Тесное сотрудничество и интеграция российского
студенческого спорта в международное студенческое спортивное движение будут
способствовать созданию положительного имиджа как российского студенческого
спорта, так и России в целом, развитию молодежного спортивного движения в
стране. Высокие результаты, показанные нашими студентами-спортсменами на
международной арене, послужат прекрасным стимулом для улучшения качества
физического воспитания и образования как процесса подготовки студентов к
активной общественной жизни и плодотворной трудовой деятельности, а также
сохранения и укрепления здоровья, постоянного совершенствования
физического, нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания
личности.

Российский студенческий спортивных союз готов предоставить
дополнительную информацию по каждому из указанных предложений.






Российский студенческий спортивный союз,
Ассоциация содействия развитию образовательных
учреждений физической культуры и спорта Российской
Федерации




ПРИЛОЖЕНИЕ ?2

к Постановлению Президиума
Российского Союза ректоров
от 26 июня 2007 г. ? 4


ИНФОРМАЦИЯ О РАБОЧЕЙ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО БАСКЕТБОЛА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Спортивная составляющая
Российский (в недавнем прошлом - советский) спорт высоких достижений
традиционно ориентирован на «промышленный» способ подготовки спортсменов
экстра-класса, основанный на раннем отборе одаренных людей и развитие в них
специальных качеств в условиях специализированных учебно-тренировочных
учреждениях (спортивных школах, интернатах). Такой подход имеет серьезные
преимущества, однако не свободен и от серьезных недостатков, заставляющих
всерьез задуматься о необходимости использования, наряду с привычной, также
и альтернативной идеологии развития спорта. Эти недостатки происходят из
неизбежного атрибута «промышленного» способа - резкого разделения среды
подготовки спортсмена высокого уровня и среды общесоциальной и проявляются,
по крайней мере, в следующем. 1) Определенная часть молодых людей, по тем
или иным причинам не попавших в поле зрения скаутов на ранневозрастном
этапе, в дальнейшем практически лишена возможности реализовать себя в
спорте высоких достижений, хотя в случае создания необходимых условий для
занятий спортом эти люди могли бы проявить свои таланты. 2) На рубеже
перехода из юношеской (юниорской) возрастной категории во взрослый спорт
последний лишается огромного количества талантливых атлетов, готовых к
дальнейшей самореализации, по причине их столкновения с реалиями взрослой
жизни: необходимостью приобретать профессию, зарабатывать на жизнь,
устраивать семейную сферу, пр., вынужденных выбирать в пользу названных
ценностей, поскольку имеющиеся условия реализации спортивной активности не
позволяют им далее совмещение усилий. 3) Пребывание в замкнутой спортивной
корпоративной среде замедляет либо порой вовсе исключает приобретение
спортсменами навыков существования в общесоциальной среде, развивает в них
патерналистские настроения, в результате чего после окончания спортивной
карьеры значительное количество молодых, великолепно тренированных и
психологически подготовленных людей не в состоянии найти адекватного их
способностям места в жизни, либо социальная адаптация занимает неоправданно
долгое время и сопряжена с неоправданными трудностями и переживаниями. 4)
Отрыв молодых людей, готовящихся реализовать себя в спорте высоких
достижений, от общесоциальной среды уже на самых ранних этапах их
подготовки (необходимость особых условий для подготовки спортсменов-
профессионалов на этапе их выступлений на высочайшем уровне, безусловно, не
оспаривается) ведет к отчуждению от них основной массы сверстников, для
которых серьезные занятия спортом выглядят как совершенно особого рода
деятельность, несовместимая с обычным образом жизни и недоступная для
«простых смертных», что неизбежно ведет к сокращению количества активно
занимающихся спортом молодых людей.
Нетрудно заметить, что развитие студенческого спорта способно если не
полностью решить перечисленные проблемы, то, по крайней мере, серьезно их
минимизировать. Формирование на базе университетской инфраструктуры
комфортной среды для активных занятий спортом с возможностью достижения
серьезных результатов, сопоставимых с показателями профессионального
спорта, позволяет 1) выявлять спортивные таланты на более поздних
возрастных стадиях либо развивать до соответствующего профессиональному
уровень подготовки спортсмена-любителя, не сумевшего к 17-18 годам
укрепиться в профессиональных командах (в перспективе система подготовки
спортсменов-студентов может быть приближена к американской модели
ежегодного драфта лучших выпускников профессиональными командами); 2)
продлевать как минимум на 5-6 лет спортивную карьеру молодых людей,
стремящихся совмещать ее с приобретением образования, профессии, социальных
навыков; 3) безболезненно социально адаптировать спортсменов высокого
уровня, прошедших этап студенческого спорта, после окончания их
профессиональной спортивной карьеры; 4) повышать популярность спорта и
здорового образа жизни за счет постоянного пребывания спортсменов-студентов
в общей среде.
Безусловно, для решения названных задач студенческий спорт должен 1)
обладать развитой материальной и кадровой (в первую очередь - тренерско-
преподавательской базой); 2) оптимизировать совмещение серьезных занятий
спортом с полноценным получением образования за счет улучшенной логистики,
гибкого графика занятий, надлежащих условий для самостоятельной подготовки,
качественных условий для проживания и питания; 3) иметь правильно
организованный календарь спортивных состязаний, учитывающий учебную
нагрузку, но имеющий при этом самостоятельную ценность в качестве значимого
общественного события локального, а на определенном этапе - и
общероссийского уровня; 4) основываться на безусловном приоритете принципов
fair play, справедливости в выявлении лучших, прозрачности отбора и
продвижения спортсменов на более высокие уровни выступлений.
В настоящее время отечественные ВУЗы весьма далеки от способности
обеспечить развитие студенческого спорта в предлагаемом формате, однако это
не означает невозможности начала движения к такому образцу. На первом этапе
необходимо решить две важнейшие задачи: оптимизировать соревновательную
практику и укрепить материально-кадровую базу студенческого спорта.
Оптимизация соревновательной практики предполагает, как минимум, следующее.
1) В качестве основополагающего принципа соревнований студентов необходимо
использовать запрет выступлений в календарных студенческих соревнованиях на
любых их этапах профессиональных спортсменов, обучающихся или числящихся в
ВУЗах (для сохранения заинтересованности учебных заведений в создании
комфортных условий для обучения спортсменов-профессионалов может быть
рассмотрен вариант проведения внекалендарного соревнования с участием
последних - например, Суперкубка Ассоциации студенческого баскетбола). 2)
В целях экономичности проведения соревнований и последовательной реализации
спортивного принципа отбора лучших команд первенство Ассоциации
целесообразно проводить в три этапа: 1 этап (сентябрь - февраль)
региональный отбор (на уровне республики, края, области) внутри дивизионов,
территориально соответствующих федеральным округам; 2 этап (март-апрель) -
окружной отбор (финальные соревнования по туровой системе без разъездов); 3
этап (май) - финальные соревнования сильнейших команд по туровой системе
без разъездов. 3) На этапе адаптации к новой системе проведения
соревнований целесообразно определение квот на представительство в
финальной стадии для федеральных округов с учетом количества ВУЗов,
регулярно выставлявших команды для участия в первенстве СБЛ в последние
годы, и спортивных результатов. Спортивную формулу отбора для участия в
финальной стадии на этом этапе целесообразно определять на уровне
федерального округа. 4) Спортивный сезон ассоциации должен учитывать пики
учебной нагрузки, но при этом быть оптимально растянут на протяжении всего
учебного года, с тем чтобы претендовать на постоянное внимание и интерес со
стороны университетской корпорации. Его кульминациями должны стать
Фестиваль студенческого баскетбола в начале сезона (конец августа - начало
сентября), финалы окружных дивизионов и Финал первенства ассоциации. 5)
Вершиной и логическим завершением студенческого баскетбольного календаря
должно быть участие российских команд в финальных стартах Всемирной
Универсиады. Подготовка сборных для Универсиады должна осуществляться по
специальному плану, обеспечиваться квалифицированным тренерским,
медицинским и менеджерским штатом. Оптимизация материально-кадровой базы
должна предполагать следующее. 1) Сертификация условий, в которых
проводятся соревнования в ВУЗах; определение и утверждение Советом
Ассоциации минимального и обязательного набора критериев для допуска к
участию в соревнованиях Ассоциации и поэтапное приближение к соответствию
этим критериям все большего количества ВУЗов; 2) Закупка Ассоциацией
стандартных наборов оборудования и снаряжения для развития студенческого
баскетбола (модульные щиты и кольца, мячи, спортивная форма). 3)
Определение ВУЗами с учетом их возможностей оптимального объема участия в
финансировании развития студенческого баскетбола. В качестве приоритетов на
данном этапе должны стать а) оборудование спортивных залов; b) приобретение
спортивной формы и снаряжения; с) обеспечение переездов команд; d)
содействие спортивному росту членов университетских команд за счет
предоставления индивидуальных графиков подготовки, позволяющих получать
качественное образование и обеспечивающих эффективный контроль результатов
обучения; снижения размеров платы за обучение или предоставление целевых
стипендий; при этом категорически исключаются любые варианты
профессионализации студенческого спорта; е) материальная поддержка работы
квалифицированных тренеров; f) создание комфортных условий для проживания,
питания, самостоятельных занятий спортсменов; h) внесение ежегодных взносов
за членство в АСБ. В основу развития материально-кадровой базы
студенческого баскетбола должен быть положен принцип партнерского соучастия
ВУЗов и АСБ. В качестве варианта может быть рассмотрено подписание помимо
соглашений о членстве в АСБ и участии в соревнованиях под ее эгидой
специальных соглашений о сотрудничестве АСБ с отдельными ВУЗами из числе
сформированного пула. 4) Проведение в ВУЗах с участием
высококвалифицированных специалистов по специальному плану-календарю
выездных семинаров-треннингов, мастер-классов, спортивных лагерей,
ознакомительных поездок в рамках межВУЗовских контактов, конференций
тренеров и спортивных менеджеров. 5) Выезды лучших команд, определенных по
спортивному принципу, за счет АСБ, а также иных коллективов за счет ВУЗов
при организующей роли АСБ за рубеж (Литва, Греция, США) для участия в
товарищеских и выставочных играх, спортивных лагерях, семинарах-треннингах.
Таким образом, реализация собственно спортивной составляющей проекта
призвана и способна обеспечить 1) дополнительные ресурсы для пополнения
спорта высоких достижений атлетами, «дозревшими» до профессионального
уровня в студенческом спорте; 2) расширение охвата студенческой молодежи
систематическими занятиями спортом - как в специализированных секциях, так
и, благодаря популяризации здорового образа жизни, в секциях фитнеса,
общефизической подготовки.

Корпоративная составляющая
Помимо спортивной составляющей перспективности проекта «Развитие
студенческого баскетбола в России» существует мощная и гораздо более важная
социальная составляющая, в пользу чего могут быть предложены следующие
соображения. 1) Массовый, в частности, студенческий спорт является мощным
фактором сплочения, физического и духовного оздоровления нации, сохранения
ее в адекватном социальном тонусе. Понимание этого особенно важно сейчас. С
одной стороны, страна во многом пережила последствия шокового периода
тотальной физической и нравственной деградации; социально адаптированная
часть населения оказалась в известной степени пресыщена потреблением
суррогатов удовольствий и эмоциональных симуляторов; становится модным и
престижным быть не только богатым и успешным, но и физически развитым,
адекватным, порядочным и предсказуемым человеком; корпоративная модель
мышления и поведения в этой среде населения начинает преобладать над
анархистско-нигилистической. Отмеченные процессы касаются и молодежи, в
первую очередь - наиболее «продвинутой» ее части - студенческой. Развитие
студенческого спорта способно подхватить и дополнительно стимулировать этот
в высшей степени благоприятный для государства и для нации тренд. Баскетбол
как яркий и «модный» вид спорта, в большей степени, чем другие игровые виды
позволяющий сочетать коллективизм и демонстрацию личных качеств,
сочетающийся с целым пластом современных популярных молодежных субкультур
может смело претендовать на роль «пилотного» вида спорта, развитие которого
повлечет за собой рост интереса к здоровому образу жизни в целом. 2) С
другой стороны, последствия провала в физическом и идеологическом
воспитании, экономического и социального кризисов продолжают оставаться
слишком существенными и очевидными. Они проявляются как в продолжающейся
маргинализации части молодежной среды, так и в широком распространении
потребительско-иждивенческих настроений в сегменте социально адаптированной
молодежи. Достоянием современного российского общества по-прежнему (и с
течением времени - в постоянно обновляющихся формах и аспектах) остаются
широко распространенная бытовая и корыстная преступность, алкоголизация и
наркомания, дисгармоничное сексуальное поведение, грубость, нетерпимость,
агрессия и экстремизм по отношению к окружающим. Крайне негативным
общественным фактором сегодня является уход огромных масс населения в
виртуальное Интернет-пространство, сопровождающееся пассивностью в реальной
жизни. К сожалению, и этот набор современных негативных социальных явлений
характерен для молодежной среды; весьма сильно страдают от него и ВУЗы,
даже самые благополучные и престижные. Систематические занятия спортом,
корпоративная поддержка студенческих коллективов способны становиться
серьезной альтернативой асоциальному и социально апатичному поведению в
молодежной среде; той альтернативой, без которой невозможна более или менее
эффективная деятельность государства по минимизации вредных общественных
явлений и процессов. 3) Период пребывания молодого человека в ВУЗе -
фактически последний промежуток времени, в течение которого его можно если
не воспитать, то по крайней мере сориентировать на определенные жизненные
ценности. Именно в это время во многом формируются будущая этика
социального поведения молодого человека, методы достижения жизненных целей,
круг друзей, представления о нематериальных благах, заслуживающих
сохранения внимания в течение всей жизни. Если мы рассматриваем
корпоративную модель поведения, предполагающую не унифицированные, но общие
жизненные ценности, патриотизм, порядочность, прозрачность и
предсказуемость поведения, уважение к понятию общего блага и коллектива, в
качестве желательной и приоритетной для современного российского общества,
то должны согласиться и с тем, что студенческая среда является тем
стартовым полигоном, на котором все перечисленные качества формируются в
основном на всю жизнь. С самого начала существования европейских
университетов корпоративный дух, корпоративное братство стали их
непременными атрибутами. В США корпорации университетов, колледжей и даже
средних школ наряду со скаутскими, иными общественными и приходскими
протестантскими организациями давно стали выполнять роль социальных
фильтров, прохождение которых в более или менее типовом унифицированном
варианте свидетельствует обществу об адекватности гражданина, его
приверженности общегражданским ценностям. Даже если отказаться от такого
понимания роли студенческой корпорации, корпоративный стиль поведения,
безусловно, является благоприятной средой для развития и реализации
профессиональных качеств человека и исполнения им его общественной миссии,
важной предпосылкой для будущей успешной социализации человека,
свидетельствующей в пользу престижа оконченного им ВУЗа . Студенческий
спорт издавна выступает одним из наиболее важных элементов корпоративного
воспитания; не случайно и традиционное для западных ВУЗов культивирование
«университетских» видов спорта - академической гребли, баскетбола, хоккея,
- наилучшим образом развивающих коллективизм и чувство товарищества, а
также способных привлекать широкий интерес и активную коллективную
поддержку всей корпорацией. Несмотря на то, что формат деятельности ДСО
«Буревестник» серьезно отличался от западных образцов, опыт развития
студенческого спорта в СССР свидетельствует примерно о тех же трендах.
Сегодня именно баскетбол - зрелищный и динамичный вид спорта, успевший
завоевать популярность практически повсеместно в России, и одновременно -
традиционный «университетский» вид в западном понимании, - позволяет
развивать корпоративный стиль поведения в ВУЗах России в сочетании лучших
отечественных традиций и зарубежного опыта. 4) В качестве важного тренда
современного общественного развития в России, свидетельствующего о его
верной направленности, следует назвать повсеместное повышение интереса к
локальному сегменту общественной жизни и информационного пространства.
Людям становится все более интересно знать о том, что происходит не в
мировых столицах, а вокруг них самих и с ними самими, а стремление к знанию
быстро переходит к стремлению к собственному действию (примером проявления
этого тренда служит современное состояние глобальной сети «Интернет», все
больший сегмент которого создается сегодня самими пользователями. Эта
тенденция также может и должна быть использована для дальнейшего развития
российского общества как направляющая социальную активность в позитивное
русло, возрождающая традицию локального патриотизма - основы патриотизма
общегосударственного (в данном аспекте не заслуживает пренебрежения опыт
США, где всеобщая и безоговорочная поддержка деревенской (школьной,
университетской, национальной) команды служит основой массового
патриотизма, проявляемого во всех отношениях. Поддержка университетской
баскетбольной команды, содействие успеху коллектива в той или иной форме
могут быть удачным выражением интереса молодого человека к локальной среде
его существования, направлять такой интерес в более широкое русло - в сферу
истории, культуры, традиций и т.д.
Таким образом, в корпоративном аспекте развитие студенческого
баскетбола способно активно содействовать вытеснению из студенческой среды
негативных асоциальных явлений, укреплению в молодых людях корпоративного
духа, организованности, чувства ответственности за результат, общественной
толерантности и патриотизма. Приобретение таких качеств выпускниками
ВУЗов не замедлит сказаться на их востребованности работодателями и,
соответственно, на конкурентоспособности учебного заведения. Невозможно
преувеличить значение этого процесса для общего состояния социальной среды,
благополучия и стабильности государства и общества.
С учетом предложенных замечаний, а также не пренебрегая основными
особенностями современной молодежной культуры, корпоративная составляющая
проекта должна предусматривать следующие элементы. 1) Обязательное
сопровождение собственно спортивной составляющей PR-программой,
направленной на всемерное повышение интереса в молодежной среде к
процессам, происходящим в студенческом баскетболе. Позиционирование
реализации программ АСБ в качестве актуального, модного, серьезно
продуманного и «раскрученного» проекта; активное использование символики
(эмблемы, слогана, цветов, гимна АСБ). 2) Качественное информационное
сопровождение соревновательной и вообще спортивной составляющих проекта;
детальное освещение соревнований как серьезного и заслуживающего всеобщего
внимания события с использованием возможностей Интернет-ресурсов,
университетских, региональных и федеральных спортивных СМИ; привлечение
внимания федеральных спортивных каналов к кульминационным событиям
студенческого сезона (на первых порах - инициирование ажиотажа вокруг
финальных игр студенческой лиги в подражание «мартовскому безумию»). Для
решения данной задачи целесообразно заключение партнерских соглашений с
несколькими электронными и печатными СМИ. 3) Создание и поддержание на
должном уровне за счет периодических публикаций в электронных и печатных
СМИ (в том числе федерального уровня, таких как журнал «Планета баскетбол»)
героического ореола вокруг членов университетских команд, защищающих честь
ВУЗа, региона, федерального округа; лучших игроков по номинациям, в
особенности - членов команд-победителей и сборных России. Наибольшее
внимание к участникам соревнований АСБ должно быть сосредоточено на
локальном уровне ВУЗа, региона, федерального округа. 4) Демонстрация
постоянного внимания к проекту со стороны спортивных топ-менеджеров,
профессиональных клубов и спортсменов, выдающихся ветеранов спорта. Это
внимание должно быть обеспечено регулярными мастер-классами для спортсменов-
студентов с участием ветеранов и действующих лучших игроков, заметным для
ВУЗов скаутингом, демонстрацией прямой зависимости между спортивными
результатами и уровнем выступлений (на первых порах такой скаутинг может
быть обеспечен деятельностью спортивного директора АСБ, а также новым
подходом к комплектованию студенческих сборных России); выставочными
играми; уважительными и заинтересованными комментариями событий,
происходящих в студенческом баскетболе, исходящими от известных спортсменов
и специалистов. 5) Использование ярких, современных, технологичных,
востребованных молодежной средой инструментов популяризации студенческого
баскетбола: Интернет-сайты университетских команд и АСБ; виртуальное
общение участников соревнований и болельщиков; поддержка обсуждения событий
в сфере студенческого баскетбола в блогах и на форумах; синхронизированные
с календарем соревнований компьютерные игры и викторины, флэш-мобы,
студенческие вечеринки, конкурсы; пр. Весьма желательно вовлечение в
процесс популяризации студенческого баскетбола «локомотивов» - популярных в
молодежной среде представителей шоу-бизнеса, профессионального спорта,
бизнеса, в оправданном объеме - политиков. Как вариант может быть
рассмотрено привлечение для участия в осуществлении PR-программы АСБ на
постоянной основе кого-либо из узнаваемых в молодежной среде артистов в
качестве шоумена проекта. 6) Включение в PR-программу АСБ элементов
рекламных кампаний сетевых производителей товаров, работ и услуг,
ориентированных на молодежную аудиторию.
На первом этапе реализации проекта целесообразно включение в
обязательства участников соревнований, проходящих под эгидой АСБ,
организационного и ресурсного содействия Интернет-сайтов университетских
команд; закрепление за командами PR-менеджеров и пресс-секретарей из числа
студентов-волонтеров; ориентирование администрациями ВУЗов студенческих
досуговых мероприятий на популяризацию АСБ; обеспечение регулярного выхода
в свет посвященного проекту вкладыша в журнал «Планета баскетбол»;
достижение договоренности с каналом «Спорт» и несколькими федеральными СМИ
об информационном освещении наиболее важных событий в студенческом
баскетболе.

Активность ВУЗов в развитии студенческого баскетбола на текущем этапе
способна основываться, вероятно, только на их спортивных традициях,
предпочтениях ответственных за принятие управленческих решений
руководителей, а также PR-поддержке со стороны АСБ, Минобрнауки и
Администрации Президента РФ. Однако с учетом современных трендов в развитии
молодежной культуры и общества в целом не вызывает каких-либо сомнений то
обстоятельство, что в самое ближайшее время наличие в распоряжении ВУЗа
развитой материальной базы и инфраструктуры для занятий спортом,
сформировавшейся корпоративной среды, предоставляющей лидерам адекватные
возможности для самореализации, станет одним из факторов, определяющих
наряду с качеством предоставляемых образовательных услуг, бытовыми
условиями и безопасностью пребывания выбор абитуриента и его родителей,
формирующих престиж и традиции ВУЗа, как это давно происходит во всем мире.
С учетом важности спортивной составляющей образовательного и
воспитательного процессов представляется также неизбежной перспективой
включение Минобрнауки в перечень необходимых условий деятельности ВУЗов,
учитываемых при их периодической аттестации, наличия развитой в
соответствии с нормативно определенным стандартом спортивной инфраструктуры
и способности ВУЗа обеспечивать студентов нормативно определенным
еженедельным количеством часов бесплатного доступа к спортивным объектам и
инфраструктуре. Представляется принципиально важным нормативное разрешение
расходования бюджетных средств, выделяемых ВУЗам по смете, на развитие и
содержание спортивной инфраструктуры (для предотвращения скрытого
содержания за счет этих средств профессиональных спортивных клубов и команд
может быть введено более или менее казуистичное категорирование целевых
позиций для расходования бюджетных средств). В этой связи раннее
определение развития студенческого спорта в качестве приоритетного
направления деятельности ВУЗа, безусловно, способно сформировать
предпочтительные позиции и конкурентные преимущества ВУЗа на рынке
образовательных услуг, без которых ВУЗам будет не обойтись в самом близком
будущем.

С учетом проблемного современного состояния студенческого спорта и с
тем, чтобы не разрушить радикальными шагами хотя бы это состояние,
представляется целесообразным активное изучение ситуации, сложившейся
сегодня в студенческом баскетболе, с ее комфортной для участников процесса
корректировкой под основные положения предлагаемой концепции в течение
адаптационного периода продолжительностью 1-2 года. В этот период должен
быть осуществлен переход на оптимальную соревновательную модель,
сформирован пул из 30-40 ВУЗов, развивающих студенческий баскетбол на
современном уровне, стабилизированы источники финансирования деятельности
АСБ, апробированы основные инструменты PR-поддержки, созданы необходимые
предпосылки для системного развития студенческого баскетбола, осуществлен
цикл подготовки команд, участвующих во Всемирной Универсиаде. В течение
указанного периода целесообразно осторожное отношение к ломке сложившейся в
ВУЗах практике содержания команд и проведения соревнований (за исключением
элементов этой практики, противоречащих идеологии настоящей концепции);
укрепление партнерских отношений с ВУЗами, информационными и ресурсными
спонсорами. По итогам адаптационного периода предстоит на более долгий
период определиться с моделью и календарем соревнований, проводимых под
эгидой АСБ, принципами формирования и моделью подготовки сборных команд,
решить вопрос о целесообразности разделения участников соревнований на
высшие и низшие лиги, об охвате соревнованиями АСБ системы профессиональных
учебных заведений, о целесообразности повышения доли унификации и
нормативного регулирования процессов содержания университетских команд, их
участия в соревнованиях, соотношения спортивной и учебной нагрузки,
тренерской деятельности в ВУЗах, введения дополнительных ограничений для
членства в студенческих командах. На данном этапе любые иные ограничения,
кроме невозможности участия в соревнованиях АСБ спортсменов-профессионалов,
включая ограничения по предельной продолжительности выступлений за
университетскую команду, обучение только по дневной форме обучения,
представляются нежелательными.

Первоочередные организационные меры по реализации настоящей концепции.
Ключевыми событиями первого года существования АСБ должны стать разработка,
подписание и презентация в августе 2007 г 1) рамочных соглашений Ассоциации
с а) Российской федерацией баскетбола; b) Спортивным студенческим союзом;
с) ВУЗами - членами Ассоциации; разработка; 2) модели и календаря
соревнований, проводимых под эгидой АСБ; 3) PR-концепции АСБ. В эти же
сроки необходимо завершить формирование менеджмента центрального офиса АСБ
и приступить к созданию ее офисов в федеральных округах (как минимум по
одному в округе). В течение первого года деятельности АСБ предполагается
начать создание базовых центров развития студенческого баскетбола (в
перспективе - как минимум по одному в каждом федеральном округе); в
пилотном варианте - в г. Пермь на базе школы С.А.Белова. Важным шагом
должно стать формирование пула ВУЗов, уже сегодня обладающих более или
менее комфортные условия для тренировок и соревнований, а также готовых
развивать и улучшать эти условия в ближайшее время, в качестве базы для
пилотной реализации наиболее сложных положений концепции, а в перспективе в
возможном варианте - для формирования высшей лиги АСБ.
С учетом значительного позитивного опыта развития студенческого
спорта, накопленного американской образовательной моделью, представляется
целесообразным системное ознакомление с организацией и практикой
деятельности NCAA, в особенности в аспектах организации 1) подготовки
спортсменов-студентов и обеспечения условий для совмещения занятий спортом
и полноценного обучения в ВУЗе; 2) PR-составляющей соревновательного
процесса и существования студенческих спортивных команд в целом; 3)
благотворительного финансирования студенческого спорта.
Ресурсные источники для развития студенческого баскетбола.
1) Бюджет АСБ, формирующийся из членских взносов и целевых поступлений; 2)
Финансирование отдельных мероприятий (подготовка сборных команд и их
участие в международных соревнованиях; обеспечение отдельных элементов
соревновательной практики и PR-концепции) за счет бюджета РФБ; 3) Фонд
поддержки студенческого баскетбола - некоммерческая организация,
консолидирующая участие основных спонсоров АСБ, а также реализующая модель
эндаунмент-фонда; 4) ВУЗы - члены АСБ, - за счет средств, выделяемых по
смете, и привлеченных из внебюджетных источников, - на направлениях
деятельности, охарактеризованных выше; 5) Общественные организации,
позиционирующие себя как социальные партнеры государственной и
муниципальной власти в формировании здорового гражданского общества (в
частности, одним из учредителей Фонда поддержки студенческого баскетбола и
спонсором целевых программ АСБ выступил Центр социально-консервативной
политики всероссийской политической партии «Единая Россия»); 6) Отдельные
корпорации, позиционирующие себя в качестве социально ответственного
бизнеса - на отдельных, наиболее близких их корпоративной политике и не
противоречащих идеологии АСБ направлениях. В качестве варианта может быть
предложено учреждение специализированных стипендиальных фондов, поощряющих
по итогам учебного года и спортивного сезона стипендией на следующий
учебный год студентов, совмещающих активные занятия спортом (критерий
отбора для номинирования - участие не менее чем в 50 % календарных игр за
сборную ВУЗа в течение последнего сезона) с хорошим освоением учебного
курса (критерий отбора для номинирования - как минимум хорошие отметки в
течение экзаменационных сессий последнего учебного года) и прошедших
специальный тест на знание основных положений изученных в течение учебного
года предметов, истории и культуры России, истории отечественного спорта,
правил игры и т.п.; 7) Сетевые компании, реализующие товары, работы и
услуги для населения со значительным сегментом, ориентированным на
молодежную аудиторию (в частности, операторы мобильной сотовой связи,
Интернет-провайдеры, продавцы спортивной и молодежной одежды, продуктов
питания (за исключением пива, алкогольной и табачной продукции), которые
могут быть заинтересованы в развитии студенческого баскетбола не в качестве
представителей социально ответственного бизнеса, а в качестве
рекламодателей на вполне оправданной коммерческой основе с учетом
перспектив реализации PR-концепции АСБ; 8) На первых порах - состоятельные
профессиональные клубы, а в перспективе - все потенциальные участники
драфтовых процедур (включая клубы суперлиги Б) в формате а) фиксированных
ежегодных отчислений в бюжет АСБ; b) участия в организации семинаров-
треннингов, спортивных лагерей, мастер-классов, конференций, выставочных
матчей.

Представляемый вариант концепции развития студенческого баскетбола
является рабочей версией, нуждающейся в оптимизации и корректировке. В то
же время разработчики концепции выражают уверенность, что реализация даже
рабочего варианта в неполном его объеме способна серьезно улучшить
существующее положение дел в студенческом баскетболе и приглашают к
активному сотрудничеству высшие учебные заведения России, бизнес-структуры,
общественные организации и всех заинтересованных лиц.

Ассоциация студенческого
баскетбола Российской Федерации

-----------------------
[pic]