Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/212.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:09:10 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:41:28 2012
Кодировка: koi8-r

Выступление Президента Ассоциации содействия развитию

высших учебных заведений, Председателя Совета ректоров вузов

Кабардино-Балкарской Республики, Ректора Кабардино-Балкарского
государственного университета и имени Х.М.Бербекова,

профессора Б.С.Карамурзова на совещании Президиума РАН
«Университеты на пути к новому качеству образования»
18 июня 2008 года


Добрый день, уважаемые коллеги!

Прежде всего, хочу поблагодарить вас за предоставленную возможность
выступить на таком высоком собрании.
Да, я представляю университет в регионе, но наш университет далеко не
типичный в ряду классических университетов, находящихся в регионах.
Попробую это обосновать это перечислением научных направлений, лабораторий,
которые у нас имеются. Это: физика и химия поверхностей; межфазные явления;
нанофизика и нанохимия; наноматерималы и нанотехнологии; астрофизика и
геофизика; уникальный комплекс лабораторий по геодинамике. Я бы мог и
дальше перечислять, но, наверное, этого достаточно, чтобы понять, чтобы
понять, что это действительно далеко не типичный для классического
университета в регионе вуз.
Все проблемы, которые здесь поднимаются, нам понятны и близки. Эти же
проблемы есть у нас. Точно также нас беспокоит ожидающееся внедрение
категорирования вузов, что погубит вообще всю систему. Точно также я мог бы
много говорить о том, каковы губительные последствия введения ЕГЭ.
Я хочу сказать о другой проблеме - проблеме, которая ставит под угрозу
само существование в нашей стране системы университетского образования, как
системы.
Речь идет о том, как решается проблема университетов в регионе и
каково отношение к миссии классического университета в регионе. От того,
как понимается эта миссия государством, я думаю, зависит в целом судьба
университетского образования.
Под пониманием миссии российского университета в регионе, которая
определяется тем, как решается вопрос о роли в системе образования молодежи
и способности этой системы выступить фактором стабильности и развития в
регионах России, зависит практически перспектива университетского
образования, которую сегодня, как я понимаю, мы рассматриваем здесь.
Понятно, что надо говорить о двух основных аспектах миссии российского
университета в регионе - социальном и культурном. Я не буду долго занимать
ваше внимание, но не могу не сказать о том, что в частности реализация
культурной миссии классического университета особенно тесно увязана с
конкретными условиями региона.
Уважаемые коллеги! Как вы понимаете, в полиэтничной и
многоконфессиональной социальной среде в регионах, в условиях относительно
неразвитой экономической структуры и, что особенно важно, при
сосуществовании традиционных и современных социальных институтов особая
роль принадлежит классическому университету. Вообще в регионе вся система
образования зависит от того, каков классический университет в этом регионе.
Именно он венчает всю систему регионального образования.
Потенциал классического университета может быть в полной мере
использован только в контексте последовательной государственной политики,
если она есть. Регионализация может привести к фрагментации единого пока
еще образовательного пространства. Но уже имеет место эрозия, а дальнейшая
фрагментация образовательного пространства может оказаться фатальной не
только для местных университетов.
Невозможно сделать выбор между обеспечением наивысшего уровня
профессионального образования и устойчивым воспроизводством единого
социокультурного пространства страны. Если мы не будем формировать у
молодежи современное научное мировоззрение, то резко расширится влияние на
нее иных мировоззренческих систем. И сегодня - хотим мы это признавать или
не хотим - уже далеко не секрет, что это уже имеет место и, к сожалению, мы
привыкаем к этому.
Уйти от такого негатива можно только при государственной поддержке
университетов, а это в свою очередь означает, что именно государственная
поддержка развития классического университета в регионе является
необходимым условием и залогом экономической и этнической устойчивости
регионов страны. Есть она? Я не буду отвечать на этот вопрос.
Поставлю другой: что же делать? Надо наконец понять, что объектами
политики комплексной региональной модернизации должны стать не отдельные
проблемы и аспекты экономического и социокультурного развития, а базовые
общественные процессы в регионах Российской Федерации.
Здесь опорным социальным институтом такой политики могут и должны
стать система образования и, прежде всего, классические университеты как
центры образования, науки и культуры, просвещения и информатизации. В
регионах нет других центров, которые характеризовались бы масштабностью
человеческих ресурсов, универсализмом научно-профессиональной компетенции,
открытостью культурным и технологическим инновациям. Уверяю, что нет других
центров в регионах.
Уважаемые коллеги! Затронута тема представляемся мне весьма
актуальной. Понижение статуса классических университетов (а к этому мы
идем!) в регионах, ослабление их позиций тождественны, на мой взгляд,
ослаблению устоев российской государственности в регионах.
Я думаю, что мы должны бороться в целом за систему образование, за ее
сохранение. Спасибо.