Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/358.doc
Дата изменения: Tue Mar 10 14:19:52 2009
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:58:18 2012
Кодировка: koi8-r

Доклад

Президента Российской Федерации,

Ректора МГУ имени М.В. Ломоносова, Вице-президента РАН,

академика В.А. Садовничего на Форуме ректоров университетов России, Испании
и Латинской Америки

2 марта 2009 г., Мадрид



Глубокоуважаемые коллеги !

Я считаю в высшей степени знаменательным тот факт, что вопрос о
развитии образования обсуждается сегодня в столь высоком собрании.

Это говорит о том, что образование относится к числу безусловных
приоритетов наших государств - Королевства Испании, Российской Федерации и
стран Латинской Америки.

Такое положение дел имеет глубокие корни: у Конфедерации ректоров
Испании, Латинской Америки и Российского Союза ректоров, которые
представляют интересы наших университетов, есть немало страниц общей
истории, где переплелись многие жизни и судьбы, положенные на алтарь
служения науки и образованию, на алтарь служения прогрессу.

Российский Союз ректоров - общероссийская организация, объединяющая в
своем составе до 1000 ректоров и президентов государственных высших учебных
заведений и до 100 ректоров наиболее авторитетных негосударственных вузов.
Среди членов Союза - 14 академиков и 17 членов-корреспондентов Российской
академии наук.

С момента основания в 1992 году Российский Союз ректоров определил
принципы, ставшие инвариантом для всей высшей школы России; именно они
определяют ее эффективность и конкурентоспособность.

Это - доступность, фундаментальность и качество.

За доступность образования ратовал ещё Ломоносов - холмогорский
крестьянин, ставший российским академиком. В те годы социальным вызовом
звучали его ссылки на опыт европейских университетов, где «студент тот
почтенней, кто больше научился, а чей он сын, в том нет нужды». Ломоносов
как никто другой знал, что способности и желание учиться важнее
происхождения. Сегодня это очевидно всем.

Связь образования с наукой, обучение на основе последних научных
достижений, научные школы - всё то, что входит в понятие
«фундаментальность» и что также сразу провозглашалось в качестве
основополагающего университетского принципа, всегда осознавалось как
важнейшее условие успешного развития образования.

Фундаментальность образования обеспечивается, прежде всего, связью
университетов и национальных академии наук. Велик и органичен вклад
Российской академии наук в развитие университетов.

Российская система образования складывалась постепенно, трудами многих
поколений учёных и преподавателей, в тесном сотрудничестве с Академией
наук. К середине 20 века в стране сложилась единая система образования -
эффективная, устойчивая, высоким уровнем подготовки специалистов доказавшая
преимущества своих основополагающих принципов: доступности, качества и
фундаментальности.

Однако 90-ые годы оказали разрушительное воздействие на систему
образования. Новая политическая реальность обернулась для образования:
отсутствием необходимого государственного финансирования и, как следствие,
- утечкой интеллектуального потенциала, угрозой приватизации.

За десятилетие общая численность персонала, занятого исследованиями и
разработками в России, сократилась более чем наполовину.

Кризис 90-х годов фактически стал для высшей школы проверкой на
прочность. Приняв вызов времени, российские университеты, сильные своими
традициями, своими научными школами, смогли выстоять и продолжили развитие
уже в новых условиях.

К примеру, в это время в Московском университете воссоздаётся
медицинское образование. На смену отделённому в 30-ые году медицинскому
факультету году в МГУ создан факультет фундаментальной медицины, а также
факультет наук о материалах, факультет биоинженерии и биоинформатики,
физико-химический и другие, всего около 20.

Создаются корпоративные университеты, решающие задачу повышения уровня
кадрового потенциала крупных бизнес-структур на базе фундаментального
университетского образования.

Последние годы российское образование находится в состоянии системного
реформирования. Происходят серьёзные изменения образовательного
законодательства. Только за четыре предшествующих года Федеральным
Собранием России было принято более 20 федеральных законов в сфере
образования и науки.

Новые законы разграничивают полномочия между уровнями власти,
устанавливают уровни профессионального образования, вводят новые
государственные образовательные стандарты, определяют новые типы
университетов - федеральные и национальные исследовательские, вводят единый
государственный экзамен, регламентируют участие работодателей в
профессиональном образовании и деятельность фондов целевого капитала. Среди
законов есть такие, которые явно способствуют улучшению системы
образования, а есть и вызывающие наше беспокойство.

Российский Союз ректоров - не против изменений в образовании.

Более того, мы считаем их необходимыми. Более того, следует отметить, что
очень много полезного, особенно в последнее время, было сделано. В первую
очередь - это национальный проект «Образование» и принятые в его развитие
масштабный государственные программы, Национальная образовательная
инициатива «Наша новая школа».

Позитивный резонанс научно-образовательного сообщества России вызвали
инициативы Дмитрия Анатольевича Медведева в области высшего образования и
поддержки студенчества, опубликованные на персональном видеоблоге в феврале
текущего года. Особо важно отметить, что слова Президента России дают ответ
на ожидания миллионов подростков и их родителей в столь неординарной
социально-экономической обстановке.

Ситуация осложняется тем, что предшествующие реформы образования в
большинстве своем основывались на либеральных принципах, в отдельных
случаях со значительно большей степенью свободы, чем это принято в странах
Евросоюза и Латинской Америки.

В либеральной модели государство не финансирует образовательные
программы и не определяет их содержание. В определённом смысле это уход
государства из образования. Совершенно ясно, что тем самым может быть
нанесён удар по образованию, базирующемуся на фундаментальной науке, так
как вклад в фундаментальную науку вообще не может быть основан на
сиюминутном экономическом эффекте. В то же время фундаментальное открытие и
его экономические выгоды могут через определённое время дать результат
настолько эффективный, что он перекроет сегодняшние прагматические выгоды.
Государство, вкладывая деньги в науку, должно осознавать степени риска и
идти на это. Кроме того, всем очевидно, что рынок, даже самый идеальный,
никогда не потребует специалистов, например, в области истории,
литературоведения, философии и т.д. А без таких специальностей общество не
может существовать и развиваться.

Вместо этого во главу угла часто ставится определённым образом
понимаемая проблема качества, которая интерпретируется как некие формы
контроля и отчётности, в результате чего центральной фигурой в университете
становится не профессор, а инспектор.

Мы понимаем качество образования иначе - содержательно:

это наполнение учебных планов, перечень лекционных курсов, их объём в
часах. В связи с этим не могу не сказать о работе по сравнению учебных
планов МГУ и ведущих университетов мира. Из всего перечня учебных курсов по
математическим дисциплинам, читаемых во всех университетах, в МГУ читается
две трети, тогда как в других университетах - не более половины.

Многие проблемы высшего образования начинаются со средней школы.
Школьное естественнонаучное образование пока сохраняет лидирующие позиции в
мире; традиционно на международных олимпиадах российские школьники берут
первые места, делят их с Китаем. Всё больше ребят тянется к участию в
серьезных олимпиадах, к примеру, если в 1993 году в Московской
математической олимпиаде приняли участие всего 500 ребят по всем классам,
то в прошлом году - более 4000.

Одаренные талантом дети являют собой бесценное достояние общества,
они составляют тот ресурс, из которого формируются когорты интеллектуальной
элиты наших стран. Но очень трудно находить таких детей, выделять их из
общей массы. Еще труднее обеспечить соответствующее их предназначению
образование и воспитание. Талантливые дети должны, хоть издали, видеть
перспективу, понимать, что мы освещаем их путь, ощущать нашу заботу.

Выявление таких детей, развитие у всех учащихся интереса к наукам,
поддержка талантливых школьных педагогов и их выдающихся питомцев-
безусловный приоритет Российского Союза ректоров.

Прошедший год ознаменован созданием специального органа для
координации системы отбора талантливых ребят - Российского совета олимпиад
школьников. Это наш инициативный проект, поддержанный Министерством
образования и науки и Российской академией наук. В состав совета олимпиад
входят видные ученые, государственные и общественные деятели - Евгений
Максимович Примаков, Владимир Игоревич Арнольд, Евгений Павлович Велихов,
Михаил Борисович Пиотровский, Сергей Викторович Чемезов.

Сейчас в стране заявлено около 200 олимпиад и творческих конкурсов,
которые позволят отобрать талантливую молодёжь. В прошлом году практически
половину нового приёма, например в МГУ, составили победители олимпиад. И
это все - наши шаги к новому качеству образования.

Новые научные направления требуют новых нестандартных подходов к
подготовке кадров. Уже дважды в России проводилась Интернет-олимпиада
«Нанотехнологии - прорыв в будущее». Итоги олимпиад впечатляют - несколько
тысяч участников, больше половины из них студенты, средний возраст
участников - 20 лет. Знаменательно, что более половины участников
собираются посвятить этой сфере свою карьеру.

Университеты должны предоставить молодежи все возможности для
получения знаний, отвечающих современным достижениям науки. А в том, что
молодежь тянется к науке, мы еще раз убедились на третьем Фестивале науки,
состоявшемся осенью прошлого года в Москве. Из многих научных достижений,
которые были представлены на Фестивале науки, остановлюсь на работах учёных
Московского университета.

К юбилею Московского университета мы запустили первый университетский
спутник «Татьяна». Он успешно справился с поставленными задачами и даже
вдвойне превзошел свой нормативный ресурс. В прошлом году мы запустили
спутник «Юбилейный» совместно с МГТУ имени Н.Э.Баумана, а в текущем году
планируется запуск университетских спутников «Татьяна-2» совместно с
университетами Южной Кореи и Мексики и «Ютсат» совместно с университетами
Индии.

На качественно новом уровне находятся вычислительные мощности
Московского университета. В 2008 году введены в строй супервычислитель Блю-
Джин производства компании АйБиЭм со скоростью вычислений 28 терафлоп, т.е.
28 миллиардов операций в секунду, и супервычислитель мощностью 60 терафлоп,
созданный российскими специалистами. Суммарная мощность вычислителей МГУ
приблизилась к 100 терафлопам. Таких показателей больше нет нигде в России
и не так много в мире.

В настоящее время мы работаем над созданием в Московском университете
супервычислителя мощностью 500 терафлоп.

Супервычисления применяются для решения многих фундамен-тальных и
прикладных задач. Это - моделирование газодинамического обтекания тел
(градостроение, моделирование движения масс воздуха в городах);
компьютерное проектирование лекарств; и расчёт безопасности ускорителей
элементарных частиц; криптографические приложения и многие другие задачи.

Для развития и внедрения суперкомпьютерных технологий в российском
образовании, науке и промышленности под эгидой Российского Союза ректоров в
конце прошлого года был создан Суперкомпьютерный консорциум университетов.

Московский университет всегда осознавал себя частью мирового
образовательного пространства. Среди наших испанских партнеров такие вузы
как Автономный университет Мадрида, Университет Барселоны, Технический
университет Каталонии, Университет Валенсии, Технический университет
Валенсии, Университет Страны Басков, Гранадский университет и другие.

Говоря сегодня о культуре испанского и русского языков, мне бы
хотелось отметить, что специализация по испанскому языку в МГУ была введена
в 1945 году. Однако, обращая взгляд в прошлое, увидим, с каким интересом
относился к изучению испанского языка великий Ломоносов, основатель
Московского университета. Известно, что он учился испанскому языку, чтобы
читать в подлинниках произведения испанской литературы.

Об этом свидетельствуют и два принадлежавших ему учебных пособия
Собрино («Новая испанско-французская грамматика», (1703); «Испанский
секретарь, обучающий писанию писем на испанском языке в современном стиле»,
(1720), и рукописные заметки с упоминанием испанских книг, и, наконец,
известный отзыв о «великолепии испанского» языка в «Российской грамматике».
Едва ли случайно Ломоносов называет «испанский» первым в перечне тех
языков, которые сопоставляются с русским.

В 1978 году была создана кафедра иберо-романского языкознания, которая
предоставляет студентам возможность изучать испанский, каталанский,
галисийский и баскский языковые диалекты, в последствии - открыта новая и
единственная в России специализация - каталонистика.

В ближайшее время на базе Центра Сервантеса Московский университет
планирует открыть Центр иберо-романских исследований.

История и география наших отношений обширна. Позвольте напомнить об
одном общем для нас событии. Несколько лет назад, в 2006 году, в Москве
состоялся форум: «Развитие образования и науки в XXI веке: взгляд
университетов России и Латинской Америки» с участием представителей ведущих
университетов России, Испании, Мексики, Кубы, Бразилии и ряда других стран
Латинской Америки.

В Декларации Форума его участники выдвинули идею перехода научно-
образовательного сотрудничества наших стран на более высокий уровень
отношений через новые технологии в сфере дистанционного образования,
расширения связи между вузами, организации новых программы молодежных
обменов, активной поддержки изучения русского, испанского и португальского
языков. Сегодня нам отрадно видеть воплощение решений этого Форума в
жизнь.

Прошедший год для российского ректорского сообщества был ознаменован
крупным интеллектуальным форумом ректоров России «Университеты на пути к
новому качеству образования». На нем в форме конструктивной дискуссии
обсуждались темы, которые волнуют сегодня образовательное сообщество нашего
государства в наибольшей мере.

Это: фундаментализация образования, повышение его качества, университетская
наука, ее взаимодействие с наукоемким производством, поддержка одаренных
детей, привлечение к научной деятельности молодежи, ее духовно-
нравственное развитие и многое другое.

Дискуссия, начатая Университетским Форумом, была продолжена в
Российской академии наук, а идеи, высказанные его участниками, получили
широкое распространение в научно-образовательной среде, обсуждение
продолжилось уже на уровне российских регионов.

Сегодня Российский Союз ректоров готовится к очередному 9 съезду,
который состоится 19-21 марта в Интеллектуальном центре - Фундаментальной
библиотеке Московского университета. Съезд будет посвящен вопросам
выработки стратегии высшей школы в новых социально-экономических условиях.

Задача продолжения курса инновационного развития образования,
сохранения динамики и качественных параметров системы через ее приоритетную
поддержку и стимулирование на государственном уровне является
первостепенной для университетского сообщества России. Высшая школа вместе
с наукой призваны стать лидирующими сферами, предопределяющими
экономический подъем как нашего, так и других государств.

Позвольте рассматривать настоящую встречу в Мадриде, проходящую в
преддверии съезда российских ректоров, как проявление общей заботы о
сохранении высокого качества фундаментального образования наших государств.
Добиться этого можно только слыша и понимая друг друга.

Хотелось бы, чтобы и результаты Форума и результаты сегодняшнего
заседания нашли отклик в научно-образовательных корпорациях наших стран.

Дорогие коллеги!

Ещё раз возвращаюсь к основной идее своего доклада.

Я вижу смысл нашей встречи в том, чтобы сказать «нет» тем процессам,
которые разрушают фундаментальное образование, и сказать «да» тем
инновациям и нововведениям, которые направлены на усиление высшей школы во
имя будущих поколений.

Уверен, что в развитии образования наших стан заинтересованы все:

и наши государства, и различные социальные группы, и каждый отдельно взятый
человек. Хотя акценты могут существенно различаться.

Ведь, как говорил еще Ломоносов: «Правда родится не только и не
столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том
постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает
неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность».



Благодарю Вас за внимание.