Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/group04/28-09/02.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:08:10 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 07:36:02 2012
Кодировка: koi8-r

Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской
Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" (в части введения единого государственного
экзамена)

Основная идея законопроекта состоит в установлении новых механизмов и
процедур контроля качества образования в части аттестации выпускников XI
(XII) классов общеобразовательных учреждений и конкурсного отбора в
образовательные учреждения среднего профессионального и высшего
профессионального образования, обеспечивающих создание равных стартовых
возможностей и доступа к среднему и высшему профессиональному образованию
различных категорий поступающих, в том числе выпускников школ, проживающих
в удаленных местностях, из семей с низким уровнем дохода и т.п.
В настоящее время уровень освоения выпускниками общеобразовательных
учреждений образовательной программы среднего (полного) общего образования
проверяется дважды: во время государственной (итоговой) аттестации и на
вступительных испытаниях в образовательные учреждения среднего и высшего
профессионального образования (далее - соответственно ссузы и вузы). При
этом фиксируются значительные расхождения между различными
общеобразовательными учреждениями, ссузами и вузами в отношении требований,
предъявляемых к выпускникам и поступающим. Следствием этого является, с
одной стороны, выставление одинаковых отметок выпускникам
общеобразовательных учреждений с разным уровнем подготовки; с другой -
дополнительная платная подготовка с преподавателями выбранного вуза, как
необходимое условие поступления в него. Кроме того, проведение ссузами и
вузами вступительных испытаний требует от лиц, проживающих в местностях,
удаленных от мест расположения указанных образовательных учреждений,
значительных расходов на приезд и проживание в период поступления. Эти
обстоятельства ограничивают возможности выпускников из семей с низким
уровнем дохода на поступление в ссузы и вузы, препятствует реализации
конституционного принципа общедоступности на конкурсной основе среднего и
высшего профессионального образования.
В целях создания новых механизмов контроля качества образования с 2001
года в России проводится эксперимент по введению единого государственного
экзамена. Данный эксперимент, начавшийся на территории 3 субъектов
Российской Федерации, в 2004 году охватил 64 субъекта Российской Федерации,
820 тысяч выпускников общеобразовательных учреждений, 946 вузов и их
филиалов, а также 1525 ссузов. Анализ результатов эксперимента
свидетельствует о том, что единый государственный экзамен является
достаточно действенным инструментом оценки качества общего образования и в
основном обеспечивает отбор поступающих в ссузы и вузы, наиболее способных
и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего
уровня.
Целью разработки данного законопроекта является создание правовых
механизмов реализации конституционного принципа общедоступности среднего
профессионального и на конкурсной основе высшего профессионального
образования посредством введения единого государственного экзамена,
обеспечивающего совмещение государственной (итоговой) аттестации
выпускников ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных
испытаний для поступления в государственные образовательные учреждения
среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Результаты единого государственного экзамена будут признаваться
общеобразовательными учреждениями в качестве результатов государственной
(итоговой) аттестации, а ссузами и вузами - в качестве результатов
вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, соответствующим
профилю избранного поступающим направления подготовки (специальности).
Границы шкалы результатов единого государственного экзамена в баллах
ежегодно будут устанавливаться федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
При этом предлагается разрешить выпускникам ХI (ХII) классов
общеобразовательных учреждений выбирать форму прохождения государственной
(итоговой) аттестации по общеобразовательным предметам, изучавшихся в Х-ХI
(ХП) классах - в форме единого государственного экзамена или в иной форме,
установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по нормативно-правовому регулированию деятельности в сфере
образования. Лицам, не прошедшим конкурсный отбор в ссузы и вузы по
результатам единого государственного экзамена в год получения ими аттестата
о среднем (полном) общем образовании, будет предоставлено право
повторной
сдачи единого государственного экзамена в последующие годы.
Единый государственный экзамен проводится федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере
образования, совместно с государственными органами управления образованием
субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому
регулированию деятельности в сфере образования. Для проведения единого
государственного экзамена в субъектах Федерации создается государственная
экзаменационная комиссия, в состав которой на паритетных началах включаются
представители общего и профессионального образования. В целях обеспечения
общественного контроля за проведением единого государственного экзамена
предусматривается создание института общественных наблюдателей из числа
родителей (законных представителей) и иных представителей общественности.
Предполагается, что наряду с введением единого государственного
экзамена в целях обеспечения доступа к образованию граждан, проявивших
неординарные способности по отдельным предметам, будет расширен круг лиц,
имеющих преимущественное право на зачисление в ссузы и вузы по результатам
проводимых в установленном порядке всероссийских олимпиад и конкурсов.
Кроме того, в ссузах и вузах, осуществляющих обучение по направлениям
подготовки (специальностям), требующим наличия у студентов определенных
творческих, психологических и физических способностей и наклонностей, могут
быть наряду с результатами единого государственного экзамена установлены
дополнительные требования к приему, в частности введены творческие
вступительные испытания по общеобразовательным предметам, по которым не
проводится единый государственный экзамен. Указанные вступительные
испытания, как правило, организуются по предметам, по которым единый
государственный экзамен не проводится. Отдельным вузам, реализующим
образовательные программы повышенной сложности, может быть предоставлено
право проведения дополнительного вступительного испытания профессиональной
направленности, в том числе по общеобразовательному предмету, по которому
проводится единый государственный экзамен. Перечни указанных направлений
подготовки (специальностей) и реализующих их образовательных учреждений
утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные
отношения, складывающиеся при проведении государственной (итоговой)
аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений,
единого государственного экзамена, а также при приеме в государственные
образовательные учреждения среднего профессионального образования и в
федеральные государственные образовательные учреждения высшего
профессионального образования.
Законопроект направлен на реализацию части 3 статьи 43 Конституции
Российской Федерации, гарантирующей каждому право на образование и внесет
изменения в два системообразующих закона, регулирующих общественные
отношения в сфере образования - Закон Российской Федерации «Об образовании»
и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании».
Действие норм, устанавливаемых законопроектом, будет распространяться
на выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и
поступающих в государственные образовательные учреждения среднего
профессионального образования и в федеральные государственные
образовательные учреждения высшего профессионального образования, а также
на органы и организации, уполномоченные на организацию государственной
(итоговой) аттестации, единого государственного экзамена и приема в ссузы и
вузы.
В законопроекте предлагается установить переходные положения,
предусматривающие поэтапное введение единого государственного экзамена на
всей территории Российской Федерации, которое завершится к 2008 году. При
этом предполагается, что порядок организации поэтапного введения единого
государственного экзамена будет установлен Правительством Российской
Федерации.
Для реализации положений данного законопроекта необходимо принять
подзаконные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок проведения
единого государственного экзамена, а также государственной (итоговой)
аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и
приема в государственные образовательные учреждения среднего и высшего
профессионального образования с учетом введения единого государственного
экзамена.
Принятие данного законопроекта, устанавливающего введение единого
государственного экзамена и уточняющего предметы ведения и полномочия
Российской Федерации в этой сфере, позволит:
создать новые механизмы государственного контроля за качеством
образования и подготовки выпускников общеобразовательных учреждений и
правовые основы системы объективной независимой оценки качества
образования,
усовершенствовать механизмы правового регулирования порядка приема в
образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования
и государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных
учреждений, повысить общедоступность профессионального образования;
ввести дополнительные государственные гарантии реализации
конституционного права граждан на равный доступ на конкурсной основе к
среднему и высшему профессиональному образованию, в том числе граждан,
проживающих в труднодоступных и отдаленных районах, и из семей небольшим
доходом.




Директор
Департамента государственной
политики в образовании И.И. Калина













Самылкина
229 25 62