Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/11/02.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:05:09 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 01:25:10 2012
Кодировка: koi8-r




ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Совета Российского Союза ректоров

от 25 февраля 2003 г. ? 1

О мерах по реализации решений

VII съезда Российского Союза ректоров




В основном докладе и выступлениях на VII съезде Российского Союза
ректоров вузов и в принятых съездом документах подчеркнута основополагающая
роль Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010
года, одобренной Правительством Российской Федерацией.
Одновременно в ходе дискуссии, развернувшейся на съезде и нашедшей
отражение в его постановлениях, со всей определенностью указывается, что в
Концепции модернизации и мероприятиях по ее реализации не в полной мере
учтены ключевые проблемы развития высшей школы. Занятая съездом позиция во
многом опирается на положения речи Президента России В.В. Путина, где
сформулированы актуальные и перспективные задачи деятельности высших
учебных заведений в контексте трансформации российского общества.

Совет Российского Союза ректоров

постановляет:

1. Одобрить план совместных действий Российского Союза ректоров и
Минобразования РФ по реализации решений VII съезда Российского Союза
ректоров на 2003-2004 годы (приложение ?1).
При реализации мероприятий по модернизации образования учитывать
предложения, высказанные участниками на съезде (приложение ?2).
2. Внести в Концепцию модернизации отечественного образования на
период до 2010 года и мероприятия по ее реализации уточнения и дополнения,
вытекающие из речи на съезде Президента Российской Федерации В.В. Путина.
3. Рекомендовать Минобразованию России на основе анализа и обобщения
хода выполнения мероприятий по реализации Концепции модернизации, положений
речи Президента РФ на VII съезде Российского Союза ректоров внести
коррективы в стратегию и практику этой работы в области высшего
образования, предусмотрев:
- улучшение управления практической работой по модернизации образования;
- осуществление взвешенного, научно обоснованного подхода к проведению
таких крупных социально-педагогических экспериментов, как введение
единого государственного экзамена и государственных именных финансовых
обязательств;
- концентрацию сил и ресурсов на решении наиболее острых проблем развития
высшей школы: улучшении оплаты труда профессорско-преподавательского
состава и его пополнение одаренной молодежью; развитие фундаментальных и
поисковых исследований; усиление воспитательной работы со студенческой
молодежью, а также социального и медицинского обслуживания студентов.
4. Минобразования России совместно с Российским Союзом ректоров
разработать обоснованные предложения о стратегии модернизации высшего
образования по всему комплексу проблем, определяющих будущее высшей школы и
ее вклад в социально-экономическое развитие страны. Имея в виду проблемы:
- прогнозирования развития высшего образования; повышения уровня
подготовки специалистов; упорядочения структуры высшего образования и
трудоустройства выпускников; улучшения качественного состава научно-
педагогических кадров; более полного использования научного потенциала
высшей школы; укрепления материальной базы вузов и расширения их финансово-
хозяйственной самостоятельности; создания и развития университетских
округов и др.
5. Советам ректоров вузов федеральных округов и регионов организовать
подготовку, сбор и анализ предложений и замечаний по дальнейшему развитию
высшего образования в регионе, провести в течение 2003 г. обсуждение
полученных материалов на научно-практических конференциях под условным
названием «Стратегия модернизации высшего образования в России в XXI
веке».


Президент
Российского Союза ректоров,
ректор МГУ им.М.В.Ломоносова,
академик В.А.Садовничий




Приложение ? 1







ПЛАН

совместных мероприятий Российского Союза ректоров

и Министерства образования Российской Федерации
по реализации решений VII съезда Российского Союза ректоров


|Одобрен Советом Российского | |Одобрен Коллегией Министерства |
|Союза ректоров | |образования Российской Федерации |
|25 февраля 2003 г. | |26 февраля 2003 г. |



| | | | |
| | |Срок | |
|? |Мероприятия |выполн|Ответственный |
|п/п| |ения |за выполнение |
| | | | |
|I |II |III |IV |
| |Подготовка материалов по реализации решений |1 кв. |Правление |
|1. |съезда к заседанию Совета Союза ректоров, |2003 |Российского Союза |
| |Коллегии Минобразования России. |г. |ректоров, |
| | | |Минобразование |
| | | |России, |
|2. |Разработка и внесение проектов федеральных | |Правление |
| |законов: | |Российского Союза |
| | | |ректоров, |
| | | |советы ректоров |
| | | |вузов регионов, |
| | | |Минобразование |
| | | |России: |
| | |3 кв. | |
| |- «О статусе педагогических работников»; |2003 |Управление правового|
| | |г. |обеспечения; |
| | | | |
| | | | |
| |- «О введении квалификационных разрядов для |3 кв. |Управление правового|
| |профессорско-преподавательского состава и |2003 |обеспечения; |
| |научных работников высших учебных заведений»; |г. | |
| | | | |
| | | | |
| |- «О внесении изменений и дополнений в главы | |Управление |
| |21,25Налогового кодекса РФ в части |2 кв. |экономики; |
| |налогообложения образовательных учреждений |2003 | |
| |соотносительно нормам закона РФ «Об |г. | |
| |образовании»; | | |
| | | | |
| |- «О внесении изменений и дополнений в | |Управление |
| |Федеральный закон «О науке и государственной |3 кв. |научно-инновационной|
| |научно-технической политике» в части придания |2003 |деятельности; |
| |университетам статуса научных учреждений |г. | |
| |(организаций)»; | |Управление |
| |- «О внесении изменений и дополнений в | |экономики; |
| |Бюджетный кодекс РФ» в части использования |3 кв. | |
| |средств, полученных государственными |2003 | |
| |образовательными учреждениями от |г. | |
| |предпринимательской и приносящей доход | | |
| |деятельности»; | | |
| | | | |
| |Продолжить работу над программами: | |Управление развития |
| | | |и планирования |
| |- «Университеты России в 21 веке», |Постоя|научных |
| | |нно |исследований, |
| | | | |
| | | |Управление высшего |
| |- «Совершенствование структуры и содержания | |профессионального |
| |инженерного образования», | |образования, |
| | | | |
| | | |Департамент общего |
| |- «Педагогическое образование России: | |образования. |
| |современное состояние, проблемы направления | | |
| |развития». | | |
| | | | |
| | | | |
|3. | Анализ хода реализации Концепции модернизации |2 кв. |Правление |
| |российского образования на период до 2010 г., |2003 |Российского Союза |
| |подготовка аналитических материалов и |г. |ректоров, |
| |предложений Правительству РФ по ходу реализации| |советы ректоров |
| |Концепции с внесением уточнений и дополнений, | |вузов регионов, |
| |вытекающих из речи на съезде Президента | |Минобразование |
| |Российской Федерации В.В. Путина: | |России: |
| | | | |
| |- Подготовить предложения в Правительство РФ о |2 кв. |Управление развития |
| |внесении изменений и дополнений в Комплекс |2003 |образования; |
| |межведомственных мероприятий по реализации в |г. | |
| |2002-2005 г.г. Концепции модернизации | | |
| |российского образования на период до 2010 года; | | |
| | | | |
| |- Внести изменения и дополнения в План действий | |Управление развития |
| |Минобразования России на 2002-2004 г.г. по |2 кв. |образования; |
| |реализации Концепции модернизации Российского |2003 | |
| |образования на период до 2010 года; |г. | |
| | | | |
| |- Подготовить для рассмотрения на заседании | |Управление развития |
| |Правительства РФ вопрос "О ходе выполнения | |образования. |
| |комплекса мероприятий по реализации в 2002-2003 |2 кв. | |
| |годах Концепции модернизации российского |2003 | |
| |образования на период до 2010 года". |г. | |
|4. | Разработка предложений, направленных на |2 кв. | Управление высшего|
| |усиление государственной поддержки научных и |2003 |профессионального |
| |творческих школ вузов. |г. |образования. |
|5. | Подготовка предложений по повышению уровня | |Правление |
| |социальной поддержки и защиты студентов вузов, | |Российского Союза |
| |педагогических работников высшей школы: | |ректоров, |
| | | |советы ректоров |
| | | |вузов регионов, |
| | | |Минобразование |
| | | |России: |
| |- Подготовка предложений по последовательному |Весь | |
| |увеличению суммарной величины академической и |период|Управление |
| |социальной стипендии; | |экономики; |
| | | | |
| |- Анализ хода экспериментов по отработке | | |
| |финансирования получения гражданами высшего | | |
| |профессионального образования на основе |4 кв. |Управление |
| |государственных именных финансовых обязательств;|2003 |экономики; |
| | |г. | |
| | | | |
| |- Разработка предложений по созданию отраслевой | | |
| |системы оплаты труда работников образования и | | |
| |предложений, направленных на планомерное |Весь |Управление |
| |повышение заработной платы; |период|экономики; |
| | | | |
| |- Создание лечебно-профилактических, | | |
| |оздоровительных учреждений в структуре вузов на| | |
| |базе санаториев-профилакториев финансируемых | | |
| |ранее из фонда социального страхования; |Весь |Управление развития |
| | |период|материально-техничес|
| | | |кой базы, социальной|
| |- Реализация Комплекса мер по социальной | |сферы и |
| |поддержке студентов из малообеспеченных семей. | |имущественных |
| | | |отношений; |
| | | | |
| | |Весь |Управление развития |
| | |период|материально-техничес|
| | | |кой базы, социальной|
| | | |сферы и |
| | | |имущественных |
| | | |отношений. |



|Президент Российского | |Первый заместитель Министра образования |
|Союза ректоров | |Российской Федерации |
| | | |
| | | |
|В.А. Садовничий | |А.Ф. Киселев |
| | | |
| | | |
|«____»_____________________2003 г. | |«____»_____________________2003 г. |


Приложение ? 2



Предложения

участников VII съезда Российского Союза ректоров,

внесенные в выступлениях на съезде


|? |Автор |Содержание предложения |
|п/п|предложения | |
|1 |2 |3 |
| |В.В. Путин, |Мы достигли многих успехов в демократическом |
| |Президент РФ |строительстве, в формировании цивилизованного |
| | |рынка. Задача отечественного образования в том,|
| | |чтобы помочь пройти этот переходный период |
| | |быстро, грамотно и эффективно. |
| | |Российские граждане должны получать такие |
| | |знания, которые нужны им не только сегодня, но |
| | |и в будущей жизни. Речь идет не только о |
| | |прикладных дисциплинах, но и о фундаментальных |
| | |познаниях в сфере социальных наук, |
| | |международной и общественной жизни. |
| | |Мы все еще плохо используем собственные |
| | |огромные возможности науки и образования. Не |
| | |умеем привлечь их для получения достойного |
| | |места на информационной и коммуникационной |
| | |картах мира, на международных экономических |
| | |рынках |
| | |Считаю, что такой политике во многом мешает |
| | |нынешняя разобщенность науки и образования. |
| | |Равно как и жесткое разделение науки - на |
| | |академическую, университетскую, корпоративную и|
| | |отраслевую. |
| | |Сегодня в общих интересах помочь отечественным |
| | |компаниям не только подготовкой современных |
| | |управленцев, но и инженеров, техников, рабочих |
| | |самой высокой квалификации. |
| | |Надо продолжать готовить кадры и для |
| | |государственной службы. Там крайне не хватает |
| | |подготовленных людей, умеющих работать |
| | |сообразно мировым стандартам в сфере |
| | |государственных и публичных услуг. |
| | |Считаю важным модернизировать и отечественную |
| | |систему высшего образования. Здесь у нас много |
| | |позитивного накоплено. Забывать позитивный опыт|
| | |в сфере высшего образования тоже абсолютно |
| | |неправильно. |
| | |Благом для нашей страны является не консервация|
| | |отживших моделей, а сохранение лучших традиций |
| | |и стандартов классической российской школы |
| | |образования. В этом смысле нам есть чем |
| | |гордиться. |
| | |В современных условиях и речи не может быть (и |
| | |не должно быть) о догматизме и упорном |
| | |охранительстве. |
| | |Теперь нельзя дать ребенку образование однажды |
| | |и на всю жизнь, приходится учить учиться. |
| | |Именно так в передовых вузах и поступают. Если |
| | |это будет так, тогда наши студенты и школьники |
| | |смогут не просто адаптироваться к изменениям в |
| | |стране и в мире, но будут сами формировать эти |
| | |изменения на благо страны. |
| | |Считаю, что только так мы сможем обеспечить |
| | |опережающее развитие образования как самой |
| | |интеллектуальноемкой отрасли российской |
| | |экономики. |
| | |Неправильно ставить вопрос о цели |
| | |преобразований, как о снижении нагрузки на |
| | |бюджет, это не самоцель. Это вообще не |
| | |самоцель, Цели такой нет. Во всяком случае не |
| | |должно быть. |
| | |Подготовка специалистов в вузах из числа |
| | |иностранных граждан, в первую очередь |
| | |подготовка кадров для государств-участников |
| | |СНГ, - абсолютно приоритетная задача для России|
| | |и в гражданской сфере и в сфере военного |
| | |образования. |
| | |Часто говорят, что фундаментальная наука должна|
| | |быть прибыльной для государства. Мнение |
| | |руководства страны и Правительства состоит в |
| | |том, что не может быть фундаментальная наука |
| | |прибыльной для государства. |
| | |Необходимо закрепить за вузами статус научных |
| | |учреждений. |
| | |Само по себе образование - это |
| | |системообразующая вещь. Есть перспективное и |
| | |эффективное образование, будет эффективное |
| | |государство. Нет этого, не будет эффективного |
| | |государства. |
| | |Привлекать материальные ресурсы бизнеса для |
| | |подготовки кадров для бизнеса, для экономики, |
| | |привлекать ресурсы самих граждан обязательно |
| | |нужно. |
| | |Будущее страны не в эксплуатации сырьевых |
| | |ресурсов, а в развитии высоких технологий. |
| |В.А. Садовничий,|Государственность, всесловность и |
| |Президент |фундаментальность образования - вот принципы, |
| |Российского |на которых традиционно строится и развивается |
| |союза ректоров, |система высшего образования России. |
| | |Государственность высшей школы - это ее |
| |ректор МГУ им. |предназначение обеспечивать страну нужным по |
| |М.В. Ломоносова,|количеству и должными по качеству кадрами |
| |академик РАН |высококвалифицированных специалистов. Вопрос о |
| | |национальных кадрах - это и вопрос о |
| | |национальной безопасности. Современная, |
| | |экономически развитая страна - это страна |
| | |самодостаточная в своем кадровом потенциале. |
| | |Всесловность - это основополагающая |
| | |нравственная норма отечественной высшей школы. |
| | |Вся история развития школьного и высшего |
| | |образования России - это история, в целом |
| | |успешной, народной борьбы за равный доступ и |
| | |равные возможности получения образования любым |
| | |гражданам страны независимо от его |
| | |имущественного положения и сословного |
| | |происхождения. |
| | |Фундаментальность высшего образования - это |
| | |соединение научного знания и процесса |
| | |образования, дающие понимание образованным |
| | |человеком того факта, что все мы живем по |
| | |законам природы и общества, которые никому не |
| | |дано игнорировать. |
| | |Эталонное образование может быть только |
| | |фундаментальное научное образование, главная |
| | |цель которого - распространение научного знания|
| | |как неотъемлемой составляющей мировой культуры.|
| | | |
| | |В науке и высоких технологиях произошли |
| | |глубокие прорывы, которые могут использовать |
| | |лишь высокообразованные люди. |
| | |В подходах к дальнейшей работе по модернизации |
| | |системы образования, линия на развитие |
| | |интеллектуального потенциала общества должна |
| | |быть доминирующей. |
| | |Необходимо понимать, что содержанием стандартов|
| | |будет определяться качество нашего образования,|
| | |наших учебников. А это - стратегические вопросы|
| | |развития образования. |
| | |Только глубокая подготовка школьников открывает|
| | |им путь к получению качественного высшего |
| | |образования. |
| | |Ведущие вузы должны быть поддержаны |
| | |дополнительно, а не за счет перераспределения |
| | |средств. Ведь речь идет о сохранении наших |
| | |ведущих школ, национальной гордости России. |
| | |Наша общая цель состоит в том, чтобы найти |
| | |оптимальное сочетание существующих методов |
| | |фиксации фактов окончания школы и поступления в|
| | |вузы. При этом следует а priori отказаться от |
| | |мысли, что подобные вопросы могут решаться |
| | |административным давлением и принуждением. |
| | |Будущее России в ее талантливых учениках, |
| | |студентах, живущих во всех регионах страны. Все|
| | |преобразования должны быть подчинены этой идеи.|
| | | |
| | |Бескомпромиссная борьба с теневым высшим |
| | |образованием должна стать одной из центральных |
| | |задач проводимой модернизации. Для этого |
| | |требуется прозрачность для общественности |
| | |системы лицензирования и аккредитации вузов. |
| | |Это практически главный канал распространения |
| | |некачественного образования. |
| | |Социальное положение |
| | |профессорско-преподавательского состава |
| | |вызывает самую серьезную озабоченность. |
| | |Мизерная зарплата и пенсии. Остро стоит вопрос |
| | |жилья. Много лет говорится об ипотечном |
| | |кредитовании, но воз и поныне там. |
| | |Необходимо вернуться к теме так называемой |
| | |«табели о рангах» для профессоров, |
| | |преподавателей и учителей, подняв их социальный|
| | |статус в обществе. |
| | |Предлагается принять закон о государственном |
| | |статусе учителя, преподавателя, научного |
| | |работника. |
| | |Исходя из вузовской автономии вуз должен сам |
| | |определять порядок расходования заработанных им|
| | |средств, а казначейство - определять порядок |
| | |расходования заработанных им средств. |
| | |Надо выработать механизм компенсации вузом тех |
| | |изъятых по налогам внебюджетных средств, |
| | |которые идут на развитие и поддержание учебного|
| | |процесса. |
| | |Внести изменения и дополнения в Федеральный |
| | |закон «О науке и научно-технической политике», |
| | |в части закрепления за университетами статуса |
| | |научных организаций; в Гражданский Кодекс РФ в |
| | |части урегулирования отношений между вузом как |
| | |юридическим лицом и входящим в его состав |
| | |другого юридического лица - |
| | |научно-исследовательского института. |
| | |О присоединении к Болонской декларации, |
| | |вхождении в Болонский процесс: противников |
| | |интеграции системы образования России в |
| | |международное образовательное пространство нет.|
| | |Но есть разница в подходах к ее осуществлению. |
| | |Это процесс двусторонний. |
| | |Мы можем не менее настойчиво предлагать |
| | |партнерам брать на вооружение наш опыт. Мы |
| | |должны защищать интересы системы образования |
| | |России. |
| | |Почему нас призывают добровольно уходить из тех|
| | |секторов международного рынка образования, где |
| | |Россия вполне конкурентоспособна? |
| | |Зачем нам понижать свое естественнонаучное |
| | |образование или преподавание русского языка? |
| | |Сдав, таким образом, свои позиции на |
| | |международном рынке образования, мы совершим |
| | |ошибку. |
| | |Другой целью Болонской декларации названо |
| | |«повышение конкурентоспособности европейского |
| | |высшего образования в секторе иностранных |
| | |студентов». |
| | |У России есть свой ареал, заполненный |
| | |потенциальными иностранными студентами. Это |
| | |страны СНГ, страны Юго-Восточной Азии, Ближнего|
| | |и Среднего Востока, многие страны Европы и |
| | |других континентов. |
| | |Если мы разумно организуем на государственном |
| | |уровне взаимодействие нашей высшей школы с |
| | |высшими школами названных стран и регионов, то |
| | |существенно динамизируем и расширим участие |
| | |России в студенческой и преподавательской |
| | |мобильности как в Европе, так и в мире. И |
| | |притом с немалой выгодой для себя. |
| | |Условием национальной конкурентоспособности |
| | |является сложность, интеллектуалоемкость нашего|
| | |хозяйства, объективно требующая очень высокой |
| | |профессиональной квалификации работников. |
| | |Нам ни при каких обстоятельствах нельзя |
| | |понижать уровень образования в России. |
| | |Высшая школа России должна развиваться по всем |
| | |азимутам - и на Запад, и за Атлантику и на |
| | |Восток. |
| | |Мы должны заботиться об укреплении и развитии |
| | |образовательных связей особенно со странами |
| | |СНГ. У нас есть на это все основания и |
| | |необходимый потенциал. |
| |В.И Матвиенко, |В последние годы, при всех издержках, акценты в|
| |Заместитель |государственной политике расставлены таким |
| |Председателя |образом, что сфера образования сегодня, |
| |Правительства |безусловно, относится к числу государственных |
| |Российской |приоритетов. |
| |Федерации |Нельзя сводить модернизацию образования только |
| | |к системе единых государственных экзаменов или |
| | |к эксперименту по финансированию вузов на |
| | |основе ГИФО. |
| | |Необходимо активное участие высшей школы в |
| | |экспериментальной обработке процедур и |
| | |технологий проведения единого государственного |
| | |экзамена. |
| | |Назрела актуализация структуры подготовки |
| | |кадров и в самом высшем образовании. |
| | |Введение государственных возвратных субсидий |
| | |направлено как на расширение доступности |
| | |высшего образования путем целевой поддержки |
| | |студентов, так и на повышение его эффективности|
| | |и трудоустройства выпускников. Здесь предстоит |
| | |предусмотреть и учесть все многообразие |
| | |потребностей как личности, так и государства, и|
| | |вузов. |
| | |Для системы оплаты труда педагогических |
| | |работников необходимо разработать модель, |
| | |которая при улучшении экономической ситуации |
| | |будет повышаться оплата труда. |
| | |Предстоит введение категории ведущего вуза. К |
| | |этой категории должны относиться как признанные|
| | |общероссийские флагманы высшего образования, |
| | |так и ведущие вузы в федерально-региональном и |
| | |федерально-отраслевом разрезах. |
| | |Важно, чтобы ректорский корпус внимательно |
| | |рассмотрел как критерии определения таких |
| | |ведущих вузов, так и предложения по объективным|
| | |процедурам принятия решений по отнесению вузов |
| | |к категории ведущих. |
| | |В рамках новой системы оплаты труда |
| | |предусматривается введение трех категорий |
| | |вузов. Здесь также важно предусмотреть вполне |
| | |прозрачные критерии и процедуры определения |
| | |категорийности вузов с тем, чтобы не допустить |
| | |субъективного подхода, а наоборот - |
| | |стимулировать соответствующую активность и |
| | |открывать перспективы вузам страны. |
| | |Союзу ректоров рассмотреть проекты отраслевой |
| | |системы оплаты труда, пенсионной системы и |
| | |внести предложения в их содержание. |
| | |Предстоит воссоздание эффективных органов |
| | |студенческого самоуправления в каждом вузе, на |
| | |уровне регионов общероссийского студенческого |
| | |союза. |
| | |Перед российской высшей школой стоят серьезные |
| | |задачи ее реального обновления. Все эти |
| | |изменения должны базироваться на принятых в |
| | |Концепции модернизации российского образования |
| | |принципах сохранения лучших традиций |
| | |российского высшего образования. |
| |В.М. Филиппов, |Новые стандарты школьного образования сохраняют|
| |Министр |свою системность. Россия по уровню стандартов |
| |образования |школьного образования остается в числе самых |
| |Российской |сильных стран мира. |
| |Федерации |Вводится профильное обучение в 10-11 классах |
| | |для решения задач повышения качества |
| | |образования, для лучшей подготовки в вуз. При |
| | |этом вводится углубленное изучение |
| | |соответствующих предметов, и часть этих |
| | |материалов по физике, химии, биологии, |
| | |математике и т.д. будут перенесены в профильную|
| | |старшую школу. |
| | |Единый государственный экзамен в совокупности с|
| | |профильной школой позволяет существенно |
| | |повысить качество подготовки школьников. |
| | |Функционально ЕГЭ как система, дает более |
| | |объективную оценку качества работы школы, |
| | |качества знаний ученика по сравнению с |
| | |действующей системой. |
| | |В силу технологии приема в вуз, ЕГЭ расширяет |
| | |доступность высшего образования для способных |
| | |детей из далеких регионов, из сельской |
| | |местности, делает процедуру приема более |
| | |прозрачной и, следовательно, более объективной.|
| | | |
| | |Единый государственный экзамен не решает все |
| | |проблемы качественного отбора студентов в вузы,|
| | |необходимо использовать и другие механизмы |
| | |поиска способной молодежи. Представляется |
| | |целесообразным сохранить определенный процент |
| | |приема студентов в вузы не по оценкам ЕГЭ, а по|
| | |правилам, устанавливаемым вузами. |
| | |Естественно, что ректор доверяет себе больше в |
| | |отношении студентов, чем кому-либо другому. По |
| | |вопросу ЕГЭ надо спрашивать и другое сообщество|
| | |- учащихся и родителей, ибо они - главные |
| | |заказчики и потребители в образовании. |
| | |В отношении принятия закона о статусе |
| | |педагогического работника, то здесь нужно |
| | |исходить из дилеммы: если принять закон, но |
| | |оставить нынешнюю зарплату, то лучше закон не |
| | |принимать. При решении вопроса о повышении |
| | |зарплаты не надо принимать никаких законов, а |
| | |выполнять нормы Закона РФ «Об образовании», где|
| | |определено, что средняя зарплата профессора |
| | |вуза должна быть не менее двух средних зарплат |
| | |по промышленности. |
| | |Принятие оперативных решений в текущем году |
| | |потребуют следующие проблемы: |
| | |1. Разработка прогноза подготовки кадров |
| | |специалистов после окончания выпуска из 9 и 11 |
| | |классов, т.е. организация приема в учреждения |
| | |начального, среднего и высшего |
| | |профессионального на период 2004-2008 гг. |
| | |Речь идет о реструктуризации подготовки кадров.|
| | |Через решение этой проблемы мы можем ответить |
| | |на те вызовы, которые предъявляются по |
| | |структуре невостребованности кадров. |
| | |2. Организация конкурса по распределению |
| | |государственного задания по подготовке |
| | |специалистов. С участием вузов подготовлены |
| | |предложения по 29 направлениям подготовки |
| | |специалистов. Это касается плана приема в |
| | |каждый вуз, то необходимо основательно |
| | |проанализировать здесь все аспекты. |
| | |3. Целевой прием в высшие учебные заведения. В |
| | |соответствии с федеральным законом подготовлен |
| | |проект постановления Правительства РФ о порядке|
| | |реализации целевого приема в котором будет |
| | |определен порядок заключения договоров вузов с |
| | |администрациями субъекта Федерации или местного|
| | |самоуправления, а также специальных договоров о|
| | |контрактной подготовке специалистов для |
| | |предприятий. |
| | |4. Ведущие высшие учебные заведения. Обсуждение|
| | |вопроса о введении категории «Ведущий вуз |
| | |Российской Федерации» планируется провести на |
| | |заседании Правительственной Комиссии по |
| | |образованию, председателем которой является |
| | |Председатель Правительства РФ М.М. Касьянов. |
| | |Особое внимание следует уделить проработке |
| | |критериев, по которым будут определяться |
| | |понятия: федеральный ведущий вуз; |
| | |федерально-региональный ведущий вуз; |
| | |федерально-отраслевой ведущий вуз. |
| | |5. Отраслевая пенсионная система. Она касается |
| | |всех педагогических работников. При подготовке |
| | |предложений по ее формированию необходимо |
| | |привлечь широкий круг специалистов |
| | |научно-педагогической и профсоюзной |
| | |общественности. |
| | |6. Положение по отраслевой системе ипотечного |
| | |кредитования жилья. Готовится принятие |
| | |программы «Молодой семье - доступное жилье», |
| | |которая будет идти через Минобразования России.|
| | |Имеется ряд регионов РФ, которым требуется |
| | |закрепление молодежи, чтобы оставалось |
| | |работающее население в этих регионах. |
| | |Разработанное в Минобразования России Положение|
| | |по системе ипотечного кредитования жилья |
| | |размещается на сайте министерства в Интернете и|
| | |планируется обсуждение на совместном заседании |
| | |коллегии Минобразования России и ЦК профсоюзов |
| | |работников народного образования и науки РФ. |
| | |7. О мерах по обеспечению качества высшего |
| | |образования. В 2003 г. предстоит создать |
| | |государственную аттестационную систему контроля|
| | |качества высшего образования. Она будет |
| | |создаваться как государственно-общественная, по|
| | |аналогии с Высшей аттестационной комиссией. |
| | |Существующая Госинспекция при Минобразования |
| | |реорганизуется в Департамент Минобразования, |
| | |как ныне Департамент ВАКа. |
| | |В регионах предстоит поэтапно создать |
| | |независимые от органов управления образованием |
| | |центры аттестации и контроля качества. В каждом|
| | |субъекте РФ они будутсоздаваться органами |
| | |управления образованием совместно с советами |
| | |ректоров вузов. |
| | |8. Новая система оплаты труда. Экономическим |
| | |советом Минобразования России с участием |
| | |ректоров вузов разработан проект о системе |
| | |отраслевой оплаты труда, который размещается на|
| | |сайте Минобразования в Интернете. Следует |
| | |обстоятельно проработать подходы к определению |
| | |уровня зарплаты для всех категорий |
| | |профессорско-преподавательского состава от |
| | |ассистента до преподавателя, а также к введению|
| | |категорий вузов по оплате труда. |
| | |9. Присоединение России к Болонскому процессу. |
| | |Болонскую декларацию 1999 г. подписали тридцать|
| | |семь государств Европы. Ни одного государства |
| | |из СНГ в списке подписавшихся нет. |
| | |В Болонской декларации несколько принципов. |
| | |Первый - бакалавр обучается три или четыре |
| | |года. Магистр - один или два года. Россия эту |
| | |позицию выполняет. Российскому образованию в |
| | |этой части подстраиваться или перестраиваться |
| | |не предстоит. |
| | |Второй - кредитная система. Введение системы |
| | |зачетных единиц вместо того, что сейчас у нас |
| | |записывается в приложении к диплому - название |
| | |дисциплин, число часов, отведенных на |
| | |дисциплину и оценка, которую получил студент. |
| | |Сейчас это приобретает все большую |
| | |актуальность, особенно в связи с развитием |
| | |мобильности студентов, поездок их за рубеж, |
| | |перевода в другой вуз. |
| | |Третий принцип - создание признаваемых |
| | |прозрачных структур контроля качества как в |
| | |стране, подписывающей декларацию, так и в |
| | |каждом вузе. |
| | |Первый момент. Европейское сообщество не |
| | |собирается легко пускать Россию на Европейский |
| | |рынок образовательных услуг. |
| | |Второй момент. Если Россия не будет |
| | |присоединяться к Болонскому процессу, то резко |
| | |снизится мобильность российских студентов , |
| | |снизятся возможности вузов зарабатывать на |
| | |образовательных процессах, предоставляемых на |
| | |основе дистанционных технологий обучения. |
| | |Снизится прием на обучение в российских вузах |
| | |иностранных граждан, так как более тридцати |
| | |стран, подписавших Болонскую декларацию, |
| | |сделают так, что аттестаты, дипломы, зачетные |
| | |единицы по каждому курсу будут признаваемы во |
| | |всех университетах именно этих стран. В этом |
| | |случае иностранные граждане из большинства |
| | |других стран поедут на обучение именно в эти |
| | |страны. |
| | |10. О соотношении бесплатного и платного |
| | |образования. Вопрос сложный. Здесь необходимо |
| | |внимательно следить за мировыми тенденциями, |
| | |особенно в условиях интеграции, развития |
| | |информационных технологий, чтобы не остаться за|
| | |бортом научно-технического и социального |
| | |процесса. Следует анализировать эти тенденции. |
| | |Но решения принимать такие, какие нужны России.|
| |Ж.И. Алферов, |Развитие образования России дальше не может |
| |Ректор |рассматриваться отдельно от развития науки, |
| |Академического |только единство и интеграция науки и |
| |физико-технологи|образования позволят по настоящему развить это |
| |ческого |великое дело. |
| |университета |Наука и образование это единый организм. |
| |РАН, Академик |Научные лаборатории в университетах сегодня |
| |РАН, депутат |нуждаются в особой поддержке, потому что |
| |Госдумы ФС РА, |странной является ситуация, когда научные |
| |лауреат |работники, ведущие научные исследования со |
| |Нобелевской |студентами оказываются дискриминированы по |
| |премии |отношению к простому преподавателю. |
| | |Это единство мы должны укреплять и развивать, |
| | |точно так же как в академии мы должны развивать|
| | |образовательную деятельность вместе с вузами, а|
| | |иногда на уровне высшей подготовки, прежде |
| | |всего аспирантуры и докторантуры. |
| | |У нас упала требовательность на экзаменах |
| | |кандидатского минимума в аспирантуре по |
| | |философии. Содержание этого экзамена должно |
| | |меняться, но без экзамена по философии, по |
| | |теории научного познания не может быть высоко |
| | |квалифицированного специалиста. |
| | |Со школьным образованием, с его качеством |
| | |связано самым тесным образом и качество |
| | |дальнейшей подготовки специалистов. Мы должны |
| | |всегда помнить, что естественнонаучные |
| | |дисциплины в школе: физика, математика, |
| | |биология - есть база и основа для всего |
| | |дальнейшего обучения. |
| | |Самое важное для школьного образования - это |
| | |учитель. Сегодня важнее всего - повышение |
| | |зарплаты школьным учителям. |
| | |Специалист обязательно должен отработать в той |
| | |области, которая нужнее всего для развития |
| | |страны, то есть это обязательно - отплатить, |
| | |отдать своим трудом средства, затраченные на |
| | |его образование. |
| |И.Б. Федоров, |Задачи и пути дальнейшего развития технического|
| |ректор |образования в стране - это, прежде всего, |
| |Московского |соответствие требованиям науки и техники, |
| |государственного|общества, развивающегося в форме рынка, |
| |технического |дальнейшего повышения уровня подготовки |
| |университета |выпускников - разработчиков высоких технологий.|
| |им. Н.Э. | |
| |Баумана, |Необходимо постоянно реструктурировать |
| |Председатель |направления подготовки выпускников, увеличивая |
| |Совета ректоров |выпуск специалистов в области высоких |
| |вузов |технологий, наукоемких производств, новых |
| |Центрального |материалов, с тем чтобы наша научно-техническая|
| |федерального |продукция была конкурентна на мировом рынке. |
| |округа |Не уменьшение масштабов подготовки инженеров, а|
| | |реструктуризация направлений подготовки - есть |
| | |правильное решение вопроса о масштабах |
| | |инженерного образования в стране. |
| | |Для радикального решения по созданию |
| | |современной материально-технической базы |
| | |инженерных вузов необходимо увеличить |
| | |финансирование вузов по статье «оборудование». |
| | |При недостаточном бюджетном финансировании |
| | |вузов необходимо отменить взимание с |
| | |государственных вузов налога на прибыль с |
| | |внебюджетных доходов, реинвестируемых в |
| | |развитие вуза, или возвращать вузам средства, |
| | |равные величине налога. |
| | |Необходимо повысить статус преподавателя высшей|
| | |школы. При введении отраслевой системы оплаты |
| | |труда учесть высокую общественную значимость |
| | |этой профессии, обеспечить ему достойный |
| | |заработок, пенсию и условия медицинского |
| | |обслуживания. Иначе не решить проблемы дефицита|
| | |молодых преподавателей в высшей школе, |
| | |обеспечения своевременной смены уходящим. |
| | |Основная задача модернизации в образовании не |
| | |организационные меры, ГИФО и другие, а |
| | |модернизация содержания образования, повышение |
| | |его качества, то есть те задачи, которые вузы |
| | |решают постоянно. Это составляет суть их |
| | |деятельности. |
| |Л.А. Вербицкая, |Ректоры вузов озабочены не столько сегодняшним |
| |ректор |состоянием высшего образования, сколько |
| |Санкт-Петербургс|перспективами на будущее. Эта озабоченность |
| |кого |определена не положением каждого вуза, а |
| |государственного|нечеткими очертаниями модели российского |
| |университета |образования на обозримый прогнозируемый период.|
| |Председатель | |
| |Совета ректоров |Главная проблема сегодня в том, что в основу |
| |вузов |реформирования системы образования была |
| |Северо-Западного|положена экономическая концепция. К вузу стали |
| |федерального |подходить с теми же мерками как и к |
| |округа |производственному предприятию. Причем не только|
| | |и не столько на уровне конкретных правовых, |
| | |экономических норм, сколько в самой теории. |
| | |Концепция человеческого капитала - это красивая|
| | |теория, и вроде бы она доказывает необходимость|
| | |вкладывать деньги в образование. Но вкладывать |
| | |для того, чтобы получить прибыль. Реализация |
| | |этой теории создает сферу образовательного |
| | |бизнеса, заставляет вуз работать на |
| | |зарабатывание денег. |
| | |Проблемы финансирования образования, оплаты |
| | |труда научных и педагогических работников имеют|
| | |в своей основе ту же концепцию. |
| | |Гуманизация современного образования и науки, |
| | |признание приоритетного характера |
| | |общечеловеческих интересов и гуманистических |
| | |ценностей придают процессу обучения и вузовской|
| | |науки определенную идеологическую |
| | |направленность. |
| | |Все образование в связи с этим, должно привести|
| | |к сочетанию, во-первых, большой общей культуры,|
| | |высоких моральных и нравственных человеческих |
| | |качеств; и, во-вторых, высокого |
| | |профессионализма. Эта последовательность |
| | |является принципиально важной. |
| | |Общество определяет статус граждан по уровню |
| | |культурного развития, т.е. статус учителя |
| | |определяется целями общества. |
| | |Мы строим социальное общество и обязаны |
| | |выработать систему мер для поддержки учителя - |
| | |человека, который обеспечивает наш |
| | |образовательный и культурный потенциал. Высокий|
| | |престиж этого труда мы должны пропагандировать.|
| | | |
| | |Нам нужно вмешаться в политику, которую |
| | |проводит ряд каналов телевидения, пропаганда |
| | |насилия и жестокости, эгоцентризма, презрения к|
| | |общественным человеческим ценностям и даже к |
| | |библейским заповедям. |
| | |В Америке фильмы, которые наша молодежь может |
| | |видеть с утра до вечера, считаются |
| | |разрушительными для психики, их демонстрация по|
| | |американским каналам запрещена. |
| | |России нужен государственный телевизионный |
| | |образовательный канал. Создать его не просто. |
| | |Но необходим именно государственный канал. |
| | |Сохранение русского языка это, по существу, |
| | |проблема сохранения безопасности России. |
| | |Просить Правительство РФ принять решение: |
| | |ввести экзамены по культуре речи для всех, кто |
| | |хочет идти в политику, на государственную |
| | |службу. |
| | |Принять решение на съезде ректоров, чтобы съезд|
| | |имел полномочия принимать краткосрочные, |
| | |долгосрочные программы развития высшего |
| | |образования. Союз ректоров должен получить |
| | |право активно влиять на законодательную и |
| | |исполнительную власть по реализации принятых |
| | |съездом решений. |
| | |Российская высшая школа, безусловно элемент |
| | |мирового образовательного пространства. |
| | |Практически все вузы имеют различные каналы |
| | |участия в международном сотрудничестве. |
| | |Сегодня в международном сотрудничестве |
| | |необходимо переходить на новый уровень: от |
| | |обмена результатами с зарубежными партнерами к |
| | |совместной деятельности по общим правилам. |
| | |Такие правила сейчас устанавливаются Болонской |
| | |декларацией. |
| | |Вступление в Болонский процесс не только |
| | |полезно для российского образования, но и |
| | |необходимо, поскольку становится важнейшим |
| | |условием международного сотрудничества во всех |
| | |других сферах деятельности. |
| | |В решение съезда необходимо включить особый |
| | |пункт, определяющий сроки подготовки |
| | |необходимой документации нашими федеральными |
| | |органами для присоединения к Болонскому |
| | |процессу. |
| | |Если сделаем это своевременно, то сможем |
| | |серьезно улучшить решения о европейском |
| | |образовании будущего, улучшить европейское |
| | |образование, внести в него нашу |
| | |фундаментальность, глубокую связь с наукой, и |
| | |многое из итого, чего в европейском образовании|
| | |нет. |
| | |Если не сделаем это сегодня, то мы можем |
| | |оказаться перед фактом сформированной |
| | |европейской системы образования без участия |
| | |России. |
| |А.В. Белоконь, |Южный федеральный округ является не только |
| |ректор |многонациональным регионом, но и напряженным |
| |Ростовского |регионом страны. |
| |государственного|Многонациональный округ обнажает все изменения |
| |университета, |в системе образования, поскольку через |
| |Председатель |студентов их родителей и многочисленные семьи |
| |Совета ректоров |все распространяется по территории. |
| |вузов, Южного |Наши взаимоотношения, наше единство и общий |
| |федерального |взгляд на происходящее в системе образования |
| |округа |всемерно содействует стабилизации обстановки в |
| | |округе. |
| | |Требует законодательного закрепления |
| | |протекционистская политика государства в |
| | |налогообложении вузов, без нее высшая школа не |
| | |сможет выполнять свои функции. |
| | |Заработная плата работников высшего |
| | |образования, их социальная поддержка и защита |
| | |должны соответствовать их социальной роли в |
| | |обществе и подкреплены законодательно. |
| | |Научные исследования университетов, научные |
| | |разработки их должны востребоваться |
| | |производством, реализованы им, чтобы Россия |
| | |стала передовой страной мира, а не сырьевым |
| | |придатком экономически развитых государств. |
| |В.С. Литвиненко,|Строя социально ориентированный рынок системы |
| | |образования, необходимо: создать рыночные |
| |Ректор |условия для получения высшего образования как в|
| |Санкт-Петербургс|частных, так и в государственных вузах; |
| |кого |обеспечить равные условия для получения высшего|
| |государственного|образования, создав рыночный механизм доступа в|
| |горного |вузы; оказание образовательных услуг должно |
| |института |осуществляться за счет государственного |
| |(технологическог|бюджета, личных средств, а также за счет |
| |о университета) |финансовых средств предполагаемых |
| | |работодателей. |
| | |Провести государственный аудит всех частных и |
| | |государственных вузов на предмет фактических |
| | |затрат на одного студента. |
| | |Образовательный кредит должен выдаваться через |
| | |уполномоченные банки напрямую студентам, |
| | |которые сами лично вносят эти деньги в кассу |
| | |вуза. |
| | |Сформировать из числа ведущих вузов |
| | |учебно-научные профессиональные центры по |
| | |отраслевому принципу для стимулирования |
| | |развития высоких технологий и внедрения их в |
| | |производство, с финансированием как за счет |
| | |бюджета так и за счет частных инвестиций. |
| | |Создать условия для рыночного функционирования |
| | |вузов с четкими и понятными правами и |
| | |обязанностями, прежде всего, как в части |
| | |финансирования, так и в части |
| | |научно-образовательной деятельности. |
| | |Иметь в стране четкую, понятную государственную|
| | |политику в области образования, зафиксированную|
| | |в документе, из которого будет ясно, какими |
| | |политическими инициативами и подходами должно |
| | |руководствоваться Правительство, принимая |
| | |решения, касающиеся образования. |
| | |Развитые страны такой документ имеют и по нему |
| | |официально работают. |
| | |Не вводить в системе образования инноваций без |
| | |комплексной оценки последствий внедрения. |
| | |Образование должно опережать те инновации, |
| | |которые сегодня внедряются в нашем |
| | |производственном секторе. |
| |Г.И. Букаев, |Для быстрой адаптации выпускников вузов к |
| |Министр |эффективной трудовой деятельности в системе |
| |Российской |налоговых органов, необходимо чтобы они имели |
| |Федерации по |специальность, профиль образования, максимально|
| |налогам и сборам|близкий к специфике нашей отрасли. Это, в |
| | |первую очередь, специализация в области налогов|
| | |и налогооблажения. Налоговым органам необходимы|
| | |специалисты в области юриспруденции и |
| | |информационных технологий. |
| | |Нормы главы 25 Налогового кодекса РФ требуют |
| | |переосмысления в части применения их в сфере |
| | |высшего образования и переработки. |
| |А.В. Шишлов, |Будущее России определяется, прежде всего, |
| |Председатель |интеллектуальными ресурсами, а не количеством |
| |Комитета |выкачанного и выкачиваемого из наших недр |
| |Государственной |сырья, и из того что образование и наука должны|
| |Думы по |быть государственными приоритетами не на |
| |образованию и |словах, а в практической политике, в |
| |науке |финансовой, бюджетной, налоговой, |
| | |информационной политике. |
| | |В решении вопросов о повышении социального |
| | |статуса педагогов необходимо первоначально |
| | |решать вопросы его материального обеспечения, |
| | |социальной поддержки и защиты. |
| | |Единый государственный экзамен дает в руки |
| | |инструмент измерения оценки качества |
| | |образования, оценки качества преподавания в |
| | |школе. Этот инструмент обеспечивает большую |
| | |доступность в получении высшего образования. |
| | |ЕГЭ не могут быть панацеей при приеме в вузы. |
| | |Эффективным дополнительным инструментом здесь |
| | |являются олимпиады. |
| | |Целесообразно иметь на центральном телевидении |
| | |национальный образовательный канал. В |
| | |первоочередном порядке следует добиться |
| | |постоянной передачи на одном из первых |
| | |государственных каналов, посвященной проблемам |
| | |развития образования. |
| | |Мы должны участвовать в Болонском процессе |
| | |изнутри, не подстраиваться под чужие подходы, |
| | |влиять на то, что строится в Европе. Именно на |
| | |этих подходах необходимо исходить и строить |
| | |свою образовательную политику на уровне Европы.|
| | | |
| | | |
| | | |
| |М.А. Пальцев, |Принять меры по сохранению закрепления за |
| |ректор |вузами санаториев-профилакториев, клиник, |
| |Московской |городских поликлиник, где учатся и лечатся |
| |государственной |студенты, финансирование их из федерального |
| |медицинской |бюджета. |
| |академии, |Ввести показатели заболеваемости студентов вуза|
| |президент |в систему показателей аттестации и аккредитации|
| |Ассоциации |вузов. |
| |высшего | |
| |медицинского и | |
| |фармацевтическог| |
| |о образования, | |
| |академик РАН | |
| |Г.В. Майер, |Решающим фактором и основой подготовки |
| |ректор Томского |творчески мыслящих, энциклопедически |
| |государственного|образованных и владеющих инновационными |
| |университета |подходами молодых людей является интеграция |
| | |научной (научно-технологической), инновационной|
| | |и учебной деятельности на базе единых |
| | |учебно-научных (учебно-научно-инновационных) |
| | |комплексов. |
| | |Вузовский сектор науки - основа качественного |
| | |образования. Интеграция науки и образования в |
| | |едином университетском комплексе позволяет |
| | |решить одну из главных задач программы |
| | |модернизации образования - повышение |
| | |эффективности и качества образования. |
| | |Разработать современную нормативно-правовую |
| | |базу вузовских НИИ, являющихся |
| | |системообразующим ядром единого учебно-научного|
| | |университетского комплекса, которая бы |
| | |обеспечивала деятельность университетов как |
| | |научных организаций. |
| |И.И. Мельников, |Педагогическое сообщество должно выступить |
| |депутат |резко против возможностей изменения статуса |
| |Государственной |образовательного учреждения на образовательную |
| |Думы |организацию. |
| | |Изменение статуса вуза откроет дорогу |
| | |банкротству в системе образования и позволит |
| | |вернуться к вопросу о массовой приватизации в |
| | |образовании. |
| |А.Ф. Хохлов, |Университеты должны быть научными учреждениями,|
| |ректор |имеющими в своем составе НИИ. |
| |Нижегородского |Внести изменения в гл. 25 Налогового кодекса РФ|
| |государственного|в части налогообложения и налоговых льгот |
| |университета, |вузов, исходя из норм Закона РФ «Об |
| |председатель |образовании». |
| |Совета ректоров |Переход на единый государственный экзамен и на |
| |вузов |финансирование вузов через ГИФО внесет глубокие|
| |Приволжского |системные изменения в организацию высшего |
| |федерального |образования в стране, что неизбежно будет иметь|
| |округа |самые серьезные социально-экономические и, |
| | |возможно, политические последствия, ликвидацию |
| | |конституционного права граждан на бесплатное |
| | |высшее образование. |
| |В.Л. Матросов, |Сегодня нет другого выбора, кроме как укреплять|
| |ректор |и усиливать все составляющие педагогического |
| |Московского |образования, поскольку оно решает важнейшую |
| |педагогического |государственную фундаментальную задачу - |
| |государственного|обеспечивает кадрами все ступени образования. |
| |университета, |На сегодняшний день статус педагога, его |
| |президент |материальное положение, уровень социальной |
| |Ассоциации |защиты не соответствует важности решаемых им |
| |развития |задач. |
| |педагогических |Мы отстаиваем идею фундаментальности |
| |университетов и |образования - общего и педагогического. |
| |институтов. |Сокращение базовых предметов школьного обучения|
| | |(математика, физика, химия, биология, |
| | |литература) может привести к катастрофическому |
| | |падению уровня среднего (полного) образования. |
| |В.Г. Григоренко,|Необходимо политическое решение по обеспечению |
| |ректор |опережающего развития системы образования |
| |Дальневосточного|Дальнего Востока России. Ему должны |
| |государственного|соответствовать материально-технические |
| |университета |ресурсы, выделяемые государством или |
| |путей сообщения,|привлекаемые государством для решения |
| |председатель |геологических задач на Дальнем Востоке. |
| |Совета ректоров |Бюджетные средства должны компенсировать |
| |вузов |разницу, по сравнению с центральными регионами |
| |Дальневосточного|жизнедеятельности вузов Дальнего Востока. |
| |федерального |Необходимо скорейшее решение вопросов об |
| |округа |образовательных кредитах, возвратных субсидиях,|
| | |об ипотечном кредитовании молодых семей. |
| |О.Н. Смолин, |Образовательная политика должна быть одним из |
| |заместитель |ведущих направлений среди всех направлений |
| |председателя |политики государства. |
| |Комитета |Главный сейчас вопрос - это вопрос о статусе |
| |Государственной |педагога, повышение зарплаты педагогам. |
| |Думы по |Те кто работает с людьми, должны получать не |
| |образованию и |меньше, чем те, кто работает с природными и |
| |науке |другими материалами. |
| | |Не допустить изменения статуса образовательных |
| | |учреждений на образовательные организации, так |
| | |как это путь к банкротству и приватизации |
| | |вузов. |
| | |Реформы в образовании должны быть |
| | |консервативными. Открывать дорогу новому, но |
| | |при сохранении всего лучшего, что было в |
| | |старом. |
| |Г.Ф. Куцев, |Одна из основных проблем - найти пути |
| |ректор |сохранения автономии и самостоятельности вузов.|
| |Тюменского | |
| |государственного|Законодательно закрепив механизмы формирования |
| |университета |и использования собственности вузов. |
| | |Просить Федеральное собрание разработать и |
| | |ввести в действие закон об академических |
| | |свободах и университетской автономии. |
| | |Жизнь доказала: чем меньше вузы имеют свободы и|
| | |самостоятельности, тем больше для достижения |
| | |тех же самых результатов приходится тратить |
| | |государственных средств. |
| |В.М. Яковлев, |Российскому Союзу ректоров обратиться в |
| |Председатель ЦК |Правительство РФ с предложением о координации |
| |профсоюзов |действий по модернизации образования на основе |
| |работников |документов Госсовета. |
| |народного |Не допустить изменения статуса государственных |
| |образования и |образовательных учреждений на статус |
| |науки |государственных некоммерческих организаций, |
| | |т.к. это поведет к банкротству вузов и их |
| | |приватизации, расширению платности образования.|
| | | |
| | |Введение ГИФО приведет к ежегодной |
| | |неопределенности с финансированием вузов, что |
| | |создаст проблемы с финансированием учебного |
| | |процесса, изменит принципы подбора и |
| | |закрепления преподавательских кадров, |
| | |обязательно скажется на качестве подготовки |
| | |специалистов, создаст проблемы с оплатой труда,|
| | |сохранения и развития научных школ. |
| | |Следует более основательно проанализировать |
| | |возможные социальные последствия введения ГИФО |
| | |в систему высшей школы. |
| | |Не решив проблему оплаты труда педагогов, не |
| | |повысить качества образования. |
| | |Бедность семей учителей стала носить застойный |
| | |характер, зарплата в образовании ниже научно |
| | |обоснованного минимума в 3,7 раза (в среднем по|
| | |России). |
| | |Российскому Союзу ректоров войти в |
| | |Правительство РФ о принятии решения по |
| | |закреплению за вузами студенческих |
| | |санаториев-профилакториев, |
| | |спортивно-оздоровительных баз. |
| |Ю.В. Полянсков, |Необходим тщательный анализ прогнозов и |
| |ректор |потребностей в подготовке кадров в вузах на |
| |Ульяновского |федеральном, региональном и муниципальном |
| |государственного|уровнях. Результаты его позволят иметь научно |
| |университета |обоснованный госзаказ на подготовку |
| | |специалистов. |
| | |Принять более деятельное участие в подготовке |
| | |проекта федерального закона «О минимальных |
| | |социальных стандартах» с целью включения в него|
| | |норм о минимальных социальных гарантиях для |
| | |работников вузов. |
| | |Необходима разработка нормативно-правовой базы |
| | |создания и функционирования университетских |
| | |комплексов. Без такой базы комплексы будут |
| | |недееспособны. |
| | |Переход финансирования вузов на основе ГИФО - |
| | |это переход к платному обучению. |
| |В.Е. Шукшунов, |Введение категории «Ведущий вуз Российской |
| |Президент |Федерации» - это стимул и эффективный механизм |
| |Международной |развития системы образования в целом. |
| |академии наук | |
| |высшей школы | |
| |А.С. Востриков, |Необходимо придать университетам статус научных|
| |ректор |учреждений. Для доработки документов по этому |
| |Новосибирского |вопросу создать новую рабочую группу из числа |
| |государственного|ректоров и работников Минобразования России. |
| |технического | |
| |университета, | |
| |председатель | |
| |овета ректоров | |
| |вузов Сибирского| |
| |федерального | |
| |округа | |
| |В.Е. Шудегов, |Целесообразно не форсировать эксперименты по |
| |Председатель |введению ЕГЭ и ГИФО. Продлив эти эксперименты |
| |Комитета Совета |еще на 3-4 года. Не проводить эксперименты на |
| |Федерации по |половине территории России. Это уже не |
| |науке, культуре,|эксперимент, а насильственное внедрение |
| |образованию, |собственного мнения вопреки мнению |
| |здравоохранению |общественности. |
| |и экологии |При внедрении инноваций необходимо обеспечить |
| | |их соответствие действующему законодательству. |
| | |Нынешняя налоговая политика не учитывает задач |
| | |образования и особенностей образовательных |
| | |отношений. Действующая система налогов не |
| | |стимулирует зарабатывания денег. |
| | |Законодателям надо решаться на принятие |
| | |прогрессивной налоговой политики в отношении |
| | |образовательных учреждений и убрать опеку |
| | |казначейства с вузов. |
| | |В системе образования необходимо более |
| | |целенаправленно заниматься воспитательной |
| | |работой. Это направление деятельности вузов |
| | |должно получить законодательную поддержку. |
| |М.Э. Дмитриев, |Условия конкуренции для нашего образования - |
| |Первый |это условия конкуренции глобальные. |
| |заместитель |Задача четкой, осознанной, целенаправленной |
| |Министра |ориентации системы образования на спрос и на |
| |экономического |внутренних рынках, и на международных рынках - |
| |развития и |это задача не просто выживания системы |
| |торговли |образования, это задача выживания страны в |
| |Российской |целом. |
| |Федерации |Несмотря на то, что мы уже живем в условиях |
| | |рыночной и даже глобальной экономики, система |
| | |государственного финансирования в любых формах |
| | |и модификациях, которые преобладают пока на |
| | |сегодняшний день, ориентирована не на спрос, не|
| | |на потребителя услуг, она ориентирована |
| | |фактически на сложившуюся структуру затрат, на |
| | |сложившуюся структуру предложений услуг системы|
| | |образования. |
| | |Системное финансирование так или иначе |
| | |подчинено одной цели - покрытию сложившейся |
| | |структуры затрат в системе высшего образования |
| | |и воспроизводства с ограниченными изменениями |
| | |существующей структуры подготовки кадров. |
| | |Система сметного финансирования не создает |
| | |стимулов для развития эффективности и качества |
| | |образования, она прежде всего, ориентируется на|
| | |количественные показатели - рост выпуска |
| | |специалистов за счет бюджетных средств, |
| | |финансируемых по смете в рамках госзаказа. |
| | |Последствия этого хорошего видны на примере |
| | |нашей структуры подготовки специалистов. |
| | |От старых затратных сметных методов |
| | |финансирования системы образования придется |
| | |уходить неизбежно. Даже в системе |
| | |государственной службы это признано одной из |
| | |первостепенных задач. |
| | |Важной проблемой является совершенствование |
| | |организационно-правовых форм вузов: переход от |
| | |формы государственного образовательного |
| | |учреждения к новой организационно-правовой |
| | |форме - специализированной некоммерческой |
| | |организации бюджетной сферы. Данная форма может|
| | |сыграть весьма существенную роль в дальнейшем |
| | |успешном развитии высшего образования. |
| | |В рамках данной формы произойдет расширение |
| | |самостоятельности вузов в использовании |
| | |имущества; расширение ответственности не перед |
| | |собственником-государством, а ответственности |
| | |перед потребителями, которые являются, в |
| | |конечном счете, заказчиками услуг этой |
| | |организации. |
| |В.Д. Перевалов, |Необходимо устранить коллизию между нормами |
| |ректор Уральской|образовательного законодательства, (прежде |
| |государственной |всего Закона РФ «Об образовании», Федерального |
| |юридической |закона «О высшем и послевузовском |
| |академии |профессиональном образовании») с нормами |
| | |Гражданского кодекса, Налогового кодекса, |
| | |Бюджетного кодекса. Для этой цели создать |
| | |специальные рабочие группы, в том числе и |
| | |рабочие группы юристов, для разработки |
| | |предложений и рекомендаций по внесению |
| | |изменений и дополнений в действующее |
| | |законодательство, разработки проектов |
| | |законодательных актов; разработки обращений в |
| | |законодательные органы, включая Конституционный|
| | |суд РФ. |
| |Ю.С. Давыдов, |Представляется целесообразным при Союзе |
| |ректор |ректоров иметь мощную группу юристов с целью |
| |Пятигорского |правового обеспечения разработки и реализации |
| |государственного|решений и предложений Союза по развитию высшей |
| |лингвистического|школы. |
| |университета |В целях повышения качества образования поднять |
| | |уровень работы региональных научно-методических|
| | |центров. Для чего Минобразования России |
| | |разработать и ввести в действие Положение о |
| | |региональных научно-методических центрах. |
| |А.А. Рыжкин, |Ректорский корпус Ростовской области против |
| |ректор Донского |замены организационно-правовой формы вузов - |
| |государственного|государственное образовательное учреждение на |
| |технического |форму специализированной некоммерческой |
| |университета |организации. Разработанный проект федерального |
| | |закона «О специализированных государственных |
| | |или муниципальных некоммерческих организациях» |
| | |необходимо обсудить в вузовских коллективах, в |
| | |Советах ректоров вузов регионов. |
| | |Принять меры по сохранению вузовских |
| | |санаториев-профилакториев финансированию, их из|
| | |федерального бюджета. |
| | |Добиваться повышения статуса |
| | |профессорско-преподавательского состава вузов, |
| | |социальной защищенности обучающихся всех |
| | |категорий работников образования, как через |
| | |повышение зарплаты, стипендий, так и через |
| | |развитие вузовской инфраструктуры: медицинское |
| | |обеспечение, организация оздоровительного |
| | |отдыха, питания и т.д. |
| | |Внести изменения и дополнения в главы 21, 25 |
| | |Налогового кодекса РФ в части налогообложения |
| | |образовательных учреждений, соотносительно |
| | |нормам Закона РФ «Об образовании». |


-----------------------
[pic]