Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/16/02.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:05:12 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 01:17:06 2012
Кодировка: koi8-r


Москва 6-7 декабря 2002 г.
? 2



ПОСТАНОВЛЕНИЕ


VII съезда Российского Союза ректоров
высших учебных заведений



Об Обращении
Российского Союза ректоров


VII съезд Российского Союза ректоров
постановляет:


1. Одобрить Обращение VII съезда Российского Союза ректоров к
ответственным государственным и политическим деятелям, представителям
академических и деловых кругов, общественности и средствам массовой
информации.


2. Правлению и Совету Российского Союза ректоров довести Обращение до
сведения заинтересованных лиц и организаций, научно-педагогической
общественности.



Президент
Российского Союза ректоров,
ректор МГУ им.М.В.Ломоносова,
академик В.А.Садовничий


ОБРАЩЕНИЕ

VII съезда Российского Союза ректоров
высших учебных заведений





Ректоры высших учебных заведений России на своем съезде, состоявшемся
в Москве 6-7 декабря 2002 г., обсудили состояние высшего образования в
стране.

Крупным событием в жизни научно-педагогических коллективов и
студенческой молодежи высшей школы стало участие в работе съезда Президента
Российской Федерации В.В.Путина. В своем выступлении он подчеркнул, что
высокий уровень образования в России - это один из немногих факторов,
которые позволяют нам находиться в числе ведущих государств мира. Страна
переживает сложный период трансформации, перехода к новому государственно-
политическому и социально-экономическому устройству, основанному на
демократии и рыночных отношениях в экономике. И задача отечественной
системы образования - в первую очередь высшей школы - заключается в том,
чтобы пройти переходный период быстро, грамотно и эффективно, вооружить
российских граждан, такими фундаментальными и практическими знаниями,
которые нужны им не только сегодня, но и потребуются в будущем.

Решение этой задачи во многом связано с реализацией разработанной по
инициативе главы государства и одобренной Правительством Российской
Федерации Концепции модернизации отечественного образования на период до
2010 года. В ходе осуществления мероприятий, намеченных в соответствии с
Концепцией модернизации, обеспечиваются расширение доступности обучения в
вузах, улучшение качества подготовки специалистов, повышение экономической
и социальной эффективности деятельности высшей школы.

Однако масштабы и содержание работ по модернизации высшего
образования, средства, выделяемые на эти цели, далеко не обеспечивают
потребности страны и не удовлетворяют нужды высшей школы. Давая такую
оценку, участники съезда исходят из того, что в условиях развития
информационного общества и становления экономики, основанной на знаниях,
Россия нуждается в современной, сильной высшей школе, способной готовить
первоклассных специалистов и проводить научные исследования в ведущих
областях, определяющих научно-технологический прогресс, экономический рост,
обороноспособность страны и благосостояние населения.

Общество и государство должны отдавать себе отчет в том, что ситуация,
сложившаяся в системе высшего образования, не обеспечивает достижение этих
целей.

Из-за неудовлетворительной оплаты труда высшие учебные заведения
теряют наиболее квалифицированных профессоров, преподавателей и научных
сотрудников. Практически прекратился приток одаренной молодежи в научно-
педагогические коллективы высшей школы. Профессия преподавателя, ученого
утратила свою социальную привлекательность.

Год от года сокращаются объемы научных исследований, проводимых в
вузах. Недостаточное финансирование научных работ, их слабая организация и
разрыв связей с производством ведут к распаду научных и конструкторских
школ, не одно десятилетие пользовавшихся весомым авторитетом в России и в
мире. Приходит в упадок научно-лабораторная база учреждений системы высшего
образования.

Свертывание воспитательной работы, развал молодежных организаций,
снижение социальной защищенности студентов создали предпосылки для
распространения в студенческой среде преступности и наркомании, асоциальных
настроений и поведения. Серьезную озабоченность вызывает образ жизни части
студентов, ухудшение показателей здоровья будущих специалистов за период
обучения.

Приходится констатировать, что решение этих и других наиболее острых
проблем, определяющих будущее высшей школы России, не предусмотрено
мероприятиями, реализуемыми в соответствии с Концепцией модернизации
отечественного образования на период до 2010 года. В то же время
неоправданно крупные силы и средства сосредоточены на вопросах
организационного характера, на поспешном внедрении нововведений, требующих
тщательной проверки и одобрения научно-педагогического сообщества и широкой
общественности. Это, в частности, относится к эксперименту по проведению
единого государственного экзамена, который до получения объективных
результатов о его педагогических, социальных и экономических последствиях
распространяется на школы и вузы значительного ряда субъектов Российской
Федерации.

VII съезд Российского Союза ректоров высших учебных заведений,
поддерживая положения, содержащиеся в выступлении Президента Российской
Федерации В.В. Путина, пришел к выводу о необходимости разработки в системе
мер по модернизации образования комплексного подхода к развитию высшей
школы. Это должно позволить сосредоточить мероприятия по модернизации
высшей школы на наиболее актуальных и перспективных проблемах, связанных с
улучшением качественного состава научно-педагогических кадров, развитием
фундаментальных и прикладных исследований, повышением эффективности
воспитательной и организаторской работы среди студентов, улучшением системы
бюджетного финансирования и обеспечением предоставления вузам налоговых
льгот, и на основе этого - решительно поднять качество подготовки
специалистов и научных кадров, особенно для новых, наиболее значимых для
подъема экономики, направлений научно-технологического прогресса.

Исключительно важно регулярно анализировать ход модернизации высшего
образования, проводить экспертизу результатов экспериментов и
осуществляемых новшеств с участием видных деятелей науки и производства,
широко информировать о модернизации высшей школы, затрагивающей жизненные
интересы научно-педагогического сообщества и широких кругов общественности.
Свои предложения в развернутом виде съезд отразил в принятом постановлении.

VII съезд Российского Союза ректоров вузов обращается с этими
предложениями к Президенту России В.В. Путину, к Правительству Российской
Федерации, к главам администраций субъектов Российской Федерации, вносит их
в Минобразование России, в министерства и ведомства, имеющие в своем
подчинении вузы. Мы призываем всех, кто отвечает за состояние высшего
образования в стране, принять меры по обновлению высшего образования с
учетом потребностей развития страны и вызовов XXI века.

Участники съезда обращаются также к политикам, деятелям экономики,
науки и культуры, к общественности России: изменение ситуации в высшей
школе требует крупных и экстренных мер и решений. Сегодня мы не просто
теряем наш интеллектуальный потенциал, утрачиваем научные и технологические
достижения - мы обрекаем растущую часть студенческой молодежи на
посредственное образование, лишаем наше общество будущего. Необходимо
сделать все возможное для того, чтобы остановить эти деструктивные процессы
и обеспечить динамичное развитие высшей школы.

От имени профессоров и преподавателей, студентов и аспирантов, научных
работников и всех сотрудников высших учебных заведений участники съезда
выражают уверенность в том, что это обращение будет с пониманием и
поддержкой воспринято государственно-политическими кругами и широкой
общественностью, а содержащиеся в нем предложения найдут отражение в
дальнейшей работе по модернизации высшего образования.







Принято единогласно

7 декабря 2002 г.

-----------------------
[pic]