Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/16/01.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:05:12 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 01:16:49 2012
Кодировка: koi8-r

Москва 6-7 декабря 2002
г. ? 1





ПОСТАНОВЛЕНИЕ


VII съезда Российского Союза ректоров
высших учебных заведений


О стратегии модернизации
высшего образования

Заслушав и обсудив доклад и сообщения по повестке дня, VII съезд
Российского Союза ректоров вузов отмечает, что период, минувший с
предшествующего съезда, отмечен позитивными сдвигами в развитии высшей
школы.
Крупным событием в жизни научно-педагогических коллективов и
студенческой молодежи страны стало участие в VII съезде Российского Союза
ректоров главы государства В.В. Путина. В своем выступлении он дал оценку
состояния отечественной высшей школы и определил первоочередные задачи ее
развития. Высокий уровень образования, подчеркнул Президент, остается одним
из показателей, благодаря которым Россия входит в число ведущих государств
мира. Его совершенствование - важнейший приоритет политики государства.
Опираясь на накопленный потенциал и свои богатые традиции, высшие учебные
заведения могут и должны вносить растущий вклад в экономическое развитие и
повышение уровня жизни населения. Для этого необходимо упорядочить
структуру подготовки кадров, приблизив ее к имеющимся потребностям,
обеспечить улучшение качества образования, особенно в негосударственных
вузах. Предстоит усилить внимание к обеспечению высококвалифицированными
специалистами государственных учреждений, организаций и предприятий.
Должна быть продолжена реформа военного образования. Необходимо развивать
подготовку кадров для зарубежных государств, прежде всего для стран СНГ,
реализовать эффективные и взаимовыгодные формы такой подготовки.
В числе мер по укреплению высшей школы, которые будут приняты на
общегосударственном уровне, Президент выделил увеличение средств,
направляемых на капитальное строительство объектов вузов, их техническое
перевооружение и комплектование библиотек, а также повышение надбавок
преподавателям за ученые звания. Получили поддержку главы государства
предложения о распространении на высшие учебные заведения статуса научных
организаций, об изменении режима налогообложения вузов, а также
упорядочении работы казначейств, имея в виду освобождение учреждений
высшей школы от чрезмерной регламентации в использовании имеющихся
средств.
Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина, его участие в
дискуссии по основному докладу и последующим сообщениям оказало
определяющее влияние на всю атмосферу VII съезда Российского Союза
ректоров, сосредоточившего свою деятельность на анализе хода реализации
решений Государственного Совета, принятых в августе 2001г., и
разработанной на их основе Концепции модернизации отечественного
образования на период до 2010 года, одобренной Правительством Российской
Федерации.
В ходе осуществления Концепции модернизации ищутся пути расширения
доступности высшего образования, улучшения качества подготовки
специалистов, повышения экономической и социальной эффективности работы
высших учебных заведений. Многое делается для создания в системе высшего
образования единой информационной среды. Намечены меры по развитию
целевого приема в вузы, выделению бюджетных субсидий для студентов,
обучающихся на целевой основе. Усиливается требовательность к содержанию и
организации учебного процесса при аккредитации вузов, ликвидируются
необоснованно открытые филиалы, прекращается подготовка кадров по
специальностям и направлениям, не обеспеченным квалифицированным
профессорско-преподавательским составом.
За счет все более активной и целенаправленной деятельности на рынке
образовательных услуг и научно-технической продукции укрепляется
экономическое положение растущего числа высших учебных заведений. Это
обеспечивает привлечение значительных небюджетных средств для
переоснащения учебного процесса, ремонта учебных корпусов и общежитий,
приобретения литературы.
Заметный вклад в позитивные процессы в области высшего образования
внес Российский Союз ректоров вузов. Его представители приняли
непосредственное участие в подготовке концептуальных документов на
рассмотрение Госсовета. На заседаниях Правления и Совета Союза,
проводившихся в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, ряде других
центров высшего образования рассматривался ход осуществления Концепции
модернизации, обобщался лучший опыт работы высших учебных заведений.
Важным событием стала встреча представителей Российского Союза
ректоров вузов с Председателем Правительства Российской Федерации
М.М.Касьяновым, где состоялось откровенное обсуждение проблем высшего
образования, подытоженное в протоколе, который последовательно выполняется.
Анализ, проделанный Российским Союзом ректоров вузов, изучение
положения дел на местах приводят к выводу о том, что практическая работа
по выполнению Концепции модернизации нуждается в существенном улучшении.
Выявилась необходимость конкретизировать содержание Концепции, внести
уточнения и дополнения в разработанные на ее основе мероприятия.
Одной из помех в практической работе по модернизации высшего
образования стали проявления формализма, попытки администрирования,
нередкая поспешность в принятии крупных решений, требующих предварительного
изучения и обсуждения. Это относится, в частности, к таким масштабным
социально-экономическим экспериментам, как введение единого
государственного экзамена и государственных именных финансовых
обязательств.
В силу незначительных сроков эксперимента по введению единого
экзамена еще отсутствует возможность получения данных о его педагогических
и социальных последствиях, так как в первую очередь необходимо дать оценку
результатам обучения студентов, принятых в вузы по его итогам. Более того,
вместо ожидавшегося сокращения репетиторства и тем самым снижения влияния
имущественного положения семей на возможности выпускников школ в
продолжении образования в вузах, практически повсеместно набирают силу
новые формы платной подготовки к единому экзамену. Кроме того, выявились
существенные изъяны самой технологии проведения единого государственного
экзамена, а также используемых на этом экзамене контрольно-измерительных
материалов, что ставит под вопрос как объективность единого экзамена, так
и его преимущества в отношении достоверности и сопоставимости перед
выпускными экзаменами из общеобразовательных школ и вступительными
экзаменами в вузы, проводимыми в традиционных формах. Тем не менее,
несмотря на все эти обстоятельства, эксперимент уже фактически
распространен на значительную часть страны.
До сих пор нет ясности с содержанием и целями другого крупного
эксперимента, подразумевающего введение государственных именных финансовых
обязательств. Вся имеющаяся информация свидетельствует лишь о том, что
этот эксперимент может ограничить гарантированное Конституцией России право
на образование граждан.
Возникает много вопросов и при решении задачи о поддержке ведущих
высших учебных заведений. Может случиться, что вместо реальной поддержки
лидеров высшего образования будет введена в действие новая административно-
бюрократическая процедура определения ведущих вузов по формальным
признакам.
В мероприятиях по модернизации образования не нашли отражение
некоторые неотложные проблемы высшей школы, которые определяют саму
возможность выполнения вузами их основополагающих задач. Практически не
меняется ситуация, сложившаяся с профессорско-преподавательским составом.
Между тем, низкая оплата его труда и слабая социальная защищенность влекут
за собой снижение уровня преподавания, старение кадров высшей школы, застой
в научно-педагогических коллективах.
Не принимается мер для развития научной работы вузов, год от года
сокращается финансирование фундаментальных и поисковых исследований, в них
участвует лишь около 10% профессоров и преподавателей. Резко уменьшены
средства, выделяемые на Федеральную целевую программу «Интеграция высшего
образования и науки», фактически сорвано выполнение ее первого этапа.
Состояние вузовской науки в целом создает реальную угрозу утраты
интеллектуального потенциала российской высшей школы.
Не уделяется внимание социальным проблемам студенчества.
Неудовлетворительное материальное положение значительной части студентов
ведет к перегрузке молодых людей побочными заработками, пагубно
сказывается на их здоровье. Проведенное при поддержке Российского Союза
ректоров исследование контингента студентов показало стойкую тенденцию
к снижению от к курса к курсу обучения показателей их физического развития
и здоровья. Между тем, невзирая на создавшееся положение, согласно
проекту федерального бюджета с 2003 г. намечено прекратить финансирование
лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений вузов.
В силу социального неблагополучия многих вузовских коллективов, крайне
слабой организации в них воспитательной работы в студенческую среду все
шире проникают наркотики, растет число преступлений, совершаемых
студентами из корыстных побуждений, получает распространение асоциальное
поведение. Студенчество утрачивает черты, присущие российской
интеллигенции: бескорыстное служение обществу, тяга к знаниям. Часто они
вытесняются карьеризмом, делячеством и эгоцентризмом.
Проводимые в жизнь подходы к модернизации системы подготовки и,
особенно, воспитания специалистов крайне слабо учитывают современные
реалии, новые вызовы XXI века, включая распространение терроризма,
нарастание угрозы экологической катастрофы, обострение рисков, вызываемых
техногенными факторами, процессами экономической и политической
глобализации. Назрела потребность в том, чтобы государственные
образовательные стандарты высшего профессионального образования
разрабатывались с учетом перспективных тенденций и наиболее острых проблем
мирового развития.
Не отвечает задачам модернизации высшего образования действующий режим
налогообложения в вузах. Федеральными и местными органами исполнительной
власти не обеспечивается применение п.3 ст.40 и п.3 ст.47 Федерального
закона «Об образовании», согласно которым образовательные учреждения
независимо от их организационно-правовых форм подлежат освобождению от
уплаты всех видов налогов в части непредпринимательской деятельности, а
также предпринимательской деятельности в случае, если получаемый от нее
доход реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и
(или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования
образовательного процесса (в т.ч. на заработную плату) в данном
образовательном учреждении.
Введение в действие с 1 января 2001 г. главы 21 «Налог на добавленную
стоимость» и с 1 января 2002 г. - главы 25 «Налог на прибыль организаций»
Налогового кодекса Российской Федерации сузили ранее предоставлявшиеся
образовательным учреждениям льготы по налогу на добавленную стоимость, а
также полностью лишили их льгот по налогу на прибыль. Это осложнило и без
того трудное финансовое положение вузов и других образовательных
учреждений.
В свете изложенного VII съезд Российского Союза ректоров вузов
считает возможным и необходимым переосмыслить сложившуюся практику
реализации Концепции модернизации отечественного образования до 2010 года,
учесть выявившиеся трудности и выработать новую, более обоснованную и
конкретную стратегию этой работы с тем, чтобы она обеспечивала достижение
ожидаемых результатов, предотвращала нежелательные последствия проводимых
экспериментов, гарантировала решение всего комплекса проблем, определяющего
будущее высшей школы и ее вклад в социально-экономическое развитие страны.

Опираясь на положения выступления на съезде Президента Российской
Федерации В.В.Путина и Концепцию модернизации как на документы
принципиального характера, Российский Союз ректоров вузов считает также
необходимым на их базе разработать и реализовать программы развития
ключевых областей образования: университетского, инженерно-технического и
педагогического. Предложения к этим программам по инициативе Союза
подготовлены для внесения на рассмотрение в Министерство образования
Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

VII съезд Российского Союза ректоров высших учебных заведений
постановляет:

1. Отметить основополагающее значение выступления на VII Съезде
Союза Президента Российской Федерации В.В.Путина. Принять к руководству
и исполнению вытекающие из этого выступления задачи.
С этой целью:
1.1.Считать необходимым внести уточнения и дополнения, вытекающие из
выступления В.В. Путина на VII съезде Российского Союза ректоров, в
Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, а
также в принятые на ее основе документы и практические мероприятия. Усилить
внимание к вопросам трудоустройства и закрепления молодых специалистов,
особенно педагогического и сельскохозяйственного профиля, обеспечению
высококвалифицированными кадрами государственных учреждений, организаций и
предприятий, а также к реформе военного образования. В полной мере
использовать имеющиеся возможности для развития фундаментальных
исследований в высшей школе как основы будущего страны.
1.2. Рекомендовать Министерству образования Российской Федерации в
свете выступления Президента Российской Федерации В.В.Путина на съезде
разработать и в установленном порядке внести на рассмотрение Правительства
предложения о распространении на высшие учебные заведения статуса научных
организаций, об упорядочении работы казначейств, имея в виду отказ от
чрезмерной регламентации финансово-хозяйственной деятельности учреждений
высшей школы.
1.3. Учесть растущую озабоченность руководства страны и широкой
общественности неудовлетворительным уровнем образования во многих
негосударственных высших учебных заведениях и их территориальных филиалах.
Советам ректоров вузов принять участие в разработке мер, направленных на
предотвращение некачественной подготовки специалистов, исключение фактов
выдачи таким выпускникам учебных заведений дипломов государственного
образца.
1.4. В свете задач, поставленных в выступлении Президента Российской
Федерации В.В.Путина, рекомендовать Министерству образования Российской
Федерации внести на рассмотрение Правительства и Федерального Собрания
Российской Федерации одобренные съездом Российского Союза ректоров вузов
предложения, изложенные в приложении к настоящему постановлению по вопросам
предоставления налоговых льгот учреждениям высшей школы в соответствии с
законом Российской Федерации «Об образовании» и ст. 56 Налогового кодекса
РФ, совершенствования нормативной базы и увеличения размеров их бюджетного
финансирования, а также сохранения имущественных прав вузов.
2. Руководствуясь положениями, содержащимися в выступлении главы
государства, съезд со всей определенностью высказался за сохранение
закрепленной Конституцией и законодательством Российской Федерации
организационно-правовой формы высших учебных заведений как государственных
учреждений, признал несостоятельными, угрожающими развалом государственной
системы высшего образования выдвигаемые отдельными лицами предложения о
преобразовании государственных вузов в организации.
3. Исходя из важного значения Концепции модернизации отечественного
образования на период до 2010 года для развития высшей школы, расширения
ее доступности, улучшения качества подготовки специалистов, повышения
экономической и социальной эффективности деятельности вузов рекомендовать
Министерству образования Российской Федерации на основе анализа и
обобщения хода выполнения мероприятий по реализации Концепции
модернизации, разработать стратегию этой работы в области высшего
образования, предусмотрев:
- осуществление дополнительных мер по улучшению управления ходом
выполнения Концепции модернизации с тем, чтобы устранить проявления
формализма в этой работе, поднять обоснованность принимаемых решений;
- реализацию взвешенного, научно обоснованного подхода к проведению
крупных социально-педагогических экспериментов, вытекающих из Концепции
модернизации, особенно по введению единого государственного экзамена и
государственных именных финансовых обязательств. Исключить неоправданное
расширение масштабов этих экспериментов до получения объективных
результатов, подтверждающих их целесообразность. Привлекать к анализу хода
выполнения мероприятий по модернизации высшей школы видных ученых и
деятелей высшего образования, обеспечивать исследование долгосрочных
последствий намечаемых новшеств;
- уточнение и дополнение мероприятий по реализации Концепции
модернизации, имея в виду концентрацию усилий и ресурсов на решении
наиболее острых проблем развития высшей школы: улучшении оплаты труда
профессорско-преподавательского состава вузов и его пополнение одаренной
молодежью; развитии фундаментальных и поисковых исследований; усилении
воспитательной работы в студенческих коллективах, а также социального и
медицинского обслуживания студентов;
- разработку и осуществление мер, направленных на улучшение обстановки
в студенческой среде, пресечение и профилактику распространения наркомании
и проникновения в нее криминальных элементов, асоциальных настроений и
поступков, воспитания нетерпимости к терроризму и экстремизму.
Совместно с Российским Союзом ректоров вузов, правоохранительными
органами, заинтересованными министерствами и ведомствами подготовить
предложения по решению проблем воспитания студентов, социального и
нравственного оздоровления студенческих коллективов для рассмотрения на
заседании Государственного Совета, посвященном молодежной политике.
4. В основном одобрить разработанные по инициативе Российского Союза
ректоров предложения к программам развития ключевых областей высшего
образования:
- Федеральная целевая программа «Университеты России в XXI веке»;
- «Совершенствование структуры и содержания инженерного образования»;
- «Педагогическое образование России: современное состояние,
проблемы, направления развития»;
Просить участников съезда дать свои предложения и замечания к этим
программам и проектам документов до 1 января 2003 г.
Министерству образования Российской Федерации совместно с Российским
Союзом ректоров после доработки указанных документов в установленном
порядке согласовать их с заинтересованными министерствами и ведомствами и
внести на утверждение в Правительство Российской Федерации.
5. Министерству образования Российской Федерации и Совету Российского
Союза ректоров в установленном порядке внести проект Указа Президента
Российской Федерации «О введении квалификационных разрядов для профессорско-
преподавательского состава и научных работников вузов» и предложения по
улучшению оплаты их труда и пенсионного обеспечения.
6. Рекомендовать Министерству образования Российской Федерации:
провести обсуждение и доработку проекта документа о категорировании
высших учебных заведений, имея в виду усиление направленности мер,
предусмотренных в этом документе, на обеспечение государственной
поддержки ведущих вузов, определяющих уровень и перспективы развития
образования и науки в стране;
ввести в действие новый порядок целевого приема и подготовки на
договорной основе с органами государственной власти и местного
самоуправления с 2003/04 учебного года, а также целевые возвратные субсидии
в системе высшего образования, начиная с 2003 года.
7. Просить МПТР России (М.Ю.Лесина) и ВГТРК (М.Е.Швыдкого) рассмотреть
предложения Минобразование России и Российского Союза ректоров о создании
специальных культурно-просветительских, образовательных и научно-популярных
программ на государственных телеканалах.
8. Ректорам высших учебных заведений довести решения VII съезда
Российского Союза ректоров до научно-педагогических и студенческих
коллективов, организовать разработку вытекающих из них практических мер.
9. Правлению Российского Союза ректоров, опираясь на положения
выступления Президента России В.В.Путина на съезде, Концепцию модернизации
организовать разработку и реализацию:
- обоснованных предложений по стратегии модернизации высшего
образования, по всему комплексу проблем, определяющих будущее высшей школы,
ее вклад в социально-экономическое развитие страны;
- программ развития ключевых областей образования: университетского,
инженерно-технического и педагогического.
Проинформировать о решениях VII съезда Российского Союза ректоров
руководящие органы исполнительной и законодательной власти республик,
краев и областей, лидеров политических и общественных партий, движений и
объединений, широкие круги научно-педагогической общественности, всех
заинтересованных лиц и организаций.
10. Поручить Президенту Российского Союза ректоров В.А.Садовничему
доложить об итогах VII съезда Союза Президенту Российской Федерации
В.В.Путину, внести предложения о рассмотрении хода реализации Концепции
модернизации отечественного образования на период до 2010 года,
политических установок, положенных в основу этого документа, на заседании
Государственного Совета.

* * *
VII съезд Российского Союза ректоров вузов отмечает, что характерные
для XXI века тенденции развития человечества - становление экономики
знаний, возникновение информационного общества - объективно поднимают роль
и ответственность высшей школы во всех сферах жизни. В этих условиях
модернизация системы образования Российской Федерации должна в большей
мере, чем сегодня, затрагивать высшие учебные заведения. Государство и
общество призваны реалистично оценивать возможности высшей школы в качестве
движущей силы социально-экономического и научно-технологического
прогресса, принимать все меры для укрепления высших учебных заведений и
более полного использования их потенциала.





Президент
Российского Союза ректоров,
ректор МГУ им.М.В.Ломоносова,
академик В.А.Садовничий

Приложение к постановлению
VII съезда Российского Союза ректоров вузов
«О стратегии модернизации высшего образования»


Предложения по вопросам улучшения системы и практики бюджетного
финансирования и налогообложения учреждений высшего образования

1. Вопросы бюджетного финансирования
1.1. Просить Правительство Российской Федерации принять меры,
предусматривающие в течении 2003-2004 годов увеличение:
- денежных средств, направляемых на финансирование по программам
«Федеральная целевая программа «Интеграция науки и высшего образования
России на 2002-2006 годы»; «Развитие приборной базы научных организаций и
высших учебных заведений». Возобновить финансирование по программе
«Создание компьютерных сетей связи и баз данных фундаментальной науки и
образования»;
- финансирования расходов, связанных с развитием материально-
технической базы государственных высших учебных заведений, проведением
капитального ремонта, а также строительством новых учебных корпусов,
студенческих общежитий и жилого фонда профессорско-преподавательского
состава;
- размеров надбавок профессорско-преподавательскому составу
государственных образовательных учреждений высшего профессионального
образования за наличие учебного звания доцента до 7,0 тыс. руб. в месяц,
профессора - до 10,0 тыс. руб. в месяц.
- на содержание санаториев-профилакториев учреждений высшего
профессионального образования, министерств и ведомств Российской Федерации;
- объемов затрат на науку в вузах страны в размере не менее 20
процентов общего объема финансирования науки гражданского назначения в
федеральном бюджете.
1.2. При рассмотрении вопросов финансового положения работников вузов
предусмотреть:
- утверждение программы поэтапного повышения заработной платы
работникам образования, обеспечивающей к 2004 году достижение уровня,
равного уровню средней заработной платы в промышленности;
- введение надбавок за непрерывный стаж работы в высшем учебном
заведении, а также надбавок молодым специалистам, работающим в вузе.
1.3. Обратиться с предложением в Правительство РФ утвердить своим
постановлением «Комплекс межведомственных мероприятий по реализации в 2002-
2005 гг. Концепции модернизации российского образования на период до 2010
г., одобренной распоряжением Правительства РФ от 29.12.01 г. ?1756-р»,
включая вопросы финансового обеспечения образовательных учреждений.

2. Вопросы предоставления налоговых льгот образовательным учреждениям.
Представить в Государственную думу Российской Федерации законопроекты,
предусматривающие внесение изменений и дополнений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации, имея в виду:
- освобождение от налога на прибыль доходов от реализации товаров
(работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационных доходов
высшего учебного заведения (глава 25 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации);
- исключение из числа операций, подлежащих обложению налогом на
добавленную стоимость, оказываемых высшим учебным заведением
консультационных услуг, а также услуг по сдаче имущества в аренду (п.п.14
п.2 ст.149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации);
- освобождение от налога на добавленную стоимость реализации высшим
учебным заведением товаров (работ, услуг) как собственного производства,
так и приобретенных им по иным основаниям при условии направления доходов
от этой реализации на непосредственные нужды обеспечения, развития,
совершенствования образовательного процесса в данном учебном заведении
(абз.2 п.п.14 ст.149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации);
- освобождение от налога на добавленную стоимость патентно-
лицензионных операций высшего учебного заведения (п.п.1 ч.4 ст.148 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации);
- включение в перечень категорий налогоплательщиков, имеющих право на
получение профессиональных налоговых вычетов, профессорско-
преподавательского состава высшего учебного заведения; установление
минимальной месячной суммы расходов профессорско-преподавательского состава
высшего учебного заведения, подлежащих учету в качестве такого вычета;
- разрешение образовательным учреждениям использовать самостоятельно
средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход
деятельности, и хранить их по усмотрению образовательного учреждения на
счетах казначейства, банков и иных кредитных организаций. Предлагаемый
порядок сохранить до момента достижения доли расходов федерального бюджета
на финансирование высшего образования до уровня, предусмотренного Законом
Российской Федерации «Об образовании».
В случае непринятия этих законодательных актов обратиться к
Правительству Российской Федерации с просьбой изыскать возможность
возмещения вузам и другим образовательным учреждениям потерь их доходов в
результате отмены ранее предоставлявшихся им налоговых льгот, установленных
Законом Российской Федерации «Об образовании», в связи с введением в
действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

3. Вопросы имущественных отношений.
3.1. Просить Министерство имущественных отношений Российской
Федерации:
- осуществить меры по закреплению в бессрочное (постоянное)
пользование земель за высшими учебными заведениями для проведения
практической подготовки специалистов и полевых лабораторных исследований их
учебно-опытными хозяйствами, не допуская их перепрофилирования;
- подготовить разъяснения по вопросам применения статьи 270
Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 20 и 41 Земельного
кодекса Российской Федерации в отношении права высших сельскохозяйственных
учебных заведений заключать договора на передачу земельных угодий,
закрепленных за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования, в
безвозмездное пользование учебно-опытным хозяйствам.
3.2. Просить Правительство Российской Федерации включить учебно-
опытные хозяйства высших сельскохозяйственных образовательных учреждений в
перечень стратегических предприятий и организаций в соответствии со статьей
190 Федерального закона от 26.10.2002 г. ?127-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)».


-----------------------
[pic]