Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/development/1.doc
Дата изменения: Thu May 24 11:41:00 2012
Дата индексирования: Tue Oct 2 05:53:47 2012
Кодировка: koi8-r

Первый этап реструктуризации высшей школы


Федеральные университеты

Первые программы развития вузов были сформированы в 2007 году, когда в
соответствии с Распоряжениями Правительства Российской Федерации от
4 ноября 2006 г. ? 1518-р, от 23 ноября 2006 г. ?1616-р и от 8 февраля
2007 г. ?149-р было принято решение создать на базе действующих вузов и
академических центров в Ростове-на-Дону и Красноярске Южный федеральный
университет (ЮФУ) и Сибирский федеральный университет (СФУ). ЮФУ и СФУ
выступили пилотными площадками по отработке новых подходов по реальной
интеграции образования, науки и бизнеса, адаптации профессионального
образования к запросам экономики регионов.

Спустя три года, Указом Президента Российской Федерации от 21 октября
2009 г. ? 1172 были созданы еще пять федеральных университетов: Северный
(Арктический) федеральный университет; Казанский (Приволжский) федеральный
университет, Уральский федеральный университет имени первого Президента
России Б.Н. Ельцина, Дальневосточный федеральный университет, Северо-
Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. Указом Президента
Российской Федерации от 13 октября 2010 г. ? 1255 создан Балтийский
федеральный университет имени Иммануила Канта.

Основными направлениям развития федеральных университетов являются:

- подготовка современных специалистов, бакалавров и магистров на базе
реальной интеграции научного и образовательного процессов и
использования всех методов современного высшего образования, включая
дистанционное (on-line) обучение для сферы управления, экономики,
образования, науки, культуры, тех технологических областей, которые
входят в сферу национальных интересов;

- создание условий для академической мобильности обучающихся,
преподавателей и научных работников, интеграции в мировое
образовательное пространство и достижение международного признания
реализуемых образовательных программ с целью экспорта образовательных
услуг и технологий;

- проведение фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным
научным направлениям, эффективное взаимодействие с Российской
академией наук;

- развитие активного международного сотрудничества с университетами
Европы, Азии и Америки, участие в международных образовательных и
научных программах.



Национальные исследовательские университеты

Спустя 2 года после начала процесса формирования федеральных
университетов, стартовал процесс формирования национальных
исследовательских университетов, когда 7 октября 2008 г. Президент России
подписал Указ ? 1448 «О реализации пилотного проекта по созданию
национальных исследовательских университетов», в соответствии с которым на
базе Московского инженерно-физического института (МИФИ) и Московского
института стали и сплавов (МИСиС).

Уже спустя полгода после начала реализации пилотного проекта по
формированию национальных исследовательских университетов, стало понятно,
что новый инструмент управления высшей школой весьма успешен и, в
соответствии с Постановлением Правительства России от 13 июля 2009 г. ? 550
«О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых
устанавливается категория "национальный исследовательский университет"»,
Министерство образования и науки Российской Федерации 31 июля 2009 года
объявило данный конкурс. И уже 7 октября 2009 года перечень национальных
исследовательских университетов пополнился Государственным университетом -
Высшая школа экономики, Казанским государственным техническим университетом
имени А.Н. Туполева, Московским авиационным институтом (государственный
технический университет), Московским государственным техническим
университетом имени Н.Э. Баумана, Московским физико-техническим институтом
(государственный университет), Нижегородским государственным университетом
имени Н.И. Лобачевского, Новосибирским государственным университетом,
Пермским государственным техническим университетом, Самарским
государственным аэрокосмическим университетом имени академика
С.П. Королева, Санкт-Петербургским государственным горным институтом имени
Г.В. Плеханова (технический университет), Санкт-Петербургским
государственным университетом информационных технологий, механики и оптики
и Томским политехническим университетом.

Спустя еще полгода Министерство образования и науки Российской
Федерации в рамках реализации Постановления Правительства Российской
Федерации от 13 июля 2009 г. ? 550 приняло решение о расширении перечня
национальных исследовательских университетов и 5 февраля 2010 г. выпустило
Приказ ? 104 «Об организации проведения в 2010 году конкурсного отбора
программ развития университетов, в отношении которых устанавливается
категория "национальный исследовательский университет"», результатом
исполнения которого стало объявление 26 апреля 2010 года о присвоении
статуса национальных исследовательских университетов еще 15 вузам. На этот
раз перечень национальных исследовательских университетов пополнили
Белгородский государственный университет, Иркутский государственный
технический университет, Казанский государственный технологический
университет, Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева,
Московский государственный институт электронной техники, Московский
государственный строительный университет, Московский энергетический
институт (технический университет), Пермский государственный университет,
Российский государственный медицинский университет Федерального агентства
по здравоохранению и социальному развитию, Российский государственный
университет нефти и газа имени И.М. Губкина, Санкт-Петербургский
государственный политехнический университет, Саратовский государственный
университет имени Н.Г. Чернышевского, Томский государственный университет,
Санкт-Петербургский академический университет - Научно-образовательный
центр нанотехнологий РАН, Южно-Уральский государственный университет.

Национальный исследовательский университет (НИУ) - должен быть
реальным воплощением нового подхода к качественной модернизации сектора
науки и образования и новой институциональной формы организации научной и
образовательной деятельности, призванной взять на себя основную нагрузку в
кадровом и научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора
российской экономики.

Исследовательский университет должен стать высшим учебным заведением,
одинаково эффективно осуществляющим образовательную и научную деятельность
на основе принципов интеграции науки и образования. Важнейшими
отличительными признаками НИУ являются способность как генерировать знания,
так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение
широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие
высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей
квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения
квалификации. Практически НИУ должен являться интегрированным научно-
образовательным центром или включать ряд таких центров в виде совокупности
структурных подразделений, осуществляющих проведение исследований по общему
научному направлению и подготовку кадров для определенных
высокотехнологичных секторов экономики.

Стратегической миссией НИУ является содействие динамичному развитию
научно-технологического комплекса страны и обеспечение его необходимыми
людскими ресурсами, сбалансированными по численности, направлениям
подготовки, по квалификационной и возрастной структуре с учетом необходимых
темпов их обновления и прогнозируемых структурных преобразований в науке и
экономике.

Основной задачей государственной поддержки института НИУ является
вывод на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на
себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки,
высоких технологий и профессионального образования, развитие и
коммерциализацию в Российской Федерации высоких технологий



Национальные университеты

В том же 2009 году 10 ноября Президент России подписал Федеральный
закон ? 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени
М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете». Закон
был внесен в Государственную Думу в августе по инициативе Президента
России, принят Государственной Думой 21 октября, и одобрен Советом
Федерации 30 октября.

В соответствии с новым Законом назначения руководства вузов «будут
осуществляться президентом РФ или другими федеральными структурами». Срок
полномочий руководителя вуза не может превышать пять лет.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-
Петербургский государственный университет получили право:

- выдавать своим выпускникам дипломы собственного образца с гербовой
печатью Российской Федерации;

- реализовать образовательные программы высшего профессионального и
послевузовского профобразования на основе самостоятельно
устанавливаемых стандартов и требований;

- проводить дополнительные вступительные испытания при приеме в
бакалавриат и специалитет.

С подписанием Президентом Российской Федерации Федерального закона
? 259-ФЗ закончился первый этап реорганизации высшей школы. Его итогом
стало формирование у 40 вузов страны программ долгосрочного развития.