Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/group01/23-09/03.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:08:04 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 07:35:01 2012
Кодировка: koi8-r




Экспертное заключение
Аппарата Российского Союза ректоров на проект федерального закона «Об
автономных учреждениях»
(субъект права законодательной инициативы - Правительство Российской
Федерации. Редакция по состоянию на 28.09.2005 г.)

Следует констатировать, что с момента появления первых вариантов
проектов федеральных законов о расширении спектра организационно-правовых
форм некоммерческих организаций их содержание отчасти доработано (уточнены
положения о преемственности лицензий и ряд других юридических замечаний
Российского Союза ректоров), снят с обсуждения проект федерального закона
«О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях»,
регламентирующий порядок введения неприемлемых форм управления вузами и
нацеленный, в конечном итоге, на обход запрета на их приватизацию.
Вместе с тем представленный проект федерального закона «Об автономных
учреждениях» по-прежнему сохраняет серьезные концептуальные недостатки и
вызывает замечания содержательного и юридико-технического характера,

на которые Российский Союз ректоров ранее обращал внимание разработчиков
законопроекта (Постановление Совета РСР ?1 от 14.07.2005 г.).

Прежде всего, следует отметить, что до настоящего времени в концепции
законопроекта не обоснована необходимость и целесообразность введения в
действующее российское законодательство новой формы некоммерческого
юридического лица - автономного учреждения, при том, что существующие на
основании Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона
«О некоммерческих организациях» формы организаций в сфере образования
фактически предоставляют вузам и их учредителям права и обязанности,
аналогичные предложенным в законопроекте.
Законопроект не определяет юридический статус автономных
образовательных учреждений: сохранятся ли они в качестве некоммерческих
организаций, оказывающих образовательные услуги, или будут трансформированы
в некие государственные органы, призванные осуществлять «предусмотренные
законодательством Российской Федерации функции государства» в области
образования (ч. 1 п. 1 ст. 2 законопроекта).
Не определен правовой режим имущества, передаваемого в оперативное
управление автономного учреждения, создаваемого путем реорганизации
государственного бюджетного учреждения (п.8 ст.5 законопроекта).
Законопроект не проясняет, сохранит ли после реорганизации автономное
учреждение свое имущество, находившееся на балансе у бюджетного учреждения,

что создает реальную возможность для необоснованного изъятия части
имущества, принадлежащего вузам на праве оперативного управления.
В законопроекте отсутствуют нормы, определяющие механизм
финансирования деятельности автономных учреждений. Указание на то, что
финансирование будет осуществляться из соответствующего бюджета в форме
субвенций, субсидий, государственных внебюджетных фондов (п. 2 ст. 4
проекта закона «Об автономных учреждениях»), юридически неопределенно и
фактически может рассматриваться как снятие гарантий государственного
финансирования высшего образования в автономных учреждениях.
Представляется, что для целого ряда некоммерческих организаций такой
подход является неприемлемым.
Для учреждений среднего, высшего и послевузовского образования,
организаций, занимающихся фундаментальными научными исследованиями, для
многих российских музеев и фондов, ряда других учреждений отсутствие
планомерного и систематического государственного финансирования равносильно
прекращению их фактической деятельности или превращению в коммерческие по
сути организации, высшей целью которых является не реальная забота о благе
государства и его граждан, а получение максимальной прибыли.
Несмотря на замечания Российского Союза ректоров,

законопроект сохранил прежний порядок преобразования государственного
бюджетного учреждения в государственное автономное учреждение (п. 1-4 ст. 5
законопроекта «Об автономных учреждениях»).
Отсутствие в законопроекте четких критериев, на основании которых
осуществляется это преобразование, реальных гарантий учета волеизъявления
вузов создает реальные возможности для произвольного форсированного
изменения существующих организационно-правовых форм вузов.
Введение пяти органов управления автономным учреждением, среди которых
не только традиционные для вузов единоличный и коллегиальный органы (ректор
и ученый совет), но также наблюдательный совет и еще два самостоятельных
органа, действующих от имени собственника-учредителя и осуществляющих
разные функции, нарушает сложившуюся целостную систему управления вузом,
что приведет к фактической дезорганизации его работы.
Законопроект ставит серьезные преграды для участия вузов не только в
деятельности всех видов коммерческих и некоммерческих юридических лиц, но
для реализации любых совместных проектов, что существенно затруднит
интеграцию образовательной, научной и инновационно-направленной
производственной деятельности, определенной Президентом Российской
Федерации в качестве одной из стратегических задач развития отрасли на
перспективу.
На основании изложенного, членам совместной рабочей группы РСР и
Минобрнауки России рекомендуется:

1. Не поддерживать проект федерального закона

«Об автономных учреждениях» и другие законопроекты, связанные с его
принятием и введением в действие.
2. Обратиться с предложением об исключении из-под юрисдикции проекта
Федерального закона «Об автономных учреждениях» сферу образования и
науки.
-----------------------
[pic]