Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/207.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:09:08 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:39:52 2012
Кодировка: koi8-r

Выступление Президента Государственного

университета гуманитарных наук, Директора Института

всеобщей истории РАН, академика А.О.Чубарьяна
на совещании Президиума РАН
«Университеты на пути к новому качеству образования»
18 июня 2008 года


Уважаемые коллеги!

Поскольку все основные проблемы были высказаны, я остановлюсь только
на некоторых практических предложениях.
Первое касается концептуального характера.
Я думаю, что роль Академии в интеграции науки и образования, в
частности, состоит в том, чтобы мы оказывали большее воздействие на
концептуальные основы реформирования образования, которые непрерывно
происходят в нашей стране. В частности, если речь идет о Высшей школе,
ключевой вопрос - переход всей системы университетского образования на
двухуровневую систему (нам очень сложно говорить об этом, потому что есть
закон, подписанный Президентом) с сентября месяца следующего года. Виктор
Антонович только в Московском университете может выйти из этого процесса.
Но это сила Университета и его ректора.
Мне кажется, что по этой линии Академия наук могла бы высказать
соображения теоретического характера, что в мире не существует такой
унифицированной система, - она всюду многовариантна. Поэтому на основании
мирового опыта мы можем высказать пожелание или предложение, чтобы у нас
была многоуровневая и многовариантная система.
По гуманитарному циклу в Казани в ноябре с участием министра и Виктора
Антоновича мы проводим конференцию о гуманитарном образовании в России. Мы
приглашаем немецких экспертов. Я с ними уже разговаривал.
Ведь Болонский процесс, по большому счету, это философия, а не
механизм. У нас он воспринимается как чисто операционное дело, как
механизм. Есть три года, есть четыре года - и все. В сущности, это проблема
вовлеченности образования всех стран в какую-то единую систему. Эту идею мы
можем и должны поддержать.
Но мне кажется, что надо оказывать больше доверия (и пусть
Министерство в этом участвует!) нашим университетам, потому что есть целый
ряд направлений и специальностей, которые просто не поддаются
четырехлетнему обучению через бакалавриат.
По гуманитарному циклу невозможно подготовить специалиста китайского
языка. Бакалавр китайского языка - это просто нонсенс, это абсолютная
профанация.
Первое, что я хочу предложить. - Мы высказываемся, не отвергая эту
систему бакалавра и магистра, мы не отказываемся от нее, но мы предлагаем
многоуровневый, многовариантный подход.
Второй момент касается создания сети федеральных университетов. Я не
знаю мнение Виктора Антоновича по этому вопросу. В принципе это неплохая
идея, но тоже должна быть многовариантность. Нельзя все свести к
университетам по 100 тыс. студентов. В Южном федеральном округе все
университеты, которые находились в этом районе, механически объединили в
один. Но это не есть качественное слияние.
Я, например, большой сторонник особенно в гуманитарной сфере.
Например, маленький университет в Германии (в Констанции) получил самое
большое финансирование за прошлый год (опередив Геттинген, Гейдельберг. Это
маленький университет, там 3 тыс. студентов.) за свой исследовательский
характер. Практически это целый исследовательский университет по
гуманитарному циклу междисциплинарного характера.
Я думаю, что Министерство и Правительство должно поддерживать и такие
университеты тоже. В таких университетах Академия наук может играть одну из
решающих ролей, потому что это именно соединение науки и образования.
Третий момент. Даже в двухуровневой системе, я думаю, Академия наук
может сыграть большую роль. Сейчас обсуждается сущность концепции
магистратуры. Для меня, например, совершенно неясно, что такое будет
магистратура. Во-первых, ее не хотят вводить всюду. Во-вторых, по желанию
нашего Министерства она должна быть платной. Бакалавры заканчивают свой
университет, и это не значит, что они могут пойти к себе в магистратуру.
Я думаю, что роль Академии наук состоит в том, чтобы определить
взаимосвязь магистратуры и аспирантуры. Я, например, считаю, что хорошая
магистерская диссертация может засчитываться как вступительный экзамен в
аспирантуру. Есть такие опыты на Западе.
Мне кажется, что очень трудное положение сложилось с гуманитарным
образованием. В принципе в классических университетах оно находится в
неплохом состоянии, но оно абсолютно отсутствует во всех негуманитарных
вузах.
Когда-то был приказ министра (мы с Виктором Антоновичем боролись за
это дело), чтобы историю и философию ввели во всех вузах России, как два
предмета, которые надо изучать, имея в виду, что это имеет не только
профессиональный смысл, но и воспитательный смысл в проблемах
мировоззрения. Потом это благополучно заглохло. Сейчас вроде бы
Министерство возвращается к этой идее, но в очень аморфной форме.
Я думаю, что это существенный вопрос. Я писал письмо министру, что
надо восстановить гуманитарное образование, потому что надо готовить
образованных людей. Рядом со мной сидит очень известный академик-
гидроэнергетик, который говорит, что поступающие к ним специалисты, должны
уметь логически мыслить (а это, в известном смысле гуманитарное знание),
что есть катастрофически плохое владение русским языком и умение выражать
свои мысли, а это тоже вся система гуманитарного цикла и в средней, и в
Высшей школе.
Все говорят о гуманизации нашего общества, о гуманитарном образовании.
Может быть, имело бы смысл записать, что Академия наук и в этом вопросе
поддерживает идею, имея в виду и профессиональное образование, имея в виду
и воспитательные функции нашего государство.
В заключение скажу, что гуманитарное образование - есть база для всей
госслужбы. Я просил и мне посчитали. - Теперь и мы стали приближаться к
западным стандартам, у них вся исполнительная власть, вся законодательная
власть на 75-80 процентов - гуманитарии. В основном это юристы, которых у
нас тьма, но не все приспособлены для работы вообще где либо, особенно в
законодательных органах. Но в принципе гуманитарное образование это база
для нормального функционирования и исполнительной, и законодательной власти
и государственных органов. Спасибо.