Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/2006-02-22/02.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:05:21 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 05:29:55 2012
Кодировка: koi8-r



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Совета Российского Союза ректоров


|О предложениях Российского Союза ректоров |от 15 февраля 2006 г. ?1 |
|к материалам заседания Государственного совета | |
|Российской Федерации по вопросам | |
|модернизации образования | |




Заслушав выступления по данному вопросу, Совет Российского Союза
ректоров постановляет:

1. Принять за основу предложения РСР к материалам заседания
Государственного совета Российской Федерации по вопросам модернизации
образования (Приложение).

2. Для учета предложений, высказанных в ходе настоящего заседания
Совета РСР, а также предложений советов ректоров высших учебных заведений
федеральных округов, субъектов Российской Федерации (муниципальных
образований) и подготовки итоговых предложений РСР к материалам заседания
Государственного совета Российской Федерации сформировать Редакционную
комиссию РСР в составе: В.А.Садовничий (председатель), В.М.Баутин,
А.В.Белоконь, Л.А.Вербицкая, В.Г.Григоренко, Б.А.Левин, В.Г.Майер,
А.М.Матвеенко, В.Л.Матросов, С.С.Набойченко, М.А.Пальцев, Р.Г.Стронгин,
И.Б.Федоров, Л.С.Желаднова (координатор).

3. Председателям советов ректоров высших учебных заведений
федеральных округов, субъектов Российской Федерации (муниципальных
образований) в недельный срок представить Редакционной комиссии РСР
предложения по доработке указанных материалов.

4. Редакционной комиссии в срок до 06 марта 2006 г. представить
Председателю Рабочей группы Государственного совета Российской Федерации
по вопросам модернизации образования, Главе Республики Карелия
С.Л.Катанандову сводные предложения РСР к материалам заседания
Государственного совета Российской Федерации.

5. Направить настоящее Постановление членам Российского Союза
ректоров, в Рабочую группу Государственного совета Российской Федерации по
вопросам модернизации образования, Министерство образования и науки
Российской Федерации.






|Президент | |
|Российского Союза ректоров, | |
|Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, | |
|академик РАН |В.А.Садовничий |










ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению Совета
Российского Союза ректоров
от 15 февраля 2006 г. ?1

Государственная стратегия образования
в контексте основных направлений глобализации
(усиление позиций России в сфере международного образования)

Последнее десятилетие поставило перед российской высшей школой сложнейшие
вопросы: о ее реальном месте и роли в международном образовательном
пространстве; об адаптации имеющегося или создании нового инструментария
его освоения; о государственной значимости развития экспорта
образовательных услуг с целью усиления влияния России на мировые события,
распространения национальных гуманитарных ценностей.

Для современной России эффективно функционирующая система высшего
образования - это ключевой, во многом решающий элемент инновационно-
ориентированного развития экономики страны, повышения ее
конкурентоспособности в системе международного разделения труда.

Поэтому в настоящее время перед государственной системой образования на
первый план встают вопросы о концентрации сил и ресурсов с целью
нахождения принципиально новых стратегических решений и механизмов,
позволяющих адекватно отразить новую политику России, новые подходы к
сфере образования. Представляется крайне важным поиск новых и обновление
используемых ранее подходов к оптимизации, повышению практической отдачи
международной и внешнеэкономической деятельности высшей школы исходя из
геополитических интересов России.
1. Разработка и реализация на государственном уровне мероприятий по
привлечению граждан зарубежных стран к обучению в вузах России.
Деструктуризация системы подготовки кадров для зарубежных стран в
России в начале 90-х годов вызвала целый поток негативных
проявлений, не только существенно пошатнувших авторитет нашей
высшей школы за рубежом, но и в значительной степени ослабивших
перспективы реализации возможностей такого инструмента развития и
защиты геополитических интересов страны, как подготовка
специалистов для зарубежных стран и формирование "института"
выпускников российских вузов.
Многие из них со временем, занимают значимые, а иногда и ключевые,
позиции в управлении этими государствами, в решении важных
вопросов экономического, политического и иных видов
сотрудничества, имеющих или могущих иметь для России
стратегическое значение.
Сегодня мероприятия по привлечению граждан зарубежных стран к
обучению в вузах России на практике осуществляются вузами
самостоятельно без системной поддержки со стороны государства,
подчас в режиме конкурентной борьбы друг с другом.

Фактически Россия вышла на мировой рынок образовательных услуг
общим объемом порядка 100 млрд. долларов США, с совокупностью
разрозненных интересов единичных вузов, а не с общим интересом
совокупности российских вузов, подкрепленным стратегическим
интересом государства.

Такой подход, в противовес мощным межвузовским консорциумам
зарубежных стран, имеющим солидную государственную поддержку,
отражающую не только образовательные или финансовые, но и
стратегические геополитические интересы государства, явно не
состоятелен.

Поэтому здесь необходимы совместные скоординированные действия
органов государственной власти на федеральном уровне, в
федеральных округах, в субъектах Российской Федерации и высших
учебных заведений.

Неразвитость социально-бытовой инфраструктуры российских вузов
является серьезным препятствием на пути привлечения в них
иностранных студентов.
Высокому качественному уровню образовательных программ и
стандартов явно не соответствуют условия для комфортного
проживания студентов.

Действенным механизмом государственной поддержки указанного
направления могла бы явиться реализация программы строительства
межвузовской сети студенческих кампусов в регионах с высоким
уровнем образовательных ресурсов, а также поддержка проектов по
модернизации и реконструкции студенческих общежитий.

Следует также разработать и реализовать комплекс мер, направленных
на повышение языковой подготовки российских преподавателей.

Особое внимание государства должно быть обращено на страны, где
используется российское оборудование и технологии, для
обслуживания которого соответственно нужны кадры, прошедшие
обучение в России (атомщики, энергетики, гидростроители, врачи,
математики, химики и т. д.). Чтобы сохранить эту нишу, следует
направить в эти страны больше информации о российских
образовательных программах, которые отвечают коренным, карьерным
интересам наших партнеров, которые открывают перспективу
подготовки и переподготовки иностранных специалистов на нашей
учебной, научной, исследовательской базе.

2. Развитие сети межвузовских представительств и филиалов российских
вузов в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Существенное ослабление государственных организационных
механизмов, обеспечивавших полновесное представительство России в
международном образовательном пространстве, было незамедлительно
использовано зарубежными государствами, межвузовскими
консорциумами и другими организациями для вытеснения России с
мирового рынка.
В некоторых странах возникают проблемы с признанием дипломов наших
университетов, появляются публикации, дискредитирующие российское
образование, заметны и другие действия, направленные на снижение
конкурентоспособности наших выпускников.
Очевидно, что путем распространения отечественных образовательных
программ и стандартов Россия приобретает большее влияние и
конкурентоспособность не только в международной образовательной
среде, но и сфере международных наукоемких программ и проектов.
Поэтому здесь необходим комплекс решений не просто улучшающих
ситуацию, а качественно ее меняющих.
В странах стратегических интересов России, в первую очередь
странах СНГ и Юго-Восточной Азии, необходимо создать сеть
постоянно действующих межвузовских представительств, расширять и
поддерживать вузовские филиалы.
Следует обеспечить тесное взаимодействие сети этих
представительств и филиалов с другими заинтересованными
зарубежными институтами России и ее субъектов, разработать новые
действенные формы их работы с выпускниками вузов России и их
ассоциациями.
Необходимо разработать и реализовать постоянно действующий
комплекс согласованных информационно-представительских мероприятий
(единая система информационного обмена, выставки, презентации,
средства массовой информации и т.п.).
Все это позволит создать комплекс недостающих взаимосвязей за
пределами России.
3. Проведение работы по установлению эквивалентности и соответствия
российских и зарубежных дипломов о высшем образовании, ученых степеней
и званий как фактор повышения конкурентоспособности российской системы
высшего профессионального образования.
Необходимо отрегулировать механизм аккредитации образовательных
программ и образовательных учреждений в международных
аккредитационных агентствах и расширить систему
межправительственных соглашений о взаимном признании и
эквивалентности дипломов о высшем профессиональном образовании,
ученых степеней и званий.

Апробированный многими вузами практически во всех регионах России

опыт подготовки российских и зарубежных специалистов по совместным
программам с выдачей двух дипломов требует активного
государственного содействия путем заключения межгосударственных
договоров и межправительственных соглашений с государствами,
имеющими развитые научно-образовательные центры и ведущими
активную образовательную политику.

К примеру, Дальневосточном федеральном округе в соответствии с уже
действующими межгосударственными соглашениями на базе
Дальневосточного государственного университета путей сообщения и
Тихоокеанского государственного университета осуществляется
подготовка специалистов с выдачей российского и корейского,
российского и китайского, российского и американского, российского
и германского дипломов.

4. Формирование общей коммуникационной инфраструктуры, организация
международных центров коллективного пользования научно-образовательными
базами данных, уникальным научным оборудованием, образовательными
технологиями, и, в особенности, лабораториями удаленного доступа.

Следует разработать и принять обновленную нормативно-правовую базу
по защите интеллектуальной собственности, авторских коллективных и
индивидуальных прав, адекватную действующему в развитых странах
законодательству в сфере патентологии и межгосударственным
соглашениям в этой области.

Нерешенность этого вопроса существенно сдерживает наметившиеся
тенденции развития в данном направлении.


5. Организация совместных научно-исследовательских программ, реализация IT-
проектов.

Необходимо сформировать систему рамочных межправительственных
соглашений, содействующих реализации межгосударственных НИР и

IT-проектов, а также принять в развитие этих соглашений российские
нормативные правовые акты.

В перечисленных документах следует предусмотреть перечень
конкретных и действенных мер по предотвращению процессов утечки
интеллектуальных ресурсов в страны, с которыми заключаются
соглашения.

На практике российские ученые командируются и работают за границей,
а создаваемый ими интеллектуальный продукт в результате остается
там же и не может быть использован в России. Приглашения для
сотрудничества поступают, главным образом, от частных зарубежных
фирм, корпораций и университетов.

Все без исключения контракты идут именно по этой схеме без
практической правовой и административной поддержки со стороны
государственных органов власти.

6. Разработка комплекса государственных мероприятий, направленных на
обеспечение межконфессиональной, межэтнической и политической
толерантности в молодежной среде, в обществе в целом.

Дифференциация в менталитете, низкая духовность, потеря
культурных ценностей, незнание национальных традиций,
исторических корней служат питательной средой для социальных,
межэтнических, межконфессиональных конфликтов.

Именно образование должно воспитывать в людях толерантное
мышление,

поведение и образ жизни, гуманизировать и объединять общество.

Поэтому следует включить в программы образовательных учреждений
всех уровней соответствующие специализированные курсы и
разработать учебно-методические пособия для них.

Перспективным направлением могло бы стать формирование при
активной государственной поддержке на базе ведущих вузов системы
центров нравственного, патриотического воспитания и социальной
поддержки молодежи.

Необходимо поддерживать и распространять опыт образовательных
учреждений, активно занимающихся этой работой. Примером может
служить организация работы в Уральском федеральном округе, в
частности в Уральском государственном университете.
7. Модернизация национального законодательства об образовании. Разработка
и принятие Образовательного кодекса.
Значимость образовательных отношений в современном обществе,
высокий и многоплановый уровень их развития в России, единство
российского образования требуют сведения норм образовательного
права в соответствующие законодательные формы. Таковыми уже не
могут быть подзаконные акты и даже совокупность отдельных текущих
законов. Уровень и роль системы образования в современной России
определяют необходимость принятия общего для данной сферы и
систематизированного законодательного акта - кодекса.

После принятия в начале 90-х годов двух основополагающих
законодательных актов: Закона об образовании и Закона о высшем и
послевузовском профессиональном образовании - образовательная
система в России изменилась, причем не только количественно, но и
качественно.

Сегодня это иная система образования, чем та, которая была в России
на момент принятия этих актов и которая по существу базировалась на
принципах советской системы образования.

Попытки привести правовое регулирование в соответствие с
содержанием новых образовательных отношений лоскутным путем дают
некоторые промежуточные результаты. Но в качестве глобальных
последствий имеют разбухание системы подзаконных актов, часто
дезавуирующих смысл законов, противоречивость внутри
законодательства об образовании и коллизии с иными законодательными
актами, неизбежные пробелы в правовом регулировании образовательных
отношений.

Многочисленность, запутанность и противоречивость действующей
системы нормативных актов в области образования резко снижает
эффективность государственного регулирования образовательных
отношений, ведет к искажению целей образовательной деятельности,
утрате единства образовательной системы и ослаблению
государственного влияния на процессы, идущие в образовательной
деятельности.

С другой стороны, есть осознание того, что образование становится
тем звеном, которое способно выдвинуть Россию в число самых
передовых стран мира и ощутимо сказаться на уровне жизни народа.
Это особенно ярко проявилось в выделении сферы образования в числе
приоритетных общенациональных проектов. Есть осознание и того, что
российское образование может не только сохранить ведущие мировые
позиции, но значительно повысить свою конкурентоспособность.

Активизировать работу по разработке и принятию Образовательного
кодекса нужно именно потому, что адекватность правового
регулирования образовательной сферы не только по содержанию, но и
по форме является необходимым и предварительным условием ее
нормального функционирования и продуктивного развития.

Без этого нельзя всерьез думать о реализации высоких задач
российского образования как внутри страны, так и об укреплении ее
роли в международном образовательном пространстве.

Здесь важно не упустить временной шанс, не дать процессам в
системе образования развиваться стихийно, за пределами четких и
соответствующих уровню и значимости современного образования в
России форм государственного правового регулирования.

-----------------------
[pic]