Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/176.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:08:57 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:36:13 2012
Кодировка: koi8-r

Распоряжение Правительства Российской Федерации

от 7 апреля 2008 г. ? 440-р

1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы
"Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013
годы.
2. Определить: государственным заказчиком - координатором федеральной
целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной
России" на 2009 - 2013 годы (далее - Программа) - Минобрнауки России;
государственными заказчиками Программы - Рособразование и Роснауку.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования
Программы за счет средств федерального бюджета составляет 68390 млн. рублей
(в ценах соответствующих лет).
4. Минобрнауки России обеспечить разработку проекта Программы и
внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.



Председатель Правительства

Российской Федерации
В.Зубков

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 7 апреля 2008 г. ? 440-р




К О Н Ц Е П Ц И Я
федеральной целевой программы
"Научные и научно-педагогические кадры инновационной России"
на 2009 - 2013 годы


Концепция федеральной целевой программы "Научные и научно-
педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы (далее -
Программа) разработана во исполнение поручений Президента Российской
Федерации от 4 августа 2006 г. ? Пр-1321, от 16 января 2008 г. ? Пр-78 и
поручений Правительства Российской Федерации от 12 августа 2006 г. ? МФ-П7-
3875, от 22 января 2008 г. ? ВЗ-П13-266, а также в соответствии с порядком
разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных
целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня
1995 г. ? 594 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации

от 20 февраля 2006 г. ? 93).

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы
приоритетным задачам социально-экономического развития
Российской Федерации

В соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в Российской
Федерации на период до 2015 года государственный сектор науки и высшего
образования должен в перспективе приобрести облик, основу которого составят
технически оснащенные на мировом уровне, укомплектованные
квалифицированными кадрами, достаточно крупные и финансово устойчивые
научные и научно-образовательные организации.
В этот период произойдет реформирование системы управления
государственным сектором науки и высшего образования, реструктуризация
государственных научных учреждений и вузов, формирование организационно-
правовой структуры государственного сектора науки и высшего образования,
совершенствование системы государственных научных центров. В целом с учетом
приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации,
потребностей экономики, приоритетов научно-технической и инновационной
политики, а также в интересах обеспечения эффективного функционирования
государственных научных организаций и их взаимодействия с организациями
частного сектора государственный сектор науки и высшего образования
составит научно-технологическую основу национальной инновационной системы,
обеспечивающую построение экономики, основанной на знаниях.
Указанные преобразования произойдут в течение переходного периода и
потребуют активного участия современных научных и научно-педагогических
кадров высшей квалификации, подготовку и закрепление которых в
государственном секторе науки и высшего образования необходимо осуществлять
одновременно со структурными преобразованиями.
В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на
среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. ? 38-р, отмечается,
что для обеспечения инновационной направленности экономического роста
требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение
научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического
роста путем кадрового обеспечения инновационной экономики. В поручении
Президента Российской Федерации от 10 декабря 2007 г. ? Пр-2197
предлагается принять меры, обеспечивающие сохранение, подготовку и
закрепление научных работников и квалифицированных кадров в оборонно-
промышленном комплексе.
В период реструктуризации государственного сектора науки и высшего
образования, перевода экономики на инновационный путь развития необходимо
усилить роль государства в привлечении современных научных и научно-
педагогических кадров в сферу науки, образования и высоких технологий, а
также в закреплении их в этой сфере как основы для осуществления
преобразований.




II. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом

В настоящее время невозможно эффективно решить проблему привлечения
молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также
закрепления ее в этой сфере, проблему эффективного воспроизводства научных
и научно-педагогических кадров, развития инновационного сектора экономики
на федеральном уровне только за счет использования действующих рыночных
механизмов. Это может быть осуществлено на основе программно-целевого
метода, применение которого позволит обеспечить решение проблемы и
рационально использовать ресурсы. Эффективность программно-целевого метода
обусловлена его системным, интегрирующим характером, что позволит
сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях привлечения
талантливой молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а
также закрепления ее в этой сфере, достигнуть положительной динамики
обновления кадрового состава в установленные сроки реализации Программы.

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в
рассматриваемой сфере без использования
программно-целевого метода

Отсутствие программной поддержки воспроизводства научных и научно-
педагогических кадров со стороны государства в создавшихся условиях может
привести к снижению инновационной направленности экономического роста
Российской Федерации.
Одной из острейших проблем современной российской науки является
сохранение научных традиций и широкого спектра направлений научных
исследований. Из-за хронического недофинансирования научной сферы в 90-е
годы прошлого века оказалась подорванной система воспроизводства научных и
научно-педагогических кадров. Неизбежным результатом этого стал кризис,
который выражается в абсолютном сокращении числа исследователей в
государственном секторе науки и высшего образования, особенно в секторе
оборонно-промышленного комплекса, быстром старении и изменении их
качественного состава, нарушении преемственности научных и педагогических
школ.
Двадцать первый век станет веком экономики, основанной на знаниях,
одним из основных ресурсов которой является кадровый потенциал науки,
образования и высокотехнологичных секторов экономики. Мировой опыт
организации науки свидетельствует о том, что потерю научных традиций,
ученых высшей квалификации, даже при благоприятных экономических условиях,
нельзя восполнить за короткий срок. Для создания полноценных научных школ
необходимо 2 -3 поколения.
За период с 1990 по 2005 год общая численность персонала, занятого
исследованиями и разработками в России, сократилась на 58 процентов. В
абсолютных цифрах наука потеряла более миллиона человек.
Отток молодежи из сферы науки происходит прежде всего потому, что она
является группой, наиболее уязвимой с социальной и экономической точек
зрения. Старшее поколение ученых решает сегодня материальные проблемы,
маневрируя на традиционном поприще науки и высшей школы, а для молодежи
гораздо проще адаптироваться к неакадемическому рынку труда, нежели искать
способы выживания в науке.
В настоящее время существуют различные меры поддержки молодых ученых,
студентов и школьников, реализуемые на федеральном и региональном уровнях.
В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 3 февраля
2005 г. ? 120 и 121 ежегодно на конкурсной основе выделяются по 500 грантов
Президента Российской Федерации молодым кандидатам наук и их научным
руководителям, а также 100 грантов Президента Российской Федерации -
молодым докторам наук.
В среднегодовом исчислении размер гранта для кандидата наук составляет
150 тыс. рублей, а для доктора наук - 250 тыс. рублей.
В рамках национального приоритетного проекта "Образование" и в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г.
? 325 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 29 февраля
2008 г. ? 283) осуществляется поддержка талантливой молодежи. Этот проект
предусматривает ежегодное определение 5350 юных талантов во всех регионах
России, из которых 1250 юношей и девушек (победители всероссийских
олимпиад, победители и призеры международных олимпиад) получают премии в
размере 60 тыс. рублей и 4100 молодых дарований (победители региональных и
межрегиональных олимпиад и призеры всероссийских олимпиад) получают премии
в размере 30 тыс. рублей.
Осуществляются программы по привлечению к научной деятельности
талантливой молодежи, по поддержке научно-технического творчества
школьников в гг. Москве и Санкт-Петербурге, в Самарской, Белгородской и
Челябинской областях, в Красноярском крае и некоторых других регионах
Российской Федерации, а также грантовые программы бизнеса по поддержке
молодых талантливых ученых и специалистов.
В рамках ряда федеральных целевых программ до 2007 года выполнялись
мероприятия, направленные на решение вопросов подготовки кадров. В
частности, в рамках федеральной целевой программы "Национальная
технологическая база" на 2002 - 2006 годы выполнялось мероприятие
"Технологии подготовки кадров для национальной технологической базы".
Однако в федеральной целевой программе "Национальная технологическая база"
на 2007 - 2011 годы не предусмотрено решение вопросов подготовки кадров.
На втором этапе реализации федеральной целевой научно-технической
программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития
науки и техники" на 2002 - 2006 годы предусматривались мероприятия по
проведению молодыми учеными научных исследований по приоритетным
направлениям науки, высоких технологий и образования, по развитию системы
научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы аспирантов и
студентов в ведущих научных и образовательных центрах, развитию системы
стажировок молодых ученых и преподавателей в крупных научно-образовательных
центрах, развитию системы ведущих научных школ как среды генерации знаний и
подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. В федеральную
целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям
развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы"
указанные мероприятия не включены, так как ее основной целью является
получение научного продукта вне зависимости от состава исполнителей, а
мероприятия по сохранению и развитию кадрового потенциала науки,
образования и высокотехнологичных секторов экономики целесообразно
реализовывать в рамках отдельной программы.
Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области воспроизводства
и изменения возрастной структуры научных и научно-педагогических кадров
показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по привлечению и
закреплению кадров является недостаточным и не оказывает решающего влияния
на позитивное изменение ситуации.
Принципиальным является отсутствие единой программы, поддерживающей
научные исследования молодых ученых в период выбора ими жизненного пути, в
первую очередь сразу после защиты кандидатской диссертации. Важнейшим
элементом является элемент привлекательности карьеры исследователя для
молодых, начиная со школьной скамьи. Необходимо осуществлять поддержку
ученых и научно-педагогических коллективов, которые выполняют двойную роль,
- во-первых, демонстрируют успешность профессии ученого и преподавателя, во-
вторых, осуществляют эффективную подготовку молодых научных и научно-
педагогических кадров.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Вариантами решения проблемы являются:
реализация в рамках действующих федеральных и ведомственных целевых
программ, а также в рамках программ грантовой поддержки мероприятий,
связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ и привлечением к их исполнению на конкурсной основе научных и научно-
педагогических кадров всех возрастных групп;
создание единого программного механизма повышения эффективности
воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и их закрепления в
сфере науки, образования и высоких технологий при сохранении существующей
системы государственной поддержки молодых ученых и ведущих научных школ.
Основное преимущество первого варианта заключается в отсутствии
необходимости формирования нового комплексного механизма и осуществления
связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат.
Основные риски первого варианта заключаются в том, что подобное
несистемное выделение средств не обеспечит решения поставленной актуальной
задачи. Этот вариант не предполагает исследований и выявления точек роста,
координации, систематизации и анализа результативности всей совокупности
работ, что не позволит эффективно решить проблему в необходимые сроки.
Основным преимуществом второго варианта является реализация механизма
государственной поддержки, управления и координации работ в области
воспроизводства научных и научно-педагогических кадров с возможностью
анализа результативности всей совокупности работ по решению проблемы.
Основные риски второго варианта связаны с длительностью и сложностью
ведомственных согласований, процедур объективной экспертизы и мониторинга
мероприятий Программы для создания нового комплексного механизма
государственной поддержки, управления и координации работ в области
воспроизводства научных и научно-педагогических кадров в сфере науки,
высшего образования и высоких технологий.
Анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения проблемы
позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта реализации
Программы.

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом

Реализацию Программы предлагается осуществить в 2009 - 2013 годах в
один этап, обеспечивающий непрерывность решения проблемы.
Предполагаемый срок получения значимых результатов по привлечению
молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также
закреплению ее в этой сфере, эффективному воспроизводству научных и научно-
педагогических кадров, обеспечивающих структурные преобразования
государственного сектора науки и высшего образования, - 2013 год.

VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам
и показателям, позволяющим оценивать ход реализации
Программы по годам

Целью Программы является создание условий для эффективного
воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления
молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения
преемственности поколений в указанной сфере.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-
педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда;
создание системы стимулирования притока и закрепления молодежи в сфере
науки, образования и высоких технологий (оборонно-промышленный комплекс,
энергетическая, авиационно-космическая, атомная отрасли и иные приоритетные
для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли промышленности);
создание системы механизмов обновления научных и научно-педагогических
кадров.
Целевые индикаторы и показатели реализации Программы представлены в
приложении ? 1.

VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы

Финансирование реализации мероприятий Программы предполагается
осуществлять за счет средств федерального бюджета и средств внебюджетных
источников.
Общий объем расходов федерального бюджета на реализацию Программы
определен в ценах соответствующих лет исходя из необходимости выполнения
различных проектов в рамках Программы, в том числе исходя из параметров
этих проектов (стоимость проекта, планируемое число проектов и срок
реализации).
Основной объем средств федерального бюджета планируется направить на
реализацию мероприятия по проведению научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ. Это связано с необходимостью создания эффективной
системы мотивации научного труда, стимулирования выполнения
государственного заказа жизнеспособными научными коллективами, в которых
молодые ученые, аспиранты и студенты работают с исследователями старших
поколений, имеющими наиболее высокие результаты научного труда.
Уровень внебюджетного обеспечения Программы, составляющий примерно
13 процентов общего объема ее финансового обеспечения, определяется тем
обстоятельством, что мероприятия Программы ориентированы в основном на
решение кадровой проблемы государственного сектора науки, образования и
высоких технологий, поскольку в частном секторе экономики указанная
проблема решается путем обеспечения конкурентоспособного на рынке уровня
заработной платы и социального обеспечения.
Объемы финансирования Программы приведены в приложении ? 2.
Реализация Программы осуществляется в установленном порядке на основе
государственных контрактов.
При недостаточности внебюджетных средств соответствующие расходы на
реализацию мероприятий Программы не могут быть осуществлены за счет средств
федерального бюджета.

VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Предварительная оценка ожидаемой эффективности Программы основывается
на системе целевых индикаторов и показателей реализации Программы,
приведенной в приложении ? 1 к настоящей Концепции.
По прогнозным оценкам, к концу 2013 года реализация предусмотренных
Программой мероприятий обеспечит достижение следующих положительных
результатов, определяющих ее социально-экономическую эффективность:
а) повышение качества возрастной и квалификационной структуры
кадрового потенциала в сфере науки, высшего образования и высоких
технологий, преодоление негативной тенденции повышения среднего возраста
исследователей путем:
снижения среднего возраста исследователей на 3 - 4 года;
увеличения доли исследователей высшей квалификации на

2 - 4 процента;
увеличения доли профессорско-преподавательского состава высшей
квалификации на 4 - 6 процентов;
б) создание многоуровневой системы стимулирования притока молодежи в
сферу науки, образования и высоких технологий;
в) повышение качества научных публикаций путем увеличения доли России
в числе статей в ведущих научных журналах мира на

1 - 1,5 процента;
г) увеличение числа научных и образовательных организаций,
использующих передовой опыт ведущих мировых университетов.
Реализация Программы обеспечит необходимое воспроизводство научных и
научно-педагогических кадров при относительной стабилизации их численности,
привлечение молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а
также закрепление ее в этой сфере.


IX. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти,
ответственных за формирование и реализацию Программы

Ответственными за формирование и реализацию Программы являются
Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное
агентство по образованию и Федеральное агентство по науке и инновациям.

X. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам
Программы

Государственным заказчиком - координатором Программы является
Министерство образования и науки Российской Федерации. Государственными
заказчиками Программы являются Федеральное агентство по образованию и
Федеральное агентство по науке и инновациям.

XI. Предложения по основным направлениям финансирования,
срокам и этапам реализации Программы

Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем
скоординированного выполнения мероприятий Программы, распределяемых по
следующим направлениям:
стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и
высоких технологий;
обеспечение привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких
технологий, а также закрепления ее в этой сфере за счет развитой
инфраструктуры;
осуществление инвестиций, обеспечивающих государственную систему
подготовки научных и научно-педагогических кадров;
обеспечение управления реализацией Программы и содержание дирекции
Программы.
Объемы финансирования по направлениям и срокам реализации Программы
приведены в приложении ? 3. Объемы инвестиций, необходимых для реализации
Программы, приведены в приложении ? 4.


XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий
Программы

Мероприятия Программы, формируемые Министерством образования и науки
Российской Федерации при участии заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти и организаций, распределяются по 4 направлениям с
учетом следующих положений:
повышение привлекательности научной деятельности для студентов,
аспирантов и молодых ученых в том числе путем создания стимулов для их
участия в выполнении государственных заказов в рамках Программы;
выполнение мероприятий, стимулирующих расширение связей между
субъектами научной и образовательной деятельности, а также между секторами
науки, образования и высоких технологий, активное использование механизмов
интеграции науки и образования;
доведение до сведения широкой общественности результатов успешной
реализации мероприятий Программы;
использование научного и образовательного потенциала российской
диаспоры за рубежом;
реализация непрерывного цикла воспроизводства и закрепления научных и
научно-педагогических кадров.
Направление 1. Стимулирование закрепления молодежи в сфере науки,
образования и высоких технологий. В рамках этого направления
предусматриваются:
проведение научных исследований коллективами научно-образовательных
центров;
проведение научных исследований научными группами под руководством
докторов наук и кандидатов наук;
проведение научных исследований молодыми учеными - кандидатами наук и
целевыми аспирантами в научно-образовательных центрах;
развитие внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических
кадров путем выполнения научных исследований молодыми учеными и
преподавателями в научно-образовательных центрах;
проведение научных исследований коллективами под руководством
приглашенных исследователей;
научно-методическое обеспечение повышения эффективности
воспроизводства и закрепления научных и научно-педагогических кадров.
Под научно-образовательным центром в настоящей Концепции понимается
структурное подразделение (часть структурного подразделения или
совокупность структурных подразделений) научной, научно-производственной
организации или высшего учебного заведения, осуществляющее проведение
исследований по общему научному направлению, подготовку кадров высшей
научной квалификации на основе положения о научно-образовательном центре,
утвержденного руководителем указанной организации.
При формировании государственного заказа на проведение исследований
предполагается направление части средств федерального бюджета на
исследования гражданского назначения в интересах развития
высокотехнологичных секторов экономики.
Направление 2. Обеспечение привлечения молодежи в сферу науки,
образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере за
счет развитой инфраструктуры. В рамках этого направления предусматриваются:
организация и проведение всероссийских и международных молодежных
научных конференций и школ;
организация и проведение всероссийских и международных молодежных
олимпиад и конкурсов;
развитие информационной инфраструктуры подготовки и закрепления
научных и научно-педагогических кадров;
обеспечение развития системы научно-технического творчества молодежи;
оснащение вузов, лидирующих в подготовке научных и научно-
педагогических кадров для научных организаций и организаций оборонно-
промышленного комплекса, предприятий высокотехнологичных секторов
экономики, современным специальным научно-технологическим оборудованием
(учебно-исследовательскими комплексами), используемым как для научных
исследований, так и в образовательном процессе, ориентированном на
потребности указанных организаций в ученых и специалистах;
информационное обеспечение реализации Программы.
Направление 3. Осуществление инвестиций, обеспечивающих
государственную систему подготовки научных и научно-педагогических кадров.
В рамках этого направления предусматривается создание в ряде
государственных учреждений высшего профессионального образования,
участвующих в подготовке научных и научно-педагогических кадров для
организаций высокотехнологичных секторов экономики, в том числе для
оборонно-промышленного комплекса, необходимого жилищного фонда (общежитий)
для временного проживания студентов и молодых ученых, преподавателей и
ученых, приглашенных для проведения работ в научно-образовательных центрах,
что позволит поддерживать их мобильность.
Направление 4. Обеспечение управления реализацией Программы и
содержание дирекции Программы. В рамках этого направления
предусматриваются:
организационно-техническое и информационное сопровождение конкурсных
процедур;
аналитическое обеспечение реализации Программы;
содержание дирекции Программы.
Реализация мероприятий Программы должна быть скоординирована с
системой выделения грантов Президента Российской Федерации для
государственной поддержки молодых российских ученых. Оснащение вузов
современным специальным научно-технологическим оборудованием осуществляется
путем централизованных закупок такого оборудования Федеральным агентством
по образованию.

XIII. Предложения по возможным вариантам форм
и методов управления реализацией Программы

Предлагается следующий вариант управления реализацией Программы.
Министр образования и науки Российской Федерации является
руководителем Программы и несет ответственность за ее реализацию и конечные
результаты, рациональное использование выделяемых на выполнение Программы
средств, определяет формы и методы управления ее реализацией.
Министерство образования и науки Российской Федерации как
государственный заказчик - координатор Программы в ходе выполнения
Программы:
осуществляет контроль за деятельностью государственных заказчиков
Программы;
вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных
законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и
другие необходимые для выполнения Программы документы, по которым требуется
решение Правительства Российской Федерации;
разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий нормативные
правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
уточняет ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы средств
в установленном порядке целевые показатели Программы и необходимые затраты,
механизм реализации Программы и состав исполнителей;
составляет детализированный организационно-финансовый план мероприятий
по реализации Программы с учетом предложений государственных заказчиков
Программы;
подготавливает с учетом реализации Программы в текущем году и
представляет в установленном порядке в Министерство экономического развития
и торговли Российской Федерации в устанавливаемые Правительством Российской
Федерации сроки сводную бюджетную заявку на финансовое обеспечение
мероприятий Программы на очередной год;
представляет в Министерство экономического развития и торговли
Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию
о ходе реализации Программы в целом;
представляет в Министерство финансов Российской Федерации и
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
сведения о заключенных со всеми исполнителями мероприятий Программы
государственных контрактах (договорах) на финансирование мероприятий
Программы за счет средств внебюджетных источников, в том числе на закупку и
поставку продукции для федеральных государственных нужд;
представляет ежегодно, до 1 февраля, в Министерство экономического
развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской
Федерации по установленной форме доклад о выполнении работ, предусмотренных
Программой, результатах и эффективности использования средств;
инициирует при необходимости экспертные проверки реализации отдельных
мероприятий Программы;
вносит в Министерство экономического развития и торговли Российской
Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения о
корректировке, продлении срока реализации Программы либо о прекращении ее
выполнения (при необходимости);
представляет по завершении Программы в Правительство Российской
Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской
Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад о выполнении
Программы, эффективности использования средств за весь период ее
реализации.
Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по науке
и инновациям как государственные заказчики Программы:
представляют предложения по формированию детализированного
организационно-финансового плана мероприятий по реализации Программы;
в случае сокращения средств федерального бюджета на финансирование
работ, предусмотренных Программой, разрабатывают дополнительные меры по
привлечению средств внебюджетных источников для достижения результатов,
характеризуемых целевыми индикаторами Программы, в установленные сроки и
при необходимости разрабатывают предложения по их корректировке;
вносят предложения и участвуют в уточнении целевых индикаторов
реализации Программы и расходов на реализацию ее мероприятий, а также в
совершенствовании механизма реализации Программы;
разрабатывают перечень целевых индикаторов и показателей для
мониторинга реализации мероприятий Программы;
обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на
реализацию Программы;
организуют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы,
а также мониторинг реализации мероприятий Программы;
организуют экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий
Программы;
осуществляют управление деятельностью исполнителей Программы в рамках
выполнения ее мероприятий;
осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг) и
поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы, заключение
государственных контрактов;
организуют применение информационных технологий в целях управления
реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения, обеспечение
размещения в сети Интернет текста Программы, нормативных правовых актов по
управлению реализацией Программы и контролю за ходом ее выполнения, а также
других материалов, связанных с Программой;
согласуют с государственным заказчиком - координатором Программы и
основными ее участниками возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и
источники финансирования;
представляют государственному заказчику - координатору Программы
статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации
мероприятий Программы;
при необходимости представляют государственному заказчику -
координатору Программы предложения о продлении срока либо о прекращении
реализации Программы;
представляют ежегодно, до 15 января, государственному заказчику -
координатору Программы по установленной форме доклад о ходе выполнения
работ, предусмотренных Программой, результатах и эффективности
использования средств.
В целях обеспечения согласованных действий при реализации Программы
создается научно-координационный совет, формируемый из представителей
государственного заказчика - координатора Программы, государственных
заказчиков Программы, федеральных органов исполнительной власти, научных
организаций, учреждений высшего профессионального образования и независимых
экспертов. Привлечение специалистов для работы в научно-координационном
совете осуществляется на общественных началах.
Научно-координационный совет возглавляет председатель - Министр
образования и науки Российской Федерации или один из его заместителей.
Положение о научно-координационном совете и его персональный состав
утверждаются приказом Министра образования и науки Российской Федерации.
Организационное и методическое сопровождение деятельности научно-
координационного совета осуществляет Министерство образования и науки
Российской Федерации.
Научно-координационный совет осуществляет следующие функции:
выработка предложений по тематике мероприятий Программы и объемам
финансового обеспечения заказов на поставки товаров, выполнение работ и
оказание услуг в рамках мероприятий Программы;
рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы;
организация проверок выполнения мероприятий Программы, целевого и
эффективного использования средств;
подготовка рекомендаций по более эффективной реализации мероприятий
Программы с учетом хода ее реализации и тенденций социально-экономического
развития Российской Федерации;
выявление технических и организационных проблем в ходе реализации
Программы;
рассмотрение результатов экспертизы содержания и стоимости проектов,
предлагаемых для реализации в очередном финансовом году.
Оперативное управление реализацией Программы осуществляется дирекцией
Программы.
Дирекция Программы выполняет следующие основные функции:
собирает и систематизирует статистическую и аналитическую информацию о
реализации мероприятий Программы;
организует по поручению государственных заказчиков Программы
экспертизу выполняемых проектов;
организует независимую оценку показателей результативности и
эффективности мероприятий Программы, их соответствия целевым индикаторам и
показателям;
внедряет и обеспечивает применение информационных технологий в целях
управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения, а также
осуществляет информационное обеспечение специализированного сайта в сети
Интернет.
Финансирование деятельности дирекции Программы осуществляется
Федеральным агентством по образованию на основе бюджетной сметы за счет
средств, предусмотренных для реализации Программы.
До начала реализации Программы Министерство образования и науки
Российской Федерации утверждает положение об управлении реализацией
Программы, определяющее:
порядок формирования организационно-финансового плана реализации
Программы;
механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного
обеспечения в ходе реализации Программы;
процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях
целевых индикаторов и показателей реализации Программы, результатах
мониторинга ее выполнения, об условиях участия в Программе исполнителей, а
также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.


__________
ПР
ИЛ
ОЖ
ЕН
ИЕ
?
1

к
Ко
нц
еп
ци
и
фе
де
ра
ль
но
й
це
ле
во
й
пр
ог
ра
мм
ы

ау
чн
ые
и
н
ау
чн
о-
пе
да
го
ги
че
ск
ие
к
ад
ры
и
нн
ов
ац
ио
нн
ой
Р
ос
си
и"
н
а
20
09
-
2
01
3
го
ды



Целевые индикаторы и показатели реализации федеральной целевой программы
"Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013
годы

| | |Единица |2009 год |2010 год |2011 год |2012 год |2013 год |
| | |измерения | | | | | |
| | | | | | | | |
|1.|Доля исследователей в возрасте 30 - 39 лет |процентов |12,2 - |12,5 - |13 - 13,4|13,2 - |13,8 - |
| |(включительно) в общей численности исследователей | |12,4 |12,9 | |13,8 |14,5 |
|2.|Доля исследователей в возрасте 30 - 39 лет |процентов |17 - 18 |18 - 19 |19 - 20 |20 - 21 |21 - 22 |
| |(включительно) в общей численности исследователей в| | | | | | |
| |секторе высшего образования | | | | | | |
|3.|Доля профессорско-преподавательского состава |процентов |35 - 36 |36 - 37 |38 - 39 |39 - 40 |40 - 41 |
| |государственных и муниципальных высших учебных | | | | | | |
| |заведений в возрасте до 39 лет (включительно) в | | | | | | |
| |общей численности профессорско-преподавательского | | | | | | |
| |состава | | | | | | |
|4.|Доля исследователей высшей научной квалификации |процентов |11,5 - 12|12 - 12,5|12,5 - 13|13 - 13,5|13,5 - |
| |(кандидаты и доктора наук) в общей численности | | | | | |14,5 |
| |исследователей в возрасте до 39 лет (включительно) | | | | | | |
| | | | | | | | |
|5.|Доля профессорско-преподавательского состава высшей|процентов |58 - 59 |59 - 60 |61 - 62 |62 - 63 |63 - 64 |
| |научной квалификации (кандидаты и доктора наук) | | | | | | |
| |в общей численности профессорско-преподавательского| | | | | | |
| |состава государственных и муниципальных высших | | | | | | |
| |учебных заведений | | | | | | |
|6.|Доля аспирантов и докторантов - участников |процентов |- |30 |45 |60 |80 |
| |Программы, представивших диссертации в | | | | | | |
| |диссертационный совет (нарастающим итогом) | | | | | | |
|7.|Количество студентов, аспирантов, докторантов и |тыс. |15 - 17 |30 - 34 |45 - 51 |53 - 58 |60 - 65 |
| |молодых исследователей, принимавших участие в |человек | | | | | |
| |предметных олимпиадах, конкурсах научных работ и | | | | | | |
| |других мероприятиях, проводимых в области науки и | | | | | | |
| |техники в рамках Программы (нарастающим итогом) | | | | | | |
|8.|Количество студентов, аспирантов, докторантов и |тыс. |- |2 - 3 |4 - 5 |6 - 9 |9 - 12 |
| |молодых исследователей из организаций - участников |человек | | | | | |
| |Программы, закрепленных в сфере науки, образования | | | | | | |
| |и высоких технологий (зачисленных в аспирантуру или| | | | | | |
| |принятых на работу в учреждения высшего | | | | | | |
| |профессионального образования, научные организации,| | | | | | |
| |предприятия оборонно-промышленного комплекса, | | | | | | |
| |энергетической, авиационно-космической, атомной и | | | | | | |
| |иных приоритетных для Российской Федерации отраслей| | | | | | |
| |промышленности) (нарастающим итогом) | | | | | | |
|9.|Доля исследователей в области естественных и |процентов |- |10 - 12 |25 - 30 |35 - 40 |40 - 45 |
| |технических наук - участников Программы, результаты| | | | | | |
| |работы которых в рамках мероприятий Программы | | | | | | |
| |опубликованы в высокорейтинговых российских и | | | | | | |
| |зарубежных журналах (нарастающим итогом) | | | | | | |


____________
ПР
ИЛ
ОЖ
ЕН
ИЕ
?
2

к
Ко
нц
еп
ци
и
фе
де
ра
ль
но
й
це
ле
во
й
пр
ог
ра
мм
ы

ау
чн
ые
и
н
ау
чн
о-
пе
да
го
ги
че
ск
ие
к
ад
ры
и
нн
ов
ац
ио
нн
ой
Р
ос
си
и"
н
а
20
09
-
2
01
3
го
ды



Объемы финансирования федеральной целевой программы "Научные и научно-
педагогические кадры
инновационной России" на 2009 - 2013 годы

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

| |2009 - 2013 |В том числе |
| |годы - всего| |
| | |2009 год|2010 год|2011 год|2012 год|2013 год|
| | | | | | | |
|Всего |78454 |11232 |17279 |21856 |16896 |11191 |
|в том числе: | | | | | | |
|средства федерального бюджета |68390 |9630 |15100 |19265 |14795 |9600 |
|из них: | | | | | | |
|НИОКР |43920 |5060 |9820 |14130 |9830 |5080 |
|прочие нужды |9470 |1570 |2280 |2135 |1965 |1520 |
|капитальные вложения |15000 |3000 |3000 |3000 |3000 |3000 |
|средства внебюджетных источников |10064 |1602 |2179 |2591 |2101 |1591 |
| | | | | | | |
|из них: | | | | | | |
|НИОКР |4050 |450 |900 |1350 |900 |450 |
|прочие нужды |1514 |252 |379 |341 |301 |241 |
|капитальные вложения |4500 |900 |900 |900 |900 |900 |


__________

ПР
ИЛ
ОЖ
ЕН
ИЕ
?
3


к
Ко
нц
еп
ци
и
фе
де
ра
ль
но
й
це
ле
во
й

пр
ог
ра
мм
ы

ау
чн
ые
и
н
ау
чн
о-
пе
да
го
ги
че
ск
ие

ка
др
ы
ин
но
ва
ци
он
но
й
Ро
сс
ии
"
на
2
00
9
-
20
13
г
од
ы

Объемы финансирования федеральной целевой программы "Научные и научно-
педагогические кадры
инвестиционной России" на 2009 - 2013 годы по направлениям и срокам ее
реализации

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

|Направ|2009 - 2013 годы |2009 год |2010 год |2011 год |2012 год |2013 год |
|ления | | | | | | |


Направление |всего |средства федерального бюджета |внебюджетные средства

(капитальные вложения) |всего |средства федерального бюджета |внебюджетные
средства

(капитальные вложения) |всего |средства федерального бюджета |внебюджетные
средства

(капитальные вложения) |всего |средства федерального бюджета |внебюджетные
средства

(капитальные вложения) |всего |средства федерального бюджета |внебюджетные
средства

(капитальные вложения) |всего |средства федерального бюджета |внебюджетные
средства

(капитальные вложения) | | | |капитальные вложения |прочие нужды | |
|капитальные вложения |прочие нужды | | |капитальные вложения |прочие нужды
| | |капитальные вложения |прочие нужды | | |капитальные вложения |прочие
нужды | | |капитальные вложения |прочие нужды | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |Направление 3 |19500 |15000 |- |4500 |3900 |3000
|- |900 |3900 |3000 |- |900 |3900 |3000 |- |900 |3900 |3000 |- |900 |3900
|3000 |- |900 | |

____________