Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/108.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:08:18 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:12:11 2012
Кодировка: koi8-r

[pic]
[pic]







РЕКОМЕНДАЦИИ

круглого стола Российского Союза ректоров

и Российского общественного совета по развитию образования

«Перспективы формирования нового образовательного законодательства»

Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова, 24 октября 2007 г.


Заслушав и обсудив доклады и выступления, а также поступившие в ходе
обсуждения предложения и замечания по концептуальным вопросам формирования
нового образовательного законодательства и повышения эффективности
правового регулирования образовательной сферы, участники круглого стола
отмечают, что, несмотря на значительную активизацию в последние годы
нормотворческой деятельности, в целом современное федеральное
законодательство об образовании не соответствует перспективным задачам
государства по развитию системы образования в направлении повышения его
качественных характеристик, инновационной направленности и
конкурентоспособности.

Следствием внесения в федеральное законодательство об образовании
многочисленных правок стала внутренняя противоречивость, чрезмерная
гипертрофированность и непоследовательность системы подзаконных нормативных
актов. В законах об образовании отсутствует единый понятийный аппарат -
образовательный глоссарий, учитывающий современные подходы и требования к
системе образования.

Многочисленность, отчасти бессистемность и противоречивость
сложившейся системы источников образовательного права, резко снижают
эффективность государственного регулирования образовательных отношений,
приводят к искажению наиболее значимых целей образовательной деятельности,
к утрате единства образовательной системы и ослаблению государственного
влияния на процессы, происходящие в сфере образования.

Вместе с тем, основа перспективного развития системы образования
видится в совершенствовании образовательных технологий, построенных на
принципах инновационного обучения, поддержке перспективных направлений
фундаментальных и прикладных исследований, проводимых вузами как
самостоятельно, так и совместно с академическими институтами, инновационных
проектов и программ; координации совместной работы вузов и работодателей по
подготовке высококвалифицированных, практико-ориентированных кадров.

Значимость образовательных отношений в современном обществе, высокий и
многоплановый уровень их развития в России выдвинули модернизацию сферы
образования в число приоритетных национальных проектов, осуществление
которого должно сопровождаться необходимым законодательным обеспечением,
построенным на основе гармоничного сочетания публичных и частных начал в
правовом регулировании этой области.

Участники круглого стола считают целесообразным разработку и принятие
нового кодифицированного федерального законодательного акта, интегрирующего
законодательство по всем уровням системы образования.

Такой закон призван объединить и систематизировать юридические нормы
разных отраслей права, не вступая в противоречие с идеологией и концепциями
Бюджетного, Налогового, Трудового, Гражданского кодексов, создать правовые
условия для решения следующих перспективных задач, стоящих перед системой
образования на современном этапе:

1. Обеспечение устойчивых связей образования и общества посредством:

- повышения прозрачности деятельности учебных заведений (установление
публичной отчетности образовательных учреждений, а также муниципальных и
региональных образовательных систем и др.);
- развития форм взаимодействия с институтами гражданского общества, в
целях повышения открытости ведения образовательной деятельности
(попечительские советы, родительские комитеты, шефство, общественная
экспертиза качества подготовки и др.);
- развития форм взаимодействия с работодателями, институтами бизнес-
сообщества в целях определения перспективных потребностей рынка труда в
профессиональных кадрах (формирование образовательных стандартов в увязке с
профессиональными стандартами, введение профессионального экзамена и др.);
2. Повышение доступности образования для граждан Российской Федерации,
в особенности для малообеспеченных граждан, жителей сельской местности и
малых городов, лиц с ограниченными возможностями здоровья (государственная
поддержка образовательного кредитования, новая адресная система
стипендиального обеспечения, требования к условиям обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья и др.);

3. Повышение качества и конкурентоспособности российского образования,
в первую очередь посредством укрепления социального статуса педагогических
работников, эффективного контракта с преподавателем, усиления
интеграционных связей образования, науки и инновационно-ориентированного
производства, (законодательное закрепление статуса «исследовательский
университет» и др.).

Участники круглого стола считают необходимым включение в проект
Кодекса специальной статьи, содержащей определение основных используемых в
нем понятий (образовательный глоссарий), а также включение положений,
предусматривающих: подтверждение статуса образовательной организации как
некоммерческой; сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования сферы
образования; социальные гарантии профессиональной деятельности педагогов,
учителей и воспитателей; гарантии обучающимся в получении образования, в
том числе при отзыве лицензии, принудительной ликвидации образовательной
организации. Целесообразно выделение дополнительного и послевузовского
образования в качестве отдельных разделов Кодекса.

Участники круглого стола рекомендуют научно-педагогическому сообществу
обсудить возможность:

- введения юридического статуса диплома вуза и отказа от статуса
диплома государственного образца;
- предоставления вузам права самостоятельно формировать советы

по защите диссертаций, присваивать ученые степени и звания;
- перехода от государственной к государственно-общественной
аккредитации учебных заведений;
- введения законодательного ограничения (до полного запрета)

на работу педагогов по внешнему совместительству;
- перехода к оценке индивидуальной педагогической деятельности
(репетиторства), как некоммерческой, с освобождением педагогов от
обязательной государственной регистрации в качестве предпринимателей и
установлением соответствующих налоговых преференций.
Участники круглого стола рекомендуют Российскому

Союзу ректоров и Российскому общественному совету по развитию образования
учесть настоящие Рекомендации, предложения и замечания,

высказанные в ходе заседания, а также представленные материалы

в совместной работе над новым кодифицированным федеральным законодательным
актом об образовании и обращаются к руководству Министерства образования и
науки Российской Федерации с просьбой

о содействии в его подготовке.





|Президент |Сопредседатель |
|Российского Союза ректоров |Российского общественного совета |
|академик РАН |по развитию образования |
| | |
| | |
|В.А.Садовничий |Я.И.Кузьминов |
| | |