Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/200.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:09:06 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:37:52 2012
Кодировка: koi8-r

Выступление Президента Ассоциации развития педагогических университетов и
институтов, Ректора Московского педагогического

государственного университета, академика РАН В.Л.Матросова
на совещании Президиума РАН
«Университеты на пути к новому качеству образования»
18 июня 2008 года

Уважаемый Юрий Сергеевич! Уважаемые коллеги!

В своем коротком выступлении я хотел бы сказать несколько слов о той
теме, которую частично затронул Виктор Антонович, - это вопросы подготовки
учителей и школьного образования, которое мы сейчас наблюдаем в России.
Я думаю, что мы зачастую забываем, что очень важным фактором в деле
улучшения качества образования является подготовка учителей. В основном
учителя готовятся в системе педагогических вузов России. Я представляю
Московский педагогический государственный университет, который имеет 135-
летнюю историю. И можно гордиться тем, что многие ученые в прошлом работали
одновременно не только в Московском государственном университете им.
Ломоносова, но и в нашем. Достаточно сказать, что директором нашего вуза
являлся Сергей Алексеевич Чаплыгин, какое-то время исполнял обязанности
ректора В.И.Вернадский. Многие ученые работали в нашем институте:
Зелинский, Наметкин, Лосев, Новиков, лауреат Нобелевской премии Тамм и
многие-многие другие.
Я это говорю потому, что с 1918 по 1930 г. наш вуз назывался МГУ-2 и
здесь очень сильны традиции фундаментальной подготовки специалистов. Сейчас
мы наблюдаем ситуацию, когда среди 40 инновационных вузов, которые
оказались инновационным, есть три педагогических: два московских и один
санкт-петербургский им. Герцена.
Я могу сказать, что наша аспирантура и докторантура по количеству
обучающихся входит в состав пяти ведущих вузов России. Это можно сказать со
всей определенностью. У нас 32 специализированных совета.
Наряду с Российской академией наук, с Российской академией образования
мы осуществляем экспертизу учебников и ведем эту большую, ответственную и
важную работу на базе нашего Университета.
Сейчас я хотел бы сказать, что когда-то было около 100 педагогических
вузов в России, сейчас их - уже менее 70. Наверное, тенденции перехода в
классические университеты, поглощения другими вузами или просто
исчезновения просто неизбежны. Но вместе с тем мне кажется, что было бы
целесообразно рассмотреть мысль, что, наряду с укреплением ведущих
педагогических вузов, мы подумали также и о том, чтобы те слабые
педагогические институты, которые есть, переводили бы в филиалы ведущих
вузов или других классических университетов.
Вместе с тем, то положение, о котором говорил Виктор Антонович
(слабость школьного образования), во многом связано и с недостатком
подготовки учителей в педагогических вузах. Происходит очень сильное
старение кадров, большой процент работающих (особенно в начальных классах)
учителей не имеет диплома о высшем образовании. Здесь можно перечислить
очень много проблем, также как и то, что зачастую многие педагогические
вузы имеют материальную базу более слабую, чем школы, для которых они
готовят учителей. Это очень серьезный фактор.
Здесь бы очень поддержал бы тезис Виктора Антоновича о том, что мы не
должны ослаблять предметную подготовку учителей. Фундаментальность
подготовки - очень важный фактор. Зачастую в педагогических вузах, в
системе педагогического образования стремятся к тому, чтобы усилить
психолого-педагогическую или методологическую составляющую, а предметность
подготовки иногда в этом стремлении упускается и значительно слабее
готовятся учителя. Отсюда и те проблемы, о которых говорил сегодня Виктор
Антонович.
Я хотел затронуть только эти вопросы, понимая, что есть ограниченность
по регламенту. Мы очень тесно сотрудничаем с Российской академией
образования. Я думаю, что при поддержке и внимании Российской академии наук
подготовка учителя должна быть поставлена на более высокий уровень.
Спасибо.