Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/2006-02-22/08.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:05:23 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 05:31:25 2012
Кодировка: koi8-r

[pic]

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ


Экспертное заключение на проект федерального закона
«О внесении изменений в Бюджетный кодекс»

Законодательством об образовании предусмотрена возможность оказания
образовательными учреждениями дополнительных услуг в области образования,
доходы от которых, после уплаты соответствующих налогов, направляются на
финансирование уставных целей учреждений и представляют собой
дополнительные внебюджетные доходы.
В условиях недостаточного финансирования сферы образования за счет
бюджетных средств, негативно сказывающегося на уровне заработных плат
профессорско-преподавательского состава, стипендий, материально-технической
базы, оснащенности образовательных учреждений, существенным источником
дополнительного финансирования являются внебюджетные доходы. Возможность
привлечения внебюджетных средств за счет представляемых образовательных
услуг создает реальную возможность увеличения финансирования
образовательной сферы без дополнительных бюджетных расходов со стороны
государства.
Предлагаемые изменения ст.42 БК РФ окажут негативное воздействие на
автономность и самостоятельность образовательных учреждений, что закреплено
в качестве важнейших принципов функционирования образовательных учреждений
законодательством РФ об образовании, поскольку лишают их дополнительных
внебюджетных финансовых ресурсов, направляемых на реализацию уставных целей
и задач названных учреждений, укрепление их материально-финансовой базы,
повышение технической оснащенности учреждений, а также на повышение
заработной платы профессорско-преподавательскому составу, без чего
невозможно не только сохранить научные кадры в высшей школе, но и привлечь
молодых специалистов в сферу науки и образования.
Авторам законопроекта представляется, что изменения приведут к
увеличению бюджетных средств, их мобилизации в бюджете и
более
эффективному и целенаправленному расходованию. Эта
позиция представляется ошибочной, поскольку:
1.) направление названых средств непосредственно в бюджет лишает
бюджетные учреждения материальной заинтересованности в оказании
дополнительных образовательных услуг, что приведет к свертыванию этой
деятельности.,
2) сокращение внебюджетных доходов ведет к
сокращению

уплачиваемых налогов бюджетными учреждениями, что также отразится на

сокращении доходной части бюджета;
3) кардинально ухудшится материальное, финансовое
положение

образовательных учреждений, что приведет к неоправданному осложнению

реализации целей повышения уровня образовательной сферы в современных

условиях развития нашего общества;
4) снижение уровня заработных плат в образовательной сфере
усугубит

сложившуюся: в последние десятилетия кадровую проблему в образовательных

учреждениях и приведет к еще большему оттоку научных кадров из сферы

образования, приостановит процесс привлечения молодых,
талантливых

ученых в научные и образовательные учреждения;
5) декларируя цели построения демократического
общества,

формирования социального государства, государство будет вынуждено

выделять дополнительные значительные финансовые ресурсы
на

финансирование сферы образования.
Внесение изменений соответствующих статей БК РФ объясняется также
необходимостью усиления финансового контроля со стороны государства за
законностью и обоснованностью получения и расходования внебюджетных средств
образовательными учреждениями. Этот тезис можно расценить лишь как предлог
введения новой системы финансирования образовательных учреждений, поскольку
в настоящее время внебюджетные средства учитываются отдельно от поступающих
из бюджета финансов на соответствующих счетах и осуществление
финансового контроля за
«прозрачностью» всех финансовых потоков учреждений трудностей
для контролирующих служб не составляет.
Авторами законопроекта предполагается, что внесенные изменения
создадут условия для формирования новых организационно-правовых форм в
образовательной сфере. Практика последнего десятилетия свидетельствует, что
появление большого числа негосударственных образовательных учреждений не
оказало принципиального влияния на повышение уровня образования.
Представляется необходимым сосредоточить усилия на всестороннем развитии
соответствующих мировому уровню и уже существующих образовательных
учреждений, в которых сложились научные школы. имеются
высокопрофессиональные кадры, научные достижения и которые серьезно
нуждаются в значительном увеличении государственного финансирования.
Эта задача может быть решена не столько путем увеличения бюджетных
расходов, сколько предоставлением права бюджетным учреждениям
самостоятельно оказывать дополнительные образовательные услуги, что
позволит поступающие от этой деятельности средства направлять на финансовое
обеспечение преподавательских кадров, расширение научных исследований.,
подготовку молодых ученых, развитие технической оснащенности,
совершенствование форм и методов обучения, взаимосвязей с зарубежными
научными и образовательными центрами.
Такой подход к системе финансирования образовательных учреждений
представляется необходимым на современном этапе для решения важнейшей
общесоциальной задачи - развитие сферы образования в нашей стране.

Ректор МГЮА,
академик РАН О.Е. Кутафин