Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/163.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:08:53 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:26:09 2012
Кодировка: koi8-r




[pic]



С Т Е Н О Г Р А М М А

доклада Президента Российского Союза ректоров,

Ректора МГУ имени М.В.Ломоносова, академика РАН В.А.Садовничего

по вопросу «О деятельности Российского совета олимпиад школьников»

на заседании Совета Российского Союза ректоров



26 февраля 2008 г., 16.00
Зал заседаний Ученого совета Интеллектуального центра -
Фундаментальной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова








Москва - 2008 г.

Приступим к реализации повестки дня. Я хотел бы доложить по первому
вопросу.
Когда Союз ректоров неоднократно предлагал для отбора талантливых
молодых людей создать у нас в стране устойчивую систему олимпиад, наверное,
на тот момент мы даже не понимали всего объема работы, которую придется
осуществить. Как сказал мне один знакомый сотрудник Министерства, что вы
еще до конца не осознали, за что вы взялись.
Чтобы подчеркнуть это, я хочу сказать, что Российский Союз ректоров
провел мониторинг существующих олимпиад у нас в стране. Я думаю, это
уникальный, единственный экземпляр материалов, где на каждой странице есть
та или иная олимпиада, проводимая тем или иным вузом, организациями,
объединениями вузов. Это тысячи различного типа олимпиад. Это очень большая
система. На мой взгляд, она очень важная у нас в стране.
История этого вопроса такова. Сначала было поручение Президента
Российской Федерации после заседания Совета по науке и технологиям в конце
2006 года, где содержалось поручение и Российскому Союзу ректоров. Затем
Российский Союз ректоров прорабатывал различные материалы и предложения для
Министерства. В результате, в Федеральный закон от

9 февраля 2007 года вошло положение, юридически закрепляющее статус
олимпиад школьников. Таким образом, это уже стало закрепленным законом
положением.
Олимпиады школьников дополняют три системы, существующие у нас в
стране: единый государственный экзамен, Всероссийскую олимпиаду школьников
- здесь я хотел бы просить не путать. Всероссийская олимпиада школьников
остается в том же статусе. Я о ней скажу два слова. Председатель
Всероссийской олимпиады школьников Николай Николаевич Кудрявцев. Эта
система остается. Третий пласт - олимпиады школьников.
Таким образом, Федеральный закон утвердил у нас в стране, я бы так
сказал, три способа поступления в высшие учебные заведения.
По единому государственному экзамену мы неоднократно говорили. Я не
буду об этом говорить.
По Всероссийской олимпиаде школьников. Она имеет четыре этапа. Я
довожу информацию, которая закреплена приказом по Минобрнауке от

22 октября 2007 года - это этапы школьный, региональный и заключительный.
Общероссийская или Всероссийская олимпиада школьников проводится только по
общеобразовательным предметам. Этим приказом на сегодня утвержден новый
состав Центрального комитета Всероссийской олимпиады. Это уже устоявшееся
движение. Оно очень полезно, мы о нем знаем. Позвольте мне о нем не
говорить. Это Всероссийская олимпиада школьников, которая была и ранее.
Теперь я хочу приступить к основному рассказу - о порядке проведения
олимпиад школьников.
Это весь перечень олимпиад, который я показывал в этой папке. Итак,
это действительно долгожданное решение. Вышел приказ, подписанный Андреем
Александровичем от 22 октября 2007 г., в котором очень подробно утвержден
порядок проведения олимпиад школьников.
Я хотел бы сказать, что тем самым в стране создается система. Эта
система должна себя еще как следует поставить в общественном мнении, в
общественном сознании. Мало кто чувствует, что это такое, а на самом деле
формируется система отбора талантливых людей. Это очень ответственное дело.
Этим же приказом утвержден Президиум Российского совета олимпиад
школьников. Президиум утвержден по предложению Союза ректоров - это чуть
больше десяти человек. Нам предстоит еще утвердить Совет Российского совета
олимпиад школьников. Мы полагаем, что этот Совет должен быть совестью в
стране, которому бы верили, что это именно тот Совет, который объективно
отбирает способных людей и открывает им дороги для поступления по
призванию. Мы подготовили предложения по составу этого Совета - несколько
десятков членов. Такие предложения принимаются нами со стороны советов
регионов, которые вы присылали. Мы все кандидатуры внимательно
просматриваем, но общий состав Совета еще впереди для утверждения.
Итак, что нужно создать для того, чтобы олимпиады, как система,
заработали. Безусловно, надо утвердить перечень олимпиад школьников. Это
должен сделать Российский совет олимпиад, предлагая для Приказа Министра.
Это очень сложная работа - утвердить перечень олимпиад.
Во-вторых, утвердить единые общие требования к порядку проведения
олимпиад.
В-третьих, четко определить права победителей и призеров олимпиад.
Призеры и победители олимпиад, вошедшие в перечень, если такой
перечень будет составлен, имеют право по решению вуза в зависимости от
уровня олимпиады либо получать максимальный балл ЕГЭ по профильному
предмету, либо засчитывать победу в олимпиаде как дополнительное
вступительное испытание по профильному предмету, причем, в порядке,
определяемом вузом (это право вуза), либо быть зачисленными вообще без
вступительных экзаменов на профильное направление или специальность по
решению вуза.
Таким образом, эти льготы показывают, насколько это важно. Это либо
максимальный балл по ЕГЭ, либо это дополнительное профильное испытание,
либо просто зачисление в вуз по профильному направлению, либо по профильной
специальности.
Что подчеркивает Приказ и что задается заранее в олимпиадном движении.
Во-первых, творческий характер заданий олимпиад. Свободный и бесплатный
доступ к участию в олимпиадах, свободный доступ к информации об олимпиаде.
Согласно Приказу история проведения олимпиады должна быть не менее двух
лет. Подчеркнуто, что оргкомитет, тот, кто проводит олимпиады, должен
обладать необходимыми ресурсами для проведения этой олимпиады.
По уровням олимпиад. Это то, что мы пока предлагаем, то, что не
утверждено. Это будет рассматриваться еще в Министерстве. Мониторинг,
который мы провели, говорит, что, в принципе, чтобы упорядочить эту
огромную массу олимпиад, которые уже проводятся у нас в стране, мы
предлагаем четыре уровня.
Первый уровень - общероссийский. Общероссийский уровень - так она и
будет называться - Общероссийская олимпиада. По крайней мере, их несколько.
Я приведу два - три примера:
олимпиада «Шаг в будущее», которую проводит Бауманский университет
вместе с другими университетами;
олимпиада «Ломоносов», которую проводит Московский университет со
многими другими университетами;
олимпиада «Умники и умницы» - думаю, она будет носить общероссийский
характер;
олимпиада «Покори Воробьевы горы» и многие другие, которые проводятся
и могут быть отнесены к общероссийскому уровню.
Забегая вперед, я хочу сказать, что для общероссийского уровня мы
предлагаем критерии, это не просто Совет решил. О критериях я буду говорить
ниже. Итак, будет создан ряд критериев, согласно которым любая олимпиада,
предлагаемая учредителем, оргкомитетом, может быть отнесена к этому уровню,
если она удовлетворяет критериям. Здесь очень важно сохранить многие
принципы: принцип общедоступности для любого человека, любого гражданина,
приступающего к участию в олимпиаде, сохранить равные возможности для
любого участника олимпиады при реализации льгот, обеспечить полную
информацию о проведении олимпиады и, конечно, она должна быть абсолютно
бесплатной. Кстати, олимпиады могут проводить только вузы или органы
власти. То есть, олимпиады не могут проводить коммерческие структуры и
другие. Это следует из Приказа.
Итак, первый уровень общероссийский. Что мы отнесли к общероссийскому
уровню, я скажу ниже.
Второй уровень - межрегиональный.
Третий уровень - региональный.
Если посмотреть на эти три уровня, это примерно то, что и было, но,
может быть, более упорядочено. Были общероссийские олимпиады, были
олимпиады, проводимые регионами - межрегиональные, были олимпиады в
областях, губерниях и в субъектах Федерации, которые назывались
региональными.
Четвертый уровень олимпиад мы назвали локальными, или это
подготовительный класс (подготовишки). Эти олимпиады не будут иметь льготы
при поступлении, но на них будут отрабатываться некоторые новые предложения
для включения в три верхних обозначенных уровня на следующий год. Итак,
локальный уровень - это, допустим, вуз проводит олимпиаду, или проводит
олимпиаду какой-то отдельный район, или олимпиада посвящена какому-то
выдающемуся ученому, но она локальная, она еще не обладает теми критериями,
которыми обладают предыдущие три уровня. Такая олимпиада может быть, их
очень много проводится, но она пока носит характер «подготовишки» для
включения в следующий уровень.
Этот слайд я посвятил тому, что для того чтобы олимпиада имела жизнь,
надо иметь ее название, надо для этой олимпиады определить ее уровень, надо
определить предмет или комплекс предметов данной олимпиады и определить
соответствующие профильные предметы и направления подготовки. Здесь
внимание. Дело в том, что масса олимпиад столь большая, что нельзя сказать,
что данная олимпиада будет по математике, и все победители будут поступать
на специальность «математика» или данная олимпиада будет по физике, и все
победители будут поступать на специальность по физике. Олимпиада может
проводиться по комплексу предметов. Например, геология, почвоведение. Таких
предметов в школе нет, и победитель не имеет такого прямого предмета, куда
он может поступать. Это называется олимпиадой по комплексу предметов. Может
быть масса других комплексов - по гуманитарным наукам. Вот как раз Совет, о
котором я говорил, определит те профильные предметы, которые эта олимпиада
в себе несет. Возвращусь к геологии. Например, Совет определяет, что
победители олимпиады по геологии имеют льготы по математике и химии. Это
утверждается. Победители олимпиады по почвоведению, например, имеют льготы
по биологии и по химии. И уже победитель, пользуясь этой льготой, что,
победив по геологии, он имеет право поступать там, где есть математика и
засчитывать эту математику. Он реализует свою льготу как бы по профильному
предмету. В том числе, он может без экзамена быть зачислен туда, где
математика является профилирующим предметом.
Казалось бы, чем больше вуз наберет таких льготников, тем лучше для
вуза. Но здесь есть опасности, и мы их анализировали. Опасности следующие.
Олимпиада, поскольку она согласована с Минюстом, и это задача Министерства
и наша, должна иметь равные условия для всех и предоставлять равные льготы
для всех. Условно: Московский университет признает победителей
общероссийских олимпиад и говорит, что из общероссийских он признает
победителей по математике, по физике, по химии. Допустим. Но тогда
Московский университет должен признать все общероссийские олимпиады,
которые проводятся в этом году, и брать любого победителя с любой олимпиады
со льготами. Многие факультеты (я говорю сейчас о Московском университете)
просто заранее считают, что таких льготников будет больше, чем план приема.
В этом есть вопрос. То есть, можно быть жадным для талантливых ребят, но
надо все время соизмерять, потому что мы обязаны предоставить равные
возможности при поступлении для всех победителей с данного уровня.
Допустим, какой-то университет признает победителей третьего уровня -
региональные (губернии, областные). Значит, он обязан брать победителей
любой областной олимпиады этого уровня по данному предмету, который он
объявил. Тут может быть разная ситуация, может быть и так, что это для вуза
и благо. А может быть, что в этот вуз приедет столько победителей областных
олимпиад из разных регионов страны, что у вуза не будет возможности взять
всех, будет больше плана. Поэтому олимпиады - это действительно серьезный
поиск талантливых людей, и каждый вуз должен заранее взвесить, на что он
способен, сколько талантливых людей он будет брать. К слову, в приказе
министра победителями олимпиады может быть признано до 45 % участников, но
не более. Итак, если участников олимпиады 1000, то 450 могут быть признаны
победителями. Во-первых, победитель - это первое место, диплом первой
степени. Тут, безусловно, абсолютный победитель, их может быть несколько. А
вот призеры - диплом второй и третьей степени, ими могут быть и сотни.
Поэтому если олимпиады в каком-то смысле будут бесконтрольны, и не будут
ставить перед собой цель поиска талантливых, а будут проводиться просто
так, то мы можем льготников сделать столько, что это потеряет смысл. Но я,
в основном, рассуждаю с точки зрения престижных вузов, куда победители
олимпиад с других регионов и уровней могут подвинуться.
Что еще, прежде чем сказать о плане мероприятий, мне кажется важным.
Важно, безусловно, в ближайшее время издать следующие нормативные документы
(я имею в виду приказы Министерства): создать Совет, далее - согласно
предлагаемому плану нам необходимо на Совете уже утверждать нормативные
документы по проведению олимпиад, то есть их перечень, их название, их
направление, льготы и т.д. Это огромная работа. Вся эта документация должна
нами быть представлена до июля. После июля уже не допускается новых
пересмотров ни перечня, ни дополнений к данному перечню. Всё может быть уже
только на следующий год. Поэтому мы планируем провести следующую работу:
1. Мониторинг (январь) - мониторинг собран.
2. Заседание Совета ректоров о подготовительной работе (февраль) -
рассматриваем сегодня.
3. В марте - заседание Президиума Российского совета олимпиад
школьников (это те члены президиума, которые уже утверждены
приказом).
4. Март - утверждение Министерством образования и науки Совета.
Предложения по Совету у нас имеются, их надо дорабатывать. Еще раз
хочу повторить, что это должны быть очень известные люди у нас в
стране, которые войдут в этот Совет олимпиад. В моем понимании они
должны отвечать перед обществом за то, что олимпиады - это поиск
талантливых людей, а не какая-то организация по предоставлению
льгот при поступлении. То есть, мы рассчитываем, что в этот Совет
войдут люди творческих специальностей, какие-то известные люди,
ученые, общественные деятели, люди из бизнеса, кому общество будет
верить. Это важный момент - создать такой совет, которому верят.
Почему я об этом говорю. Я изучал опыт проведения олимпиад в других
странах, поэтому настойчиво предлагал эту систему. Вообще говоря,
олимпиады - это гордость страны. Победителей олимпиады, как
правило, обязательно принимают государственные лица страны. Это
гордость нации, интеллект нации. Это то, что ценится. Нам важно не
опорочить эту систему, которой мы так добивались. То есть,
олимпиады должны быть гордостью страны. Они ищут талантливых.
Нужно, чтобы родители знали, если ребенок талантливый, то так или
иначе через систему олимпиад его заметят, и он получит достойное
образование. Это и социальный и, если угодно, политический вопрос.
Поэтому Совет олимпиад - важный момент.
5. Формирование комплекса нормативных документов, регламентирующих
деятельность. Главным образом, мы должны представить Министру
комплекс нормативных документов по деятельности Российского совета
олимпиад школьников. Я уже говорил об этом: нам надо разработать
уровни, критерии этих уровней, собрать еще раз окончательную
информацию, объявить эту информацию, какие же уровни у нас есть, и
какие олимпиады к какому уровню отнесены, и все другие
регламентирующие документы.
К слову, по уровням. Я назвал уровень общероссийский. Общероссийский
уровень, мы полагаем предварительно, что должна быть большая часть
участников - это регионы. Если у нас сейчас (не помню точно) 89 регионов,
то общероссийский уровень - должно быть не менее половины регионов, и мы
считаем, что должно быть несколько тысяч участников, например, две тысячи
участников в этой олимпиаде. Это предварительное мнение, всё будет зависеть
от предложений. Но все-таки общероссийский уровень - это большая часть
регионов и, например, более 2 тысяч участников олимпиады, и, конечно,
история два года и всё, что положено по приказам.
Следующий уровень межрегиональный. Мы считаем, что должно быть
несколько субъектов Федерации - регионов, губерний, например, не менее
четырех или пяти, например, более тысячи участников.
Следующий уровень региональный. Региональный уровень - областной. Мы
считаем, что на данном уровне должно быть не менее 500 участников.
Все эти уровни олимпиад надо будет структурировать в зависимости от
количества участников и представленных регионов, и представить в
Министерство.
Возвращаюсь к плану.
6. Мы создаем сайт олимпиады. В этих папках есть проект сайта
олимпиады.
В мае месяце он будет полноценно работать. Понятно, что в данных
условиях сайт является важным способом общения. Вы знаете, сколько будет
обращений школьников, родителей! Это трудно себе представить! Мы проводим
олимпиады «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы» - и то два отдела сидит,
анализируя заявки с сайтов. Это серьезная работа, в том числе и ресурсная.
Если какой-то вуз или группа вузов берутся за проведение олимпиады, все это
надо взвешивать. Это еще и большие ресурсы. А представьте себе, если мы
объявим сейчас Приказом Андрея Александровича, что у нас начинается
подготовительная работа по утверждению списка олимпиад, сколько будет
обращений граждан, сколько будет предложений, сколько будет вопросов. То
есть, конечно, сайт Российского Союза ректоров по олимпиадам или портал
Российского совета олимпиад в мае должен функционировать, должны быть
правила его функционирования.
7. Затем поступление заявок на включение интеллектуальных соревнований
в перечень олимпиад школьников.
Здесь внимание: я сказал об олимпиадах, но Приказ и наше видение не
исключают, что олимпиады могут проходить в форме творческих конкурсов. Это
не обязательно олимпиада. Это может быть любое творческое соревнование, это
может быть чтение какое-то, может быть что-то, связанное с искусством или
какими-то исполнительскими делами, это могут быть какие-то творческие
соревнования, которые абсолютно не предполагают написание какого-то «да -
нет», например, соревнования роботов. Это всё, что связано с творчеством,
что трудно сейчас предвидеть - это есть олимпиада. Поэтому олимпиада - это
не только посадили людей, раздали им задачи, проверили и объявили
победителей. Например, олимпиада по робототехнике. То есть, впереди у нас
серьезная работа.
8. Май - заявки на включение этих интеллектуальных соревнований в
перечень олимпиад.
9. Июнь-июль - экспертиза всего, что поступит.
Мы намерены создать экспертные комиссии Российского совета олимпиад
школьников. Конечно, будут мощные экспертные комиссии. Они будут
анализировать. Совет этого делать не сможет. Должны анализировать
экспертные комиссии. Два месяца отводится на анализ всех заявок.
10. В июле мы предлагаем провести расширенное заседание Российского
совета олимпиад школьников и пригласить широкие круги профессионального
сообщества для обсуждения перечня олимпиад школьников.
Мы должны быть гласными. Мы должны заявить, что экспертиза и
Российский совет олимпиад предлагает в этом году для России следующий
перечень олимпиад школьников. Вот мы их утверждаем: всероссийский,
межрегиональный, региональный и «подготовишки» (локальные).
11. Утверждаем перечень олимпиад школьников - август месяц.
12. Затем мы проводим деятельность по разъяснению всего, что есть -
сентябрь-декабрь.
13. Предлагаем провести первый слет победителей призеров
интеллектуальных соревнований с участием руководства Министерства и других
органов.
Хотим задать тон, чтобы были слёты победителей олимпиад.
14. В декабре Совет Союза ректоров подведет итоги работы за 2008 г.
Вот такая работа нам предстоит, коллеги.
Я закончу тем, с чего начинал. Казалось, это красивая вещь - провести
олимпиады. Оказалось, что это очень мощный слой уже созданного в обществе
продукта, уже многие олимпиады проводятся. Мы понимаем нашу
ответственность. Условно: проходит в каком-то районе олимпиада, посвященная
Вернадскому или Колмогорову. Она не дотягивает до общероссийского,
межрегионального или регионального уровня. А организаторы убеждены, что они
ищут талантливых людей. Значит, мы должны объяснить, что мы утверждаем как
критерий то-то, а ваша олимпиада должна расти, набирать обороты, включаться
в другие олимпиады. То есть, это и мониторинг за всем тем, что происходит
по поиску талантливых ребят. Это первое.
Второе. Очень плохо и очень опасно, если наша работа будет работой по
приему в высшие учебные заведения. Тогда мы обесценим олимпиады. Вовсе нет.
По приему работают другие критерии и другие способы приема. А олимпиада -
это поиск талантливых людей. И в это должны верить, что это действительно
поиск талантливых людей.
Завершая, я хочу сказать, что значительная часть работы была проведена
Российским Союзом ректоров и Министерством. Я благодарю, Андрей
Александрович, Вас и Исаака Иосифовича за то, что вы поддержали приказами и
то, что такой продукт уже накоплен. Я думаю, то, что мы работаем вместе -
Министерство и наша общественная организация Союз ректоров - это как раз
придает уверенность, что мы такую систему олимпиад у нас в стране создадим.
Вот вся информация по первому вопросу.