Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/2004-07-02/02.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:05:18 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 05:33:51 2012
Кодировка: koi8-r



РЕШЕНИЕ

Правления Российского Союза ректоров

от 2 июля 2004 г. ? 1

О нормативно-правовом обеспечении
функционирования высшей школы
в процессе модернизации

Российского образования



Правление Российского Союза ректоров отмечает, что развитие и
совершенствование нормативно-правовой базы сферы образования является
важнейшим направлением государственной политики в области образования.
Особую значимость данное направление приобретает в современных условиях
модернизации системы высшего образования, интеграции российской высшей
школы в европейское образовательное сообщество.
Российский Союз ректоров считает, что развитие и совершенствование
образовательного законодательства должно осуществляться в русле правового
поля, определенного Конституцией Российской Федерации, нормами
международного права и федерального законодательства.
Внесенный Правительством Российской Федерации в Государственную Думу
проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных
законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по
совокупности включенных в него правовых предписаний (предлагается внесение
изменений и дополнений в 155 действующих федеральных законов и отмены 41
федерального закона) формирует новую, принципиально отличную от
действующей, законодательную базу социальной сферы, включая систему
образования и науки.
Так, в статье 16 законопроекта предлагается внести изменения и
дополнения в 30 из 58 статей Закона РФ «Об образовании» и в статье 82
предлагается внести изменения и дополнения в 28 из 34 статей Федерального
закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Многие изменения и дополнения в базовые законы об образовании не
относятся к предмету законопроекта по разграничению полномочий.
В их числе:
. признание утратившим силу положения, касающегося Федеральной
программы развития образования как организационной основы
государственной политики Российской Федерации в области образования;
. сужение компетенции субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований и их полномочий в сфере образования, что ведет к разрыву
единого образовательного пространства;
. лишение образовательных учреждений права на распоряжение
финансовыми, материальными средствами и интеллектуальной
собственностью, на получение льгот в налогообложении, права
выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества, права
использования внебюджетных средств на повышение зарплаты
педагогических работников и стипендиального обеспечения обучающихся,
права принимать свой устав;
. снижение уровня автономии высших учебных заведений и функций
юридического лица образовательных учреждений;
. исключение государственных гарантий приоритетности образования; прав
и обязанностей образовательных учреждений в развитии материально-
технической базы;
. снижение уровня государственно-общественного управления
образованием;
. исключение правовых предписаний в части государственных гарантий
прав граждан на получение образования в негосударственных
образовательных учреждениях и правового регулирования их
деятельности;
. отмена моратория на приватизацию государственных и муниципальных
образовательных учреждений и другие.
Руководствуясь конституционной нормой о том, что «В Российской
Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и
свободы человека и гражданина» (п. 2 ст. 55),


Правление Российского Союза ректоров

постановляет:
1. В связи изложенным выше, исходя из необходимости изменения

ряда правовых норм, содержащихся в ст. 16 и 82 законопроекта «О

внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации
в связи с принятием федеральных законов «О внесении

изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) органов государственной

власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» направить в Государственную
Думу заключение Российского Союза ректоров о необходимости доработки
указанных статей законопроекта и приведении их в соответствие с нормами
Конституции Российской Федерации, а также перечень 84 поправок к
законопроекту, подготовленный рабочей группой Российского Союза ректоров.
2. Просить председателей советов ректоров вузов федеральных округов и
субъектов Российской Федерации в соответствии с Регламентом Государственной
Думы предложить субъектам законодательной инициативы (депутатам
Государственной Думы, членам Совета Федерации, законодательным собраниям
субъектов РФ) внести предложения об исключении из статей 16 и 82
законопроекта норм, противоречащих Конституции РФ и не относящихся к
предмету законопроекта о разграничении полномочий, принципиально меняющих
правовые нормы закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и
послевузовском профессиональном образовании».
3. Рекомендовать Президиуму Совета Российского Союза ректоров,
Президенту Российского Союза ректоров о результатах обсуждения вопроса о
нормативно-правовом обеспечении функционирования высшей школы
проинформировать Председателя Правительства РФ М.Е.Фрадкова.


|Президент | |
|Российского Союза ректоров | |
|Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова | |
|академик РАН |В.А. Садовничий |

-----------------------
[pic]