Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/440.doc
Дата изменения: Thu Dec 3 14:55:20 2009
Дата индексирования: Tue Oct 2 03:14:02 2012
Кодировка: koi8-r


РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО УЧАСТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАДАХ

И ДРУГИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ

(Разработаны по итогам заседания «Талант преодоления» 15 октября 2009 года
руководителями олимпиады школьников «Талант преодоления»)


настоящие рекомендации по созданию условий для полноценного участия
школьников с ограниченными возможностями здоровья в предметных олимпиадах и
других интеллектуальных соревнованиях разработаны специально для
российского союза ректоров на основании международных норм, действующего
законодательства рф, результатов проведенного мониторинга II
межрегиональной олимпиады по математике и информатике среди обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и рекомендаций федерального бюро
медико-социальной экспертизы. данные рекомендации применимы как для тех
олимпиад, которые проводятся с акцентом на участие детей-инвалидов, так и
для обычных олимпиад и интеллектуальных соревнований, которые необходимо
«открыть» для школьников с ограниченными возможностями здоровья.


Результаты мониторинга продемонстрировали, что значительное число
школьников с ограниченными возможностями здоровья, особенно учащихся
выпускных классов, демонстрирует активную позицию в вопросах определения
перспектив своей дальнейшей профессиональной и трудовой деятельности,
активно включены в систему дополнительного образования, посещают кружки и
курсы довузовской подготовки. Школьники-инвалиды, особенно в выпускных
классах, проявляют большой интерес к олимпиадному движению, пытаются
участвовать в предметных олимпиадах для школьников и интеллектуальных
конкурсах не только в своих образовательных учреждениях, но и в других,
которые им доступны. В частности, школьники-инвалиды принимают участие в
олимпиадах и конкурсах, проводимых с помощью Интернета, таких как «Кенгуру
- математика для всех», «Русский медвежонок - языкознание для всех»,
«Золотое руно» и интернет-олимпиада «Карусель». Некоторые пробовали свои
силы в городских и областных школьных предметных олимпиадах.


Однако на пути к интеграции школьников с ограниченными возможностями
здоровья в предметные олимпиады и другие интеллектуальные соревнования
имеются значительные препятствия, некоторые из которых были выявлены в ходе
анализа результатов мониторинга. В частности:

. низкая информированность не только учащихся-инвалидов, но также
руководителей школ и учителей-предметников об олимпиадах для
школьников, проводимых

в регионе;
. недостаточный уровень учебной подготовки детей, отсутствие пособий
по подготовке к олимпиадам, пригодных для использования незрячими и
слабовидящими школьниками;
. отсутствие необходимых условий и технических средств реабилитации в
помещениях, где проводятся олимпиады.

Остановимся на этом подробнее.


1. Обеспечение информированности школьников-инвалидов и специальных
(коррекционных) образовательных учреждений об олимпиадах и
интеллектуальных соревнованиях.


Одной из важных особенностей школьников-инвалидов является их низкая
мобильность. Большинство из них проживают в школах-интернатах или обучаются
на дому.


Качество надомного обучения и состояние здоровья учеников-надомников
определяет, что те из них, кто после получения аттестата зрелости хочет
продолжить свое обучение, как правило, получают высшее образование в
заочной или дистанционной форме. Некоторые из учащихся-надомников участвуют
в интернет-олимпиадах и интернет-конкурсах, причем во многих случаях
добиваются значительных успехов.


Специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты подразделяются на виды

в зависимости от характера ограничений здоровья обучающихся. В олимпиадах

и интеллектуальных соревнованиях могут участвовать учащиеся специальных
(коррекционных) образовательных учреждений следующих видов:

I вид - для глухих детей;
II вид - для слабослышащих;
III вид - для незрячих;
IV вид - для слабовидящих;
V вид - для детей с тяжелыми нарушениями речи;
VI вид - для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Представляется целесообразным в первые годы проведения олимпиад, доступных
для школьников-инвалидов, целенаправленно информировать об этом детей и
школы, в которых они обучаются, направив в адрес директора школы
информационное письмо о готовящейся олимпиаде и о возможности участия в ней
детей с ограниченными возможностями здоровья.


Кроме того, информацию об олимпиадах, в которых могут участвовать школьники

с ограниченными возможностями здоровья, необходимо размещать в Интернете,
на сайтах вузов-организаторов олимпиад, а также на страничке «Талант
преодоления» официального сайта Российского Союза ректоров.


2. Меры, направленные на повышение качества подготовки школьников-инвалидов
к участию в олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях.


Как показал анализ результатов мониторинга, многие руководители и учителя
специальных (коррекционных) образовательных учреждений верят в перспективы
своих учеников, организуют в школах и школах-интернатах предметные
олимпиады и конкурсы, самостоятельно осуществляют подготовку детей к
участию в общих олимпиадах и интеллектуальных соревнованиях для школьников.
Однако специфика олимпиадных заданий предусматривает необходимость особого
подхода в подготовке школьников-инвалидов к участию в олимпиадах. Зачастую
даже очень добросовестные и знающие школьные учителя недостаточно знакомы

с особенностями подготовки школьников к олимпиадам и не обладают
необходимым в этом смысле уровнем квалификации.


В целях повышения качества подготовки школьников-инвалидов к участию в
олимпиадах

и других интеллектуальных соревнованиях представляется целесообразным в
рамках программы Российского Союза ректоров «Талант преодоления» обратиться
к вузам-организаторам олимпиад и органам управления образованием в регионах
с просьбой организовать и провести тематические учебные семинары для
учителей-предметников, работающих в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях перечисленных выше видов, по подготовке
школьников-инвалидов к участию в олимпиадах.


Кроме того, было бы чрезвычайно полезно подготовить и издать шрифтом Брайля
(для незрячих школьников) и укрупненным шрифтом (для слабовидящих) хотя бы
некоторые, избранные пособия и сборники задач по подготовке к олимпиадам.


3. Учет особенностей восприятия школьников-инвалидов при составлении
заданий для олимпиад и интеллектуальных соревнований.


При составлении заданий для олимпиад и интеллектуальных конкурсов, в
которых могут участвовать школьники с ограниченными возможностями здоровья,
необходимо учитывать особенности восприятия инвалидов, имеющих тяжелые
сенсорные нарушения. В частности, незрячим людям недоступны визуальные и
графические изображения, репродукции картин, фотографии, портреты людей,
печатные географические карты и т. п. В ряде случаев, например,

в заданиях по планиметрии или при изображении графиков, графические
изображения заменяются рельефно-выпуклыми. В случаях подготовки заданий по
стереометрии графические изображения стереометрических фигур, привычные для
зрячих школьников, заменяют объемными моделями. Географические карты для
незрячих обычно исполняются в рельефно-выпуклом или объемном виде.
Живописные изображения и портреты людей кисти великих мастеров незрячие
изучают по словесному описанию.


Определенными особенностями обладают и школьники с тяжелыми нарушениями
слуха. У этой категории инвалидов сильно затруднено восприятие письменной
речи, понимание редко употребляемых слов, научных и технических терминов,
длинных предложений и сложных грамматических конструкций.


Для учета особенностей восприятия детей с тяжелыми сенсорными нарушениями
при составлении олимпиадных и конкурсных заданий организаторам
рекомендуется пригласить специалиста - тифло- или сурдопедагога,
проконсультироваться с ним, произвести необходимую корректировку текстов
заданий и подготовить все элементы олимпиадных заданий в доступной для
детей-инвалидов форме.


4. Создание условий, компенсирующих ограниченные возможности школьников, во
время проведения олимпиад и интеллектуальных соревнований.


Согласно результатам проведенного мониторинга, серьезным препятствием к
участию школьников-инвалидов в олимпиадах является отсутствие необходимых
условий, компенсирующих ограниченные возможности детей, - «безбарьерной»
среды, технических средств реабилитации и сопровождения необходимых
специалистов-дефектологов.


Создание «безбарьерной» среды


Под созданием «безбарьерной» среды в применении к проведению олимпиад с
участием школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья,
подразумевается наличие архитектурной и предметной среды, обеспечивающей
возможность беспрепятственного доступа школьников-инвалидов, имеющих
нарушения опорно-двигательного аппарата, в аудитории, туалетные комнаты и
другие помещения, а также их пребывания в этих помещениях: отсутствие
ступеней, наличие безопасных пандусов, расширенные дверные проемы, наличие
лифтов (при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом
этаже), наличие свободного пространства для маневра коляски или
передвижения человека, пользующегося опорными тростями.


Кроме того, для нормальной работы школьников с нарушениями опорно-
двигательного аппарата необходимо наличие столов и компьютерных рабочих
мест, которые можно использовать, сидя

в инвалидной коляске.


Технические средства реабилитации


Для полноценного участия в олимпиадах школьников, имеющих тяжелые сенсорные
нарушения, рекомендуется использовать технические средства реабилитации.


Для незрячих и лиц с остаточным зрением: специальные письменные
принадлежности, бумага для письма рельефноточечным шрифтом Брайля,
устройства «говорящая книга». Кроме того, для полноценной работы слепых и
слабовидящих школьников рекомендуется организовать компьютерное специальное
рабочее место (КСРМ) в соответствии с ГОСТ Р 51645-2000 «РАБОЧЕЕ МЕСТО ДЛЯ
ИНВАЛИДА ПО ЗРЕНИЮ: ТИПОВОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ КОМПЬЮТЕРНОЕ». КСРМ создано на базе
IBM PC-совместимого компьютера под управлением операционной системы MS
Windows XP (возможно использование и других версий ОС семейства
Windows, при этом совместимость с ними должна быть заявлена разработчиками
специализированного программного и аппаратного обеспечения).


Из специализированного программного и аппаратного обеспечения наиболее
часто и успешно используются:

. программа экранного доступа: Jaws for Windows версии 10.0 и выше
(обязательно) - для тотально незрячих пользователей, а также для
пользователей, чей остаток зрения не позволяет им использовать
монитор на постоянной основе;
. дополнительный синтезатор речи, обладающий большей разборчивостью

и отсутствием интонационного рисунка: MyMouse для Jaws (желательно)
- для пользователей программ экранного доступа;
. брайлевский дисплей семейства Vario или Focus (предпочитается) -
для пользователей, владеющих системой Брайля.

Для слабовидящих: индивидуальное равномерное освещение, лупы, устройства,
увеличивающие изображение или улучшающие его. Широко используются
портативные видеоувеличители (напр., ONYX), читающие машины (напр., SARA).
Из специального программного обеспечения наиболее часто используется
программа увеличения экрана: Magic версии 11 и выше или Zoom Text версии
9.0 и выше.


Для глухих и слабослышащих: звукоусиливающая аппаратура коллективного и
индивидуального пользования, видеопроектор для пояснения и уточнения
олимпиадных заданий.


Для учащихся с затрудненными движениями рук: специальное компьютерное
оснащение - клавиатура с укрупненными кнопками, специальные мыши и т. д.


Обеспечение необходимого сопровождения специалистов-дефектологов


Результаты мониторинга подтвердили необходимость специального
педагогического (дефектологического) сопровождения для некоторых категорий
школьников-инвалидов. Так, школьникам-инвалидам по зрению необходима
поддержка тифлопедагога, который при необходимости перепишет текст или
отдельные элементы заданий Брайлевским шрифтом, или наоборот - переведет
рельефно-точечные записи ребенка в обычный шрифт, который смогут прочесть
преподаватели. Школьники с нарушениями слуха не смогут принять участие

в олимпиадах без помощи сурдопедагога, который, помимо текущего
сурдоперевода, сможет разъяснить глухому ребенку смысл слишком сложных
предложений или незнакомых слов, содержащихся в олимпиадном задании.
Школьникам с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата для того,
чтобы добраться до места проведения олимпиады и обратно,

а также иметь возможность перемещаться по территории, на которой проводится
олимпиада, необходима помощь ассистента-сопровождающего.


Заключение


Многие имена людей, фактически бывших тяжелыми инвалидами, известны не
только узкому кругу специалистов. Слепой конструктор-оружейник Михаил
Марголин - изобретатель пистолета, названного его именем. Страдающий
болезнью «стеклянных костей» французский композитор, джазовый пианист-
виртуоз Мишель Петручиани. Среди этих людей есть и наши современники.
Инвалид от рождения, выдающийся немецкий певец, профессор Берлинского
музыкального университета имени Х. Эйслера Томас Квастхофф. Слепоглухой
доктор психологии Александр Суворов. Инвалид детства, действительный член
Российской академии наук, член Американской академии наук и искусств,
Британской академии, директор Института мировой культуры МГУ им. М. В.
Ломоносова, лауреат Ленинской премии, ученый-лингвист, поэт Вячеслав
Всеволодович Иванов. Этот список можно продолжить. Однако, в силу высокой
степени зависимости от окружающих, для того чтобы талант человека с
инвалидностью мог в полной мере проявиться и реализоваться, ему требуется
серьезная поддержка.


Программа Российского Союза ректоров «Талант преодоления» открывает новые
перспективы перед одаренными детьми, жизненный путь которых омрачен тяжелым
физическим недугом. Мы надеемся, что данные рекомендации будут полезны
организаторам олимпиад и других интеллектуальных соревнований, в которых,
наравне со здоровыми сверстниками, смогут попробовать силы школьники,
имеющие ограниченные возможности здоровья.[pic]