Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/132.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:08:39 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:17:26 2012
Кодировка: koi8-r

[pic]



С Т Е Н О Г Р А М М А
РАСШИРЕННОГО ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ

20 ноября 2007 г., 15.00
Зал заседаний Ученого совета Интеллектуального центра -
Фундаментальной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова














Москва - 2007 г.

САДОВНИЧИЙ В.А.
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги!
Мы собрались на расширенное заседание Совета Российского Союза
ректоров. Я благодарю всех коллег, приехавших издалека и принимающих
участие в сегодняшнем расширенном заседании Совета.
Повестка дня роздана. Какие будут замечания по повестке нашего
заседания? (Принять). Есть предложение принять повестку дня.
Уважаемые коллеги, первым вопросом у нас значится «Интеллектуальный
потенциал инновационной экономики России».
Для нас доставляет большое удовольствие и честь, что в обсуждении
этого вопроса принимает участие Председатель Государственной Думы
Российской Федерации Борис Вячеславович Грызлов.
Андрей Александрович Фурсенко подъедет через несколько минут.
Остальные вопросы мы проведем в нашем обычном формате Совета
Российского Союза ректоров.
Приступаем к обсуждению первого вопроса.
Позвольте мне сказать несколько слов вводной речи.
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги!
Актуальность темы, которую мы вынесли для обсуждения на расширенное
заседание Совета Российского Союза ректоров «Интеллектуальный потенциал
инновационной экономики России» не вызывает у нас сомнений.
Не случайно заседание приурочено к 15-летию нашей авторитетной
организации, организации ректорского корпуса России.
Главной задачей Российского Союза ректоров является совершенствование
системы подготовки кадров на основе новейших научных знаний и высоких
технологий, воспитания чувства гражданской ответственности и личной
причастности каждого выпускника наших вузов к судьбе своей Родины - России.
Мы поставили перед собой эту цель в непростое для страны время тяжелых
финансовых, кадровых и правовых проблем высшей школы и фундаментальной
науки. И сейчас мы видим, что поставленная нами цель оказалась верной.
Принятие государством стратегии развития, ориентированной на построение
современной инновационной экономики, экономики знаний, интеллекта
подтвердило правильность курса Российского Союза ректоров, который все эти
годы пользовался неизменной и твердой поддержкой не только ректорского
корпуса, но и всего многомиллионного образовательного и научного сообщества
России. И вот сегодня, в день некруглого юбилея Российского Союза ректоров,
его 15-летия, я хотел бы от всего сердца поблагодарить всех, кто нас
понимал и поддерживал все эти годы - годы становления новой системы
образования. В истории высшей школы эти 15 лет на самом деле составляют
целую эпоху, если судить по тому, с чего мы начинали и к чему в итоге
пришли и приблизились.
Уважаемые коллеги, развитие отечественной высшей школы является не
просто необходимым условием построения современной инновационной экономики,
а в ответ на запросы этой экономики высшая школа сама приобретает новый
облик, который позволит, как это было в недавнем прошлом, вновь заговорить
о российской системе образования, как об одной из лучших в мире
Построение инновационной экономики предполагает обязательное наличие
двух составляющих: высокообразованных специалистов нужного количества и
номенклатуры этих специалистов, а также востребованность инновационной
продукции нашей производственной сферой, да и обществом в целом.
В своем выступлении я хотел бы очень кратко сказать о первой
составляющей. Реализация принципиально новой инновационной стратегии
государства невозможна без обновления интеллектуальных ресурсов. Здесь я бы
хотел выделить несколько пунктов.
Первое - это воспроизводство интеллектуального потенциала России.
Почему-то иногда считается, что в отличие от природных ресурсов, которые
исчерпаемы, интеллектуальные ресурсы России или вообще неисчерпаемы, или,
как многие считают, легко возобновляемы. За таким отношением к
интеллектуальным ресурсам кроется, на мой взгляд, непонимание проблем их
воспроизводства, которое основано на предположении, что, например,
достаточно увеличить финансирование системы образования, и проблема
исчезнет сама по себе. В действительности это не так. Уже к середине 90-х
годов многие направления российской науки оказались утраченными навсегда.
Дело здесь не только и не столько в недостаточности финансирования, сколько
в сокращении интеллектуального ресурса до той критической массы, за которой
следуют необратимые процессы разрушения, исчезновение научных школ и
прекращение воспроизводства научных кадров. К счастью, во многих жизненно
важных областях науки у нас это пока не произошло. Поэтому сейчас очень
важно сохранить этот интеллектуальный ресурс и эту систему воспроизводства
кадров в наиболее актуальных областях науки, обеспечивающих инновационное
развитие науки, например, в области нанотехнологий, где нужно очень большое
количество специалистов с глубокой фундаментальной подготовкой одновременно
на стыке ряда наук и технологий.
Говоря об исчерпаемости природных ресурсов, всегда сохраняют надежду
на потенциальное существование еще не открытых новых месторождений, а что
касается восстановления интеллектуальных ресурсов, то у нас нет
неразведанных месторождений кроме наших университетов. Поэтому необходимо
укрепление государственного сектора в высшей школе, формирование
устойчивого, можно сказать, государственного задания на интеллектуальные
ресурсы. Ведь очевидно, например, что рынок, даже самый идеальный, никогда
не потребует специалистов, скажем, в области фундаментальных наук, а уж тем
более в области наук гуманитарных. А без таких специальностей общество не
может развиваться и существовать. Поэтому крайне важно найти адекватное
место и этой составляющей интеллектуальных ресурсов в построении нашей
экономики.
Второе - это качество интеллектуальных ресурсов. Безусловно, Россия
очень богата талантами. У нас много очень талантливой молодежи. Для ее
поддержки, для реализации этих талантов надо создавать условия наибольшего
благоприятствования. Талантливые дети - это наше бесценное достояние. Они
составляют тот ресурс, из которого формируется когорта интеллектуальной
элиты государства. Но очень трудно находить таких детей, выделять их из
общей массы, еще труднее обеспечить их настоящее образование, воспитание и
привлечь их в науку. Мы много делаем для этого. Один из наиболее интересных
шагов в этом направлении - фестиваль науки, который в этом году проходил
уже второй раз. Его программу подготовили около 30 вузов Москвы. Гостями
фестиваля науки стали около 100 тыс. школьников и студентов. Талантливые
дети должны чувствовать наш интерес к себе, а наша задача - раскрыть перед
ними перспективу их таланта и осветить их путь. Прекрасный рассказ-притча
Владимира Галактионовича Короленко «Огоньки» полон глубокого смысла для
всех, но особенно для творчески одаренной личности. Без путеводной звезды
трудно, почти невозможно двигаться вперед зачастую в непроглядной тьме
повседневности. Для людей талантливых, а потому, как правило, одержимых
высокая идея движения к цели оказывается главной жизненной потребностью. В
этом и корни их счастья, и причины отнюдь не редких несчастий. Выявление
одаренных детей и развитие у всех учащихся интереса к наукам посредством
олимпиад, интеллектуальных соревнований, моральная, а если удается, и
материальная поддержка талантливых школьников, педагогов, их выдающихся
питомцев, - вот одна из важных задач Российского Союза ректоров. Мы много
для этого делаем. В настоящее время идея научных олимпиад школьников
воспринята обществом, активно поддерживается на государственном уровне.
Позвольте здесь особо отметить крайнюю значимость поручения, которое
Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин дал год назад органам
государственной власти, Российской академии наук и нашему Союзу ректоров по
данному вопросу. Это поручение придало мощнейший импульс совместной
скоординированной работе института власти и общества.
Цитирую поручение Президента по развитию системы отбора, подготовки и
привлечению к научной деятельности талантливой молодежи, поддержки научно-
технического творчества школьников, студентов и молодых ученых. Это
поручение существенно расширило участие регионов в данной работе.
Олимпиадное движение не только прирастает количественно, но и
расширяет свою географию, укрепляет свою правовую базу. Это находит
отражение и в федеральном законодательстве. На днях при поддержке
Министерства по образованию и науке, Российского Союза ректоров был
образован Совет по олимпиадному движению. Это, безусловно, важный шаг в
направлении придания олимпиадному движению должной организационной
устроенности и системности. Ведь без поиска и воспитания талантливой
молодежи, внутренне приверженной научному поиску и амбициозной в своих
научных целях, переход к инновационной экономике неосуществим. Как удачно
выразился один из наших молодых докторов: «Если ты хочешь стать Биллом
Гейтцем, то тебе надо сделать чуть больше». Поэтому развитие эффективной
системы поиска продвижения в интеллектуальную элиту страны талантливой
молодежи - это одна из важнейших конкретных задач, наша с вами, уважаемые
коллеги.
Третье - интеллектуальные ресурсы, утечка умов и миграционная
политика.
Мне приходилось много выступать по проблеме утечки умов. В
подтверждение того, что это действительно большая проблема, присущая многим
странам, процитирую «друга» нашей страны Джефери Сакса, он хорошо известен
как соавтор шоковой терапии. Давайте почитаем, что он пишет: «Отток
капитала происходит не только в форме утечки финансов. Квалифицированные
рабочие, врачи, медсестры, ученые, инженеры тоже покидают бедные страны в
поисках лучшей доли. И получается парадокс - беднейшие государства,
испытывающие острую потребность в инвестициях, зачастую сами выступают в
роли экспортеров капитала». По данным Центризбиркома России сейчас за
границей на постоянной основе проживает около 10 миллионов наших сограждан.
Большую их часть составляют специалисты, ученые, деятели культуры, много и
молодежи, обучающейся в зарубежных университетах. Возвращаются сейчас пока
еще немногие. Рассчитывать, конечно, только на патриотические чувства,
наверное, не следует. Поэтому нужны и государственные меры, которые бы
существенно изменили для них мотивацию выбора между зарубежьем и Россией.
Если их не принять, то, может быть, наши попытки обновления
интеллектуальных ресурсов России будут не осуществлены.
За истекшее десятилетие процесс интеллектуальной миграции из России
претерпел некоторые изменения. Во-первых, основной тенденцией последних лет
стало заметное изменение возраста мигрирующих. С конца 90-х годов научная
миграция помолодела и продолжает оставаться молодой, охватывая
преимущественно молодых кандидатов наук, аспирантов, выпускников. Основные
причины выезда за рубеж - пока еще низкая материальная оценка труда и
отсутствие современных условий работы. Однако сейчас по предварительным
оценкам Госкомстата тенденция численности занятых исследованиями и
разработками сократилась. Так, если за 2005 год снижение численности
составило 10 тыс. человек, то в 2006 это уже 2 тыс. человек. Следует
заметить, что среди студенческой молодежи сейчас нет массовой тяги к
отъезду за рубеж. Материалы обследования 2002 года показали, что лишь 5 %
выпускников намерены сразу после окончания вуза уехать за границу, из них
половина - для того, чтобы продолжать там обучение. Молодые ученые теперь
более заинтересованы работать в России. Конечно, научное сотрудничество
-улица с двухсторонним движением. Хотелось бы, чтобы по этой улице было и
встречное движение. Хорошо, что сейчас уже начали создаваться условия для
возврата уехавших в 90-х годах наших специалистов. Нам нужно принципиально
по-другому строить отношения и с соотечественниками из республик бывшего
СССР, которые представляют определенный резерв для пополнения наших
интеллектуальных ресурсов. Ученые этих стран проявляют большой интерес к
сотрудничеству с Россией. Они стремятся к сохранению единого
образовательного пространства. Об этом все они говорили на I и на II
Форумах научной и творческой интеллигенции стран СНГ. Первый прошел здесь,
в библиотеке, а второй несколько дней назад завершился в Астане.
Я считаю, что каждый наш университет или академический научно-
исследовательский институт должны иметь возможность приглашать к себе на
работу ученых и преподавателей из других стран.
Четвертое - интеллектуальные ресурсы и естественные науки.
Известный французский физик Пьер Эгрейн как-то сказал, что научно-
технический прогресс происходит, в общем, по следующей схеме: научное
открытие делает физик-экспериментатор, потом приходит теоретик и создает
математическую теорию, потом инженер находит применение этому открытию в
практике повседневной жизни, а затем приходит человек, который не знает ни
физики, ни математики, ни инженерного дела, но обо всем умеет судить и
говорить. Я специально выделил этот вопрос, потому что с каждым годом в
школьном образовании, да и во многих вузах неоправданно сокращается
преподавание естественнонаучных, особенно математических дисциплин. Но ведь
вся без исключения высокотехнологическая сфера стоит на фундаменте
математики и использует модели. Есть и другой аспект. Воспитание по-
настоящему образованного человека, обладающего научным мировоззрением,
умеющего логически мыслить, понимать природу явлений, просчитывать
всевозможные последствия тех или иных решений, невозможно без естественных
наук. Поэтому сегодня укрепление естественнонаучной, математической
составляющей образования -необходимое условие построения современной
инновационной экономики. Здесь у нашей страны значительное преимущество
перед многими странами. У нас есть соответствующие научные школы мирового
уровня, у нас есть глубокие традиции фундаментального образования, хорошо
зарекомендовавшие себя методики на всех уровнях. Наконец, у нас есть
огромный фонд первоклассных учебников, что также является нашим несомненным
преимуществом.
Пятое - о человеческом факторе и построении инновационной экономики.
Все мы отлично помним, насколько болезненно проходили в последние годы
преобразования в социально-экономической сфере нашей страны, потеря
наименее обеспеченными гражданами всех своих сбережений, наконец, не столь
далекая история с монетизацией льгот - все это породило у людей чувство
недоверия к преобразованиям. Именно поэтому сейчас необходимо и особенно
важно в построении новой экономики учитывать человеческий фактор. Люди
должны чувствовать, и они начинают это чувствовать, что новая экономика
страны создается для них. Только тогда они будут активными участниками ее
построения. Нужны люди. Большие надежды мы возлагаем на проект
«Профессиональная команда страны», итоги которой сегодня всего два часа
назад подвел Борис Вячеславович Грызлов. Отобраны действительно выдающиеся
руководители, молодые люди, которые будут осуществлять развитие нашей
экономики.
Инновационная экономика должна быть не просто конкурентоспособной в
мире. Она должна быть направлена на улучшение качества жизни людей, она
должна сохранять для следующих поколений природные ресурсы, здоровую среду
обитания и, самое главное, сохранять моральные нормы и идеалы духовно-
нравственного объединения общества.
Я считаю, что постановка сегодняшнего вопроса крайне важна и крайне
актуальна. Еще раз хочу выразить благодарность Борису Вячеславовичу за
участие в обсуждении этого вопроса. Спасибо.
(Аплодисменты).
Слово для выступления имеет Борис Вячеславович Грызлов.
ГРЫЗЛОВ Б.В.
Уважаемые коллеги, тема сегодняшнего заседания «Интеллектуальный
потенциал инновационной экономики», безусловно, исключительно актуальна.
Проблемы взаимодействия системы образования и бизнеса, роли науки в
построении экономики знаний сегодня уже не просто обсуждаются, они начинают
активно решаться. Как сказал Виктор Антонович, сегодня мы подвели итоги -
это первые итоги проекта «Профессиональная команда страны» или «Кадровый
потенциал страны». Результаты большой работы по привлечению наиболее
талантливых и перспективных людей впечатляют. Подано 18 тыс. анкет,

18 тыс. человек посчитали себя достойными для включения в кадровый резерв,
в профессиональную команду страны. Мы рассчитывали на то, что 10-12 тыс.
человек мы сможем включить в этот проект, но реалии превзошли наши ожидание
и 18 тыс. реально приняли участие в конкурсе. На региональном уровне были
отобраны 6 тыс. человек. Это различные области - и медицина, и бизнес, и
образование, и средства массовой информации, и сельское хозяйство. Создана
база данных, которая реально может служить основой для предложений на самых
разных уровнях кандидатов, включенных в базу данных, на самые перспективные
должности. Когда мы этот вопрос обсуждали с Президентом, он просил, чтобы
этой базой данных могли пользоваться и в Кремле. Также эта база данных
будет передана и в Правительство Российской Федерации. Эти люди,
безусловно, будут интересны и для регионального уровня власти, и для
местного самоуправления.
Потребности модернизации экономики в нашей стране, безусловно,
показывают, что то, что сделано в рамках проекта «Профессиональная команда
страны» еще недостаточно. Мы считаем, что этот проект - только начало
большой системной работы. Важно чтобы система образования соответствовала
потребностям растущей экономики. Об этом мы много говорили и у себя в
регионах, и у себя в вузах. Об этом говорили и в Союзе ректоров.
Безусловно, мы говорим о долгосрочной кадровой политике, мы говорим о том,
кто будет решать сложные и ответственные задачи, в России. Россия вступает
сейчас в новый этап развития, когда инновации становятся фактором
экономической безопасности, гарантией стабильности суверенитета страны.
Выход на инновационный курс - это ключевая задача нашей общенациональной
стратегии. Эта стратегия отражена в плане В.В.Путина. Экономическая
конкурентоспособность обеспечит и высокое качество жизни людей, и
международный авторитет России в стремительно набирающем свой бег XXI веке.
Создание необходимой для этого законодательной базы стало одним из
приоритетов в работе Государственной Думы четвертого созыва. Мы приняли
законы об особых экономических зонах, которые будут способствовать развитию
высокотехнологичных отраслей и производству новых видов продукции. Это зоны
промышленно-внедренческие, это производственные зоны, туристические зоны,
портовые зоны. Это четыре закона, которые определяют характер и качество
экономических зон. Еще у нас были приняты законы, которые ряд территорий
наделяют статусом особых экономических зон: это Калининградская область и
Магаданская область. Так что, в этом направлении достаточно серьезно
проработана законодательная база. Мы приняли Закон «О Банке развития». Банк
развития внешнеэкономической деятельности, который будет поддерживать
инновационные отрасли. Он будет находить ресурсы для развития
конкурентоспособных отраслей промышленности в нашей стране, имея в виду, в
том числе, и долгосрочные финансовые ресурсы. Банк развития будет
формировать свой уставной капитал, в том числе из федерального бюджета.
Планируется, что это достаточно большой объем, который будет выделен из
федерального бюджета. Учитывая, что каждый государственный рубль, каждый
федеральный рубль привлекает примерно десять рублей частных инвестиций, мы
можем рассчитывать, что наш Банк развития внешнеэкономической деятельности
станет одним из крупнейших мировых банков, для этого есть все основания. Мы
приняли решение о создании российской венчурной компании. На эту компанию
уже в этом году было выделено 15 миллиардов рублей. Создается вертикаль
венчурных компаний, где государственная венчурная компания фактически
является гарантом тех венчурных компаний, которые реально работают с
реальными проектами, с реальными юридическими лицами. Созданы
государственные корпорации. Это законы, которые позволяют государству
реально поддерживать конкурентоспособные отрасли экономики, то есть
заниматься реальной политикой. Четыре, пять лет назад это было еще
невозможно, экономический блок правительства препятствовал любому
финансированию из федерального бюджета, направленному на реальный сектор
экономики, якобы это будет нарушать основные принципы рыночной экономики в
нашей стране. Тем не менее, это был проект партии «Единая Россия». Мы
сумели доказать, что конкурентоспособные отрасли нашей экономики должны
поддерживаться из федерального бюджета, должна быть государственная забота.
Созданы Объединенная авиационная корпорация, Объединенная судостроительная
корпорация, корпорация по нанотехнологиям, недавно был принят закон о
создании корпорации «Росатом», корпорации «Ростехнология», создана
государственная корпорация «Росолимпстрой» в связи с необходимостью
подготовки города Сочи к проведению Олимпийских игр. Учитывая, что общий
объем финансирования превышает 300 млрд. рублей, было принято решение
обеспечить большой и серьезный контроль за расходованием этих средств. Было
принято решение, что этим будет заниматься государственная корпорация,
которая будет являться заказчиком для всех тех работ, которые будут
проводиться в Сочи в связи с Олимпийскими играми. В ближайшие годы
прогнозируется сохранение высоких темпов экономического роста в России. Но
мы должны понимать, что этот рост имеет смысл только в том случае, если
будет опираться не на сырье, а в первую очередь на новые технологии. Нам
нужен качественный экономический рост. Это именно так. Сегодня мы можем
говорить, что вклад в рост валового внутреннего продукта России
обрабатывающие отрасли, отрасли машиностроения уже вносят больший, чем
продажа нашего сырья на экспорт. Это существенно. Этот перелом достигнут
буквально в 2007 году. Ситуация, когда российский бизнес предпочитает
заказывать исследования за рубежом, а это происходит сплошь и рядом,
безусловно, неприемлема и должна быть изменена. Думаю, что это ни у кого из
вас не вызывает сомнений. Нам, безусловно, нужно повышать изобретательскую
активность, надо научиться широко внедрять научные разработки, строить на
них серийные производства. Говорю об этом как человек, который также
сталкивался с проблемами внедрения изобретений, внедрения патентов. У нас,
к сожалению, нет практики приобретения государством патентов, которые могли
бы обеспечить развитие определенных отраслей экономики и получение
достаточно серьезных финансовых результатов от приобретенных патентов. Эта
тематика пока не стоит на повестке дня нашего правительства. Считаю, что
это ошибка и буду делать все необходимое, чтобы изменить это отношение со
стороны наших экономических министерств.
Повышение активности бизнеса, модернизация государственного сектора
науки и образования, запуск наукоемких целевых программ - все это тоже
повысит предложение новых технологий. Такие задачи ставятся, и они вполне
достижимы.
Инновационное развитие России во многом зависит от отечественной науки
и образования, прежде всего, от того огромного интеллектуального
потенциала, который сосредоточен как в научных организациях, так и в
учреждениях и организациях системы образования. Закон, создающий
дополнительные условия для повышения уровня интеграции образования и науки,
нами принят, принят недавно, в ноябре месяце. Я считаю, что это большое
достижение. Посещая высшие учебные заведения в нашей стране, мне
неоднократно приходилось слышать огорченные отзывы, что очень сложно
заниматься наукой в вузах. Помню, как я был в Нижнем Новгороде и мне
рассказывали, как обходят, для того чтобы вуз мог заниматься наукой. Сейчас
созданы условия. Есть возможность создавать предприятия, интегрирующие
науку и образование, где высшее учебное заведение может быть одним из
участников этого предприятия. Считаю, что это не просто принятие закона
ради закона, это серьезное изменение ситуации в интеграции науки и
образования в нашей стране.
Ученые и преподаватели, безусловно, должны чувствовать свою нужность и
востребованность, учащиеся со своей стороны должны видеть ясную перспективу
для себя, для применения получаемых знаний. Иначе ни у студентов, ни у
школьников не будет понятного стимула к учебе. Наша задача - сделать
образование не только доступным, но и качественным, то есть позволяющим
максимально развивать интеллектуальные способности человека и в то же время
и в то же время учитывать потребности экономики.
Мы будем и впредь поддерживать талантливую молодежь, создавать условия
для непрерывного образования, для последующего трудоустройства по
специальности. Это тем более актуально, если учесть настоящий кадровый
голод на многих стратегических предприятиях и даже в целых отраслях. При
этом только треть выпускников идут работать по специальности. Это очень
тревожащая цифра. Я был на предприятии имени Лавочкина, которое
специализируется на космической тематике. Это предприятие запускало
искусственные спутники Земли, в том числе аппараты, которые достигали Луны.
Казалось бы, на их сайте мы должны были бы видеть первую страничку,
касающуюся истории, традиций, уровня научного обеспечения этого
предприятия. Но первая страница этого сайта начинается со слов: «Срочно
требуются .» Не хватает высококвалифицированных работников разного уровня,
начиная со станочников и, к сожалению, заканчивая квалифицированными
инженерами. Мы готовим сегодня в два с половиной раза больше выпускников
вузов, чем в советское время. У нас сейчас приходится 500 студентов на 10
тыс. жителей. Это в два с половиной раза больше, чем в советское время. Но
эти люди, к сожалению, так и остаются выпускниками вуза. Только 30 % из них
начинают работать по специальности. Это беда, это ситуация, которая говорит
о том, что сегодня пока еще потребители выпускников вуза не влияют ни на
образовательные технологии, ни на программы, которые принимаются в вузах
для преподавания. Думаю, что эту ситуацию нужно в корне менять.
В период работы Государственной Думы четвертого созыва принят целый
ряд законов, которые направлены на развитие российского образования, на
реализацию приоритетного национального проекта. В их числе - закон о
введении самостоятельных уровней высшего образования, закон, который вызвал
достаточно бурное обсуждение. Сейчас он принят. Для того, чтобы не было
спешки и горячки мы предусмотрели достаточно длительный переходный период,
который продлится до 1 сентября 2009 года. До этой даты переход на
самостоятельные уровни будет осуществляться образовательными учреждениями
только с учетом тех возможностей, которые у них есть, то есть никакого
принуждения в течение этих двух лет не будет в соответствии с этим законом.
Для всех нас важно не потерять качество образования и его
фундаментальную составляющую. Понятно, что Россия - это страна не только
самой большой территории в мире, но и страна, которая имеет самый высокий
интеллектуальный потенциал. Это не подвергается сомнению. Во всех странах
именно так нас оценивают, т.е. количество гениальных людей, в целом
приходящихся на 100 тыс. жителей, в России гораздо больше, чем в любой
другой стране. Это так. Мы имеем и систему образования, которую уважают во
всем мире, но развивающаяся экономика, промышленность требуют зачастую
иного подхода к подготовке специалистов.
Еще один принятый нами закон об изменении понятия государственного
образовательного стандарта. Тем самым продолжена работа по обеспечению
единства требований, а значит единства всего образовательного пространства.
Новые стандарты не должны быть предметом кулуарного обсуждения. Их
выработка должна быть прозрачной, открытой, с участием профессионального
сообщества. Обязательно нужно учитывать требования, которые предъявляет к
работнику конкретная область его будущей деятельности. Повторю: для
инновационной экономики принципиально важна тесная связь образования с
реальными потребностями экономики.
В осеннюю сессию 2007 года Государственной Думой приняты поправки,
суть которых заключается в том, чтобы наделить объединение работодателей
правом участвовать в разработке и реализации государственной политики в
области профессионального образования. При этом государство, разумеется, не
снимает с себя ответственности за образование. Об этом свидетельствует и
то, что расходы федерального бюджета на образование из года в год
увеличиваются, и увеличиваются существенно. Если в 2000 году из
федерального бюджета на образование выделялось только 37 млрд. рублей, то в
2007 году эта сумма выросла более чем в 7 раз - 277 млрд. рублей, а в
трехлетнем бюджете это уже почти триллион, т. е. в расчете на год примерно
по 333 млрд.рублей. Бюджетное финансирование вузов и школ продолжит расти.
Мы поощряем лучших учителей, приобретаем новое оборудование, школьные
автобусы, осуществляем капитальный ремонт, строим новые здания. Это
производится из федерального бюджета, из региональных бюджетов. Эта работа
видна, заметна. Думаю, что с этим никто не будет спорить.
Ключевым моментом инновационной политики является поддержка вузов и
школ, внедряющих инновационные образовательные программы. В рамках
нацпроекта «Образование» проводится конкурс среди таких учебных заведений.
Здесь наверняка есть представители таких вузов, которые получали гранты.
Гранты достаточно большие - до одного млрд. рублей. Я хотел бы поздравить
руководителей этих высших учебных заведений, потому что эта работа очень
важна. Это не просто сумма средств, которые надо было кому-то дать. Эти
деньги давались только тем вузам, которые реально обеспечивали высокий
уровень инновационных программ образования.
Еще один момент. Каждый, кто может и хочет учиться должен иметь
возможность получить образование. Государственная Дума уже пятого созыва
продолжит работу над концепцией закона об образовательном кредите. Для того
чтобы закон работал, в нем должны быть максимально сбалансированы интересы
студента, работодателя и государства. Такая задача стоит, и она будет
реализована.
Крайне важный вопрос повышения статуса и уровня жизни педагогических
работников, сохранения преподавательских кадров. То, что в разы повышены
надбавки кандидатам и докторам наук - это уже пройденный этап, к этому
привыкли. Поэтому мы понимаем, что нужно ставить новые задачи, и эти
задачи будут очень сложными для решения. Вы помните, что действительно в
разы увеличены эти надбавки. Я так понимаю, что эта надбавка даже больше,
чем заработная плата, чем оклад. Поэтому мы говорим о том, что мы не
просто на проценты увеличивали денежное содержание преподавателей, имеющих
степени, а в разы.
В федеральном бюджете на 2008-2010 годы только на повышение заработной
платы работников сферы образования предусмотрено свыше 27 млрд. рублей.
Большая это сумма или маленькая, можно рассуждать. Я думаю, что она пока
недостаточная. Думаю, что нужно прикладывать усилия, чтобы преподаватели в
вузах получали достойную их знаний зарплату, достойную той миссии, которую
они выполняют, которую вы выполняете. Поэтому инициатива, которая будет
нами предлагаться - это удвоение заработной платы преподавателей высших
учебных заведений. Думаю, что это насущная необходимость, она назрела.
Такую задачу мы должны перед собой ставить и осуществить ее в течение
трехлетки, удвоение по состоянию на сегодняшний день.
Подчеркну, что все решения по развитию российской системы образования
и науки принимались с привлечением экспертов, с участием профессионального
сообщества. Хочу выразить благодарность за активное участие в
законотворческом процессе. Государство обязано прислушиваться, и
прислушивается к вашему мнению, потому что вам доверено самое ценное, что у
нас есть, вам доверено будущее нашей страны.
Предстоит сделать еще много. Но мы обязательно добьемся успеха, если
будем следовать принципу - модернизация отечественного образования не
должна противоречить его лучшим традициям. Принцип понятный, принцип,
который нам необходимо реализовывать. Наше сотрудничество призвано решить
стратегическую задачу - обеспечить приход высокопрофессиональных кадров во
все отрасли российской экономики и тем самым обеспечить интеллектуальный
потенциал для развития России.
Спасибо за внимание.
(Аплодисменты).
САДОВНИЧИЙ В.А.
Огромное спасибо, Борис Вячеславович, за Ваше выступление.
Если позволите, мы приступим к обсуждению поставленного вопроса.
Уважаемые коллеги, мы не предполагаем, что выступающие будут делать
доклады. Речь идет об очень коротких репликах, мыслях. Сидящим за круглым
столом можно выступать с места. Тот, кто сидит в кресле, может взять
микрофон, который есть у каждого кресла, и вы сразу будете на экране.
Поэтому можно выступать с места, чтобы экономить время. У нас тринадцать
записавшихся. Поэтому я предлагаю каждому говорить по 2-3 минуты, обсуждая
очень интересную тему, которая поставлена в повестке дня и в выступлении
Бориса Вячеславовича.
Коллеги, я хотел бы первым попросить выступить самого молодого
участника нашего заседания. Это Шульчевский Дмитрий - он ученик
одиннадцатого класса школы-интерната имени Колмогорова Московского
университета. Он победитель Международной естественнонаучной олимпиады
школьников, юниоров. Дмитрий, давайте. (Аплодисменты).
Николай Иванович просит назвать, откуда он приехал. Я с удовольствием
это делаю - он приехал из Рязани. Может, не все знают, что Николай Иванович
тоже из Рязани.
Пожалуйста, Дима.
ШУЛЬЧЕВСКИЙ Д.
Сегодня я учусь в Специализированном научном центре при МГУ, где я
получаю углубленные знания по физике, химии и, конечно же, математике.
Меня заметили, когда я учился в рязанской школе, потому что я победил
на всероссийской олимпиаде по физике. Конечно, я упорно учился, много
времени уделял занятиям. Мне это действительно интересно. Но то, что я
попал в научно-учебный центр, я считаю в большей степени счастливой
случайностью. Мне повезло. Ведь по всей России тысячи моих сверстников,
которые добились не меньших результатов, чем я, в физике, химии, биологии,
математике. Мне бы хотелось, чтобы каждый из них мог получить перед
поступлением в вуз такие же знания, как и я, смог бы поучиться в настоящем
научном центре с квалифицированными учителями, отличным оборудованием и
лабораториями.
Хотел бы попросить Бориса Вячеславовича и Виктора Антоновича обратить
на это внимание.
В России, я уверен, полно школьников, обладающих гигантским
интеллектуальным потенциалом, из которых способны вырасти блестящие умы,
отличные ученые, которые смогут поднять нашу науку, а это в свою очередь
поднимет и экономику.
Я хочу выучиться и остаться работать в России, в отечественной науке.
Во-первых, потому что это моя Родина, и я хочу помочь ей всем, чем могу. Во-
вторых, я вижу в этом перспективу. Это не то, что было десять лет назад. Я
был тогда еще маленький, но по родителям помню - им было тяжело, наука
совсем угасла, лучшие специалисты либо уезжали за границу, либо шли на
рынки торговать. А сегодня я уверен, что, закончив МГУ, я буду работать по
специальности, что я смогу реализоваться.
В заключение я хочу сказать, что в нашей стране очень много
талантливых и одаренных ребят, которые хотят учиться и работать. Было бы
здорово, если бы Государственная Дума и Союз ректоров разработали программу
по поиску и подготовке молодых научных кадров, чтобы было побольше таких
школ, как СУНЦ МГУ, чтобы каждый школьник, который хочет двигаться в науку,
имел возможность поступить в ведущие вузы страны.
Еще от администрации нашей школы, извините, я волнуюсь .
САДОВНИЧИЙ В.А.
Ничего, Дима, посмелее.
ШУЛЬЧЕВСКИЙ Д.
Мы ждем Бориса Вячеславовича и Виктора Антоновича на день рождения
нашей школы СУНЦ МГУ, которая 8 декабря будет отмечать 44-летие. Всё,
спасибо.
(Аплодисменты).
САДОВНИЧИЙ В.А.
Спасибо, Дмитрий.
Коллеги, прежде чем предоставить слово следующему выступающему, я
хотел бы сказать, что примерно два месяца назад в Череповце был подведен
итог конкурса «Учитель года России». Мне выпала большая честь возглавлять
большое жюри этого конкурса.
Впервые в более чем 15-летней истории этого конкурса оказалось два
победителя. Извините за шовинизм - оба победителя учителя математики - Дима
Гущин из Санкт-Петербурга и Анна Мехед, учитель школы из Москвы. Анна
Григорьевна здесь присутствует. Она победитель конкурса «Учитель года
России», лучший учитель России, школа 2030 города Москвы. Анна, пожалуйста.
(Аплодисменты).
МЕХЕД А.Г.
Здравствуйте, я позволю себе сказать, коллеги, с большим пиететом.
Тема сегодняшней беседы «Интеллектуальный потенциал инновационной
экономики», то есть, как мы можем помочь вам растить высококлассных
профессионалов. Вы все, кто здесь присутствует, родители, кто-то уже
бабушки и дедушки. Поэтому я начну свое выступление с детских садиков. Я не
буду брать коммерческие садики, ведомственные, где очень хорошо поставлен
процесс выявления одаренных детей. Я хочу сказать о муниципальных садиках,
обычных городских. Кто готовит у нас воспитателей для этих садиков? В
основном, это педагогические колледжи. Причем, далеко не всегда туда идут
те, кто хочет работать как следует. Довольно часто у нас воспитателями
являются троечники. Как поможет троечник выявить талантливого ребенка?
Процесс усреднения, посредственнизации детей, талантливых детей начинается
еще в детском садике. Мы знаем, что у нас много талантливых детишек. И
вопрос, как их не потерять, стоит всегда. На самом деле, если перед
учителем начальной школы стоит задача помочь освоить основное содержание
образования минимум 25-ти детишкам, ему просто не хватит времени на то,
чтобы обращать внимание на талантливого ребенка. А дети всегда талантливы.
Если сравнить процентное отношение 4-7-летних талантливых детей к тем, кто
заканчивает в 17 лет школу и остается талантливым, то соотношение будет не
в пользу последних. Так как сохранить талантливых детей?
Первое, что я хотела бы предложить. Для того чтобы хорошо и
качественно можно было бы выявить именно талантливых детишек, которые
способны обучаться, учиться всю жизнь и приносить пользу нашей России,
нужно развивать олимпиадное конкурсное движение не только в средней школе,
но и в начальной. Мы проводим конкурсы «Кенгуру», «Медвежонок», но этого
мало. Большое внимание нужно привлечь к олимпиадному движению. Предыдущий
выступающий Дима Шульчевский сказал, что на него обратили внимание на
олимпиаде. Мы имеем возможность обращать внимание на таких детишек раньше,
и это нужно делать, потому что тогда проще можно будет обеспечить нашу
экономику действительно талантливыми людьми. Для того чтобы развить и
выявить талантливого ребенка в обычной средней массовой школе, учитель
обязан быть профессионалом и владеть технологией работы с одаренными
детьми. Отсюда мы плавно переходим к системе профессиональной подготовки
педагогических кадров. Наша школа утеряла свои позиции вначале 90-х годов.
Но это был понятный и объяснимый процесс. Сначала к нам в школу приходил
поток бывших сотрудников НИИ, сокращенных. В это время профессиональное
учительство старело. Но сейчас наше правительство и вообще вся Россия
обращает много внимания на образование и на привлечение молодежи в среднюю
школу. Значит, сегодня возникает вопрос профессиональной подготовки
педагогических кадров, способных вырастить талантливую молодежь,
востребованную в нашей экономике. Первое, что можно было бы сделать в этой
области, это проводить конкурсный целевой набор в педагогические вузы. То
есть, не просто по остаточному принципу принимать студентов в педвузы, как
это часто бывает сейчас, а именно устраивать конкурсный целевой набор.
Тогда любой студент-целевик педагогического вуза сможет внести достойную
лепту в образование, в среднее образование, не только высшее.
Еще одно предложение, которое мне поручило наше педагогическое
сообщество. Переход на двухуровневую ступенчатую систему обучения. То есть,
бакалавр педагогического вуза должен иметь возможность обучения в
магистратуре по любому выбранному им спецкурсу в любом вузе, ориентируясь
на потребности образования в данный момент. Тогда этот молодой специалист,
который знает методику, знает педагогику, может применять их на практике,
сможет привлечь в школу фундаментальную науку просто потому, что он сможет
это объяснить. Он будет знать последние достижения науки, и у него будет
педагогическая база, которую он сможет применить.
Одно из последних, о чем я хотела сказать. Нужно продолжать развивать
взаимодействие школа - вуз, так как это дает возможность высшим учебным
заведениям находить и отбирать наиболее талантливую молодежь еще в нашем
звене - в средней школе. Конечно, необходимо и дальше развивать систему
поощрения и меценатства. Но на наш взгляд, монополистом в области поддержки
образования должно быть государство. Это в какой-то степени сократит утечку
мозгов.
Еще раз огромное спасибо.
(Аплодисменты).
САДОВНИЧИЙ В.А.
Спасибо, Анна Григорьевна, за выступление. Я предлагаю выступить
Владимиру Николаевичу Васильеву - Ректору Санкт-Петербургского
государственного технического университета инновационных технологий,
механики и оптики, Вице-президенту Российского Союза ректоров.
ВАСИЛЬЕВ В.Н.
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемый Виктор Антонович, уважаемые
коллеги!
Месяц назад Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга вместе с Санкт-
Петербургским отделением Российского союза промышленников и
предпринимателей встречались с Борисом Вячеславовичем и поднимали
достаточно большой круг вопросов. Сегодня я уже услышал определенную
реакцию из слов Бориса Вячеславовича. Приятно, что прозвучала цифра - в два
раза. Эта информация греет сердце.
Очень приятно, что выступили школьник, учитель средней школы. Я как
раз хотел выступить по вопросу о работе с талантливыми, одаренными или как
принято сейчас говорить креативными молодыми людьми. Я хотел бы обратить
внимание на важность системного подхода. Более или менее понятно, что надо
делать - это выявление, отбор, обучение и трудоустройство. Мне хотелось бы
рассмотреть именно с точки зрения системного подхода работу со школьниками,
студентами и дальше с молодыми преподавателями и учеными, поскольку, на мой
взгляд, преподаватель обязан заниматься наукой, во всяком случае, в ведущих
университетах Иначе он не может нормально и хорошо преподавать. По поводу
системности. Уже говорилось об олимпиадном движении, о творческих
конкурсах, которые должны проводиться по предметам. Очень важно, что мы в
раздаточных материалах получили письмо, зарегистрированное 16 ноября о
создании олимпиадного движения, Совета по олимпиадам, где обозначен
предмет. По нашим подсчетам, для того чтобы сохранить и работать с элитой -
победителями и призерами по каждому предмету должно быть порядка 2 тыс.
школьников, которые бы имели приоритетное право поступать в ведущие высшие
учебные заведения. Запомните эту цифру. В данном случае я уже обращаюсь к
президиуму совета по олимпиадному движению.
Второй важный фактор. Выявили этого человека, он поступил в высшее
учебное заведение и дальше с ним уже нужно работать. Без проведения научных
исследований, которыми должен заниматься студент, развитие этого человека
невозможно. Я знаю, что с 2008 года будет объявляться конкурс на поддержку
ведущих научно-педагогических школ, их должно быть порядка тысячи. Но мне
здесь крайне важно, чтобы студенты обязательно принимали участие в этих
конкурсах научно-педагогической школы, т.е. целевым образом были выделены
из состава студентов. Если мы не научим работать студентов в науке, тогда
некому будет работать в Академии наук, государственных научных центрах,
отраслевых, в том числе и в университетах.
Третий момент - трудоустройство. Безусловно, нам хотелось бы тех
талантливых ребят, которые проявили свои способности в проведении научных
исследований, оставить в науке и оставить молодыми преподавателями. Мне
кажется, здесь очень важна двух или трехлетняя грантовая поддержка молодых
преподавателей, которые работают, пишут кандидатские или докторские
диссертации и которым нужно чуть-чуть помочь. А дальше они раскрутятся
нашими отечественными фондами или зарубежными фондами.
Я возвращаюсь к студенческим олимпиадам и к школьным олимпиадам. Я
хочу сказать о тренерах. На самом деле, это педагоги с большой буквы. Мне
наиболее близки информационные технологии, программирование. Этих педагогов
или тренеров, как их называют, которые тренируют наших ребят, побеждающих
на международных олимпиадах, единицы по всей России. Это уникальные люди.
Они сами являются талантливыми людьми. Мне кажется, как Президент поддержал
олимпийцев, так нужно ввести специализированные гранты для этих тренеров-
педагогов, которые готовят наши команды как школьные для выступления в
мировых чемпионатах, так и студенческие. Мне кажется это важная целевая
поддержка. Спасибо за внимание.


САДОВНИЧИЙ В.А.
Спасибо, Владимир Николаевич, за Ваше выступление. Владимир Николаевич
упомянул здесь научные центры федерального значения. Я с удовольствием хочу
попросить выступить директора Российского федерального ядерного центра из
города Сарова Илькаева Радия Ивановича, академика Российской академии наук.
ИЛЬКАЕВ Р.И.
Добрый вечер, уважаемые коллеги. Мне очень приятно выступить перед
вами и рассказать, как сейчас ведется работа в ядерном центре. С первых
шагов атомной отрасли все мы прекрасно понимали, и отцы-основатели нашей
отрасли прекрасно понимали, какова роль фундаментальных исследований для
нашей отрасли. Для нее путь от выдающихся научных достижений до конкретных
образцов техники был самый короткий. Что касается инновационных вопросов и
инновационного развития отрасли, то можно четко сказать, что если бы у нас
этого не было, никогда бы ни Советский Союз, ни Россия не могли бы
конкурировать успешно с американцами, которые собрали лучших ученых со
всего мира. То есть, для нас это естественный нормальный процесс. Мы очень
рады, что этот процесс сейчас затрагивает всю промышленность. Вне всякого
сомнения, когда мы работаем с молодежью, с кадрами, должна быть широкая, я
бы сказал, замкнутая система. Конечно, нужно работать со школьниками (я
скажу, как мы это делаем), со студентами. У нас есть договоры с 15-ю вузами
страны. Сейчас на целевых местах учится около тысячи студентов, в том числе
для нашего ядерного центра. Мы очень много внимания уделяем молодежи, очень
много проводим конкурсов, конференций «Молодежь в науке». Это научно-
содержательная часть. Что касается материальной поддержки, мы тоже
прекрасно понимаем, что без этого нельзя. Мы создали фонд «Доступное
жилье». В следующем году мы сдаем 500 квартир для наших специалистов. Для
того чтобы уход на пенсию был более комфортным, мы создали
негосударственный пенсионный фонд «ВНИЯФ-ГАРАНТ», который серьезно
доплачивает пенсионерам. Мне кажется, все эти вопросы надо смотреть в
комплексе. Только тогда будет успех. До перестройки к нам каждый год
приходило примерно 185 выпускников вузов. Уже больше шести лет мы принимаем
больше 250. У нас сейчас абсолютно нормальная структура кадров.
Несколько слов хочу сказать о наших школьных Харитоновских чтениях. Мы
считаем, что они имеют очень большое значение. Мы поняли, что нужно
работать со школьниками. С 2001 года мы проводим эти чтения. Сначала была
физика и математика, наша основа. Потом у нас появились и биология, и
история, и краеведение, и литературоведение и прочее. Мы прекрасно
понимаем, что сейчас нужен очень широкий диапазон знаний. В этом году стало
очень много заявок на доклады. Мы даже стали ограничивать и стали принимать
наиболее значимые и интересные доклады. К нам уже приезжает вся страна - от
Дальнего Востока до Санкт-Петербурга и Москвы, Нижнего Новгорода и т.д. Мы
очень благодарны присутствующим здесь руководителям наших выдающихся
институтов. Эксперты у нас из МГУ, из «Бауманки», из МИФИ и многих других
университетов. Мы очень рады, что преподаватели таких замечательных
институтов участвуют вместе с нами. Мы сейчас решили создать Саровский
технопарк. Это единственный технопарк, который создан около оборонного
предприятия. Там уже работает больше 15 фирм. Мы надеемся, что это будет
очень хороший успешный проект. Для него сейчас мы готовим специалистов.
Наша экспериментальная база, которая является одной из лучших в стране и
имеет показатели мирового уровня, будет использована для обучения.
В заключение я хотел бы сказать, что в начале 90-х годов у нас был
совершенно жуткий кризис. Я считаю, что мы вышли из него благодаря
сотрудничеству с высшей школой очень хорошо и благополучно. Еще ни разу
наш институт не подводил государство. Мы никогда не допускали прорыва в
оборонной отрасли. Надеюсь, что и впредь так будет. Спасибо за внимание.
(Аплодисменты).

САДОВНИЧИЙ В.А.
Спасибо, Радий Иванович. Вы сказали, что без центра не было бы такой
фундаментальной науки. Я бы немного усилил. Я думаю, что без Вашего центра
в Сарове не было бы и нашей страны. То, что он играет огромную
стабилизирующую роль в нашей жизни, за это огромная благодарность всем, кто
работает и кто на этот центр работает.
Я прошу выступить Алешковского Ивана. Он член Координационного совета
по делам молодежи при Президентском совете по науке.
АЛЕШКОВСКИЙ И.
Добрый день, уважаемый Виктор Антонович, уважаемый Борис Вячеславович,
уважаемые коллеги!
Построение и развитие инновационного потенциала российской экономики в
условиях демографического старения российской науки невозможно без
построения и развития эффективной модели воспроизводства научно-
педагогических кадров, в рамках которой особое внимание должно уделяться
системе выявления и поддержки талантливой молодежи. В августе 2006 года
было издано соответствующее поручение Президента Российской Федерации. В
рамках реализации этого поручения в рамках 2007 года был создан
Координационный совет по делам научно-педагогической молодежи. Одним из
основных направлений совета является построение и развитие системы
популяризации научных знаний и развитие механизмов поиска и выявления
талантливой молодежи. Я хотел бы коротко остановиться на двух вопросах,
связанных со становлением этой системы. Особое внимание должно быть уделено
построению широкой общественной сети по поиску и выявлению талантливой
молодежи и созданию государственных механизмов ее поощрения. Недавно создан
Российский совет олимпиад школьников. На наш взгляд, особое внимание должно
быть уделено анализу существующих олимпиад, конкурсов школьников и других
форм поддержки научно-технического творчества. Главное требование к сети
олимпиад должно заключаться в их массовости и доступности, чтобы любой
талантливый школьник, независимо от региона, где он живет, от социального
слоя, школы, должен иметь возможность участи я в олимпиаде и возможность
быть замеченным и поощренным. Исключительную важность приобретает
расширение системы льгот для победителей и призеров олимпиад и конкурсов
при поступлении в профильные вузы. Внимание должно быть уделено созданию
специализированных научных школ при крупнейших ведущих научных и
образовательных центрах России, чтобы талантливые школьники из других
регионов, отдаленных малых городов могли получать передовые научные знания.
Здесь мне хотелось бы остановиться еще на одной важной проблеме. К
сожалению, сейчас олимпиады проводит очень большое количество общественных
организаций. Существует информация, что некоторые организации взимают
формально или неформально деньги за участие в олимпиадах. Не известно, по
каким критериям они отбирают победителей, кто отбирает победителей. В
результате особенно остро стоит проблема для школьников младших классов -
на основании чего будут отобраны победители и как результаты будут сообщены
менее успешным школьникам. Данные психоконсультационных центров
свидетельствуют о том, что среди школьников начальных классов и средней
школы участились случаи невротизации. То есть, для школьников, которые не
победили, это является серьезным стрессом и серьезно влияет на их
дальнейшее развитие. На наш взгляд, представляется необходимым в рамках
создаваемого Совета олимпиад школьников и при участии Координационного
совета по делам научно-педагогической молодежи провести мониторинг
существующих олимпиад школьников и тех общественных организаций, которые их
проводят. Особое внимание должно быть уделено механизму отбора победителей
и соответствуют ли задания олимпиад возрастным нормам участников олимпиад.
В заключение мне бы хотелось отметить, что важно не просто выявить
талантливого молодого человека, нужно не потерять его из вида,
способствовать его закреплению в науке. К сожалению, в России стоит еще и
такая проблема, что профессия молодого ученого не рассматривается как
перспективная. Если не будет повышен общий престиж научной деятельности в
современной России, то даже если мы найдем этих школьников, многие из них
потом не пойдут заниматься наукой. Спасибо.
(Аплодисменты).
САДОВНИЧИЙ В.А.
Я хотел бы попросить выступить Вице-президента Российского Союза
ректоров, Ректора Санкт-Петербургского университета Людмилу Алексеевну
Вербицкую.
ВЕРБИЦКАЯ Л.А.
Спасибо большое, Виктор Антонович.
Дорогие коллеги, я хотела бы обратить внимание на то, что мы обсуждаем
проблемы интеллектуального потенциала инновационной экономики России. В
связи с этим мне кажется, те инновационные проекты, которые с 2006 года
коренным образом изменили ситуацию у вузов-победителей, заслуживают особого
внимания. В 2006 году 17 вузов, В 2007 году 40. Мы 5 декабря в стенах Санкт-
Петербургского университета будем иметь возможность подвести итоги и
поговорить о проблемах, которых немало. Но я в связи с этим хочу обратить
внимание именно на вузовскую науку, которая благодаря тем средствам,
которые были даны вузам-победителям, получила определенное развитие. Вы
хорошо знаете, как сложно с оборудованием наших лабораторий и институтов.
Это частично удалось решить, тем более что в вузах мы решаем целый ряд
проблем на стыках наук - нанотехнологии, биотехнологии, генной инженерии и
др. То, что произошли определенные изменения, и появилась возможность
создавать центры, это очень хорошо. Но, Борис Вячеславович, на вузовскую
науку нужно обратить самое серьезное внимание именно потому, что у нас
есть прекрасная программа развития фундаментальной академической науки.
Очень скоро 29-го числа на Президентском совете мы будем говорить о
реализации этой программы. Должна быть специальная программа развития
фундаментальной вузовской науки, потому что не может быть наука разорвана
на две части. Хотя реальная координация наших действий есть, но должна быть
специальная программа именно вузовской науки, потому что вся молодежь у
нас. Это первый вопрос.
Второй. Я вот на что хотела бы обратить внимание. Сегодня, Виктор
Антонович, нас не может не тревожить сокращение математики, потому что я
считаю, что русский язык и математика две очень важных дисциплины. Но меня-
то очень беспокоит сокращение гуманитарных дисциплин в школах и их
практически полное отсутствие в вузах. Ведь хорошо помните, что Дмитрий
Сергеевич Лихачев говорил, что гуманитаризация - путь к гуманизации
общества. Он говорил о том, что любое решение, которое будет принимать
человек технически образованный, если оно будет приниматься на базе широкой
гуманитарной подготовки, оно будет самым разумным. Что же происходит
сегодня? Я надеюсь, что мы в вузы победителей олимпиад будем принимать
всегда, несмотря на то, что с 2009 года мы должны будем учитывать
результаты ЕГЭ по всем предметам. Но мне кажется, что все нужно сделать для
того, чтобы сочинение было обязательным для выпускников школ. Нельзя себе
представить ситуацию такой, какой мы ее сегодня видим. В сентябре месяце мы
провели XI конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка
и литературы. Присутствовали представители 75 стран, около полутора тысяч
участников. Им в своих странах русский язык иногда удалось сохранить в
лучшем состоянии, чем нам в России. Не может быть ни одного выпускника
школы и вуза, не знающего русский язык. Поэтому мне кажется это очень важно
- обязательное сохранение выпускного сочинения по русскому языку и
литературе в школе. ЕГЭ полностью заменить этот экзамен не может, при том,
что, конечно, тесты ЕГЭ стали лучше.
Третья проблема, о которой я не могу сегодня не сказать. Мне кажется,
что пришло такое время, Борис Вячеславович, когда нам нужен или этический
комитет (я не знаю, как его назвать) или какое-то объединение
интеллектуалов России, потому что мы не можем спокойно смотреть на то, как
воспитывает наше телевидение наших детей. Морально-этические ценности
современной России должны пропагандироваться. Мы не видим ни одного фильма
ни об одном ученом, мы допустили на свои экраны то, чего даже американские
психологи не допускают на свои. Я много об этом думала, мы с коллегами это
обсуждаем. Мне кажется, что это очень серьезный вопрос, которым должна
заниматься и Государственная Дума, и Совет Федерации, а уж в первую
очередь всё наше сообщество. Спасибо большое. (Аплодисменты).
САДОВНИЧИЙ В.А.
Спасибо огромное, Людмила Алексеевна. Вы подняли важнейший вопрос
воспитания. Недавно мне один эксперт сказал, что подсчитано, что молодой
человек от 3-х лет до 18 наблюдает по телевидению 25 тысяч убийств и
изнасилований. Такой массированный удар на психику с 3 до 18 лет делает из
наших молодых людей таких, с которыми общество потом будет иметь проблемы.
Поэтому важнейший вопрос, коллеги. Может быть, стоит и Союзу ректоров
заявить об этом во весь голос. Почти все страны прошли это. Мы отстаем в
скорости прохождения этого негатива, этого безобразия.
Я предоставляю слово Вице-президенту Российского Союза ректоров,
Ректору Московского государственного технического университета имени
Н.Э.Баумана, члену-корреспонденту Российской академии наук Игорю Борисовичу
Федорову.
ФЕДОРОВ И.Б.
Спасибо, Виктор Антонович.
Глубокоуважаемый Борис Вячеславович, глубокоуважаемые коллеги!
Я начну с того, что присоединюсь к словам Людмилы Алексеевны и Виктора
Антоновича о том, что Союз ректоров просто обязан уже реагировать на то,
что происходит у нас в деле воспитания наших детей, на тот поток, который
льется с экранов телевизоров. Это недопустимо. Я хотел сказать об
интеграции науки и образования. Этот вопрос был и всегда остается важнейшим
для высшей школы, особенно для инженерных вузов, девизом которых является
обучение на основе науки. Только совместно с наукой, только совместно с
промышленностью мы можем подготовить высококлассных специалистов. Если это
нарушается, мы начинаем готовить ремесленников. Только в этом союзе мы
обеспечим высокое качество образования. Доказательством этого является ход
нашего национального проекта «Образование». Он сейчас для первых 17-ти
вузов подходит к концу. Уже сейчас с уверенностью мы можем сказать, что он
удался, что образованы новые современнейшие лаборатории, научные центры,
созданы инновационные образовательные программы. Это действительно шаг
вперед в высшем образовании в России. Он по крайней мере в техническом
образовании стал возможен только потому, что мы эти работы проводили
совместно с институтами Академии наук, с наиболее передовыми промышленными
предприятиями. Созданы действительно уникальные вещи. Это еще раз
подтверждает актуальность этой интеграции.
Борис Вячеславович, мы очень благодарны Думе за то, что принят закон
об интеграции. Я бы там обратил особое внимание на два пункта - на создание
базовых кафедр, которые сделали легитимным то, что мы всегда у себя
использовали, и что является одной из самых наиболее эффективных форм
интеграции науки и образования.
Второе - о безвозмездной передаче в пользование от вузов лабораториям,
от лабораторий научных вузам оборудование, потому что современное
оборудование настолько сложное, что это очень важный вопрос. Хотелось бы
попросить, чтобы одновременно были приняты и положения, по которым при
такой передаче не брался бы налог на прибыль, потому что это очень
существенные суммы, когда речь идет об уникальном оборудовании. Второе -
когда образуется базовая кафедра на предприятии, а лаборатории в вузах,
чтобы не брали арендную плату, потому что сейчас мы вынуждены платить
арендную плату.
И последнее, Борис Вячеславович, буквально штрих пунктиром, потому
что надо лучше подготовиться, но все-таки скажу, что нужно, если говорить
об инновационной системе, в которой вузы не могут принимать полноценного
участия, нужен более доброжелательный интерфейс - более доброжелательное
законодательство в этом вопросе. Только два пункта отмечу, их на самом
деле больше. По моему мнению, нужно, чтобы вузы (государственные
учреждения) могли образовывать малые предприятия и чтобы они могли
передавать этим малым предприятиям свою интеллектуальную собственность.
При этом резко усилится участие вузов в инновационных процессах. Спасибо за
внимание. (Аплодисменты).

САДОВНИЧИЙ В.А.
Спасибо огромное, Игорь Борисович.
Я хотел бы попросить выступить Николая Николаевича Кудрявцева. Он
является сопредседателем Центрального комитета Всероссийской олимпиады
школьников и Ректором Московского физико-технического института, членом-
корреспондентом РАН.
КУДРЯВЦЕВ Н.Н.
Уважаемый Борис Вячеславович, Уважаемый Виктор Антонович!
Я хотел остановиться на организации и проведении олимпиад. Я вижу, что
это важнейший элемент деятельности по подготовке высококвалифицированных
кадров. Те задачи, которые сейчас намечены, государственные программы,
которые приняты, безусловно, через некоторое время потребуют много
высококвалифицированных специалистов. Общаясь с руководителями
производственных, научных организаций, мы видим, что старение кадров
приводит к тому, что у них очень большой голод на специалистов, которых они
ждут. У них проблемы с укомплектованием штатов. Из менеджмента известно,
что 80 % успеха любой организации определяется примерно 20 процентами
сотрудников. В этом плане подготовка лидеров является важнейшим элементом.
Олимпиады - это примерно также как в спорте: у нас один чемпион «Зенит», а
в футбол играют очень многие. Также и здесь. Это существенный мотивационный
момент, который в школе присутствует. На мой взгляд, олимпиадам нужно
уделять очень большое внимание. В нашем вузе мы тренируем две команды,
которые выступают на международном уровне - это физики и математики. Но это
коллективное творчество. Участвует очень много преподавателей из разных
вузов. Являясь сопредседателем олимпиад и проводя заседания, я должен
сказать, что мы прошли очень большой путь в этом направлении, потому что те
проблемы, которые были в необеспеченности этого движения, в отсутствии
определенной нормативной базы были очень существенные. Когда в 2004 году
осенью наш институт посетил Министр образования Фурсенко, коллеги меня
попросили устроить неформальную встречу, где бы эти проблемы могли быть
озвучены. Это было сделано. Присутствовали практически все руководители
методических комиссий. Состоялся не очень длинный разговор. После этого я
должен отметить, что внимание Министерства и Агентства по образованию к
олимпиадному движению существенно изменилось. Результаты здесь очень
хорошие. Все отмечают, что наши школьники являются лидерами. Математики
заняли первое место в этом году (неофициальное). Оно складывается
индивидуально из каждого участника. По математике только один участник
получил серебряную медаль. По физике мы заняли третье место. Получилось это
потому, что «на вырост» взяли более молодого участника в члены команды, но
он выступил несколько менее успешно и результат несколько ухудшился. Для
успешного решения инновационных задач в развитии высокотехнологичной сферы
очень важно, чтобы вне зависимости от региона проживания, вне зависимости
от благосостояния родителей для талантливых школьников был социальный лифт,
который мог бы их из любых мест вне зависимости от родительского кошелька
привести в ведущие вузы Российской Федерации и дать им возможность получить
самое качественное образование и потом работать на территории России.
Кстати, о взаимодействии со странами СНГ. Наиболее тесно мы сотрудничаем с
Украиной. У нас имеется большое отделение в Киеве. Они тоже участвуют в
олимпиадном движении. Политики могут не находить общего языка, но в нашем
вузе мы из каждой республики имеем несколько представителей - это члены
национальной сборной, которые уже выступают на международном уровне.
Я думаю, что те документы, которые сейчас вышли, касающиеся
нормативной базы олимпиадного движения, очень важны. Там предполагается
некоторая перестройка. Поэтому здесь надо быть очень внимательными к этому
процессу. На мой взгляд, это определенная новая перспектива. Я думаю, если
то внимание, которое Министерство и Агентство уделяют, будет усиливаться,
мы сделаем все от нас зависящее, чтобы олимпиадное движение в Российской
Федерации только укреплялось. Я был восхищен теми преподавателями, которые
тренируют команды. В прошлом сами покупали амуницию, искали деньги. Эти
люди настоящие подвижники. Они, безусловно, заслуживают того, чтобы найти
от нас признание и определенные материальные моменты. Это мне
представляется очень существенным. Спасибо за внимание. (Аплодисменты).
САДОВНИЧИЙ В.А.
Коллеги, почти во всех выступлениях звучала мысль о поддержке линии на
преемственность проводимого курса консолидации образовательного сообщества,
направленную на будущее развитие нашей экономики, наше образование и нашу
культуру.
Группа ректоров подготовила наше заключительное обращение к научно-
педагогическому сообществу России, где мы обращаемся с просьбой поддержать
линию преемственности стратегии стабильного развития Российского
государства. Почитайте этот проект. В конце, если не будет возражений, мы
можем его принять как итоговый документ по этому вопросу.
Уважаемые коллеги, сейчас попросил слово выдающийся человек,
председатель ГКНТ Советского Союза (тогда был наибольший взлет научно-
технического прогресса), президент Академии наук нашей страны, академик,
заведующий кафедрой Московского университета Гурий Иванович Марчук.
МАРЧУК Г.И.
Спасибо большое, Виктор Антонович.
Сегодня выступал один из самых молодых представителей этого собрания
Дима Шульчевский. Он начинал так, чтобы разогреть аудиторию, что придется
делать молодым людям, как они должны двигаться и т.д. Я представитель более
старшего поколения и прошел все то, о чем он говорил и говорили другие.
Может быть, вам важно послушать, что будет с вами дальше. Я не оракул, вам
не скажу. Но на своем примере (может быть, это единственно правильное)
расскажу, чего можно добиться. Если учиться в таком хорошем университете,
выполнять все обязанности, о которых здесь говорили Виктор Антонович, Борис
Вячеславович и другие товарищи. Я думаю, что это внесет некоторую струю в
ваше хорошее сознание и легче будет жить.
Родился я в селе Духовницком Саратовской области между Саратовом и
Самарой. Десятый класс я закончил там и пошел в университет. Это был 1941-
1942 год. В 1942 году я поступил в Ленинградский университет, который был в
эвакуации в Саратове. Я проучился один семестр, сдал хорошо экзамены. Мои
родители были учителями, поэтому мне нельзя было плохо учиться. Далее я был
на Отечественной войне с семнадцати лет в артиллерии резерва Главного
командования. Три года я воевал в действующей армии и снова попал в
Ленинградский университет. Три года на войне - это очень большой отрезок
времени, и мне пришлось догонять своих ребят в учебе. Я подогнал их.
Спасибо моим школьным учителям. Я закончил Ленинградский университет, в
Москве защитил кандидатскую диссертацию за два года. Потом меня по приказу,
подписанному Сталиным, послали в Атомный центр в Обнинск. У нас была
математическая расчетная организация. Я там проработал десять лет.
Занимался атомными делами. Последняя моя работа, которая сейчас всюду стала
известна - это «Расчет атомных реакторов для подводных лодок». Наши
подводные лодки сейчас самые быстрые в мире именно потому, что мы с
американцами начинали делать подводные лодки одинаково на воде и на жидком
металле плюмбум - висмут, а американцы не смогли это сделать. Первая лодка
у них утонула, следующие четыре подводные лодки ничего не дали, и они
переключились на воду. А мы с нашим умом, о котором здесь правильно
говорилось, что русские люди чрезвычайно умные люди, но просто они не
всегда раскрывают себя, мы добили это дело и построили подводную лодку, о
которой сейчас пишут все. Попали в Книгу рекордов Гиннеса, хотя не ставили
себе такой цели. Параметры этой лодки, а это уже открытый материал, такие:
она плавает на глубине 700 метров, причем, одна из лодок «Комсомолец»
плавала на глубине один километр, хотя все водяные подводные лодки плавали
на глубине только 300 метров. Это был очень серьезный момент нашей
деятельности. Мы получили за это Ленинские премии. Потом Лаврентьев и
Соболев, известные вам великие ученые, узнали меня и попросили приехать в
Сибирское отделение Академии наук и возглавить там математику. Я с
удовольствием слушал сегодня здесь математиков. Математика дает возможность
быстро войти в ключ любой науки. Я там проработал восемнадцать лет и
получил все необходимое для работника широкого профиля, стал членом-
корреспондентом, потом академиком. Потом Центральный Комитет
Коммунистической партии Советского Союза пригласил меня в Москву и меня
назначили заместителем Председателя Совета министров. Председателем Совета
министров был Косыгин. И опять все спрашивали, что ты знаешь, что ты учил.
Как правило, вопросы касались фундаментальных проблем. Я там проработал
десять лет и попал в Сибирское отделение. Сибирское отделение только
создавалось, поэтому 18 лет я провел в Сибири. Это было прекрасное
хозяйство. Это наша Мекка. Там я имел звание не только заместителя
председателя Сибирского отделения Лаврентьева, но и большой институт. Один
из сотрудников института Дымников быстро двигался. Сначала он был младшим
научным сотрудником. Потом, работая со мной дальше, брался за очень
крупные проблемы. Сейчас он академик и заменил меня в МФТИ, где я работал
21 год. Мне было сегодня очень приятно слышать Николая Николаевича
Кудрявцева, который говорил, какой у них хороший институт. Действительно
хороший! Я получил там закалку. Вот и всё. Теперь заведую трибуной
академика в Политехническом и всем вам советую туда идти, потому что там
выступают академики высшего класса и дают самую современную науку.
Дорогие друзья! Я поздравляю вас с наступающими выборами 2-го декабря
2007 года и желаю вам всем всего хорошего!
(Аплодисменты).
САДОВНИЧИЙ В.А.
Спасибо огромное, Гурий Иванович, за рассказ фактически об истории
науки нашей страны. Это поучительный рассказ.
Я предоставляю слово Роману Григорьевичу Стронгину.
СТРОНГИН Р.Г.
Уважаемый Борис Вячеславович, Виктор Антонович, высокое собрание!
Мы часто говорим о будущем. Хронологически будущее есть всегда, потому
что завтрашний день все равно наступит для живущих. Но мы все хотим
хорошего будущего. Это значит - безопасности на улицах, на границах,
здоровья, качественных товаров и услуг и конечно собственной значимости,
что включает карьеру. Мы справедливо хотим многого, но как мы сейчас все
понимаем, всё это предполагает настоящее образование. А мы уже говорим о
нехватке квалифицированных рабочих. Мы все понимаем, что в рыночной
экономике образование, как и всё на свете, имеет экономическое измерение, и
понимаем, что это нужно учитывать. Мы все понимаем, что образование
неоднородно. Поэтому можно говорить как о блестящем образовании, имея в
виду одни грани, и как о недостаточно хорошем, имея в виду другие грани.
Мы понимаем, что что-то нужно реформировать. Но при этом нужно помнить, что
российское образование существует как целое, не как отдельные курсы или
учебники, а как концепция российского образования, основанная на высокой
фундаментальности и на воспитании гражданского чувства преданности
Отечеству. Вот это в реформах терять не надо. И еще надо помнить, что оно
опирается на подвижничество и, я бы сказал, рыцарство тех, кто в нем
работает во все времена. Мы очень ценим власть, которая провела ряд важных
законов в спорах, что очень естественно. Я бы отметил некоторые моменты. Во-
первых, это защита автономии вуза, потому что в российской традиции именно
автономия вуза - основа и высокого качества, и воспитательной роли
образования. Это никакая не изоляция. Это истинное служение, но с высоким
профессионализмом. Это закон, о котором только что говорилось - интеграция
с Российской академией наук, вообще с наукой. Но в России университеты и
наука должны быть вместе. Они всегда были вместе и искусственно их
разделять нельзя. Это чрезвычайно важный общий успех, в том числе и
законодателей. Я бы отметил закон, который предусматривает роль олимпиад.
Это ведь открытое соревнование молодежи, дающее широкие горизонты развития.
Можно и нужно говорить об исключительно взрывной роли самой идеи приоритета
национального проекта «Образование», особенно в вузовской части, выводящей
на передние рубежи и образование, и науку, и по существу всю страну и
меняющее наше восприятие жизни в образовании. Нужно еще очень много. Но мы
люди серьезные и знаем, что нужно сохранить то, что достигнуто и не столько
даже результат, сколько сам новый стиль работы, которого вчера еще не было.
Поэтому я повторю свой лозунг, который говорил на восьмом съезде, что наша
задача - это обеспечить единство образования, науки, власти и бизнеса. И
это не просто лозунг. Многое сделано для этого. Приняты документы. Но нужен
поиск новых путей.
Я бы закончил тем, что поддержав то обращение, которое подготовлено,
мы также сделаем шаг в этом направлении. Спасибо за внимание.
(Аплодисменты).
САДОВНИЧИЙ В.А.
Спасибо, Роман Григорьевич. Ваше выступление еще раз подчеркивает, что
в высшей школе есть все: выдающиеся ораторы, выдающиеся ученые, выдающиеся
ректоры, выдающиеся люди. Борис Вячеславович, учитывайте это, кода
принимаются законы.
Регламент по первому вопросу завершен. Я бы хотел попросить Бориса
Вячеславовича сказать несколько ослов в заключение. Я вижу, есть
прекрасная награда одному из участников нашего собрания.
ГРЫЗЛОВ Б.В.
Спасибо. Я хотел бы поблагодарить всех за те идеи, которые были
высказаны во время выступлений и за тот текст обращения, который
подготовлен по первому вопросу.
Я считаю, что очень важным является то, что все выступающие (это
отмечено в обращении) считают необходимым своей приоритетной целью
обеспечение преемственности стратегии стабильного развития Российского
государства как уникальной цивилизации, укрепление его научно-
образовательного и социокультурного потенциала, сохранение его исторических
традиций.
Думаю, что этот текст соответствует тем задачам, которые мы перед
собой ставим.
Пользуясь случаем, я хотел бы вручить диплом первой степени конкурса
«Профессиональная команда страны» лауреату проекта «Профессиональная
команда страны» Ендовицкому Дмитрию Александровичу. Он здесь присутствует.
Поздравим его с этим. (Аплодисменты).
ЕНДОВИЦКИЙ Д.А.
Уважаемые коллеги, добрый день!
Я искренне хотел бы поблагодарить Бориса Вячеславовича, Виктора
Антоновича за приглашение участвовать в этом очень значимом форуме для
каждого вузовского работника, а также за организацию Всероссийского проекта
«Профессиональная команда страны», синергетический эффект от которого
проявится уже в ближайшем будущем. Это будет важно в целом для страны и для
каждого лауреата, отобранного вами. Также я хотел бы поблагодарить за
личное доверие ко мне. Спасибо вам большое.
Хотел бы сказать несколько слов. Безусловно, «Профессиональная
команда страны» - это значимая и важная идея, это восстановление потерянной
системы государственного планирования в рамках создания кадрового резерва.
Это те управленцы, которые умеют четко ставить задачи, четко контролировать
выполнение этих задач, преданные своей Родине и своему делу. Мы помним все
90-е годы, когда государство находилось на стадии разрушения. Вопреки
логике теории экономических систем, теории жизненного цикла мы сейчас
оказались на стадии активного динамичного роста. По сути дела, это проект
В.В.Путина по финансовому оздоровлению разрушающейся страны. Этот проект
успешно реализован. Сейчас мы переходим к другому проекту - от санации
разрушающегося государства к динамичному росту, к проекту экономической и
социальной стабильности, когда мы можем спокойно переходить от ресурсной
экономики к экономике инновационной. Недавно Росстат объявил очень хорошие
цифры, о чем говорил Борис Вячеславович - 6,5 % промышленный рост, причем,
в этот промышленный рост основной вклад внесла не добывающая
промышленность, а перерабатывающая промышленность. Это большая победа.
Следующий шаг - чтобы в экономический рост нашей страны наиболее
существенный вклад вносила инновационная составляющая. Хотел бы отметить
следующее. Будь то стабилизационный фонд как финансовый резерв страны или
«Профессиональная команда страны» как кадровый резерв страны - это
обесцениваемые активы. Безусловно, как уже подчеркивалось, необходимо
инвестировать в интеллектуальный потенциал. Сейчас в условиях стабильного
экономического роста государство меняет парадигму по отношению к
интеллектуальному потенциалу, по отношению к человеческому капиталу. Мы уже
воспринимаем это не как ресурс, который можно использовать беспредельно, мы
воспринимаем это как актив, в который надо инвестировать, который даст
отдачу, окупится и сгенерирует денежный поток как на уровне предприятия,
региона, отрасли так и в целом для страны.
В заключение хотел бы сказать несколько слов о теме сегодняшнего
Совета. Безусловно, важно в рамках инновационной экономики выделять точки
роста, так называемые федеральные инновационные центры, центры
нанотехнологий. Но, уважаемые коллеги, важно подготавливать и инновационных
менеджеров, которые бы смогли перерабатывать деньги, которые есть у
государства. Наш физик Петр Капица сказал, что главный признак таланта -
это тогда, когда человек точно знает, чего он хочет. Я уверен, что в этом
зале сидят очень талантливые люди, потому как каждый из нас четко
осознает, что хочет развития нашей системы образования и процветания
России.
САДОВНИЧИЙ В.А.
Коллеги, мы завершаем первый вопрос. Все выступающие говорили о
продолжении линии, о стабильности. Мы все это очень хорошо понимаем.
Я не могу не сказать в заключение, что второго числа у всех нас есть
выбор. Я просил бы всех ректоров провести серьезную работу в коллективах,
просить их придти на избирательные участки, проголосовать и сделать свой
выбор. Наше собрание происходит перед важным событием для нашей страны, для
ее будущего. Я думаю, как всегда, ректорский корпус будет на высоте.
Обращаюсь к вам с этой не письменной просьбой.
Что касается обращения, уважаемые коллеги. Есть предложение принять
его за основу. Будут ли возражения против этого? (Нет).
Наше обращение принимается.
Борис Вячеславович, Вы активно с нами работали почти два часа. Мы Вам
очень благодарны. Мы хотим Вам вручить первую медаль Российского Союза
ректоров, сделанную в честь его 15-летнего юбилея. Спасибо Вам.
(Аплодисменты).