Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/259.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:09:29 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:30:59 2012
Кодировка: koi8-r

СПРАВКА
по вопросу: «Об основных положениях государственной программы
«Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной
модели образования в 2009-2012 годы»

Проект государственной программы «Образование и развитие инновационной
экономики: внедрение современной модели образования

в 2009-2012 годы» (далее - Госпрограмма) разработан в соответствии с
поручением Президента Российской Федерации от 17 марта 2008 г. ? Пр-427 и
поручением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2008 г.

? ВЗ-П45-1745.
В проекте Госпрограммы отмечается, что стратегические ориентиры
социально-экономического развития на долгосрочную и среднесрочную
перспективу определены в рамках проекта концепции долгосрочного социально-
экономического развития Российской Федерации, разработанного в соответствии
с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания
Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года, в
соответствии с которым стратегическая цель государственной политики в
области образования до 2020 года - повышение доступности качественного
образования, соответствующего требованиям инновационного развития
экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Проектом Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации определены следующие приоритетные задачи развития
образования как базового элемента долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года:
обеспечение инновационного характера базового[1] образования в
соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях;
формирование механизмов оценки качества и востребованности
образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных
сопоставительных исследованиях;
модернизация институтов образования как инструментов социального
развития;
создание современной системы непрерывного образования[2], подготовки и
переподготовки профессиональных кадров.
Проектом Госпрограммы определен облик современной модели образования к
2020 году, который определяет следующую систему мер по основным
направлениям развития образования на период до 2020 года, положенную в
основу раздела «Развитие образования» проекта Концепции долгосрочного
социально-экономического развития.
В рамках первой приоритетной задачи - обеспечение инновационного
характера базового образования в соответствии с требованиями экономики,
основанной на знаниях:
обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с
задачами инновационного развития;
обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее
компетентностный подход, взаимосвязь академических знаний и практических
умений;
развитие вариативности образовательных программ;
обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в
соответствии с задачами инновационного развития.
В рамках второй приоритетной задачи - формирование механизмов оценки
качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей,
участие в международных сопоставительных исследованиях:
создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об
образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное
обновление, достоверность информации;
создание условий для привлечения иностранных студентов в российские
образовательные учреждения;
создание прозрачной объективной системы оценки индивидуальных
образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню
образования;
создание механизмов участия потребителей и общественных институтов в
контроле и оценке качества образования.
В рамках третьей приоритетной задачи - модернизация институтов
образования как инструментов социального развития:
создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие
детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального
положения;
создание образовательной среды, обеспечивающей доступность
качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными
возможностями здоровья;
создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой
молодежи;
создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;
развитие финансовых инструментов социальной мобильности.
В рамках четвертой приоритетной задачи - создание современной системы
непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных
кадров:
создание системы внешней независимой сертификации профессиональных
квалификаций;
создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного
профессионального образования;
создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные
услуги непрерывного профессионального образования.
Приоритетные задачи развития образования как базового элемента
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, а
также система мер по их реализации на период до 2020 года определяют
следующие цель и задачи Госпрограммы.
Цель Госпрограммы: внедрение механизмов поэтапного формирования и
реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение
доступности качественного образования в соответствии с требованиями
инновационного развития экономики, современными потребностями общества и
каждого гражданина.
Задачи Госпрограммы:
1. Обеспечение институциональных условий для развития результатов
первого этапа приоритетного национального проекта «Образование»

(далее - ПНПО).
2. Внедрение в систему базового образования эффективных механизмов,
обеспечивающих его соответствие требованиям экономики, основанной на
знаниях.
3. Внедрение в систему образования эффективных механизмов оценки
качества и востребованности образовательных услуг.
4. Создание условий для модернизации институтов образования как
инструментов социального развития.
5. Внедрение эффективных механизмов организации непрерывного
образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
6. Обеспечение преемственности всех уровней образования на основе
инновационных образовательных технологий, общих подходов к оценке качества,
инструментов социального развития и непрерывного образования.
Цель и задачи Госпрограммы, а также вытекающий из них комплекс
мероприятий (действий) полностью синхронизированы с целью, задачами и
пошаговым планом мер в рамках Концепции долгосрочного социально-
экономического развития, таким образом, Госпрограмма представляет собой
первый этап ее реализации в части развития образования на среднесрочную
перспективу.
Цель и задачи Госпрограммы предусматривают реализацию ключевых
системных изменений на всех уровнях образования, включая:
обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях
системы образования, обеспечивающее ее соответствие перспективным
тенденциям экономического развития и общественным потребностям,
практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность;
повышение вклада дошкольного образования в инновационные процессы на
основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг, поддержки и более
полного использования образовательного потенциала семей;
в части общего образования - индивидуализацию, ориентацию на
практические навыки и фундаментальные умения, укрепление базовых школ,
расширение сферы дополнительного образования;
расширение участия работодателей на всех этапах образовательного
процесса в системе профессионального образования;
вовлечение студентов и преподавателей учреждений высшего
профессионального образования в фундаментальные и прикладные исследования
как важнейший ресурс и инструмент освоения студентами компетентностей
поиска, анализа, освоения и обновления информации, что позволит сохранить
известные во всем в мире российские научные школы, и развернуть систему
исследований нового качественного уровня, ориентированных на потребности
инновационной экономики знаний;
формирование системы непрерывного образования на основе внедрения
национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций,
модульных программ, позволяющее максимально эффективно использовать
человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в
течение всей жизни.
Цель и задачи Госпрограммы, а также результаты и достижения ПНПО
определяют следующие этапы и специфику развития образования в среднесрочной
перспективе.
В 2009 году будет обеспечено продолжение реализации ключевых
направлений приоритетного национального проекта «Образование», интеграция
государственных программ и проектов, направленных на развитие образования.
Цель этапа - интеграция государственных мер по развитию образования на
основе достижений ПНПО.
В 2010 году основной акцент будет сделан на институциональных
изменениях в системе образования, оформится интегрированный законодательный
акт - закон Российской Федерации «Об образовании». Цель этапа -
институциональное и нормативное обеспечение формирования и внедрения
современной модели образования.
В 2011 году ключевые институциональные изменения будут подкреплены
проектной логикой «деньги в обмен на обязательства» на всех уровнях системы
образования. Цель этапа - апробация и проработка механизмов ключевых
общесистемных изменений в развитие достижений ПНПО.
В 2012 году пилотные образцы и инновационные образовательные программы
станут основой дальнейших общесистемных изменений всей сферы образования.
Цель этапа - внедрение механизмов ключевых общесистемных изменений.
Объемы и источники финансирования Госпрограммы:
|Из всех источников |1072,4 |99,33 |254,59 |329,08|389,38 |

Ожидаемые конечные результаты реализации Госпрограммы и показатели
социально-экономической эффективности:
формирование не менее пяти научно-образовательных центров мирового
уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные
программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных
инновационных проектов в рамках территориально-производственных кластеров;
развитие инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские
задачи инновационной экономики на основе интеграции образовательной,
научной и производственной деятельности;
повышение доли (не менее 20%) внебюджетных средств в общем объеме
инвестиций в сферу профессионального образования;
обновление типологии образовательных программ и учреждений, структуры
системы образования с учетом результатов конкурсной поддержки инновационных
образовательных программ и программ развития образовательных учреждений и
соответствующим нормативным закреплением (в том числе, обеспечение правовой
основы функционирования «социо-культурных образовательных комплексов»,
«центров квалификаций», «исследовательских университетов», «ресурсных
центров»);
развитие форм финансирования образовательных учреждений, позволяющих
сконцентрировать частные и государственные финансовые средства на цели
опережающего развития и структурных изменений в системе образования;
перевод всех учреждений общего и профессионального образования на
нормативное подушевое финансирование (включая определение нормативов
финансирования по всем направлениям подготовки);
становление системы привлечения работодателей к созданию федеральных
государственных образовательных стандартов и аккредитации образовательных
программ;
формирование национальной квалификационной структуры (НКС) с учетом
перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и
профессиональной мобильности граждан; обновление макетов федеральных
государственных образовательных стандартов и модернизация программ обучения
всех уровней на базе квалификационных требований НКС; переход на уровневые
программы подготовки специалистов с учетом кредитных принципов построения
образовательных программ, внедрение общеевропейского приложения к диплому о
высшем образовании;
переход учреждений профессионального образования на систему адресных
стипендий, предоставление стипендий, обеспечивающих возможность
самостоятельно прожить в регионе обучения, нуждающимся студентам;
развитие в образовательных организациях органов самоуправления,
реализующих государственно-общественный характер управления
(попечительских, наблюдательных и управляющих советов);
введение систем оплаты труда педагогического и административно-
управленческого персонала образовательных учреждений, учитывающих качество
и результативность их деятельности;
разработка стандартизированной программы повышения квалификации
«Современный образовательный менеджмент» на базе современных
квалификационных требований к руководителям образовательных организаций, и
проведение сертификации всех руководителей образовательных организаций;
создание системы независимой общественно-профессиональной аккредитации
программ обучения; распространение практики общественно-профессиональной
сертификации выпускников образовательных программ; вхождение в
международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и
учреждений;
создание системы общественных рейтингов образовательных организаций,
программ непрерывного профессионального образования;
повышение доли граждан, удовлетворенных полученным базовым
образованием через год после его завершения (по результатам социологических
исследований, в соответствии с методологией оценки эффективности
деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации)
с 40 до 60 процентов;
повышение доли (не менее 70 процентов) учащихся образовательных
учреждений, которые обучаются в соответствии с современными требованиями к
условиям организации образовательного процесса;
появление нескольких ведущих российских вузов в международных
рейтингах на местах не ниже 500;
повышение доли средств, привлеченных через НИР и НИОКР в структуре
доходов вузов, с 5 до 20 процентов;
повышение доли средств на научные исследования, проводимые в вузах, в
общем объеме средств, направляемых на научные исследования,

с 5 до 16 процентов;
повышение доли выпускников вузов, получивших международное
(общеевропейское) приложение к диплому о высшем профессиональном
образовании, с 2 до 20 процентов;
повышение доли выпускников образовательных учреждений всех уровней
образования, проходящих итоговую аттестацию во внешних независимых
аттестационных центрах, с 20 до 50 процентов;
доля образовательных организаций и программ, прошедших аккредитацию в
международных ассоциациях - не менее 1,5 процентов;
повышение доли образовательных учреждений, в которых согласно
зарегистрированному уставу создан орган самоуправления, реализующий
государственно-общественный характер управления, и принимающий участие в
оценке качества и востребованности предоставляемых образовательных услуг,

с 25 до 90 процентов;
повышение доли педагогических работников, получающих среднемесячную
заработную плату выше среднемесячной заработной платы в экономике по
региону, от общего числа педагогических работников

с 10 до 27 процентов;
повышение доли образовательных организаций, размещающих в сети
Интернет и представляющих местному сообществу ежегодный отчет об
образовательной и хозяйственной деятельности по установленной форме,
обеспечивающей объективность, полноту, прозрачность информации,

с 5 до 100 процентов;
повышение охвата детей услугами дошкольного образования

с 61 до 65 процентов;
повышение доли детей в возрасте 8-18 лет с ограниченными возможностями
здоровья, получающих общее образование с 89 до 92 процентов; в том числе, в
неспециализированных образовательных учреждениях («инклюзивно») - с 40 до
50 процентов;
повышение доли лиц в возрасте 8-18 лет, получающих общее образование,
от числа лиц данного возраста, не получивших общее образование,

с 95 до 96 процентов;
повышение доли детей и молодежи в возрасте 14-25 лет, получающих
дополнительные образовательные услуги для одаренных детей и талантливой
молодежи[8], с 12 до 22 процентов;
повышение доли лиц в возрасте 5-18 лет, получающих бесплатные
дополнительные образовательные услуги, с 27 до 40 процентов;
повышение доли освоивших в течение года программы подготовки и/или
переподготовки и повышения квалификации кадров за счет финансирования
предприятий и организаций от общего числа обучавшихся по таким программам
от 45 до 56 процентов;
повышение доли занятого населения в возрасте 25-55 лет, прошедшего на
протяжении последнего года повышение квалификации и/или переподготовку, в
общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы

с 12 до 27 процентов;
повышение доли мигрантов трудоспособного возраста, прошедших
сертификацию профессиональных квалификаций, от общей численности мигрантов
трудоспособного возраста с 0 до 30 процентов;
создание не менее 60 центров сертификации квалификаций во всех
федеральных округах.
-----------------------
[1] Под базовым образованием для целей настоящего документа понимается
образование всех уровней, в отношении которых действуют федеральные
государственные образовательные стандарты, необходимое для полноценного
вступления в трудовую деятельность.
[2] Под непрерывным образованием для целей настоящего документа понимается
формальное и неформальное дополнительное образование учащихся, рабочих и
специалистов, обеспечивающее оперативное обновление востребованных
компетентностей.
[3] 2009-2012 годы, в сопоставимых ценах 2007 года.
[4] федеральная целевая программа развития образования
[5] научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
[6] государственные капитальные вложения
[7] в рамках региональных программ (оценочно) и софинансирования проектов,
поддерживаемых из федерального бюджета на конкурсной основе
[8] Под дополнительными образовательными услугами для одаренных детей и
талантливой молодежи понимаются научные, творческие лагеря и школы в
каникулярное время и др. формы организации научно-исследовательской работы;
дистанционное, очно-заочное обучение и консультирование с использованием
возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций; обучение в
соответствующих интернатах и при поддержке консультационных центров
(центров сопровождения) при ведущих научно-образовательных комплексах