Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/2006-03-24/President_intro.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:05:34 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 07:31:34 2012
Кодировка: koi8-r

[pic]
24 марта 2006 года,
Москва, Кремль
[pic]


[pic]
Вступительное слово на заседании Государственного совета
«О развитии образования в Российской Федерации»

[pic]
В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы рассматриваем вопросы, связанные с развитием отечественного
образования.

Мы хорошо знаем, уровень образования - это исходная, отправная точка
экономического и научно-технического прогресса. Отставание в
образовательном развитии прямо сказывается на конкурентоспособности
государства, на национальных перспективах.

В последние годы мы последовательно и предметно стали заниматься
развитием отечественного образования. На его подъем были направлены немалые
для России ресурсы. Так, за пять последних лет расходы федерального бюджета
возросли почти в пять раз, консолидированного - в три раза. Речь не о
процентах, а увеличение в разы. Причем, существенный рост ассигнований
отмечен именно в региональных и муниципальных бюджетах.

Несмотря на это, коренной модернизации отрасли пока не произошло.
Чтобы подтолкнуть преобразования и добиться содержательных изменений мы, в
том числе, начали реализацию национального проекта «Образование». В регионы
пошли дополнительные средства на поддержку учителей и талантливой молодежи,
на техническое перевооружение и внедрение информационных технологий.

Хотел бы выразить сегодня признательность российским регионам, вам,
уважаемые коллеги, за активное подключение к реализации проекта. И,
разумеется - за ваши собственные, региональные, дополнительные инициативы и
средства.

Повторю еще раз приоритетные задачи в этой сфере.

Прежде всего, образование должно быть доступным для наших граждан. А
его качество соответствовать лучшим отечественным и международным образцам.
Это - абсолютная база.

Нужны и принципиально новые оценки качества образования причем, с
опорой на критерии, предъявляемые обществом, экономикой, работодателями,
рынком труда.

Во-вторых, в образовании должны, наконец, появиться новые
управленческие технологии и финансовые механизмы.

Регионы и само образовательное сообщество вполне в состоянии сегодня,
могут внедрять более активно и смелее нормативно-подушевое финансирование.
Деньги должны идти прежде всего на обучение конкретного человека: ученика,
студента. Ведь в образовании важен конечный результат, а не безликая
отчетность за работу учреждения.

Правительству следует выделить необходимые средства для оказания
содействия органам власти Субъектов Федерации в разработке и внедрении в
школах такой системы финансирования. Она призвана повысить эффективность
расходования бюджетных средств, укрепить качество образования, охрану
здоровья детей и воспитательную работу.

Прошу вас, уважаемые коллеги - знаю, что в некоторых регионах такая
работа уже проводится, проводится успешно, многие готовы к ней приступить,
хотят этого, - прошу Правительство поддержать деньгами, финансами.
Предусмотреть их уже в этом году.

В-третьих, система образования действительно должна быть ответственна
за результаты воспитательной работы, за воспитание личности. Разумеется,
здесь крайне важна позиция родителей и гражданского общества. Но педагоги,
которые так много времени проводят на самой близкой дистанции с учащимися,
должны быть прямо заинтересованы в успехе воспитательной работы.

И вы знаете, национальным проектом «Образование» ставилась задача
побудить педагогов к воспитательной работе. Учитель, получающий достойное
содержание, сможет уделять этой работе больше времени и сил, а не просто
гнаться за часами учебной нагрузки.

Повторю, мы должны подтолкнуть образовательную сферу к переходу на
принципы работы, адекватные времени. От того, чему и как мы учим сегодня, в
значительной степени зависит то, как будем жить завтра.

Современное образование нуждается и в современных педагогических
кадрах. Квалифицированные педагоги - это реальная сила качественного
обновления наших вузов и школ.

В образование должны прийти подготовленные люди, подготовленная
молодежь. Она должна принести за собой новые и передовые методики, подходы,
вузовскую науку. В этой связи считаю оправданной специальную поддержку
инновационных программ развития ряда университетов и вузов.

В стране должны быть образовательные центры, которые служат эталоном
совершенствования отечественной высшей школы и развития науки. Надеюсь, что
выделяемые в рамках проекта немалые средства, направляемые на инновационную
деятельность в вузах, сыграют свою роль. Думаю и рассчитываю на то, что
Министерство образования и науки самым лучшим образом подготовится для
того, чтобы выбрать те вузы, которые действительно проводят инновационную
деятельность и заслуживают поддержки государства.

Несколько слов о начальном и среднем профессиональном образовании.
Подготовка в лицеях или техникумах сегодня фактически стала промежуточным
звеном перед поступлением в вуз. Порой теряется сам смысл образования в
этом звене, а ведь его главное предназначение - воспроизводство
квалифицированных кадров среднего звена. Кадров, столь востребованных нашей
промышленностью, АПК и сферой услуг.

Сегодня нужно проанализировать содержание и саму направленность
программ среднего профобразования. Сориентировать их на запросы
отечественного предпринимательства и конкретных сегментов рынка труда. При
этом учесть потребность разных территорий в специалистах. Здесь Федерации
надо поработать вместе с регионами. Это - еще одна сфера совместного
приложения усилий.

Нужно также продолжить передачу учреждений начального и среднего
профобразования на уровень регионов. Там, где это произошло - уже была
отмечена реальная практическая отдача.

Уважаемые коллеги!

Наша страна все активнее участвует в международных образовательных
процессах. Однако интеграция образовательных рынков невозможна без
обеспечения доступа людей к глобальным системам и источникам информации,
без совместимости образовательных стандартов.

Россия как страна - председатель «восьмерки» в этом году предложила
рассмотреть на саммите системные вопросы образования.

В конечном итоге, качественное образование работает на интересы
мирового хозяйства, а его интеграция способствует сближению национальных
культур, сказывается на взаимопонимании народов и государств, на укреплении
международной стабильности.

Наконец, в интересах самого российского образования - наращивать
экспорт наших образовательных услуг. Ведь подготовка кадров для других
стран открывает дорогу к новым рынкам для нас самих. А обмен опытом
стимулирует совместный поиск новых технологий и инвестиций.

Вот почему нужно открывать зарубежные филиалы российских
образовательных учреждений. Расширять доступ в российские вузы для
иностранных студентов и преподавателей. А для поступающих в наши вузы из
стран СНГ максимально снять сохраняющиеся ограничения. Прошу Правительство
особо обратить на это внимание. Это самые близкие к нам партнеры, к тому же
носители схожих традиций в образовании.

В заключение еще раз подчеркну: Россия, обладая серьезными
конкурентными преимуществами в образовании, обязана сегодня их с выгодой
использовать. Здесь мы должны четко работать на всех уровнях власти, в
тесном партнерстве с обществом.

Благодарю вас за внимание.