Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/165.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:08:53 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:28:56 2012
Кодировка: koi8-r




[pic]

С Т Е Н О Г Р А М М А

доклада Вице-президента Российского Союза ректоров,

Председателя Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга,

Ректора Санкт-Петербургского государственного университета информационных
технологий, механики и оптики В.Н.Васильева

по вопросу «О законодательных предложениях в части регламентации
деятельности бюджетных учреждений»

на заседании Совета Российского Союза ректоров


26 февраля 2008 г., 16.00
Зал заседаний Ученого совета Интеллектуального центра -
Фундаментальной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова









Москва - 2008 г.

Коллеги, я буду краток, потому что текст закона у вас есть в
раздаточном материале. Я понимаю, что вы не успели с ним ознакомиться. Я
прокомментирую то, что подготовлено.
Когда было заседание Совета Российского Союза ректоров 30 мая,
обсуждался основной вопрос, что же будет в связи с введением новой редакции
Бюджетного кодекса. Я хочу напомнить, с чего мы стартовали. Мы стартовали
со следующего. В основном, все говорили о пункте 5, статьи 41 новой
редакции Бюджетного кодекса, которая гласит следующее, что доходы, от
использования имущества, находящегося в муниципальной и государственной
собственности и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями,
средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при
составлении, утверждении и исполнении бюджета и составлении отчетности о
его исполнении включаются в состав доходов бюджета. То есть, слово
внебюджетный, к чему мы привыкли, отсутствует. Я пока буду пользоваться
этой терминологией. Тем самым внебюджетные доходы являются доходами
государства. Потом был 63 закон от 1 декабря, который приостановил введение
Бюджетного кодекса до введения закона «О бюджетных учреждениях». Если вы
помните обсуждение 30 мая, то возможно было идти двумя путями. Это было
принятие федерального закона по изменению существующего законодательства,
для того чтобы привести в норму законодательство о бюджетных учреждениях.
И было второе мнение - в связи с тем, что вышел конкретный комплексный
Закон «Об автономных учреждениях», подготовить законопроект «О бюджетных
учреждениях». Я считаю, что это решение тогда было абсолютно правильным,
если оно будет лежать в том русле, о чем постоянно говорит Виктор
Антонович, о принятии Кодекса об образовании. Ни для кого не секрет, высшие
учебные заведения страдают от некоторой несогласованности правовых норм в
различных аспектах. При подготовке законопроекта, несмотря на то, что старт
был дан только в отношении внебюджетных источников, казалось, что проблемы
лежат не только в сфере зачисления или использования внебюджетных
источников. Стали возникать вопросы, что относить к бюджетному
финансированию, бюджетному ассигнованию, как рассчитывать это бюджетное
ассигнование, как оно должно быть связано с основной образовательной
программой. И только ли с программой или с программой и развитием? Стали
возникать вопросы, какой правовой статус имеет от аренды помещений, от
оказания услуг, в том числе платных образовательных услуг. Достаточно много
финансовых вопросов. Да, они являются одними из основных, но не
единственными. Мгновенно встал вопрос, а как оценивать эффективность
бюджетных учреждений, не только с точки зрения фискальной политики доходов
и расходов, а как определять эффективность бюджетных учреждений. Я хочу
напомнить, что под бюджетные учреждения попадаем не только мы, высшие
учебные заведения, попадают учреждения социальной сферы, и не только
социальной сферы. Муниципальные учреждения по распределению электричества и
воды могут и должны попасть под это законодательство. Тем самым вопрос
ставится более широко. Далее - учитывается ли участие услугополучателей и
специалистов в оценке деятельности бюджетных учреждений. По идее,
услугополучатели тоже должны влиять на это дело. Защита услугополучателей
(в нашем понимании студентов) в предоставлении качественной услуги или
отказа от качественных услуг. Защита бюджетного учреждения от некоторых
часто неправомерных мер со стороны контролирующих органов.
Второе. Участие не только услугополучателей, но и профессионального
сообщества, а если говорить широко, то и гражданского общества в контроле и
в управлении бюджетным учреждением. Выяснилось достаточно много вопросов,
которые должны были войти в законопроект.
Именно комплексный подход не с точки зрения просьбы каких-то
послаблений, и налогов и т.д. Тот законопроект, который прорабатывался, а я
хочу сказать, что он, в основном прорабатывался кафедрами юридического
факультета Московского университета, а также юридическими структурами,
которые близки к Московскому университету, например, кафедра финансового
права очень много внесла в этот закон. Экономическое обоснование делал
Экономический факультет Московского государственного университета.
Специалисты прорабатывали вопрос именно с точки зрения комплексного
подхода, который бы не противоречил или не ставил в пику Закон «Об
автономных учреждениях», а дополнял бы его. И не просто говорил о финансах,
о деньгах, о льготах, а брал некоторую ответственность и некоторые нормы,
которые затрагивались в автономном учреждении. Они также присутствуют в
законопроекте «О бюджетных учреждениях». Подчеркиваю, это достаточно важно,
это ни в коем случае что-то навстречу и не в пику, в противоречие принятому
Закону «Об автономных учреждениях». В целом законопроект перед вами. Вы его
можете прочитать. Понятно, что это всех интересует. Это финансовая
деятельность и управление. Закон «О бюджетных учреждениях» распространяется
на бюджетные учреждения, как государственные, так и муниципальные бюджетные
учреждения. Наверное, в проекте решения его можно принять за основу. Ясно,
что нужно будет дорабатывать. Но в том виде, поскольку одна из задач,
которую ставил Совет Союза ректоров 30 мая - это не просто говорить,
просить, что плохо, а выступить с инициативой. Инициатива вылилась в
определенный документ. Еще раз подчеркиваю, всем понятно, что при
прохождении этого документа через всевозможные структуры будут измерения,
дополнения паллиативы, компромиссы, в том числе и с нашей стороны. Работа
не заканчивается. Практически дан старт этой работе.
Виктор Антонович, я прокомментировал, что входит в этот закон.