Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/203.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:09:07 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:38:43 2012
Кодировка: koi8-r

Выступление Вице-президента РАН, Директора Математического института имени
В.А.Стеклова РАН, академика В.В.Козлова
на совещании Президиума РАН
«Университеты на пути к новому качеству образования»
18 июня 2008 года


Уважаемые коллеги!

Сегодня мы обсуждаем действительно очень важный вопрос. Качество
университетского образования это, по сути дела, и судьба нашего высшего
образования.
Конечно, образование в целом, в частности университетское образование,
несет и имеет разные миссии. Одна из них - просветительская. Но для нас,
для академического сообщества, очень важна другая тоже очень важная миссия
образования - подготовка кадров. Это подготовка кадров для науки, для
фундаментальных исследований и для высокотехнологического сектора. Здесь
ситуация, к сожалению, не очень благополучная. Я хотел бы обсудить здесь
три круга вопросов, связанных между собой.
Действительно, университетское образование в целом имеет массу
проблем. Для того чтобы это привязать к подготовке кадров, хочу привести
несколько примеров.
Мы говорим о подготовке кадров высшей квалификации, имея в виду
аспирантуру. Как выглядит эта проблема сейчас?
Мне кажется (и я прямо об этом хочу сказать), что Высшая школа за
последние годы просто провалилась в этом направлении. Численность
аспирантуры в вузах выросла более чем в четыре раза, в Академии наук -
всего на 25 процентов. Мы тоже подросли, но это совершенно незаметно на
этом фоне.
С чем это связано? Это массовое производство аспирантов сразу опускает
планку требовательности. Здесь Михаил Петрович Кирпичников в Высшей
аттестационной комиссии героически ведет борьбу за то, чтобы эту планку
приподнять. Ее легко опустить, а приподнять очень трудно. К тому же, в
законодательном плане аспирантура трактуется как следующий этап
послевузовского образования, что для нас непонятно и даже неприемлемо. Это
с одной стороны.
С другой стороны, вопрос, который задавал Юрий Сергеевич. Это очень
важный вопрос о научных исследованиях в Высшей школе, на каком уровне
находятся научные исследования в Высшей школе.
Сейчас в процессе создания находятся (а можно сказать, что созданы)
два федеральных университета - Южный федеральный университет и Сибирский
федеральный университет.
Меня удивила официальная цифра, сколько публикаций в рейтинговых
изданиях приходится в год на одного профессора-преподавателя, - 0,03. Это
значит, что из 100 профессоров и преподавателей только трое пишут статью в
приличном журнале.
А.А.Фурсенко часто критикует (может быть и справедливо) и нашу
Академию за то, что мы здесь не очень блестяще выглядим, но у нас
приходится одна статья в среднем на одного сотрудника. То есть, разница в
30 раз. Конечно, можно сказать, что люди заняты делом, преподают студентам.

Я хотел бы привести слова нашего великого хирурга Николая Ивановича
Пирогова, который имел вкус к преподаванию и был избран членом-
корреспондентом Петербургской академии наук. Он сказал: наука сама по себе
и светит, и греет, а образование без науки не светит и не греет, а только
блестит. Блестит отраженным светом, и это та самая ключевая проблема,
которую надо решать.
Создание федеральных университетов - хорошая идея, но ее реализация
связана с огромными трудностями. Трудно себе представить, что, соединив
несколько вузов в один, за короткое время мы получим университет
экстракласса мирового уровня. Это тяжелейшая кропотливая работа. Только
одними финансовыми вливаниями, к сожалению, эту проблему не решить.
Исаак Иосифович, видимо, по каким-то причинам вынужден был покинуть
наше заседание, но я хотел бы сказать даже в его отсутствие следующее.
Какая была попытка решить эту проблему при создании этих двух
федеральных университетов? Очень простая: давайте включим в состав этих
университетов два наших центра - Южный центр и Красноярский научный центр,
и проблема будет решена. Мы были категорически против этого и убедили
руководство и страны, и Министерства образования в том, что это
неправильные шаги и ничего хорошего это не даст.
Почему я об этом говорю? На очереди создание еще серии других
федеральных университетов, и схема примерно такая же. Опять будут попытки
ставить вопрос о том, чтобы некоторые академические институты механически
включить в эти федеральные университеты.
Коллеги, это вопрос для нас принципиальный, поскольку Академия наук,
особенно в последнее время, провела и проводит масштабную работу по
модернизации академического сектора. Мы структурировали, произошло
сокращение бюджетных сотрудников, как-то оживилась работа и заработная
плата повышается. Институты чувствуют друг друга, сравнивают, сопоставляют
и координируют между собой работу. Поэтому в составе Академии наук наши
институты имеют возможность позитивно развиваться дальше. А если резко
пересаженные на другую почву, то боюсь, что ничего хорошего из этого не
выйдет.
Второй круг вопросов связан с подготовкой кадров для науки и для
высоких технологий. Вчера на заседании Президиума наш выдающийся коллега
академик Арнольд в шутливой форме привел несколько примеров о проблемах
образования во Франции. Мы сочувственно посмеялись над этими проблемами, но
в действительности эти проблемы есть и у нас.
Виктор Антонович в своем выступлении сказал, что на мехмате - одном из
лучших факультетов страны, который дал так много нашей науке, нашей стране,
в частности военно-промышленному комплексу, - те же проблемы. Пока, слава
богу. Московский университет не по ЕГЭ набирает студентов, а все равно
имеются проблемы с качеством подготовки, с возможностью воспринимать тот
материал, который готовы им сообщать.
В.И.Арнольд говорил о Франции, я тоже приведу пример, который я люблю
приводить. В каждой стране есть своя система, и не так просто обстоит дело
во Франции. Конечно, массовое образование дается в университетах. Виктор
Антонович упомянул, что подготовка кадров для науки, для технологий
производится в «Эколь политехник», в «Эколь нормаль». Не по результатам ЕГЭ
туда принимают, там жесткий конкурс - 15 человек на место. Если ты туда
поступил, напрягай все свои силы, все свои возможности для того, чтобы
самореализоваться.
И вот пример, для меня он удивительный. У меня дома есть очень
подробный биографический справочник деятелей в области математики и
механики с античных времен до 90-ых гг. прошлого века. Там указано, кто из
выдающихся людей закончил то или иное высшее учебное заведение. Мне было
интересно, каково соотношение выдающихся математиков и механиков, которые
закончили Сорбонну и другие известные университеты Франции, и выпускников
«Эколь нормаль», «Эколь политехник». Надо было брать с 1792 г., - это год
основания «Эколь политехник».
Я пролистал все страницы и насчитал 134 человека. Это математики:
Каши, Пуанкаре, Адамар, гидромеханик Новье и т.д. Результат меня просто
поразил: всего 3 человека имеют университетское образование, все остальные
- выпускники либо «Эколь политехник», либо «Эколь нормаль», хотя «Эколь
политехник» было создано не для того, чтобы готовить исследователей. Они
готовили военных инженеров, но уровень отбора и подготовки такой серьезный,
который позволил выращивать элиту французской и мировой науки.
А что у нас является аналогом этих школ? Откуда мы должны черпать
молодых и талантливых сотрудников? Откуда мы должны пополнять наш кадровый
потенциал?
Конечно, у нас есть прекрасные университеты: Московский, Санкт-
Петербургский и ряд других университетов, которые для нас имеют
основополагающее значение. Это я хотел подчеркнуть в связи с тем проектом
постановления, которое нам роздано. Но надо сказать, что и Новосибирский
университет проводил колоссальную работу по подготовке кадров для науки
Сибири, Дальнего Востока. Собственно, вся фундаментальная наука вышла из
этого места.
У нас в Академии есть свои университеты. Например. Физико-технический
университет в Санкт-Петербурге, который создал Ж.И.Алферов, Химический
университет. В области гуманитарных исследований - Государственный
университет гуманитарных наук, который создал А.О.Чубарьян. Он работает на
базе наших научно-исследовательских институтов. Это для нас не только
бесценный опыт, но и база, откуда мы все черпаем. Поэтому для нас все это
чрезвычайно важно, и надо более широко все это поддержать.
Последнее - о молодежи, как нам решать проблему омоложения нашей
науки.
К сожалению или к счастью, ее нельзя решать за счет более старшего
поколения. Путь, по которому сейчас пошла академия наук, состоит в том,
чтобы пытаться давать новые рабочие места для молодежи. Мы выделили 250
временных, контрактных позиций для молодежи, и это очень важно. Два-три
года они находятся в орбите наших институтов, выполняя очень важную работу.

Мне кажется, что этот опыт надо расширять. И очень хотелось бы
рассчитывать на поддержку государственных органов, в первую очередь -
Министерства образования и науки.
Программы «Научные кадры инновационной России», безусловно, надо
поддержать, - в ней заложены хорошие идеи. Но, как всегда, проблемы кроятся
в деталях. Идти по обычному, привычному нам пути (есть сотрудник, подает на
грант, получает дополнительные средства, большую зарплату) можно, но вряд
ли это целесообразно. Мне кажется более важным за счет дополнительных
бюджетных средств создавать те временные позиции по конкурсу и т.п., и
пусть молодые люди работают в академических институтах, в ведущих высших
учебных заведениях и расширяют и увеличивают корпус молодых исследователей,
поскольку в этом наше будущее. Спасибо.